АВИАНЕСУЩИЙ КОРАБЛЬ • Большая российская энциклопедия
Авторы: К. В. Захаров
Авианосец «Честер У. Нимиц».
АВИАНЕСУ́ЩИЙ КОРА́БЛЬ, общее название кораблей (судов) разл. классов и типов, способных обеспечить базирование летат. аппаратов (ЛА) и использование их для выполнения широкого круга задач. К А. к., помимо авианосцев и вертолётоносцев, относится б. ч. крейсеров, эскадренных миноносцев, фрегатов, противолодочных кораблей, в ВМС некоторых стран – десантные корабли, корабли управления, боевые катера и вспомогательные суда. Из судов служебно-вспомогат. и технич. флота к А. к. могут относиться гидрографич., н.-и., спасательные суда и ледоколы. Для обеспечения взлёта и посадки ЛА авианосцы, тяжёлые авианесущие крейсера (ТАКР) и вертолётоносцы оборудованы спец. полётной палубой, др. виды А. к. – взлётно-посадочными площадками. Большинство А. к. имеют ангары для хранения и технич. обслуживания авиац. техники, ёмкости авиац. топлива, склады, ремонтные мастерские и др. Запуск ЛА с А. к. осуществляется при помощи катапульт либо самостоятельно.
Впервые суда для перевозки и использования ЛА стали применять в кон. 19 – нач. 20 вв. В состав франц. и рос. флотов в 1895–1904 входили корабли, оборудованные привязными аэростатами. В 1-ю мировую войну в составе флотов воевавших стран появились т. н. авиатранспорты (гидроавиатранспорты) – суда, оборудованные ангарами для хранения гидросамолётов и устройствами для их спуска на воду и подъёма (поднимали на борт до 12 самолётов). В России к 1915 под авиатранспорты переоборудованы 4 парохода и крейсер «Алмаз».
Авианосцы – корабли, осн. боевым средством которых являются самолёты, – появились в конце 1-й мировой войны в брит. флоте. Первоначально они рассматривались как дополнение к осн. силам флота. Первым кораблём, приспособленным для использования самолётов с колёсным шасси, стал англ. линейный крейсер «Фьюриэс», на котором в 1917 вместо носовых орудийных башен была оборудована взлётная площадка, а в 1918 в кормовой части построена посадочная площадка с ангаром. Первым авианосцем со сплошной полётной палубой, пригодной для взлёта и посадки самолётов, стал переоборудованный из грузопассажирского парохода англ. авианосец «Аргус» (1918). После 1-й мировой войны Великобритания, Франция, США и Япония продолжали строительство авианосцев по спец. проектам и за счёт переоборудования недостроенных линкоров и линейных крейсеров. Для запуска самолётов на кораблях и судах стали устанавливать паровые и пневматич. катапульты. К нач. 2-й мировой войны в строю англ., франц., амер. и япон. флотов было 19 авианосцев, в ходе войны построено и вступило в строй 169.
Авианосцы в зависимости от водоизмещения и предназначения делились на тяжёлые – для авиаударов по кораблям и береговым целям (несли 65–100 самолётов; амер. «Йорктаун», «Эссекс»; япон. «Сорю», «Сёкаку»; англ. «Имплэкебл»), лёгкие – для противовоздушной и противолодочной обороны сил флота (25–50 самолётов; амер. «Индепенденс», япон. «Сёхо», англ. «Колоссус»), эскортные – для противолодочной и противовоздушной защиты конвоев (напр., амер. «Касабланка»). Технич. совершенствованию авианосцев способствовало их успешное применение в Тихоокеанских кампаниях 1941–45, в которых авианосцы стали осн. ударной силой флота. С 1950-х гг. на авианосцах базируются самолёты – носители ядерного оружия. В 1961 в состав ВМС США вошёл первый атомный авианосец «Энтерпрайз», в 1975 – атомный авианосец «Честер У. Нимиц», первый корабль наиболее многочисл. серии атомных авианосцев (к 1998 построено 8 кораблей).
Боевые корабли др. классов (линкоры, крейсера и некоторые япон. подводные лодки) в 1920-х – нач. 1950-х гг. оснащались бортовыми гидросамолётами, предназначенными для разведки и корректировки огня, и таким образом становились авианесущими.
