Бомбардировщик Ту-160 Белый лебедь — история разработки и применение, конструкция и характеристики, вооружение и модификации, достоинства и недостатки самолета

Ту-160 «Белый лебедь» набирает высоту

Оружие совсем не обязано быть красивым. К примеру, внешность советского боевого вертолета Ми-24 некоторые американские журналисты называют пугающей. Но бывают и обратные примеры, наиболее яркий из которых – это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160. Совершенство и плавность его основных обводов вызывают невольное восхищение. Конечно, красота – не единственное достоинство Ту-160. «Белый лебедь» — самолёт необычный. Он и сегодня остается самым мощным и самым скоростным стратегическим бомбардировщиком в мире. Кроме того, он является важной частью российской ядерной «триады», и способен нанести непоправимый ущерб любому агрессору.

Содержание

История разработки бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь»

В 60-е годы прошлого века в СССР активная разработка стратегических бомбардировщиков фактически не велась. Военно-политическому руководству страны долгое время казалось, что время самолетов уходит, и лучше сосредоточить усилия на строительстве баллистических ракет. Эта ситуация изменилась лишь в 1967 году, когда правительство дало задание оборонной промышленности подготовить проект принципиально нового бомбардировщика. В постановлении Совета Министров были указаны желательные параметры этой машины, включая крейсерскую (даже не максимальную!) скорость в 3 500 километров в час при дальности полета в 13 тысяч километров – совершенно фантастические даже для сегодняшнего дня характеристики.

Наибольшим опытом создания тяжелых бомбардировщиков обладало конструкторское бюро А.Н. Туполева, однако, оно поначалу в проектировании новой машины не участвовало.

Так мог выглядеть Т-4МС – бомбардировщик, спроектированный в КБ П. О. Сухого

Были привлечены два других КБ – П.О. Сухого и В.М. Мясищева. Первое из них разрабатывало проект Т-4МС, основанный на аэродинамической схеме «летающее крыло». В то же время инженеры КБ Мясищева подготовили к 1972 году сразу два перспективных варианта. Один из них, М-18, был по внешнему виду довольно близок к американскому B-1B, который тогда еще только создавался, а второй, М-20, использовал аэродинамическую схему «утка».

КБ А.Н. Туполева привлекли к созданию нового «стратега» в конце 1969 года. По разным причинам, в том числе, возможно, под влиянием Д.Ф.Устинова, это конструкторское бюро вначале попыталось спроектировать самолет на основе пассажирского лайнера Ту-144.

В 1972 году советское Министерство авиационной промышленности провело конкурс, по итогам которого предполагалось выбрать один из проектов стратегического бомбардировщика для последующей «доводки» конструкции и серийного производства. Вариант, предложенный КБ Туполева, был признан наиболее неудачным. Т-4МС произвел сильное впечатление на конкурсную комиссию, однако, военные высказали опасение, что КБ П.О. Сухого не сможет одновременно вести работы по созданию истребителя Су-27, что тогда являлось приоритетным направлением.

Проект Мясищева — М-18 — на этом фоне выглядел наиболее приемлемым. Схожесть с B-1 была скорее плюсом, чем минусом: она указывала на то, что, по крайней мере, компоновка бомбардировщика уже является «проверенной».  В то же время КБ Мясищева не обладало собственной производственной базой и не имело опыта создания сверхзвуковых самолетов.

Один из вариантов «альтернативного» проекта М-20, созданного в КБ Мясищева наряду с М-18

Итоговое решение комиссии выглядело парадоксальным: победитель назван не был, а все дальнейшие работы поручили КБ А.Н. Туполева, предложив другим участникам передать в его распоряжение всю техническую документацию.

Глядя на современный «Белый лебедь» Ту 160, может показаться, что за его основу был взят проект Мясищева М-18, но это не совсем так. В частности, далеко не сразу «туполевцы» остановились на варианте самолета с крылом переменной стреловидности. Долго не могли выбрать и наиболее оптимальную компоновку. Окончательное решение о создании бомбардировщика под обозначением Ту-160 вместе с общим техническим заданием, оговаривавшим требуемые характеристики, было зафиксировано в декабре 1975 года специальным постановлением правительства СССР.

