АВИАНЕСУЩИЙ КОРАБЛЬ • Большая российская энциклопедия

Авторы: К. В. Захаров

Авианосец «Честер У. Нимиц».

АВИАНЕСУ́ЩИЙ КОРА́БЛЬ, об­щее на­звание ко­раб­лей (су­дов) разл. клас­сов и ти­пов, спо­соб­ных обес­пе­чить ба­зи­ро­ва­ние ле­тат. ап­па­ра­тов (ЛА) и ис­поль­зо­ва­ние их для вы­пол­не­ния ши­роко­го кру­га за­дач. К А. к., по­ми­мо авиа­нос­цев и вер­то­лё­то­нос­цев, от­но­сит­ся б. ч. крей­се­ров, эс­кад­рен­ных ми­но­нос­цев, фре­га­тов, про­ти­во­ло­доч­ных ко­раб­лей, в ВМС не­ко­то­рых стран – де­сант­ные ко­раб­ли, ко­раб­ли управ­ле­ния, бое­вые ка­те­ра и вспо­мо­га­тель­ные су­да. Из су­дов слу­жеб­но-вспо­мо­гат. и тех­нич. фло­та к А. к. мо­гут от­но­сить­ся гид­ро­гра­фич., н.-и., спа­са­тель­ные су­да и ле­до­ко­лы. Для обес­пе­чения взлё­та и по­сад­ки ЛА авиа­нос­цы, тя­жё­лые авиа­не­су­щие крей­се­ра (ТАКР) и вер­то­лё­то­нос­цы обо­ру­до­ва­ны спец. по­лёт­ной па­лу­бой, др. ви­ды А. к. – взлёт­но-по­са­доч­ны­ми пло­щад­ка­ми. Боль­шин­ст­во А.  к. име­ют ан­га­ры для хра­не­ния и тех­нич. об­слу­жи­ва­ния авиац. тех­ни­ки, ём­ко­сти авиац. то­п­ли­ва, скла­ды, ре­монт­ные мас­тер­ские и др. За­пуск ЛА с А. к. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при по­мо­щи ка­та­пульт ли­бо са­мо­стоя­тель­но.

Впер­вые су­да для пе­ре­воз­ки и ис­поль­зо­ва­ния ЛА ста­ли при­ме­нять в кон. 19 – нач. 20 вв. В со­став франц. и рос. фло­тов в 1895–1904 вхо­ди­ли ко­раб­ли, обо­ру­до­ван­ные при­вяз­ны­ми аэро­ста­та­ми. В 1-ю ми­ро­вую вой­ну в со­ста­ве фло­тов вое­вав­ших стран поя­ви­лись т. н. авиа­транс­пор­ты (гид­ро­авиа­транс­пор­ты) – су­да, обо­ру­до­ван­ные ан­га­ра­ми для хра­не­ния гид­ро­са­мо­лё­тов и уст­рой­ст­ва­ми для их спус­ка на во­ду и подъ­ё­ма (под­ни­ма­ли на борт до 12 са­мо­лё­тов). В Рос­сии к 1915 под авиа­транс­пор­ты пе­ре­обо­ру­до­ва­ны 4 па­ро­хо­да и крей­сер «Ал­маз».

Авианосцы – корабли, осн. бое­вым сред­ст­вом ко­то­рых яв­ля­ют­ся са­мо­лё­ты, – по­яви­лись в конце 1-й ми­ро­вой вой­ны в брит. фло­те. Пер­во­на­чаль­но они рас­смат­ри­ва­лись как до­пол­не­ние к осн. силам флота. Пер­вым ко­раб­лём, при­спо­соб­лен­ным для ис­поль­зо­ва­ния са­мо­лё­тов с ко­лёс­ным шас­си, стал англ. ли­ней­ный крей­сер «Фью­ри­эс», на ко­то­ром в 1917 вме­сто но­со­вых ору­дий­ных ба­шен бы­ла обо­ру­до­ва­на взлёт­ная пло­щад­ка, а в 1918 в кор­мо­вой час­ти по­строе­на по­са­доч­ная пло­щад­ка с ан­га­ром. Пер­вым авиа­нос­цем со сплош­ной по­лёт­ной па­лубой, при­год­ной для взлё­та и по­сад­ки са­мо­лё­тов, стал пе­ре­обо­ру­дован­ный из гру­зо­пас­са­жир­ско­го па­ро­хо­да англ. авиа­но­сец «Ар­гус» (1918). По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция, США и Япо­ния про­дол­жа­ли строи­тель­ст­во авиа­нос­цев по спец. про­ек­там и за счёт пе­ре­обо­ру­до­ва­ния не­до­стро­ен­ных лин­ко­ров и ли­ней­ных крей­се­ров. Для за­пус­ка са­мо­лё­тов на ко­раб­лях и су­дах ста­ли ус­та­нав­ли­вать па­ро­вые и пнев­ма­тич. ка­та­пуль­ты. К нач. 2-й ми­ро­вой вой­ны в строю англ., франц., амер. и япон. фло­тов бы­ло 19 авиа­нос­цев, в хо­де вой­ны по­строе­но и всту­пи­ло в строй 169.

