Про подводный авианосец / Хабр

Все мы знаем, что во время Второй мировой войны тихоокеанский театр военных действий служил главным местом сражения Японии и США, где, начиная с 1941 года, происходило нереальное воздушное и, что самое главное, водное месиво. И в этом водном месиве каждый вид, каждый тип кораблей имел свою роль и был важен в сражении. Но был один корабль, который был важнее других… Подводная лодка. Возможность подойти к противнику с любой стороны, оставаясь незамеченным, хорошее вооружение, относительно низкая стоимость (они конечно были дорогие, особенно если речь идет о крупных ПЛ, однако все равно были дешевле тех же крейсеров) и стремительный прогресс делали подлодки с каждым днем все важнее и важнее. И вот, на пике своего идейного развития, японские адмиралы решили пойти на самую гениальную (и безумную) идею, что могла только прийти им в голову — они решили сделать подводный авианосец.

Вот, полюбуйтесь. Хорошо виден рельс для разгона самолётов. За ним цилиндрический ангар.

После атаки на Перл Харбор в 1941 году адмирал Ямамото решил, что в идеале войну надо «принести к берегам США», то есть начать массированные атаки на западное побережье Америки. Но у американцев все еще был огромный флот и ВВС… А бомбить то хочется… Ну вот и подумал адмирал: «а почему бы не совместить «стелсовость» подлодки и «бомбичность» самолета?». И он организовал изучение темы авианосных подлодок, с целью такие таки построить. Уже 13 января (практически через месяц после Перл-Харбора), флотское командование получило себе на стол исследование темы и требования к будущей подлодке. Они включали:

  • возможность проплыть три раза туда-обратно до западного побережья Америки, или же один выход туда-обратно в любую точку мирового океана без дозаправки (то есть дальность плавания около 40 000 морских миль или 74 000 км)

  • наличие на борту хотя бы пары самолетов, которые могли бы в свою очередь нести 800кг боевой нагрузки бомбами или торпедой.

И вот, 18 января 1943 года, первая подводная лодка серии I-400 закладывается на верфи Куро. По проекту подлодка имеет подводное водоизмещение 6 670 тонн, что является абсолютным рекордом для ВМВ. Даже первая АПЛ USS Nautilus имела в полтора раза меньшее водоизмещение. Из вооружения есть 8 торпедных аппаратов на случай непредвиденного случая и 20 торпед к оным, а также одна 140мм пушка, 3 строенные установки 25-мм автопушек и еще одна 25мм автопушка (суммарно 10 стволов). Двигательная установка состояла из 4 двигателей по 2 250 л.с. каждый, которые могли разгонять ее до 18.7 узлов (34.5 км/ч) в надводном положении и 6.5 узлов (12 км/ч) в подводном. Топлива у подлодки было настолько много, что она могла обойти Землю полтора раза без дозаправки. Чтобы снизить радиолокационную и акустическую заметность, корпус корабля был облит каучуковым составом, который поглощал звуковые волны (на практике, правда, оказалось, что не очень то и поглощал). Чтобы выдерживать громадные подводные нагрузки при таких размерах (а лодка могла погружаться на 100м, где внешнее давление доходило до 11 атмосфер), центральная часть корпуса была выполнена в виде восьмерки.

Поперечные сечения прочного корпуса лодки

Когда лодка уже была готова, она оказалась крайне неповоротливой из-за своих размеров (длина 122 м). Оно и неудивительно, учитывая что японские инженеры сделали слишком маленькие рули на ней. Также эта лодка, из-за того что безопасная глубина погружения была меньше ее длины, не могла экстренно погружаться (дифферентом на нос помимо заполнения балластных цистерн) в критических ситуациях, что могло быть фатальным в таком случае. Добавьте к этому то, что она была легкозаметна с самолетов в надводном положении (размеры дают о себе знать), и при этом погружалась вдвое дольше американских подлодок. И ваша будущая победа тут же разбавляется горечью грядущего поражения…

I-400 на испытаниях. Подготовка к запуску самолёта M6A Seiran

Но в любом случае, лодка работала, запускала самолеты и могла выполнять возложенные на нее миссии. Но вот была накладочка… На момент принятия первой лодки из серии (I-400) уже был декабрь 1944, и США вертели своим флотом у самых японских островов, поэтому применение лодке нашли получше — бомбардировка Панамского канала «с неожиданной стороны» (из Атлантики, да, пройдя через Индийский океан).

На самом деле неудивительно, что его хотели разбомбить — канал был единственным способом соединения двух побережий США по морю, а по морю и транспорт ходил, и конечно же военные корабли с верфей сходили. Но вот незадача, к моменту как в адмиралтействе начали задумываться над атакой на канал (август 1943), там уже была очень хорошо укрепленная оборона, ведь американцы тоже прекрасно понимали его значимость. Таким образом, единственное нормальное средство, которым могли располагать японцы в этой атаке, были именно эти подлодки, на что и сделали ставку.