Параллельно с работой по созданию самого самолета осуществлялось проектирование его бортового оборудования, силовой установки и системы вооружения. Все эти задачи были необычайно трудными, но их удалось решить в поставленные сроки.

Первый полет Ту-160 совершил 18 декабря 1981 года. Заводские испытания бомбардировщика продлились до 1985 года, после чего они плавно перетекли в государственные. В середине 1989 года самолет был подготовлен к передаче в войска для опытной эксплуатации.

Первые экземпляры Ту-160 были построены в Москве, а серийная сборка осуществлялась затем в Казани. Отдельные части планера при этом изготавливались в Иркутске, Воронеже и Куйбышеве (ныне Самара).

Утилизация «украинского» Ту-160 на аэродроме Прилуки

Дальнейшая судьба стратегического бомбардировщика складывалась сложно, иногда даже трагично. Часть уже выпущенных серийных машин оказалась после распада СССР на территории Украины, где из-за постоянной нехватки финансирования эти самолеты не получали необходимого обслуживания. В итоге 8 из 19 «украинских» Ту-160 были переданы России, один стал экспонатом музея, а 10 были распилены в присутствии не скрывавших своего злорадства американских сенаторов.

Производство модернизированных Ту-160 может быть возобновлено в ближайшие годы, однако, сообщения об этом пока носят довольно противоречивый характер.

Особенности конструкции бомбардировщика

Ту-160 обладает характерной для многих современных военных самолетов интегральной компоновкой. Подъемная сила создается не только его крыльями, но и фюзеляжем. По аэродинамической схеме это низкоплан с цельноповоротным килем и стабилизатором. При изготовлении планера используются композитные материалы, а также сплавы на основе стали, термостойкого алюминия и титана.

Фюзеляж

Планер самолета Ту-160 состоит из следующих основных частей:

  1. Ф1 – обтекатель для бортовой радиоэлектронной станции;
  2. Ф2 – кабина экипажа и отсек радиоэлектронного оборудования;
  3. Ф3 – первый бомбоотсек и передние наплывы, сопряженные с крылом;
  4. Ф4 – центральная балка-кессон;
  5. Ф5 – второй бомбоотсек, гондолы двигателей;
  6. Ф6 – хвостовая часть и киль.

Кабина экипажа сделана общей, командир и пилот расположены в передних креслах, операторы – позади них.

Кабина экипажа Ту-160

Катапультирование любого из членов экипажа допускается во всех режимах полета.

Крыло

Поворотное крыло переменной стреловидности – один из наиболее заметных элементов конструкции Ту-160. Угол наклона передней кромки может изменяться в диапазоне от 20 до 65 градусов. Механизм поворота, использованный на бомбардировщике, скопирован с аналогичного устройства, устанавливаемого на самолетах Ту-22М, с поправкой на увеличенные размеры и вес крыла. Имеется развитая система механизации.

При наземном обслуживании воспрещается перекладывать крыло в «сверхзвуковое» положение, поскольку при этом хвост бомбардировщика «перевешивает» остальную часть самолета и может даже удариться о бетон.

Шасси

Самолет Ту 160 опирается при выруливании, разбеге и пробеге на три стойки шасси. Для размещения двух основных стоек имеются специальные гондолы. При уборке шасси длина этих стоек уменьшается, что позволяет уменьшить общие габариты самолета. Основные тележки – шестиколёсные. Передняя одноосная  поворотная стойка убирается в особую нишу, в которой также оборудован вход в кабину экипажа. Ширина колеи шасси составляет 5,4 метра. Чтобы не допустить попадания в воздухозаборники посторонних предметов во время взлета, передняя стойка оборудована аэродинамическим дефлектором.

Силовая установка

Ракетоносец Ту-160 оснащается четырьмя двухконтурными турбовентиляторными двигателями НК-32, созданными на Куйбышевском моторном заводе (ныне АНТК имени Н.Д. Кузнецова). Серийное производство началось в 1983 году и возобновлено в 2016.

Двухконтурный турбовентиляторный двигатель НК-32

Номинальная тяга в режиме крейсерского полета составляет 14 000 кгс, а на форсаже этот показатель достигает 25 000 кгс. Гондолы двигателей находятся под фюзеляжем самолета, по два с каждой стороны.