Авианосцы в зависимости от водоизмещения и пред­на­зна­че­ния де­ли­лись на тя­жё­лые – для авиа­уда­ров по ко­раб­лям и бе­ре­го­вым це­лям (нес­ли 65–100 са­молё­тов; амер. «Йорк­та­ун», «Эссекс»; япон. «Сорю», «Сёкаку»; англ. «Им­плэ­кебл»), лёг­кие – для про­ти­во­воз­душ­ной и про­ти­во­ло­доч­ной обо­ро­ны сил фло­та (25–50 са­мо­лё­тов; амер. «Ин­де­пен­денс», япон. «Сёхо», англ. «Ко­лос­сус»), эс­кор­т­ные – для про­ти­во­ло­доч­ной и про­ти­во­воз­душ­ной за­щи­ты кон­во­ев (напр., амер. «Ка­са­блан­ка»). Тех­нич. со­вер­шен­ст­во­ва­нию авиа­нос­цев спо­соб­ст­во­ва­ло их ус­пеш­ное при­ме­не­ние в Ти­хо­оке­ан­ских кам­па­ни­ях 1941–45, в ко­то­рых авиа­нос­цы ста­ли осн. удар­ной си­лой фло­та. С 1950-х гг. на авиа­нос­цах ба­зи­ру­ют­ся са­мо­лё­ты – но­си­те­ли ядер­но­го ору­жия. В 1961 в со­став ВМС США во­шёл пер­вый атом­ный авиа­но­сец «Эн­тер­прайз», в 1975 – атом­ный авиа­но­сец «Честер У. Ни­миц», пер­вый ко­рабль наи­бо­лее мно­го­числ. се­рии атом­ных авиа­нос­цев (к 1998 по­стро­е­но 8 ко­раб­лей).

Боевые корабли др. классов (линкоры, крей­се­ра и не­ко­то­рые япон. под­вод­ные лод­ки) в 1920-х – нач. 1950-х гг. ос­на­ща­лись бор­то­вы­ми гид­ро­са­мо­лё­та­ми, пред­на­зна­чен­ны­ми для раз­вед­ки и кор­рек­ти­ров­ки ог­ня, и та­ким об­ра­зом ста­но­ви­лись ави­а­не­су­щи­ми.

В 1920-е гг. са­мо­лё­та­ми на­ча­ли ос­на­щать­ся су­да гражд. на­зна­че­ния. Поч­то­вые гид­ро­са­мо­лё­ты бы­ли ус­та­нов­ле­ны на амер. лай­не­ре «Ле­виа­фан» (1927), франц. лай­не­ре «Иль-де-Франс» (1928), герм. лай­не­рах «Бре­мен» (1929) и «Ев­ро­па» (1930), кур­си­ро­вав­ших по транс­ат­лан­тич. ли­ни­ям. В 1943–44 на­ча­лись опы­ты по ус­та­нов­ке и ис­поль­зо­ва­нию вер­то­лё­тов на бор­ту бое­вых ко­раб­лей и су­дов. В 1955–56 в соста­ве ВМС США поя­ви­лись пер­вые де­сант­ные вер­то­лё­то­нос­цы, пе­ре­обо­ру­до­ван­ные из кон­вой­ных авиа­нос­цев. В нач. 1960-х гг. в со­став ВМФ СССР, ВМС Ве­ли­ко­брита­нии, Фран­ции и Ита­лии во­шли про­ти­во­ло­доч­ные крей­се­ра-вер­то­лё­то­нос­цы. В сер. 1960-х гг. в СССР и Ве­ли­ко­бри­та­нии соз­да­ны са­мо­лё­ты вер­ти­каль­но­го взлё­та и по­сад­ки (СВВП), при­ня­тые в 1970-х гг. на воо­ру­же­ние А. к. В СССР это при­ве­ло к раз­ви­тию но­во­го клас­са ко­раб­лей – ТАКР («Киев», «Новороссийск» и др.).