Началась масштабная подготовка к атаке, вплоть до того, что в июне 1945 был изготовлен деревянный макет главной цели (шлюзы канала), по которому экипажи обучались действовать максимально собранно и быстро. Но благо командование флота поняло, что к этому моменту атака Панамского канала не даст никакой тактической выгоды для Японии, и цель изменили. Нужен был удар, который смог бы остановить или хотя бы замедлить стремительное продвижение американских ВМФ и ВВС. Для атаки была выбрана база на атолле Улити, где на тот момент собралось ни много ни мало 15 американских авианосцев для нанесения ударов по главным японским островам.

Улити тут.

План этой атаки был следующий: две подлодки с разведывательными самолетами должны были подойти к атоллу, оттуда произвести разведывательные полеты и выяснить расположение, количество целей и другие стратегические моменты. После этого эти подлодки должны были быть вооружены полноценными легкими бомбардировщиками, и плыть к Сингапуру, где они присоединятся ко всем остальным участвующим подлодкам. После этого начнется вторая фаза атаки, под кодовым названием Arashi, то есть «Шторм». Две подлодки (I-400 и I-401) занимают определенную позицию в ночь с 14 на 15 августа, и 17 августа запускают по три самолета каждый, и эти самолеты на бреющем полете летят, избегая обнаружения радарами и встреч с патрулирующими группами, которые обычно летают на 4 км высоты. Также, для еще большей запутанности, эти самолеты были перекрашены в серебристый цвет, и на них были нанесены обозначения ВВС США. Во-первых, это прямое нарушение международных военных правил, а во-вторых, летчики были крайне возмущены этим фактом — летать гордым японцам, да под знаками подлых американцев было крайне унизительно. Но факт есть факт. После атаки подлодки должны были отплыть к Сингапуру и встретиться с другими двумя подлодками.

С этим походом связана одна флотская байка

Летчик с I-400 Казуо Такаши вспоминает, что за два дня до выхода с базы командир лодки капитан 1-го ранга Аридзуми произвёл каждого пилота в фельдмаршалы вручил каждому пилоту персонально самурайский меч (короткий меч Токо) с выгравированной на нем подписью командующего Объединенным флотом адмирала Тойеда в знак того, что теперь они становятся отважными пилотами-камикадзе.

Но, этому плану тоже не было суждено сбыться. 11 августа, подлодка (не наш герой) с разведывательным самолетом была перехвачена с воздуха, так как плыла на поверхности на тот момент. После этого ее настиг флот США и потопил глубинными бомбами. Япония сдалась до того, как часть Arashi началась, и 22 августа экипажам было приказано уничтожить все оружие. Торпеды были выпущены в никуда, а самолеты были запущены без пилотов и со сложенными крыльями…

По итогу войны, все три лодки, построенные по проекту I-400 (I-400, I-401 и I-402), сдались ВМФ США. Когда I-400 сдалась американскому эсминцу USS Blue, то американский экипаж не поверил своим глазам: японская лодка была такой же ширины, что и эсминец, а в длину превосходила его на 7 метров. Это настолько превышало размеры любой американской подлодки, что экипаж просто не поверил своим глазам.

Осмотр американцами подводной лодки I-400. Открыт люк ангара хранения самолётов Seiran

После сдачи лодок, они были отвезены на позиции под названием «Point Deep Six», где были напичканы взрывчаткой, взорваны и таким образом потоплены…

Но в 2005 году группа исследователей из Гавайской подводной исследовательской лаборатории нашла место потопления I-401 с нею самой на глубине 820м. Позже, уже в 2013, эта же группа обнаружила останки I-400 на глубине 700м. По ее останкам было видно, что она была потоплена торпедами, после чего начала разрушаться и тонуть носом вниз.

Заключая, скажу, что это был действительно великий проект. Эти подлодки будут превзойдены по размерам только в 1957 году атомными подлодками USS Triton. Но она не смогла себя показать в бою, к чьему-то сожалению или счастью. В наше время уже никто даже думать не будет о подводных авианосцах, так что это был единственный шанс человечества узнать, каково это. И это было великолепно.

Останки лодки на дне

Автор: Аким Облапенко

Оригинал

Подводная лодка – авианосец I-400 масштаб 1:144

Описание

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
I-400 была самой большой подводная лодкой, принятой на вооружение во время Второй Мировой Войны. И оставалась таковой вплоть до появления атомных подводных лодок. Длина I-400 составляла 122 метра. Эти размеры были необходимы для размещения трех самолетов-бомбардировщиков. Да, это была подводная лодка – вианосец. Время погружения подлодки составляло всего около минуты. Спроектированы в 1942—1943 годах на роль подводных авианосцев сверхдальнего радиуса действия для операций в любой точке земного шара, в том числе у побережья США. Подводная лодка должна была иметь дальность плавания в 40 000 морских миль (74 000 км). Авиационная группа I-400 состояла из трёх гидросамолётов, бомбардировщиков-торпедоносцев Aichi M6A Seiran, с возможностью перевозить также четвёртый в частично разобранном виде. В походном состоянии самолёты хранились в ангаре, размещавшемся в рубке, при этом всё оперение самолётов складывалось так, чтобы не выходить за радиус пропеллера. I-400 была построена на верфи флота в Куре. Заложена 18 января 1943 г, спущена на воду в январе 1944 г. Введена в строй 30 декабря 1944 г. Сдалась американцам 27 августа 1945 г. Причем американцы до самого захвата не знали о существовании у японцев таких подводных лодок. После запроса советской стороны об этих субмаринах, американцы, боясь утечки информации в СССР, затопили все три доставшиеся им подводные лодки проекта I-400.