В отличие от американского B-1B, используются регулируемые воздухозаборники, что и позволяет развивать и длительное время поддерживать скорость в 2 200 километров в час. Лопатки турбины двигателя сделаны таким образом, что попадающие на них радиоволны отражаются о поглощающие элементы конструкции. В результате радиолокационная заметность бомбардировщика уменьшается.

Топливная система

В крыле самолета, а также в его фюзеляже имеется в общей сложности 13 баков для горючего. Во время полета бортовая электроника отслеживает положение центра тяжести бомбардировщика и в случае необходимости перераспределяет топливо, предотвращая разбалансирование машины.

Ту-160 может быть дозаправлен горючим в воздухе. Для этого используется выдвижная  штанга топливоприемника, размещенная в носу самолета.

Оборудование

Бомбардировщик оснащен электродистанционной системой управления, включающей в себя как аналоговые, так и цифровые устройства. Обеспечено четырёхкратное резервирование, имеется также механическая проводка, дублирующая команды в случае необходимости.

Поиск целей и наведение на них наступательного вооружения осуществляется при помощи прибора ОПБ-15Р (оптико-телевизионный прицел) и радиолокационной станции с антенной, направленной прямо по курсу полета. Эти элементы оборудования составляют комплекс «Обзор-К», который используется и для картографирования местности.

Рабочее место левого штурмана Ту-160

Защита самолета от истребителей и наземных средств ПВО обеспечивается комплексом обороны «Байкал». В его состав входят устройства для отстрела пассивных помех, а также системы радиоэлектронной борьбы и обнаружения работы радаров противника. Долгое время «Байкал» оставался слабым местом Ту-160 (с аналогичной проблемой столкнулись и создатели американских самолетов B-1B), однако, со временем удалось добиться довольно высокого уровня надёжности этого оборудования. Кроме того, предполагается, что у варианта Ту-160 М2 характеристики оборонительных систем будут существенно улучшены.

Приборная доска в кабине экипажа по современным меркам выглядит устаревшей. Многофункциональные индикаторы в ней не устанавливались, аппаратура в основном «унаследована» от Ту-22М.

Вооружение Ту-160

Бомбардировщик способен поднять в воздух до 45 тонн боевой нагрузки, для размещения которой имеется два отдельных отсека.

Использоваться могут три основных варианта вооружения:

  1. 24 аэробаллистические ракеты Х-15. Имеют сравнительно небольшую дальность полёта – до 300 км, зато скорость при этом достигает 5М. Основной вариант боевой части – ядерный, мощность — 300 килотонн. Имеются также противорадарная и противокорабельная модификации;
  2. 12 крылатых ракет Х-55. Дальность полета – 3 500 км, скорость – до 830 км/ч. Боевая часть – ядерная, мощность — от 200 до 500 килотонн. Существует «конвенциальный» вариант Х-555, дальность полета которого – 2 000 км;
  3. 12 крылатых ракет Х-101. Дальность действия – 5 500 км, вес боевой части – 400 (по другим данным — 450) кг. Имеется ядерный вариант ракеты – Х-102, мощность – до 1 мегатонны. Основное преимущество Х-101 и Х-102 – повышенная точность, круговое вероятное отклонение составляет 5 метров.
Ту-160 запускает крылатую ракету

Ракеты запускаются со специальных барабанных устройств. Прорабатывается возможность использования свободнопадающих и корректируемых авиабомб.

Технические характеристики «Белого лебедя» (ТТХ)

Ту-160 является самым крупным и тяжелым бомбардировщиком в мире. Его основные эксплуатационные параметры таковы:

Вес на взлете275 тонн максимальный, 267,6 тонны нормальный
Вес самолета без вооружения и топлива110 тонн
Высота самолета13,1 м
Размах крыла35,6/ 50,7/55,7 метра в зависимости от режима полета
Длина самолета54,1 м
Запас горючего148 тонн

Следует отметить, что площадь крыла изменяется в зависимости от величины его стреловидности.