В 1920-е гг. самолётами начали оснащаться суда гражд. назначения. Почтовые гидросамолёты были установлены на амер. лайнере «Левиафан» (1927), франц. лайнере «Иль-де-Франс» (1928), герм. лайнерах «Бремен» (1929) и «Европа» (1930), курсировавших по трансатлантич. линиям. В 1943–44 начались опыты по установке и использованию вертолётов на борту боевых кораблей и судов. В 1955–56 в составе ВМС США появились первые десантные вертолётоносцы, переоборудованные из конвойных авианосцев. В нач. 1960-х гг. в состав ВМФ СССР, ВМС Великобритании, Франции и Италии вошли противолодочные крейсера-вертолётоносцы. В сер. 1960-х гг. в СССР и Великобритании созданы самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП), принятые в 1970-х гг. на вооружение А. к. В СССР это привело к развитию нового класса кораблей – ТАКР («Киев», «Новороссийск» и др.).
Крупнейшими совр. А. к. являются авианосцы, ТАКР, противолодочные и десантные вертолётоносцы. Совр. авианосцы – самые крупные надводные корабли. Они предназначены для ударов по кораблям противника, завоевания господства в воздухе, ПВО сил флота, воздушной разведки, поиска и уничтожения подводных лодок (ПЛ), поддержки сухопутных войск, в т. ч. в ходе морских десантов, ударов по важным объектам промышленности и инфраструктуры. Водоизмещение (полное) до 100 тыс. т. скорость свыше 30 узлов (55 км/ч), авиац. вооружение до 80 самолётов и вертолётов. По архит. типу (см. Корабельная архитектура) авианосцы могут быть гладкопалубными, а также высокобортными с т. н. островной надстройкой, смещённой к борту в ср. части корабля. Для одноврем. проведения взлётов и посадки посадочная палуба повёрнута на угол ок. 10°. Для взлёта самолётов используются паровые катапульты, разгоняющие их до скорости 280–320 км/ч на участке 75–95 м за время 2–2,5 с и способные обеспечить взлёт самолётов с интервалом в 30 с. Некоторые авианосцы оборудованы трамплином для облегчения взлёта. Для торможения при посадке применяется тросовый аэрофинишёр. Для автоматич. управления посадкой самолётов используется радиотехнич. система посадки. Для визуальной посадки применяется палубная светооптич. система посадки. Под полётной палубой расположена т. н. ангарная палуба с ангарами, занимающими 65–80% длины корабля и 25% его объёма. Подачу ЛА на полётную палубу обеспечивают 2–4 бортовых (палубных) самолётоподъёмника. Экипаж 4000–6000 чел. Авианосцы оснащены зенитными ракетными и артиллерийскими комплексами самообороны, радиоэлектронными комплексами обнаружения целей, управления оружием, радиоэлектронной борьбы и др. Авианосцы действуют в составе авианосных многоцелевых групп, которые могут сводиться в авианосные ударные соединения. В нач. 21 в. авианосцы находятся в строю ВМС 9 стран мира, из них наибольшим числом авианосцев располагают США, что даёт им возможность поддерживать военно-политич. присутствие практически по всему миру.
Противолодочные вертолётоносцы (крейсера) ВМС Великобритании, Италии и Франции имеют водоизмещение от 15 до 40 тыс. т. несут 20–32 противолодочных вертолёта. Десантные вертолётоносцы (универсальные десантные корабли) входят в состав ВМС США (водоизмещение до 40,5 тыс. т. до 42 вертолётов и до 10 самолётов вертикального взлёта и посадки, до 1800 чел. с вооружением).
Крупнейший А. к. ВМФ РФ – ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Балтийская «Орлица» и черноморский «Алмаз». История первых русских авианосцев
Откуда взялись и как воевали авианесущие крейсеры военно-морского флота Российской империи
Современный российский военно-морской флот имеет в своем составе всего один крупный авианесущий корабль, способный принимать самолеты горизонтального взлета и посадки — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Советский Союз тоже не мог похвастать большим количеством подобных кораблей, а классических авианосцев в его составе никогда не было, хотя идея их постройки выдвигалась не раз и не два. И это при том, что в 1916 году Россия по числу авианесущих кораблей занимала второе (!) место в мире после Британской империи. На вооружении русского императорского флота состояли 12 гидроавиатранспортов, больше половины из которых успели принять активное участие в боевых действиях.
Черноморские опытыРодоначальником морской авиации России по праву нужно считать капитана корпуса инженер-механиков флота и одного из первых русских летчиков Льва Мациевича. Именно он в 1909 году обратился к начальнику Морского генерального штаба контр-адмиралу Андрею Эбергарду с идеей размещать на кораблях или вспомогательных судах аэропланы, которые могли бы использоваться для связи судов между собой или с берегом. Идеи применения «этажерок» в боевых целях Лев Мациевич не выдвинул, поскольку в то время на них попросту не устанавливалось никакого вооружения. А вот мысли по поводу того, как запускать и принимать при посадке аэропланы он проработал довольно детально: первое предлагалось делать в том числе с помощью электрической лебедки, а второе — с помощью специальных сетей.