СОДЕРЖИМОЕ НАБОРА МОДЕЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
Японская фирма Woody Joe предлагает вам сборную деревянную модель этой подводной лодки в масштабе 1:144. Корпус субмарины делается по традиционной наборной технологии из вырезанных лазером шпангоутов и киля. Палубы и продольные стрингеры обеспечивают жесткость почти 80 см корпуса. Обшивка корпуса выполняется из реек сосны, а на палубу идут рейки смолянистого тика 0,5х3 мм. Готовый корпус грунтуется, шпаклюется, снова грунтуется и окрашивается. Рубка с ангаром для самолетов имеет обшивку из фототравленных пластин сложной конфигурации, причем на пластинных предусмотрены ступеньки для стыковки друг с другом. Фототравлением же даны и леерные ограждения. Помимо деревянных деталей, вы найдете и металлические литые элементы. Это всевозможные люки и крышки, зенитная артиллерия, якоря, гребные винты. Завершают модель красивое основание, табличка и флаги. Кроме того, к этой подлодке отдельно можно купить и гидросамолет Aichi M6A Seiran. Сборочная инструкция в понятных пошаговых фотографиях, нумерация деталей простая, пояснения на японском языке, что заставит вас думать и смотреть на несколько шагов вперед.

Внимание!!! Инструкция на японском языке!

Масштаб: 1:144
Изготовитель: Woody Joe (Япония)
Длина: 847 мм
Высота: 191 мм
Ширина: 83 мм

Пошаговая фотоинструкция.
Музейное качество.
Лазерная резка.
Высокая сложность.

АН-1: план Америки по созданию подводных авианосцев

Сегодня американские атомные авианосцы и подводные лодки с баллистическими ракетами представляют собой две наиболее мощные формы проецирования силы, которыми когда-либо владела какая-либо сила в военной истории. На короткое время в конце 1950-х у Америки были планы объединить их в единое супероружие в стиле GI Joe: подводный авианосец.

Ядерные дни до того, как мы получили MAD

В течение коротких четырех лет после того, как Соединенные Штаты сбросили единственные атомные бомбы, когда-либо использованные в гневе, на японские города Хиросиму и Нагасаки, Америка обладала монополией на разрушительную силу расщепления атома . Но 29 августаВ 1949 году бывшие союзники Америки по Второй мировой войне в Советском Союзе провели собственные ядерные испытания на Семипалатинском полигоне в современном Казахстане. Хотя использование Америкой атомного оружия, возможно, привело мир к атомной эре, именно советское испытание бросило две доминирующие мировые сверхдержавы в затянувшееся на десятилетия состязание в гляделки, известное нам сейчас как холодная война.

15-килотонный ядерный артиллерийский выстрел из 280-мм пушки 25 мая 1953 года на полигоне в Неваде. (Фото любезно предоставлено Национальным управлением ядерной безопасности/Полевым офисом в Неваде)

Огромная разрушительная сила этого нового оружия вызвала стратегический сдвиг в военных операциях по всему миру. Сегодня трудно в полной мере оценить масштаб проблемы, которую ядерное оружие представляло для военных операций в те первые дни. С начала 1960-х ядерные державы мира действуют по концепции взаимного гарантированного уничтожения , или MAD . Предпосылка MAD была проста, изложенная министром обороны при президенте Кеннеди Робертом Макнамарой: любая отдельная советская ядерная атака будет встречена шквалом американского ядерного оружия, что вызовет полномасштабный запуск советского ядерного оружия в виде смертоносного каскада.

Все знали, что результатом станет конец жизни, какой мы ее знаем. MAD гарантировал, что в ядерном конфликте не будет победителей , что фактически сделало ядерное оружие спорным на поле боя. Если одно ядерное нападение может привести к концу света, то в интересах всех наций вообще никогда не проводить такое нападение. Но с года до года до появления доктрины MAD ядерное оружие в значительной степени рассматривалось как любое другое оружие в национальном арсенале. Потому что это оружие было и способны, многие военачальники начали разрабатывать целые стратегии вокруг их творческого использования (от разработки того, что впоследствии станет ядерной триадой Америки, до развертывания ранцевых ядерных боеголовок на лыжных «зеленых беретах»).

Во время Холодной войны спецоператорам было поручено нести ранцевые ядерные бомбы SADM в тыл врага. (Фотографии Министерства обороны)

Конечно, не все военное планирование было основано на поиске новых способов применения ядерного оружия. Также была острая необходимость в разработке стратегий и технологий, которые могли бы бороться с после первые несколько залпов обмена ядерными ударами. Одной из областей, вызывающих особую озабоченность, была новообретенная авиационная мощь Америки. В начале Второй мировой войны Соединенные Штаты содержали всего около 2500 военных самолетов, но к концу войны Америка стала авиационным центром. Имея более 300 000 тактических самолетов и парк самых передовых бомбардировщиков на Земле (B-29 Stratofortress), Америка знала, что потенциальная третья мировая война будет вестись в основном в небе… но это создавало проблему. Как вы запускаете самолеты после того, как все ваши аэродромы были стерты ядерным огнем?