Круп­ней­ши­ми совр. А. к. яв­ля­ют­ся авиа­нос­цы, ТАКР, про­ти­во­ло­доч­ные и де­сант­ные вер­то­лё­то­нос­цы. Совр. авиа­нос­цы – са­мые круп­ные над­вод­ные ко­раб­ли. Они пред­наз­на­че­ны для уда­ров по ко­раб­лям про­тив­ни­ка, за­вое­ва­ния гос­под­ст­ва в воз­ду­хе, ПВО сил флота, воз­душ­ной раз­вед­ки, по­ис­ка и унич­то­же­ния под­вод­ных ло­док (ПЛ), под­держ­ки су­хо­пут­ных войск, в т. ч. в хо­де мор­ских де­сан­тов, уда­ров по важ­ным объ­ек­там про­мыш­лен­но­сти и ин­фра­струк­ту­ры. Во­до­из­ме­ще­ние (пол­ное) до 100 тыс. т. ско­рость свыше 30 уз­лов (55 км/ч), авиац. воо­ру­же­ние до 80 са­мо­лё­тов и вер­то­лё­тов. По ар­хит. ти­пу (см. Ко­ра­бель­ная ар­хи­тек­ту­ра) авиа­нос­цы мо­гут быть глад­ко­палуб­ны­ми, а так­же вы­со­ко­борт­ны­ми с т.  н. ост­ров­ной над­строй­кой, сме­щён­ной к бор­ту в ср. час­ти ко­раб­ля. Для од­но­врем. про­ве­де­ния взлё­тов и по­сад­ки по­са­доч­ная па­лу­ба по­вёр­ну­та на угол ок. 10°. Для взлё­та са­мо­лё­тов ис­поль­зу­ют­ся па­ро­вые ка­та­пуль­ты, раз­го­няю­щие их до ско­ро­сти 280–320 км/ч на уча­ст­ке 75–95 м за вре­мя 2–2,5 с и спо­соб­ные обес­пе­чить взлёт са­мо­лё­тов с ин­тер­ва­лом в 30 с. Не­ко­то­рые авиа­нос­цы обо­ру­до­ва­ны трам­пли­ном для об­лег­че­ния взлё­та. Для тор­може­ния при по­сад­ке при­ме­ня­ет­ся тро­со­вый аэ­ро­фи­ни­шёр. Для ав­то­ма­тич. управ­ле­ния по­сад­кой са­мо­лё­тов ис­поль­зу­ет­ся ра­дио­тех­нич. сис­те­ма по­сад­ки. Для ви­зу­аль­ной по­сад­ки при­ме­ня­ет­ся па­луб­ная све­то­оп­тич. сис­те­ма по­сад­ки. Под по­лёт­ной па­лу­бой рас­по­ло­же­на т. н. ан­гар­ная па­лу­ба с ан­га­ра­ми, за­ни­маю­щи­ми 65–80% дли­ны ко­раб­ля и 25% его объ­ё­ма. По­да­чу ЛА на по­лёт­ную па­лу­бу обес­пе­чи­ва­ют 2–4 бор­то­вых (па­луб­ных) са­мо­лё­то­подъ­ём­ни­ка. Эки­паж 4000–6000 чел. Авиа­нос­цы ос­на­ще­ны зе­нит­ны­ми ра­кет­ны­ми и ар­тил­ле­рий­ски­ми  ком­плек­са­ми са­мо­обо­ро­ны, ра­дио­элек­трон­ны­ми ком­плек­са­ми об­на­ру­же­ния це­лей, управ­ле­ния ору­жи­ем, ра­дио­элек­трон­ной борь­бы и др. Авиа­нос­цы дей­ст­ву­ют в со­ста­ве авиа­нос­ных мно­го­це­ле­вых групп, ко­то­рые мо­гут сво­дить­ся в авиа­нос­ные удар­ные со­еди­не­ния. В нач. 21 в. авиа­нос­цы на­хо­дят­ся в строю ВМС 9 стран ми­ра, из них на­и­боль­шим чис­лом авиа­нос­цев рас­по­ла­га­ют США, что да­ёт им воз­мож­ность под­дер­жи­вать во­ен­но-по­ли­тич. при­сут­ст­вие прак­ти­че­ски по все­му ми­ру.