Гибель в авиакатастрофе в 1910 году не позволила Льву Мациевичу довести свой проект до воплощения, хотя Морской генеральный штаб в целом поддерживал эту идею. Особенно внимательно военные моряки отнеслись к той части доклада летчика, в которой он говорил о возможности создания поплавковых гидросамолетов, и это понятно. Такие аэропланы можно было хранить на кораблях, а стартовать они могли с водной поверхности, впрочем, как и приводняться рядом с бортом. Достаточно было предварительно выгрузить гидроплан с судна-носителя или поднять его обратно после выполнения задачи, а такие процедуры можно было проделывать на имеющемся оборудовании, которое требовалось лишь немного доработать.
Именно по этому пути и пошла морская авиация России. В 1913 году сначала на Черном море, а потом и на Балтике начались эксперименты по размещению поплавковых аэропланов «Кертисс» на транспорте «Днепр», яхте «Алмаз» и крейсере «Кагул». Увы, первые опыты нельзя назвать удачными: например, для разборки ангара на «Днепре», где хранились гидропланы, уходило несколько часов, а при спуске и подъеме самолетов штатными грузовыми стрелами страдали их плоскости и элероны. Но эти результаты были учтены позднее, когда дело дошло до постройки настоящих гидроавиатранспортов, то есть кораблей, приспособленных для хранения и спуска-подъема гидропланов — прообразов будущих авианосцев.
Боевая «Орлица»Начало Первой мировой войны приостановило опыты с гидропланами и их носителями, но уже 9 января 1915 года командующий Морскими силами Балтийского моря адмирал Николай фон Эссен направил морскому министру адмиралу Ивану Григоровичу записку, в которой излагал идею ввести в состав Балтийского флота «авиационное судно», предназначенное для воздушной разведки. По замыслу фон Эссена, это должен был быть вспомогательный крейсер с размещенным на нем отрядом гидросамолетов числом от четырех до семи, которые он мог бы спустить на воду в назначенном районе. В военных условиях не могло быть и речи о том, чтобы построить такой корабль с нуля, поэтому предлагалось переоборудовать уже имеющийся, например, мобилизованный для военных нужд транспорт.
На роль первого отечественного гидроавиатранспорта был отряжен пароход «Императрица Мария» (бывшая «Вологда»), принадлежавший рижской судоходной компании «Гельмсинг и Гримм» и совершавший до войны рейсы в Лондон. Его решили не просто мобилизовать, а приобрести для нужд морского министерства и сразу переоборудовать под новые задачи, построив на палубе два парусиновых ангара на два гидросамолета каждый и установив четыре облегченных поворотные стрелы для их спуска и подъема. Такое оборудование позволяло тратить на выгрузку одного аэроплана 12 минут, а на подъем 20 минут, что было весьма приличными показателями. Недостатком можно было считать разве что необходимость проводить эти операции только при небольшом волнении, но, впрочем, в ту пору и сами гидросамолеты не умели взлетать и садиться на серьезную волну.
20 апреля 1915 года вспомогательный крейсер II ранга, получивший имя «Орлица» и проходивший по разряду учебных судов, был зачислен в состав службы связи Балтийского моря. Его авиаотряд состоял из четырех французских летающих лодок F.B.A. (еще один запасной гидросамолет хранился в трюме в разобранном виде), которые через год заменили отечественными летающими лодками М-9. Эти гидропланы конструкции Дмитрия Григоровича выгодно отличались от французских наличием пулемета и возможностью брать на борт бомбы. Именно эти летающие лодки и стали участниками первого в истории русской морской авиации воздушного боя 4 июля (21 июня по ст. ст.) 1916 года, в ходе которого нашим летчикам удалось сбить один и повредить два германских гидроплана, потеряв один свой.
«Императорские» авиатранспорты«Орлица» так и осталась единственным кораблем-носителем гидропланов в составе Балтийского флота. Остальные одиннадцать русских гидроавиатранспортов, которые успели переоборудовать до выхода России из Первой мировой войны, служили на Черном море. Это были уже упомянутые транспорт «Днепр», яхта «Алмаз» и бронепалубный крейсер «Кагул», а также бывшие пассажирские пароходы «Император Александр I» и «Император Николай I» и переоборудованные из румынских грузопассажирских судов «Дакия», «Император Траян», «Король Карл», «Принчипесса Мария» и «Румыния».