Летные характеристики бомбардировщика

В отличие от американского бомбардировщика B-1B, Ту-160 предназначен для полетов в стратосфере, а не у земли. Поэтому при его эксплуатации можно осуществлять полеты с полными баками, достигая тем самым максимально возможной дальности.

Боевой радиус7 300 км
Дальность полета без дозаправки13 950 км максимальная, 12 300 км практическая
Практический потолок16 000 м
Крейсерская скорость850 км/ч
Максимальная скорость2 200 км/ч в стратосфере, 1030 км/ч у земли
Длина пробега и разбега0,9 км

Обращают на себя внимание достигнутые на Ту-160 характеристики скороподъемности  —  4,4 километра в минуту. При выполнении дозаправок этот самолет может находиться в воздухе до 25 часов.

Ту-160 во время перелета в Венесуэлу. Рядом летит F-16 норвежских ВВС

Несмотря на то, что некоторые американские политики пытаются демонстрировать пренебрежительное отношение к «Белому лебедю», этот самолет и сегодня обладает вполне достаточным потенциалом. К его плюсам, в частности, относятся:

  1. Большая грузоподъёмность – до 45 тонн. Ни один другой стратегический бомбардировщик не способен поднять в воздух столь внушительную массу;
  2. Высокая скорость полета. По этому показателю Ту-160 уникален;
  3. Большой боевой радиус. Если B-1B в этом отношении ближе к тактическим самолетам, то «Белый лебедь» по дальности полета довольно близок к куда более медленным Ту-95 и B-52;
  4. Высокий уровень надёжности. Сегодня Ту-160 по этому показателю опережает, к примеру, средний бомбардировщик Ту-22М3.

Из недостатков машины можно отметить в первую очередь её неспособность применять обычное бомбовое вооружение. Это в значительной мере ограничивает практическое использование Ту-160, особенно в региональных конфликтах. Возможно, в дальнейшем данный недостаток будет устранен.

Кроме того, при наземном обслуживании «Белого лебедя» технический персонал испытывает значительные трудности из-за очень высокого уровня шума, создаваемого двигателями самолета. Приходится даже надевать специальные наушники и противовибрационные пояса.

Модификации бомбардировщика

Развитие конструкции Ту-160 после развала СССР фактически остановилось. По этой причине новых серийных модификаций у «Белого лебедя» не появилось.

Ту-160 с подвешенным под фюзеляжем комплексом «Бурлак»

Пока можно говорить лишь о нескольких экспериментальных вариантах машины:

  1. Ту-160М и Ту-160М2. Эти проекты предполагают оснащение самолета новыми системами бортового оборудования, включая станции радиоэлектронной борьбы, средства контроля, навигационную систему. Кроме того, после модернизации «Белый лебедь» сможет применять свободнопадающие и корректируемые авиабомбы;
  2. Ту-160П. Проект, предусматривающий переделку самолета в тяжелый дальний истребитель, вооруженный ракетами «воздух-воздух» большого радиуса действия. Напоминает американский проект B-1R;
  3. Ту-160ПП. Существует в виде макета. Основная идея – превращение бомбардировщика в специализированный самолет РЭБ;
  4. Ту-160К. Платформа для запуска баллистических ракет воздушного базирования. Такой бомбардировщик существовал только в виде эскизного проекта;
  5. Ту-161. Экспериментальный самолет с водородной силовой установкой;
  6. Ту-160НК-74. От базового варианта отличается только двигателями. НК-74 экономичны и позволяют увеличить дальность полета.

Отдельного упоминания заслуживает Ту-160СК — самолет, на котором предполагалось разместить двадцатитонную систему «Бурлак», предназначенную для запуска на орбиту Земли космических аппаратов. Первоначальное предназначение этого комплекса, названного «Воздушный старт», – экстренное пополнение группировки военных спутников, однако, возможно и «гражданское» использование.

Боевое применение

Ту-160 во время выполнения одного из боевых вылетов

Бомбардировщик Ту-160 совершал неоднократные вылеты на патрулирование и дежурство в воздухе, но они совершались обычно без оружия на борту. В то же время самолет был многократно использован для нанесения ударов по террористам, находящимся на территории Сирийской республики. Первый такой эпизод состоялся 17 ноября 2015 года.