Этот вопрос привел к ряду интересных программ, в том числе к НЛО-подобному VZ-9 Avrocar, которому теоретически не нужны взлетно-посадочные полосы для взлета. Другая стратегия, впервые представленная в 1950-х годах, предусматривала наличие флота истребителей, которым не нужны взлетно-посадочные полосы или даже ангары, на которые могут нацеливаться вражеские бомбардировщики. Вместо этого ВМС США хотели запускать истребители с подводных лодок, точно так же, как они экспериментировали с запуском крылатых ракет.

Запуск крылатых ракет с подводных лодок.

USS Halibut (WikiMedia Commons). ядерной триады. На самом деле концепция казалась настолько многообещающей, что некоторые официальные лица ВМФ начали задаваться вопросом, могут ли они запускать небольшие истребители с корпуса подводной лодки, как они могли запускать ракеты.

СВЯЗАННЫЕ: ЧТО ТАКОЕ ЯДЕРНАЯ ТРИАДА АМЕРИКИ?

После проведения ракетных испытаний на борту модифицированных кораблей ВМФ построил две дизель-электрические подводные лодки с крылатыми ракетами, известные как класс Grayback. Эти субмарины могли нести четыре большие ракеты Regulus II — крылатые ракеты с турбореактивным двигателем. После многообещающих характеристик подводных лодок класса Grayback ВМС построили единственное судно класса Halibut: атомную подводную лодку проекта проекта , которая могла нести пять таких больших ракет. В отличие от современных баллистических ракет подводных лодок, эти ракеты не запускались, когда подводная лодка находилась в подводном положении. Вместо этого он должен всплывать и запускать крылатые ракеты через аппарель, спускающуюся по носу корабля.

Для защиты от вражеских кораблей USS Halibut также нес шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов, что превращало 350-футовую подводную лодку в боевого гиганта водоизмещением 5000 тысяч тонн. Благодаря ядерному реактору S3W у «Палтуса» была неограниченная дальность полета, что было важно, поскольку ракеты «Регулус II», которые он нес, имели дальность всего около 1000 миль.

Поскольку «Палтус» был разработан для развертывания крылатых ракет того же размера и веса, что и пилотируемые истребители, флот увидел возможность. Эти новые подводные лодки можно было использовать не только для ракет… их также можно было использовать в качестве носителей.

План строительства подводных авианосцев

(WikiMedia Commons)

Вторая мировая война доказала ценность авианосцев для ВМС США, но после потери в конфликте пяти таких кораблей и еще семи эскортных авианосцев ВМФ смог увидеть ценность авианосца, который мог уйти под воду после запуска своих истребителей.

Используя «Палтус» в качестве модели, ВМС США разработали подводный авианосец АН-1, который должен был нести восемь истребителей, размещенных в двух ангарах внутри корпуса корабля. Чтобы запустить истребители, подводная лодка всплывала и ориентировала истребители вертикально для запуска. Чтобы управлять вертикальным запуском, к самолету будут прикреплены отдельные ускорители, как только они окажутся на пусковой направляющей. Затем эти ускорители запускали, подбрасывая истребитель в воздух с достаточной скоростью и высотой, чтобы собственные двигатели истребителя могли поддерживать его в полете.

По планам ВМФ, подводный авианосец АН-1 мог запустить четыре истребителя всего за 6 минут и все восемь истребителей менее чем за восемь минут. Сегодняшние суперавианосцы класса «Нимиц» могут запускать по истребителю каждые 20 секунд при движении на полном ходу, но, тем не менее, восемь истребителей за восемь минут в то время считались впечатляющей цифрой, особенно для авианосца, который после старта может снова погрузиться под воду.

Первоначально флот надеялся использовать с новой подводной лодкой обычные истребители, и на короткое время на эту роль рассматривался Grumman F-11F Tiger. Но 19В 50-е годы развитие авиации было настолько быстрым, что F-11 вскоре был признан слишком медленным , чтобы конкурировать во второй половине 20-го века. Вместо этого военно-морской флот обратился к компании Boeing за разработкой специализированных истребителей, которые могли бы не только справиться с нагрузкой вертикального пуска с подводной лодки авианосца, но и развить скорость до 3 Маха.

Проблемы управления истребителем с подводного авианосца

Предложенные истребители Boeing так и не получили официального обозначения, но в планах предусматривалось, что они будут иметь общую длину 70 футов при высоте 190,5 фута и размах крыла всего 21,1 фута. Они должны были использовать реактивный двигатель Wright SE-105 с тягой 23 000 фунтов, а экипаж должен был состоять из одного пилота.

План Боинга предусматривал установку на истребители двух дополнительных двигателей SE-105 для обеспечения вертикального взлета, но как только он достигнет достаточной высоты, самолет выбросит два дополнительных двигателя, которые позже будут восстановлены для повторного использования. .

Испытания вертикального взлета на других платформах доказали жизнеспособность такого подхода к запуску, но взлет — это только половина того, что делают истребители на борту авианосцев. Чтобы работать, истребителям также нужно было уметь земля . На надводных авианосцах это делается в несколько традиционной манере: истребители приземляются на палубу авианосца и используют хвостовой крюк и трос, чтобы остановить его движение вперед.