Оба «императорских» гидроавиатранспорта до начала войны принадлежали Русскому обществу пароходства и торговли (РОПиТ) и ходили на Черном море, а затем были мобилизованы и превратились во вспомогательные крейсеры II класса. Примечательно, что один из этих крейсеров — «Император Александр I» — первоначально носил имя «Император Александр III», он был переименован после призыва на военную службу, поскольку в составе Черноморского флота уже служил линкор с таким же именем. Оба гидроавиатранспорта наряду с «Алмазом» и «Румынией» в самом конце декабря 1916 года вошли в состав первого в истории русского флота настоящего авианесущего соединения — отряда (позднее дивизиона) корабельной авиации. Согласно утвержденному в конце ноября 1916 года «Положению о дивизионе корабельной авиации», он был предназначен «действовать вдали от своих прибрежных районов, независимо от постоянных прибрежных воздушных станций» и состоял из тридцати двух гидросамолетов и четырех кораблей.
Два корабля из состава дивизиона — те самые «императорские» гидроавиатранспорты — участвовали 7 февраля (23 января по ст. ст.) 1916 года в налете на Зонгулдак и в других боевых операциях. Активно воевал и гидроавиатранспорт «Алмаз», который нес на борту сначала два, а затем четыре гидросамолета М-5 конструкции Дмитрия Григоровича. В самом начале войны бывшая яхта, ставшая крейсером II ранга, участвовала в поисках переданного Турции германского крейсера «Гебен», а ее гидросамолеты вели противолодочную разведку и выполняли связные функции. Всего же за годы Первой мировой войны с участием «Алмаза» были потоплены шесть судов противника. Крейсеры «Память Меркурия» и «Кагул», тоже переоборудованные под размещение гидросамолетов, не менее активно воевали, хотя и не как гидроавиатранпорты, а как обычные боевые корабли. А вот «Днепр» в серьезных операциях не участвовал, поскольку к тому времени был уже сильно устаревшим и служил учебным судном для морских летчиков Черноморского флота.
По-разному сложилась и судьба переданных России 9 сентября 1916 года пяти румынских грузопассажирских пароходов, которые с самого начала решено было переоборудовать под гидроавиатранспорты. Из них в серьезных боевых операциях довелось участвовать прежде всего «Румынии», чьи гидросамолеты М-9 в 1917 году вели аэрофотосъемку босфорских укреплений и бомбардировали их, а «Дакия» и «Король Карл» в августе 1917 года поддерживали огнем бортовой артиллерии и вылетами своих гидропланов операции Румынского фронта. Остальные два «румынских» гидроавиатранспорта принять участие в боевых действиях не успели, а после революции все пять кораблей были возвращены Румынии.
Почему в СССР не было авианосцевНесмотря на несовершенство первых российских авианесущих кораблей, они сыграли существенную роль в становлении отечественной морской авиации. И если бы не Февральская и Октябрьская революции и последовавшая за ними Гражданская война, не исключено, что Россия вошла бы в число морских держав, которые вскоре обзавелись собственными авианосцами. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения, и потому настоящие авианесущие корабли в составе отечественного флота появились лишь после Великой Отечественной войны, хотя и в довоенные годы на некоторых крупных боевых кораблях размещались гидропланы, предназначенные для разведки и связи.
Легендарный маршал флота Советского Союза Николай Кузнецов, первым удостоенный этого высшего флотского звания, активно продвигал идею постройки советских авианосцев. Но руководство страны его не услышало: сначала ставка делалась на стратегическую авиацию как носителя атомного оружия, потом силы были брошены на развитие РВСН, и только в 1970 году в СССР был заложен первый тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 — «Киев». Вслед за которым в составе флота появились еще три корабля того же проекта: «Минск», «Новороссийск» и «Баку», а венцом развития проекта стал единственный корабль такого класса, входящий в состав ВМФ России сегодня — авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».
Смотрите также
Семь фактов из истории морской авиации России
Бомбардировка Зонгулдака: стратегия, давшая жизнь российской корабельной авиации
Борис Сафонов – прирожденный ас ВВС Северного флота
Где они — там победа: пять фактов из истории морской пехоты России
Святой крест над кораблями: пять фактов из истории Андреевского флага
авианосец | Определение, история и факты
USS Carl Vinson
См. все СМИ
- Связанные темы:
- самолет торговый авианосец легкий авианосец эскорт-перевозчик тормозное устройство
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое авианосец?
Авианосец — военное судно, с которого могут взлетать и садиться самолеты. По сути, авианосец — это аэродром в море. Специальные функции включают катапульты на кабине экипажа, помогающие запускать самолеты; для торможения при посадке самолеты оснащены выдвижными крюками, которые зацепляются за тросы на палубе.