Боевое применение Ту-160 проходило в «полигонных» условиях, без какого-либо противодействия со стороны противника и напоминало скорее испытания ракет Х-555 и Х-101. В то же время эти удары были своего рода демонстрацией для западных «партнеров», получивших возможность убедиться в том, что Россия обладает современным высокоточным оружием.

Ту-160 – характеристики бомбардировщика-ракетоносца | Факты ICTV

Ведомства Соединенных Штатов завершили проверку информации о российском инженере, который попросил политическое убежище в США.

Мужчина, который три года занимался производством самолетов Ту-160 на заводе в Казани, вместе с семьей въехал в США со стороны Мексики еще в конце декабря.

Пограничникам инженер заявил, что боится преследования за участие в протестах в поддержку российского оппозиционера Алексея Навального.

Сейчас смотрят

Кроме того, подчеркнул: располагает информацией, что представляет интерес для американского правительства.

По данным СМИ, спецслужбы установили, что россиянин заслуживает доверия, представляет потенциальный интерес для США, после чего его допросили в ФБР.

Правоохранителей, сообщают в издании, интересуют детали производства самолета, а также вопросы системы электронной почты, программного обеспечения, персонала и оборудования, используемого авиастроительным заводом.

Что такое Ту-160: особенности и характеристики

Ту-160 является советским стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем с изменяемой геометрией крыла. 

Классифицируется как сверхзвуковой бомбардировщик, его считают самым мощным боевым самолетом в мире.

На данный момент такие бомбардировщики-ракетоносцы состоят на вооружении РФ, хотя после распада СССР часть парка Ту-160 была и в собственности Украины.

Первый свой полет Ту-160 совершил 18 декабря 1981 года.

Он может развивать скорость до 2200 км/ч на высоте, и до 1030 км/ч у земли. Крейсерская скорость – 850 км/ч.

Максимальная дальность полета Ту-160 без дозаправки – 13 950 км, практическая – до 12 300 км.

Продолжительность полета – до 25 часов.

Вооружение, которое используется на Ту-160, это стратегические крылатые ракеты Х-55 СМ,  предназначенные для поражения стационарных целей с заранее заданными запрограммированными координатами, ввод которых в память ракеты осуществляется перед вылетом бомбардировщика.

Так, ракеты размещают на двух барабанных пусковых установках МКУ-6-5У по шесть штук, в два грузовых отсека самолета.

В случае поражения целей на меньшей дальности на вооружение берут аэробаллистические ракеты Х-15 С: 24 ракеты, по 12 на каждой МКУ.

После специального переоборудования самолет могут оснащать в том числе свободнопадающими бомбами до 40 000 кг различного калибра, включая ядерные, разовые бомбовые кассеты, морские мины и другое вооружение.

Предназначение Ту-160

Такие самолеты предназначаются для поражения наиболее важных целей ядерным и обычным оружием. Также их используют при обстрелах удаленных военно-географических районов и глубокого тыла континентальных театровоенных действий.

Ту-160 в России

Одной из крупнейших известных авиабаз России, где базируются стратегические бомбардировщики Ту-160, является Энгельс-2.

Эта стратегическая авиабаза расположена неподалеку от Саратова. 

В российских медиа сообщали, что по состоянию на 2009 год там находилось не менее 16 Ту-160.

Также рашисты собирались выпустить еще два таких самолета в 2022 году.

Россияне использовали эти бомбардировщики, к примеру, против Сирии в 2015 году.

Ту-160 на вооружении Украины

Первая группа из двух Ту-160 поступила в 184-й Гвардейский Полтавско-Берлинский Краснознаменный ВБАП, базировавшийся в Прилуках Черниговской области, 25 апреля 1987 года. 

Один из этих самолетов принадлежал к опытной серии, второй был главным в военной серии.

К 1991 году на украинской авиабазе в Прилуках (Черниговщина) находилось 19 самолетов Ту-160, которые перешли к Воздушным Силам Украины после распада СССР.

Однако стратегическая авиация не соответствовала военной доктрине Украины, а потому в 1999 году восемь Ту-160 украинские власти отдали россиянам “за газ”, еще девять утилизировали и один остался в Полтаве, в музее Дальней авиации.