Не имея достаточно места на палубе для таких посадок на подводной лодке, компания Боинг рассматривала возможность вертикальной посадки своих истребителей АН-1 так же, как они взлетали. Теоретически было возможных , но испытания такого захода на посадку оказались слишком рискованными для всех, кроме самых опытных пилотов. Чтобы приземлиться вертикально с двигателем, обращенным к палубе корабля, пилоты должны были бы повернуться и посмотреть через плечо во время посадки — как с помощью реактивного двигателя, чтобы вернуться на место стоянки с 9.0009 выше , прекрасно зная, что ваш самолет (и, возможно, подводная лодка) взорвется, если вы сделаете малейшую ошибку.

Военный ландшафт снова резко изменится в последующие годы, поскольку новые баллистические ракеты позволили запускать ядерное оружие по удаленным целям с большой точностью, а доктрина гарантированного взаимного уничтожения снизила вероятность раннего обмен ядерными ударами стирает аэродромы. В конечном итоге Америка вложит значительные средства в крупные авианосцы, которые, хотя и не могут спрятаться от вражеских ракет, предлагают гораздо больше возможностей и универсальности, чем когда-либо могли бы быть подводные авианосцы АН-1.

Подробнее из Sandboxx News:
  • План ВМФ по запуску C-130 с авианосцев (который сработал)
  • Почему ВМФ никогда не размещал F-22 на авианосцах
  • XF-85 Goblin: Маленький американский истребитель для летающих авианосцев
  • Seahawk: план Lockheed по размещению F-117 на авианосцах
  • Безумные летающие авианосцы Америки могли бы сработать

Главное изображение: ВМС США

Статья впервые опубликована 22.12.2020

Автор

Японские подводные авианосцы — Сеть истории военных действий

Фил Циммер

У капитан-лейтенанта Стивена Л. Джонсона возникла проблема; очень большая проблема. Его подводная лодка класса Balao , Segundo , только что засекла крупный радиолокационный контакт на поверхности примерно в 100 милях от Хонсю, одного из родных островов Японии, направляясь на юг в сторону Токио. Вторая мировая война на Тихом океане только что закончилась, и последовавшее за этим прекращение огня длилось 14 дней. Официальные мирные документы не будут подписаны еще несколько дней, 2 сентября 1945, на борту линкора USS Missouri в Токийском заливе.

Когда Джонсон приблизился к другому кораблю, он понял, что это была гигантская подводная лодка, настолько большая, что сначала она выглядела как надводный корабль в темноте. У американцев не было ничего такого размера, поэтому он понял, что это должна быть японская подводная лодка.

Это была первая команда долговязого 29-летнего командира. Он и его команда столкнулись с самой большой и, возможно, самой современной подводной лодкой в ​​мире. японцы I-401 был длиннее футбольного поля и имел надводное водоизмещение 5233 тонны, что более чем в три раза превышает водоизмещение Segundo . Однако более тревожным было вооружение подлодки, которое включало 5,5-дюймовую пушку на корме, три трехствольных 25-мм зенитных орудия, одно 25-мм орудие, установленное на мостике, и восемь больших торпедных аппаратов в носовой части.

На большой подводной лодке был установлен черный флаг обязательной капитуляции, но когда «Сегундо» двинулся вперед, японское судно быстро двинулось в темноту. Движение и продолжающееся отображение флага Восходящего Солнца вызвали обеспокоенность. Судно Джонсона преследовало судно, которое в конце концов замедлило ход с приближением рассвета. Он направил свои носовые торпедные аппараты на корабль, когда два корабля вступили в мексиканское противостояние.

Джонсон и его команда уже получили разрешение потопить упрямое японское судно, если это будет необходимо, но он понял, что у него есть карьерный рост и, возможно, многообещающая технологическая награда. Многое зависело от этого неопытного капитана американской подводной лодки и его коварного противника в морях у берегов Японии.

Мало ли Джонсон знал, что японская подводная лодка была частью эскадры И-400 , в основном подводных авианосцев, и что И-401 нес командир Тацуносукэ Ариидзуми, разработчик сверхсекретных подводных лодок, изначально предназначенных для нанести удар по территории США серией внезапных атак. Ариидзуми считался «отцом I-400 серии » и верный последователь императора с многолетним опытом службы в японском флоте, поэтому капитуляция была позором, который он не мог вынести.

Джонсону также пришлось сражаться с лейтенантом-коммандером. Нобукиё Намбу, капитан I-401 , который проследил свой боевой опыт до Перл-Харбора. Теперь он командовал самой большой в мире подводной лодкой, предназначенной для перевозки трех современных штурмовиков в специально построенном ангаре, расположенном наверху судна. Эти секретные самолеты Aichi M6A1 изначально были разработаны для «второго Перл-Харбора» или другого внезапного нападения, возможно, даже на Нью-Йорк или Вашингтон, округ Колумбия.Подлодки 0009 И-400 серии сами по себе были полны технологических сюрпризов. Они были способны совершить полтора кругосветных путешествия без дозаправки, имели максимальную надводную скорость 19 узлов (или почти 22 мили в час) и могли оставаться в патрулировании в течение четырех месяцев, что вдвое дольше, чем у Segundo.