Про­ти­во­ло­доч­ные вер­то­лё­то­нос­цы (крей­се­ра) ВМС Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ита­лии и Фран­ции име­ют во­до­из­ме­ще­ние от 15 до 40 тыс. т. не­сут 20–32 про­ти­воло­доч­ных вер­то­лё­та. Де­сант­ные вер­то­лё­то­нос­цы (уни­вер­саль­ные де­сант­ные ко­раб­ли) вхо­дят в со­став ВМС США (во­до­из­ме­ще­ние до 40,5 тыс. т. до 42 вер­то­лё­тов и до 10 са­мо­лё­тов вер­ти­каль­но­го взлё­та и по­сад­ки, до 1800 чел. с воо­ру­же­ни­ем).

Круп­ней­ший А. к. ВМФ РФ – ТАКР «Ад­ми­рал Фло­та Со­вет­ско­го Сою­за Куз­не­цов».

Балтийская «Орлица» и черноморский «Алмаз». История первых русских авианосцев

Откуда взялись и как воевали авианесущие крейсеры военно-морского флота Российской империи

Современный российский военно-морской флот имеет в своем составе всего один крупный авианесущий корабль, способный принимать самолеты горизонтального взлета и посадки — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Советский Союз тоже не мог похвастать большим количеством подобных кораблей, а классических авианосцев в его составе никогда не было, хотя идея их постройки выдвигалась не раз и не два. И это при том, что в 1916 году Россия по числу авианесущих кораблей занимала второе (!) место в мире после Британской империи. На вооружении русского императорского флота состояли 12 гидроавиатранспортов, больше половины из которых успели принять активное участие в боевых действиях.

Черноморские опыты

Родоначальником морской авиации России по праву нужно считать капитана корпуса инженер-механиков флота и одного из первых русских летчиков Льва Мациевича. Именно он в 1909 году обратился к начальнику Морского генерального штаба контр-адмиралу Андрею Эбергарду с идеей размещать на кораблях или вспомогательных судах аэропланы, которые могли бы использоваться для связи судов между собой или с берегом. Идеи применения «этажерок» в боевых целях Лев Мациевич не выдвинул, поскольку в то время на них попросту не устанавливалось никакого вооружения. А вот мысли по поводу того, как запускать и принимать при посадке аэропланы он проработал довольно детально: первое предлагалось делать в том числе с помощью электрической лебедки, а второе — с помощью специальных сетей.

Гибель в авиакатастрофе в 1910 году не позволила Льву Мациевичу довести свой проект до воплощения, хотя Морской генеральный штаб в целом поддерживал эту идею. Особенно внимательно военные моряки отнеслись к той части доклада летчика, в которой он говорил о возможности создания поплавковых гидросамолетов, и это понятно. Такие аэропланы можно было хранить на кораблях, а стартовать они могли с водной поверхности, впрочем, как и приводняться рядом с бортом. Достаточно было предварительно выгрузить гидроплан с судна-носителя или поднять его обратно после выполнения задачи, а такие процедуры можно было проделывать на имеющемся оборудовании, которое требовалось лишь немного доработать.

Именно по этому пути и пошла морская авиация России. В 1913 году сначала на Черном море, а потом и на Балтике начались эксперименты по размещению поплавковых аэропланов «Кертисс» на транспорте «Днепр», яхте «Алмаз» и крейсере «Кагул». Увы, первые опыты нельзя назвать удачными: например, для разборки ангара на «Днепре», где хранились гидропланы, уходило несколько часов, а при спуске и подъеме самолетов штатными грузовыми стрелами страдали их плоскости и элероны. Но эти результаты были учтены позднее, когда дело дошло до постройки настоящих гидроавиатранспортов, то есть кораблей, приспособленных для хранения и спуска-подъема гидропланов — прообразов будущих авианосцев.

Боевая «Орлица»

Начало Первой мировой войны приостановило опыты с гидропланами и их носителями, но уже 9 января 1915 года командующий Морскими силами Балтийского моря адмирал Николай фон Эссен направил морскому министру адмиралу Ивану Григоровичу записку, в которой излагал идею ввести в состав Балтийского флота «авиационное судно», предназначенное для воздушной разведки. По замыслу фон Эссена, это должен был быть вспомогательный крейсер с размещенным на нем отрядом гидросамолетов числом от четырех до семи, которые он мог бы спустить на воду в назначенном районе. В военных условиях не могло быть и речи о том, чтобы построить такой корабль с нуля, поэтому предлагалось переоборудовать уже имеющийся, например, мобилизованный для военных нужд транспорт.