Последний уцелевший украинский стратегический бомбардировщик Ту-160

Россия демонстрирует модернизированный ядерный бомбардировщик «Белый лебедь» на фоне киевского удара

Мир

Дэвид Бреннан

Мир Россия Украина Бомбардировщик Дроны

Российская государственная Объединенная авиастроительная корпорация объявила в понедельник об успешном дебютном полете модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М, способного нести ядерное оружие, поскольку Москва продолжает использовать самолеты дальнего радиуса действия, вооруженные ракетами, для бомбардировки объектов критической инфраструктуры в украинских городах.

В ходе полета модернизированного бомбардировщика Ту-160М, одного из 50 заказанных Минобороны России в 2015 году, были проверены устойчивость, управляемость и работоспособность систем управления, включая двигатели и радиоэлектронное оборудование, говорится в сообщении ОАК. Об этом сообщило российское государственное информационное агентство ТАСС.

Исходный Ту-160 — по классификации НАТО «Блэкджек» и прозванный российскими военнослужащими «Белым лебедем» из-за характерного внешнего вида — был принят на вооружение ВВС России в 1919 г. 87. По состоянию на 2016 год в строю оставалось всего 16 единиц. Он был разработан, чтобы составить конкуренцию американскому Rockwell B-1 Lancer, принятому на вооружение за год до Ту-160.

В 2015 году министр обороны Сергей Шойгу приказал возобновить производство Ту-160 с поставкой 50 модернизированных моделей Ту-160М и модернизацией оставшихся 16 самолетов. Первый испытательный полет одного из модернизированных самолетов состоялся в январе 2022 года.

Стратегический бомбардировщик Туполев Ту-160 над Москвой во время военного парада Победы на Красной площади, посвященного 75-летию Победы во Второй мировой войне, 24 июня 2020 года в Москве, Россия. Владимир Астапкович — Host Photo Agency через Getty Images

Обновления включают новые системы наведения, модернизированные крылатые ракеты и комплекс радиоэлектронной борьбы. Россия намерена вооружить Ту-160М гиперзвуковой ядерной ракетой Х-47М2 «Кинжал» в рамках модернизации.

Существующий российский парк Ту-160 использовался вместе с более многочисленными бомбардировщиками Ту-95 для поражения целей во время последнего вторжения Москвы в Украину, которому уже почти 10 месяцев, и конца ему не видно.

Первоначальные силы вторжения Кремля потерпели окончательное поражение к северу от Киева и с тех пор были отброшены на фронтах на юге и северо-востоке страны.

Теперь Москва перешла к атакам крылатыми ракетами и беспилотниками критически важной украинской инфраструктуры, стремясь разрушить национальную энергосистему и заставить украинцев подчиняться.

Температура по всей Украине уже упала ниже нуля, и лидеры в Киеве призвали иностранных партнеров сделать больше для смягчения энергетического кризиса и укрепления противовоздушной обороны Украины.

В ночь на воскресенье Киев подвергся атаке 35 беспилотников-камикадзе иранского производства. Киевские городские власти заявили, что 18 атакующих беспилотников были сбиты, а оставшееся вооружение нанесло «достаточно серьезный» ущерб.

Воскресное нападение на столицу стало третьим за шесть дней. В пятницу по украинским целям было выпущено 76 российских ракет, что, по словам премьер-министра Денис Шмыгаль, было частью усилий «оставить украинцев без света, воды и тепла».

По данным Киева, было сбито 60 ракет.

Бомбардировщики Ту-160 под командованием 121-го тяжелобомбардировочного авиационного полка России находились на авиабазе Энгельс-2 под российским городом Саратов, когда она была поражена взрывами — предположительно от удара украинского беспилотника, хотя Киев не подтвержденная ответственность — в начале декабря. 900:03

По предварительным данным, в результате атаки были повреждены два бомбардировщика Ту-95. База Энгельс-2 регулярно использовалась российскими стратегическими бомбардировщиками для обстрела крылатыми ракетами украинских объектов инфраструктуры.

Запрос на перепечатку и лицензирование, внесение исправлений или просмотр редакционных правил

Спустя десятилетия новый «Белый лебедь» впервые покидает гнездо

заголовок

Первый российский стратегический бомбардировщик Ту-160М (по прозвищу «Белый лебедь»), построенный с нуля, совершил первый полет с аэродрома Авиационного завода имени Туполева в Казани .