Ни Намбу, ни командующий Ариизуми с готовностью не приняли заявление императора о капитуляции, когда оно было передано по радио 15 августа. Последующие коммюнике из Токио были исключительно запутанными, особенно Приказ 114, который подтверждал, что мир был объявлен, но что все подводные лодки должны были «выполнить заранее определенные миссии и атаковать врага в случае обнаружения».

И-400 : Оружие для второго Перл-Харбора

Именно адмирал Исороку Ямамото, командующий Объединенным флотом Японии и разработчик нападения на Перл-Харбор, призвал к строительству И-400 серии . через три недели после Перл-Харбора. Проницательный Ямамото, который позже погиб, когда его самолет был сбит американскими истребителями, много лет назад совершил поездку по Соединенным Штатам и предостерег от затяжной войны с высокоразвитыми Соединенными Штатами.

Однако, как только Япония вступила в войну, он считал, что подводные авианосцы, сбрасывающие бомбы «как дождь» на крупные города США, наверняка заставят американский народ «потерять желание сражаться». Ямамото полагал, что вторая внезапная атака, за которой последует еще больше, окажется психологически разрушительной для американцев и, возможно, станет лучшим способом заставить американцев просить мира.

Японцы уже имели опыт использования подводных лодок-несущих самолетов, но это были поплавковые самолеты, используемые в основном для разведки. Поплавковые самолеты могли быть легко сбиты с неба американскими истребителями, а на каждой подводной лодке был только один самолет, чего едва ли было достаточно, чтобы подтолкнуть американцев к столу переговоров. Ямамото всегда мыслил масштабно, и он призвал к созданию подводной лодки, которая могла бы пройти без дозаправки 40 000 морских миль, что почти в четыре раза превышает дальность полета Balao — подводная лодка типа Segundo.

Во время короткой церемонии на борту одной из подводных лодок-авианосцев японский военно-морской флаг спускается и заменяется звездно-полосатым, поскольку судно передается под контроль ВМС США после капитуляции Японии.

Кроме того, подводные лодки проекта И-400 серии будут нести 1750 тонн топлива, продовольствия на четыре месяца в море для своего экипажа от 147 до 157 человек, а также два штурмовика со скоростью 220 миль в час и дальностью полета около 600 миль. Ангар на вершине подлодки должен быть не менее 100 футов в длину, чтобы первоначально вместить два самолета, и быть достаточно прочным, чтобы выдерживать давление на глубине и возможную атаку вражеских самолетов при всплытии.

Подводные лодки Yamamoto класса I-400 будут иметь водоизмещение около 6560 тонн в подводном положении, что примерно в три раза превышает водоизмещение крупнейших американских подводных лодок, и будут иметь длину чуть более 400 футов, что делает их размером с небольшой крейсер. Поскольку одна из подводных лодок была больше эсминца, «не было бы преувеличением сказать, что Ямамото просил что-то вроде небольшого подводного авианосца», — заметил один наблюдатель.

Ямамото призвал к строительству 18 массивных подводных лодок, несущих в общей сложности 36 штурмовиков.

К 19 июня план прошел через традиционно медлительную японскую военно-морскую бюрократию.42, строительство первых пяти подлодок должно было начаться в январе 1943 года. Название особого класса подводных лодок было сокращено до Sen-toku.

Штурмовики пришлось разрабатывать с нуля. Потребность в скорости, дальности полета и полезной бомбовой нагрузке приличного размера требовала компромиссов. Крылья должны были быть складными, чтобы поместиться внутри трубы или ангара на подводной лодке. Работы по проектированию, испытаниям и постройке самолета были переданы на аутсорсинг компании Aichi Aircraft Company.

Для увеличения дальности полета и скорости с самолетов убраны поплавки. Экипаж возвращался после атаки, бросал самолет и подбирался подводной лодкой. У каждого самолета был пилот/бомбардир впереди и радист/штурман/хвостовой стрелок сзади. Первоначальные планы предусматривали использование стационарного 7,7-мм пулемета, обращенного вперед, и 13-мм пушки Тип 2, обращенной назад, с ленточным питанием и боезапасом 300 патронов.

У программы I-400 действительно были недоброжелатели в сильно бюрократизированном Императорском флоте Японии. После поражения при Мидуэе в начале июня 1942 года Япония стала больше уделять внимания защите родины и гораздо меньше — возможным нападениям на материковую часть США с использованием больших подводных лодок. Смерть Ямамото в середине апреля 1943 года, всего через несколько недель после его 59-летия, сыграла на руку консервативным японским командирам. Было приказано сократить количество строящихся подводных лодок, хотя 9Ударную способность 0009 И-400 s предполагалось увеличить за счет добавления третьего штурмовика к большим кораблям и добавления второго самолета к двум меньшим подводным лодкам,

И-13 и И-14 .