На роль первого отечественного гидроавиатранспорта был отряжен пароход «Императрица Мария» (бывшая «Вологда»), принадлежавший рижской судоходной компании «Гельмсинг и Гримм» и совершавший до войны рейсы в Лондон. Его решили не просто мобилизовать, а приобрести для нужд морского министерства и сразу переоборудовать под новые задачи, построив на палубе два парусиновых ангара на два гидросамолета каждый и установив четыре облегченных поворотные стрелы для их спуска и подъема. Такое оборудование позволяло тратить на выгрузку одного аэроплана 12 минут, а на подъем 20 минут, что было весьма приличными показателями. Недостатком можно было считать разве что необходимость проводить эти операции только при небольшом волнении, но, впрочем, в ту пору и сами гидросамолеты не умели взлетать и садиться на серьезную волну.

20 апреля 1915 года вспомогательный крейсер II ранга, получивший имя «Орлица» и проходивший по разряду учебных судов, был зачислен в состав службы связи Балтийского моря. Его авиаотряд состоял из четырех французских летающих лодок F.B.A. (еще один запасной гидросамолет хранился в трюме в разобранном виде), которые через год заменили отечественными летающими лодками М-9. Эти гидропланы конструкции Дмитрия Григоровича выгодно отличались от французских наличием пулемета и возможностью брать на борт бомбы. Именно эти летающие лодки и стали участниками первого в истории русской морской авиации воздушного боя 4 июля (21 июня по ст. ст.) 1916 года, в ходе которого нашим летчикам удалось сбить один и повредить два германских гидроплана, потеряв один свой.

«Императорские» авиатранспорты

«Орлица» так и осталась единственным кораблем-носителем гидропланов в составе Балтийского флота. Остальные одиннадцать русских гидроавиатранспортов, которые успели переоборудовать до выхода России из Первой мировой войны, служили на Черном море. Это были уже упомянутые транспорт «Днепр», яхта «Алмаз» и бронепалубный крейсер «Кагул», а также бывшие пассажирские пароходы «Император Александр I» и «Император Николай I» и переоборудованные из румынских грузопассажирских судов «Дакия», «Император Траян», «Король Карл», «Принчипесса Мария» и «Румыния».

Оба «императорских» гидроавиатранспорта до начала войны принадлежали Русскому обществу пароходства и торговли (РОПиТ) и ходили на Черном море, а затем были мобилизованы и превратились во вспомогательные крейсеры II класса. Примечательно, что один из этих крейсеров — «Император Александр I» — первоначально носил имя «Император Александр III», он был переименован после призыва на военную службу, поскольку в составе Черноморского флота уже служил линкор с таким же именем. Оба гидроавиатранспорта наряду с «Алмазом» и «Румынией» в самом конце декабря 1916 года вошли в состав первого в истории русского флота настоящего авианесущего соединения — отряда (позднее дивизиона) корабельной авиации. Согласно утвержденному в конце ноября 1916 года «Положению о дивизионе корабельной авиации», он был предназначен «действовать вдали от своих прибрежных районов, независимо от постоянных прибрежных воздушных станций» и состоял из тридцати двух гидросамолетов и четырех кораблей.

Два корабля из состава дивизиона — те самые «императорские» гидроавиатранспорты — участвовали 7 февраля (23 января по ст. ст.) 1916 года в налете на Зонгулдак и в других боевых операциях. Активно воевал и гидроавиатранспорт «Алмаз», который нес на борту сначала два, а затем четыре гидросамолета М-5 конструкции Дмитрия Григоровича. В самом начале войны бывшая яхта, ставшая крейсером II ранга, участвовала в поисках переданного Турции германского крейсера «Гебен», а ее гидросамолеты вели противолодочную разведку и выполняли связные функции. Всего же за годы Первой мировой войны с участием «Алмаза» были потоплены шесть судов противника. Крейсеры «Память Меркурия» и «Кагул», тоже переоборудованные под размещение гидросамолетов, не менее активно воевали, хотя и не как гидроавиатранпорты, а как обычные боевые корабли. А вот «Днепр» в серьезных операциях не участвовал, поскольку к тому времени был уже сильно устаревшим и служил учебным судном для морских летчиков Черноморского флота.