Как сообщает Ростех, новый Ту-160М взлетел на высоту 600 метров (1968,5 фута) и пролетел около 30 минут. Экипаж летчика-испытателя Туполева выполнил маневры для проверки устойчивости и управляемости самолета в воздухе.

Программа нового производства стратегического ракетоносца Ту-160 в его модернизированном варианте Ту-160М стартовала Президентом России Владимиром Путиным.

— Реклама —

Для того, чтобы вернуть в производство много лет не выпускавшийся самолет, Туполеву и российской авиакосмической промышленности пришлось восстановить несколько возможностей и модернизировать:

  • В короткие сроки полностью оцифрована конструкторская документация Ту-160М
  • Восстановлена ​​технология вакуумной пайки титановых изделий
  • Возобновлено производство узлов планера самолета Ту-160
  • Новая производственная кооперация предприятий в области металлургии, авиастроения, машиностроения и приборостроения, многие из которых входят в структуру Госкорпорации Ростех.

Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров подчеркнул: «Мы восстановили полный цикл производства Ту-160, но уже в варианте «М», с использованием модернизированных двигателей, модернизированных систем управления, новых навигационные системы и системы управления вооружением. Важную роль в восстановлении производства этих уникальных самолетов сыграла модернизация Казанского авиационного завода: обновлено оборудование цеха, обновлена ​​летно-испытательная база, введена в эксплуатацию крупнейшая в мире установка электронно-лучевой сварки и вакуумного отжига титана. . Сегодня мы видим значительные перспективы у платформы Ту-160: дальнейшее развитие позволит использовать ее для новых видов вооружений, в том числе разрабатываемых в настоящее время», — безусловно, имея в виду гиперзвуковые ударные ракеты.

Самолет сохраняет свой первоначальный вид, но создан на совершенно новой технологической основе, с использованием цифровых технологий.

«Ту-160 — один из самых крупных и высокотехнологичных проектов в авиационной отрасли. Реализация этой программы потребовала не только обновления производственных помещений, но и создания принципиально новой цифровой среды для работы над проектом. К подготовке цифровой документации для программы привлекались несколько авиационных конструкторских бюро. Принципиальное значение сегодняшнего мероприятия в том, что новая машина построена полностью с нуля», — сказал генеральный директор ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) Юрий Слюсарь. «Системы и оборудование нового самолета обновлены и модернизированы на 80 процентов».

Реализация программы модернизации и производства стратегических ракетоносцев Ту-160 потребовала существенного обновления авиакосмической производственной базы.

«В рамках программы на Казанском авиационном заводе обновлено и модернизировано более 40 процентов оборудования цеха, значительная часть коллектива прошла дополнительное обучение. Для Туполева возвращение к производству Ту-160 — это крупный проект, который означает не только обновление материально-технической базы и восстановление ключевых компетенций, но и выход на новый уровень возможностей конструкции…», — прокомментировал управляющий директор «Туполев». Вадим Королёв.

Ту-160 «Белый лебедь» (код НАТО: Blackjack) — сверхзвуковой бомбардировщик с крылом изменяемой геометрии, изначально разработанный в советское время и способный наносить ядерные удары большой дальности с помощью крылатых ракет. В настоящее время в составе ВВС России имеется 16 таких самолетов, и вместе с бомбардировщиками Ту-95МС (также проходящим модернизацию) они составляют наступательную основу стратегической авиации ВКС России.

Учитывая их важность для российской стратегии ядерного сдерживания, Кремль решил провести масштабную программу модернизации своих Ту-160 с новой электроникой и модернизированными двигателями НК-32 02, первый прототип которых был запущен в начале 2020 года. полет модернизированного Ту-160 с новыми двигателями НК-32 02.

Но поскольку 16 самолетов недостаточно для нужд России (например, ВВС США ремоторизируют свои 76 бомбардировщиков B-52 «Stratofortress», чтобы они могли летать после 2050 года), было также заказано строительство 40 дополнительных бомбардировщиков, из обновленный вариант Ту-160М.