Не менее важно и то, что японские военно-морские чиновники осознали, что с потерей Гуадалканала оборонительный периметр страны оказался под угрозой. Нью-Йорк и Вашингтон были отброшены как цели для подводных авианосцев в пользу нападения на Панамский канал. Успешная атака на канал задушила бы американскую военную машину в Тихом океане и выиграла бы время для японцев, чтобы перегруппироваться и укрепить оборонительный периметр страны.

«Буря с ясного неба»

Первый испытательный полет штурмовика «Айти» состоялся 8 ноября 1943 года. Самолет, получивший название «Сейран» или «Буря с ясного неба», как сообщается, довольно хорошо управлялся как первая в мире подводная лодка. бортовой штурмовик-бомбардировщик. Японцы начали собирать ограниченную доступную информацию о сильно укрепленном Панамском канале. Их анализ показал, что разрушение ворот, ведущих к озеру Гатун, вызовет массивное излияние воды, разрушив другие ворота на своем пути, устремившись к Карибскому морю.

Около 40 000 солдат Соединенных Штатов защищали канал. Подходы были сильно заминированы, и в Колоне, на острове Маргарита, в Торо-Пойнт и в Форт-Шермане были крупные укрепления. Последний имел 16-дюймовую пушку с дальностью стрельбы около 25 миль. Зенитные батареи, радиолокационные станции, прожекторы, девять баз самолетов и 30 станций предупреждения о самолетах дополняли оборону канала.

После нескольких недель планирования японцы придумали стратегию нападения на шлюзы Гатун на рассвете, когда ворота были закрыты и предположительно слабая оборона. Атака должна была произойти в сухой сезон, потому что для пополнения озера Гатун потребуется больше времени, и она будет проведена с использованием комбинации бомб и торпед. Изначально это не должно было быть терактом смертника; пилоты возвращались к подводным лодкам, и их подбирали после того, как они бросали свои самолеты.

У планировщиков был почти целый год, чтобы спланировать атаку на начало 1945 года. Но впереди были проблемы, потому что ни одна из подводных лодок не была готова, а самолеты еще не были в стадии производства. Из-за фактической блокады, установленной военно-морским флотом США вокруг Японии, стали особенно не хватать в Японии, в результате чего официальные лица сократили запланированное производство подводных лодок I-400 до пяти плюс две меньших I-13 и . Подводные лодки И-14 проекта .

Несмотря на проблемы, планирование продолжалось, показывая, насколько сильно японцы верили в план выведения из строя Панамского канала и, таким образом, прекращения растущего потока американских солдат и военной техники в Японию. Потеря Панамского канала может побудить союзников изменить свое требование о безоговорочной капитуляции.

Американский военно-морской персонал осматривает ангар японского подводного авианосца. Труба ангара была герметизирована резиновой прокладкой толщиной в два дюйма, а люк можно было открыть гидравлически изнутри.

Рассмотрено биологическое оружие для эскадрильи Sen-toku

Японцы работали над этим, и к концу 1944 года И-400 и меньший И-13 были завершены и переданы ВМФ. В начале января 1945 г. был введен в строй И-401 , а к середине марта 1945 г. был принят на вооружение И-14 , последний из подводных авианосцев. 1944 г., когда нехватка рабочей силы была настолько острой, что многие авиастроители были школьницами в возрасте от 12 до 15 лет. Японцы продвигались вперед, несмотря на проблемы с двигателями самолета, два землетрясения и многочисленные налеты американской авиации, которые замедлили производство.

В качестве важного замечания следует отметить, что в то время как подготовка к атаке на Панамский канал шла полным ходом, вице-адмирал Джисабуро Одзава, заместитель начальника Генерального штаба ВМС, выдвинул еще одну идею использования подводных лодок Сен-току. . Он предложил вооружить самолеты «Сейран» биологическим оружием для применения против населенного пункта на западном побережье США.

С доктором Широ Исии, ведущим японским экспертом по вирусам и главой печально известного армейского подразделения 731 в Маньчжурии, консультировались. Он рекомендовал, чтобы самолеты сбрасывали зараженных чумой блох, что он успешно испытал в Китае, в Соединенных Штатах с Сан-Франциско, Лос-Анджелесом или Сан-Диего, предложенными в качестве целей. В конце марта от этого плана отказался начальник генерального штаба сухопутных войск, назвавший его «непростительным по гуманитарным соображениям».

Фактически, японская армия, руководившая разработкой биологического оружия и испытавшая его на китайских и американских военнопленных, отвергла идею использования этого оружия против американского гражданского населения в конце войны, возможно, полагая, что война уже потерял.

Подготовка к рейду

Беспощадное наступление американцев нанесло ущерб. К началу 1945 года в японском флоте осталось всего 20 современных подводных лодок, в том числе в составе эскадры «Сэн-току». Проблемы возникли, так как в наличии два Подлодки И-400 начали испытательные пуски своих самолетов Sieran. Каждая подводная лодка должна была подняться на поверхность и поднять свои три самолета в воздух в течение 30 минут, но фактические тренировки показали, что это заняло около 45 минут. Эти дополнительные 15 минут пребывания на поверхности могут означать разницу между жизнью и смертью пилотов и экипажей. Они также столкнулись с операционными проблемами при своевременном запуске самолета. Горючего для подводных лодок и Sierans также не хватало. Наличие мин усложняло задачу японскому командованию.