По-разному сложилась и судьба переданных России 9 сентября 1916 года пяти румынских грузопассажирских пароходов, которые с самого начала решено было переоборудовать под гидроавиатранспорты. Из них в серьезных боевых операциях довелось участвовать прежде всего «Румынии», чьи гидросамолеты М-9 в 1917 году вели аэрофотосъемку босфорских укреплений и бомбардировали их, а «Дакия» и «Король Карл» в августе 1917 года поддерживали огнем бортовой артиллерии и вылетами своих гидропланов операции Румынского фронта. Остальные два «румынских» гидроавиатранспорта принять участие в боевых действиях не успели, а после революции все пять кораблей были возвращены Румынии.

Почему в СССР не было авианосцев

Несмотря на несовершенство первых российских авианесущих кораблей, они сыграли существенную роль в становлении отечественной морской авиации. И если бы не Февральская и Октябрьская революции и последовавшая за ними Гражданская война, не исключено, что Россия вошла бы в число морских держав, которые вскоре обзавелись собственными авианосцами. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения, и потому настоящие авианесущие корабли в составе отечественного флота появились лишь после Великой Отечественной войны, хотя и в довоенные годы на некоторых крупных боевых кораблях размещались гидропланы, предназначенные для разведки и связи.

Легендарный маршал флота Советского Союза Николай Кузнецов, первым удостоенный этого высшего флотского звания, активно продвигал идею постройки советских авианосцев. Но руководство страны его не услышало: сначала ставка делалась на стратегическую авиацию как носителя атомного оружия, потом силы были брошены на развитие РВСН, и только в 1970 году в СССР был заложен первый тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 — «Киев». Вслед за которым в составе флота появились еще три корабля того же проекта: «Минск», «Новороссийск» и «Баку», а венцом развития проекта стал единственный корабль такого класса, входящий в состав ВМФ России сегодня — авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».

Смотрите также

Семь фактов из истории морской авиации России

Бомбардировка Зонгулдака: стратегия, давшая жизнь российской корабельной авиации

Борис Сафонов – прирожденный ас ВВС Северного флота

Где они — там победа: пять фактов из истории морской пехоты России

Святой крест над кораблями: пять фактов из истории Андреевского флага

авианосец | Определение, история и факты

USS Carl Vinson

См. все СМИ

Связанные темы:
самолет торговый авианосец легкий авианосец эскорт-перевозчик тормозное устройство

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое авианосец?

Авианосец — военное судно, с которого могут взлетать и садиться самолеты. По сути, авианосец — это аэродром в море. Специальные функции включают катапульты на кабине экипажа, помогающие запускать самолеты; для торможения при посадке самолеты оснащены выдвижными крюками, которые зацепляются за тросы на палубе.

Кто первым из пилотов взлетел с платформы на корабле, предшественнике авианосца?

Американский гражданский Юджин Эли был первым пилотом, совершившим полет на самолете со специально построенной платформы на палубе американского крейсера

Birmingham в Хэмптон-Роудс, штат Вирджиния, в ноябре 1910 года. Эти экспериментальные платформы привели к разработке настоящих самолетов перевозчики.

Каким был первый атомный авианосец?

Первым атомным авианосцем стал Enterprise , спущенный на воду США 24 сентября 1960 года.

Использовались ли авианосцы во Второй мировой войне?

Авианосцы использовались с ранних этапов Второй мировой войны. Они стали доминирующим боевым кораблем после того, как японская атака на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года продемонстрировала их потенциал. Они также сыграли ведущую роль в битвах за остров Мидуэй, Коралловое море и залив Лейте.

Какой корабль был первым авианосцем?

Во время Первой мировой войны британский флот разработал первый настоящий авианосец с беспрепятственной полетной палубой, HMS Argus , который был построен на базе переделанного корпуса торгового корабля. Японский авианосец Hosyo , вступивший в строй в декабре 1922 года, был первым авианосцем, спроектированным таким образом, начиная с киля вверх.