Кто первым из пилотов взлетел с платформы на корабле, предшественнике авианосца?
Американский гражданский Юджин Эли был первым пилотом, совершившим полет на самолете со специально построенной платформы на палубе американского крейсера
Каким был первый атомный авианосец?
Первым атомным авианосцем стал Enterprise , спущенный на воду США 24 сентября 1960 года.
Использовались ли авианосцы во Второй мировой войне?
Авианосцы использовались с ранних этапов Второй мировой войны. Они стали доминирующим боевым кораблем после того, как японская атака на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года продемонстрировала их потенциал. Они также сыграли ведущую роль в битвах за остров Мидуэй, Коралловое море и залив Лейте.
Какой корабль был первым авианосцем?
Во время Первой мировой войны британский флот разработал первый настоящий авианосец с беспрепятственной полетной палубой, HMS Argus , который был построен на базе переделанного корпуса торгового корабля. Японский авианосец Hosyo , вступивший в строй в декабре 1922 года, был первым авианосцем, спроектированным таким образом, начиная с киля вверх.
авианосец военно-морское судно, с которого могут взлетать и на которые могут приземляться самолеты. Уже 19 ноября10 октября американский гражданский пилот Юджин Эли управлял самолетом со специально построенной платформы на палубе американского крейсера Birmingham в Хэмптон-Роудс, штат Вирджиния. 18 января 1911 года в заливе Сан-Франциско Эли приземлился на платформе, построенной на квартердеке линкора Pennsylvania, , используя провода, прикрепленные к мешкам с песком на платформе в качестве тормозного устройства; Затем он взлетел с того же корабля.
Британский флот также экспериментировал с авианосцем; во время Первой мировой войны он разработал первый настоящий авианосец с беспрепятственной полетной палубой — HMS 9.0027 Argus, , построенный на переоборудованном корпусе торгового корабля. Война закончилась до того, как Argus смогли быть введены в действие, но военно-морские силы США и Японии быстро последовали примеру Великобритании. Первый американский авианосец, переоборудованный угольщик, переименованный в USS Langley, , присоединился к флоту в марте 1922 года. Японский авианосец Hosyo, , вступивший в строй в декабре 1922 года, был первым авианосцем, спроектированным как таковой с самого начала.
Британская викторина
Корабли и подводные исследования
Какой тип военного корабля самый большой? Как называется корабль, на котором летают самолеты и вертолеты? Погрузитесь в подводное (и надводное) приключение в этой викторине.
По сути, авианосец представляет собой аэродром в море со многими особенностями, обусловленными ограничениями по размеру и среде, в которой он работает. Для облегчения коротких взлетов и посадок воздушная скорость над палубой увеличивается за счет поворота корабля против ветра. Катапульты на одном уровне с кабиной экипажа помогают запускать самолеты; для посадки самолеты оснащены выдвижными крюками, которые зацепляют поперечные тросы на палубе, тормозя их до быстрой остановки.
Центры управления авианосца расположены в надстройке («острове»), с одной стороны кабины экипажа. Посадка самолетов осуществляется по радио и радару, а также по визуальным сигналам с палубы.
Авианосцы впервые были использованы в бою на ранних этапах Второй мировой войны. Атака японской авианосной авиации на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года ярко продемонстрировала потенциал авианосца, который впоследствии стал доминирующим боевым кораблем войны. Авианосец сыграл ведущие роли в морских сражениях Тихоокеанского театра военных действий, таких как остров Мидуэй, Коралловое море и залив Лейте.
Авианосцы, построенные после войны, были крупнее и имели бронированные полетные палубы. Реактивные самолеты создавали серьезные проблемы из-за их большего веса, более медленного ускорения, более высоких посадочных скоростей и большего расхода топлива. Решению этих проблем способствовали три британских новшества: катапульта с паровым приводом, наклонная или наклоненная кабина экипажа и зеркальная сигнальная система посадки.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
24 сентября 1960 года в США был спущен на воду первый атомный авианосец Enterprise, . Ему не нужны топливные бункеры, дымовые трубы и каналы для отвода выхлопных газов, которые занимали место на предыдущих авианосцах.
В последующих конструктивных модификациях появились такие варианты, как легкий авианосец, оснащенный большим количеством электронных средств обнаружения подводных лодок, и вертолетоносец, предназначенный для ведения морского десанта. Еще одним событием стала замена большей части прежней зенитной огневой мощи ракетным вооружением. Авианосцы с комбинированными возможностями классифицируются как многоцелевые авианосцы.
Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Адамом Августином.
Авианосец Intrepid
Авианосец Интрепид Бесстрашные музейные программы и выставки
|