Из-за растущего чувства безотлагательности японцы изменили свои планы. Торпедная атака была исключена, поскольку летчики еще не приобрели необходимые навыки. Было решено, что каждый из 10 самолетов, предназначенных для миссии через Панамский канал, будет нести одну 1760-фунтовую бомбу, самую большую в арсенале ВМФ и подобную той, которая потопила линкор USS Arizona в Перл-Харборе. По сути, пилоты теперь тоже совершат самоубийственный заход, потому что они должны были разбить свои низколетящие самолеты о шлюзы, тем самым обеспечив успех миссии. Пилоты спокойно приняли это решение.

Дата отъезда назначена на середину июня. Продолжая тренировки, экипажи более крупных подводных лодок смогли катапультировать первые два самолета примерно за четыре минуты каждый. С небольшими усилиями третий самолет можно было запустить за 20 минут, в результате чего общее время запуска составило немногим менее получаса, что составляло почти всю жизнь, когда он всплыл и покачивался в сильно патрулируемых водах противника.

Сейранские пилоты совершили тренировочные бомбардировки залива Нанао против полноразмерной копии ворот Гатун. Пилоты уже знали, в чем состоит ставка, потому что настоящая атака предполагала полеты низко и быстро без поплавков и с боевыми бомбами, прочно прикрепленными к их самолетам. Отладка самолетов оказалась сложной задачей: девять человек погибли в авиакатастрофах, а еще один погиб в результате несчастного случая, не связанного с полетом. Обучение на борту И-14 оказалось особенно трудным, потому что это была последняя из четырех подводных лодок Sen-toku, введенных в строй, и у экипажа было меньше всего времени на подготовку.

Подводные лодки в конце войны

Падение Иводзимы в марте 1945 года и нападение американцев на Окинаву усилили беспокойство японских планировщиков, поскольку американцы приблизились к родным островам. Война опередила планировщиков, и запланированное нападение на Панамский канал было отменено. Как уже отмечалось, велись дискуссии о возможном использовании самолетов для внезапной атаки на Сан-Франциско или Лос-Анджелес, но и они были отложены в сторону в пользу плана атаки вражеских авианосцев в Улити, большом плацдарме недалеко от острова Truk в Каролинах, который использовали американцы.

Две большие подводные лодки должны были двигаться к Улити независимо друг от друга в целях безопасности, а затем сблизиться с целью и начать атаку в середине августа. И-14 и И-13 должны были достичь удерживаемого японцами Трука, поднять свои самолеты в воздух и доложить об условиях в Улити, чтобы убедиться в присутствии американских авианосцев. И-13 так и не добрался до Трука и был правильно сочтен потерянным. И-14 прибыл в Трук 4 августа, и на следующий день его самолеты пролетели над Улити.

Вскоре после этого до подводных лодок дошло известие, что атомная бомба разрушила Хиросиму, а 15 августа японские моряки услышали радиопередачу от императора, призывающего своих воинов сложить оружие. Последующие приказы с родины сбивали с толку: один приказал всем капитанам подводных лодок выполнить заранее определенные задания. 16 августа подводные авианосцы получили четкий приказ об отмене запланированной атаки на Улити всего за несколько часов до 9 августа. 0009 И-401 должен был запустить свои самолеты. Подводные лодки были отправлены в Куре, и И-401 повернули курс на роковую встречу с лейтенантом-коммандером. Джонсон и Сегундо.

Стратегический преемник баллистической подводной лодки

Японцы в конце концов сдали И-401 и два других оставшихся подводных авианосца. Командир Ариидзуми, разработчик сверхсекретных подводных лодок, покончил с собой на борту И-401 и был тихо похоронен в море командой. Прежде чем столкнуться с американцами, Намбу скрупулезно выполнял приказы Японии поднять черный флаг капитуляции и уничтожить вооружение корабля, включая самолеты, которые были катапультированы в море. Бортовые журналы, кодовые книги и тому подобное грузили в утяжеленные мешки и выбрасывали за борт. Торпеды были сброшены, одна из них вызвала тревогу, когда она кружила обратно к большой подводной лодке, прежде чем безвредно исчезнуть в глубинах.

Японские подводные лодки-авианосцы I-14 , I-400 и I-401 показаны в Токийском заливе в конце войны. Подводные лодки должны были быть потоплены в гавайских водах во время торпедных испытаний ВМС США.

Три субмарины привлекли к себе внимание, когда вернулись в Токийский залив. Многие американцы первоначально полагали, что большие ангары на подводных лодках были предназначены для перевозки припасов для войск на отдаленных островах, несмотря на хорошо заметные катапульты. Американцы действительно получили некоторую помощь от японских экипажей, когда они пытались понять назначение необычных подводных лодок, и к концу сентября американцы вывели подводные лодки в походы. Однако ни один из них не был взят под воду.

Затем подводные лодки были доставлены на Гавайи для дальнейшего изучения. ВМС США вытянули из них все, что могли, а затем к началу июня 1946 года все три корабля были преднамеренно потоплены, чтобы скрыться от любопытных советских глаз.

Один из «Сейранов» добрался до Соединенных Штатов после войны и был в конечном итоге восстановлен примерно за 1 миллион долларов.