авианосец военно-морское судно, с которого могут взлетать и на которые могут приземляться самолеты. Уже 19 ноября10 октября американский гражданский пилот Юджин Эли управлял самолетом со специально построенной платформы на палубе американского крейсера Birmingham в Хэмптон-Роудс, штат Вирджиния. 18 января 1911 года в заливе Сан-Франциско Эли приземлился на платформе, построенной на квартердеке линкора Pennsylvania, , используя провода, прикрепленные к мешкам с песком на платформе в качестве тормозного устройства; Затем он взлетел с того же корабля.

Британский флот также экспериментировал с авианосцем; во время Первой мировой войны он разработал первый настоящий авианосец с беспрепятственной полетной палубой — HMS 9.0027 Argus, , построенный на переоборудованном корпусе торгового корабля. Война закончилась до того, как Argus смогли быть введены в действие, но военно-морские силы США и Японии быстро последовали примеру Великобритании. Первый американский авианосец, переоборудованный угольщик, переименованный в USS Langley, , присоединился к флоту в марте 1922 года. Японский авианосец Hosyo, , вступивший в строй в декабре 1922 года, был первым авианосцем, спроектированным как таковой с самого начала.

Британская викторина

Корабли и подводные исследования

Какой тип военного корабля самый большой? Как называется корабль, на котором летают самолеты и вертолеты? Погрузитесь в подводное (и надводное) приключение в этой викторине.

По сути, авианосец представляет собой аэродром в море со многими особенностями, обусловленными ограничениями по размеру и среде, в которой он работает. Для облегчения коротких взлетов и посадок воздушная скорость над палубой увеличивается за счет поворота корабля против ветра. Катапульты на одном уровне с кабиной экипажа помогают запускать самолеты; для посадки самолеты оснащены выдвижными крюками, которые зацепляют поперечные тросы на палубе, тормозя их до быстрой остановки.

Центры управления авианосца расположены в надстройке («острове»), с одной стороны кабины экипажа. Посадка самолетов осуществляется по радио и радару, а также по визуальным сигналам с палубы.

Авианосцы впервые были использованы в бою на ранних этапах Второй мировой войны. Атака японской авианосной авиации на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года ярко продемонстрировала потенциал авианосца, который впоследствии стал доминирующим боевым кораблем войны. Авианосец сыграл ведущие роли в морских сражениях Тихоокеанского театра военных действий, таких как остров Мидуэй, Коралловое море и залив Лейте.

Авианосцы, построенные после войны, были крупнее и имели бронированные полетные палубы. Реактивные самолеты создавали серьезные проблемы из-за их большего веса, более медленного ускорения, более высоких посадочных скоростей и большего расхода топлива. Решению этих проблем способствовали три британских новшества: катапульта с паровым приводом, наклонная или наклоненная кабина экипажа и зеркальная сигнальная система посадки.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

24 сентября 1960 года в США был спущен на воду первый атомный авианосец Enterprise, . Ему не нужны топливные бункеры, дымовые трубы и каналы для отвода выхлопных газов, которые занимали место на предыдущих авианосцах.

В последующих конструктивных модификациях появились такие варианты, как легкий авианосец, оснащенный большим количеством электронных средств обнаружения подводных лодок, и вертолетоносец, предназначенный для ведения морского десанта. Еще одним событием стала замена большей части прежней зенитной огневой мощи ракетным вооружением. Авианосцы с комбинированными возможностями классифицируются как многоцелевые авианосцы.

Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Августином.

Авианосец Intrepid

Авианосец Интрепид Бесстрашные музейные программы и выставки

Расширенный поиск

Главная > The Intrepid Experience > > Авианосец Intrepid

Авианосец Intrepid

00
Спущен на воду в 1943 году, авианосец Intrepid участвовал во Второй мировой войне, пережив пять атак камикадзе и один торпедный удар. Позже корабль участвовал в холодной войне и войне во Вьетнаме. Intrepid также служил спасательным судном НАСА в 1960-х годах.

Более 50 000 человек служили на борту Intrepid во время службы корабля, и более 250 человек пожертвовали собой.

Intrepid был выведен из эксплуатации в 1974 году. Сегодня Intrepid пришвартован на реке Гудзон в качестве центральной части Музея моря, авиации и космонавтики Intrepid.

 
Летная палуба

Рассмотрите вблизи более двух десятков подлинно отреставрированных самолетов, загляните в палатку восстановления и совершите прогулку по истории острова и мостов Intrepid .

  Галерейная палуба

На галерейной палубе, расположенной между полетной палубой и ангарной палубой, находятся боевой информационный центр (БИЦ), комната подготовки эскадрильи и причал морской пехоты.