Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 2-1): lovers_of_art — LiveJournal

Мариуш Козик — Атака хоругви польских крылатых гусар на позиции шведских пикинёров при Киргхольме 27 сентября 1605 года

Gniew Husarii
Гнев (город-крепость) гусарии
Музыка — Пётр Мусял
Клип производства студий «Studio Kobart» и «Crusader Films»

Реконструкция битвы 1626-го года при Гневе крылатых гусаров с войском шведского короля Густава II Адольфа (1594-1632)

Статуэтка «Польский крылатый гусар» (полистоун с бронзовым покрытием)
Италия — Veronese — конец XX века

Мариуш Козик — Крылатые гусары

Мариуш Козик (Mariusz Kozik), — польский художник-иллюстратор и концептуальный художник, живёт и работает в Люблине.


Крылатые гусары или гусария (husaria) — элитная кавалерия Королевства Польского и Речи Посполитой, действовавшая на полях сражений с начала XVI века до середины XVIII века. Гусария специализировалась на проламывании боевых порядков вражеской конницы или пехоты концентрированным копейным кавалерийским ударом.
Гусария была создана на рубеже XV-XVI веков и представляла собой отряды тяжёлой кавалерии со специфической тактикой, вооружением, комплектованием и имела легко узнаваемые отличительные атрибуты — крылья, которые крепились различными способами за спиной всадника, очень длинные пики с прапорцами (флажками) и звериные шкуры.
Гусария многие десятилетия была основной ударной силой войск Речи Посполитой, в отличие от обычных гусаров, которые были лёгкой кавалерией и вспомогательными подразделениями.

Первоначально гусары были лёгкой кавалерией и не носили доспехов. Их одежда состояла из венгерского кафтана с шнурами-петлицами на груди (будущий доломан), поверх которого набрасывался меховой плащ-мантия, или «ментия». Иногда этот плащ заменяла волчья, медвежья или леопардовая шкура. На голове гусары носили своеобразные фетровые или меховые шапки, украшенные перьями, венгерские шапки-магерки или металлический шлем-шишак. Обувью служили низкие жёлтые, иногда красные сапоги. Гусары имели щит особой формы (тарч), к которому могли прибиваться декоративные крылья из перьев диких птиц. Гусары были вооружены длинным копьём-пикой, называвшимся «древо», саблей, а также могли иметь лук.

Первыми польскими гусарами были сербы. В 1500-ом году несколько знатных сербов со своими небольшими отрядами поступили на службу польского короля. Вскоре в эти подразделения начали набирать венгров, поляков и литовцев. В декабре 1501-го года были сформированы первые регулярные роты гусарии (hussarorum alias raczev).


                                                                                                                        Латный гусарский доспех 1-й половины XVII века

Сербские гусары были лёгкой конницей, не имели доспехов и в качестве защитного снаряжения использовали только небольшой щит, иногда кольчугу и шишаки, а вооружены только лёгкой пикой. Польские же гусары, уже с середины XVI века тяготели к западной традиции, имели различное оружие и охотно использовали лёгкое защитное снаряжение — панцири, кольчуги, нагрудники и другие разновидности доспехов. В 1577-ом году, избранный годом ранее польским королём Стефан Баторий произвёл стандартизацию вооружения и снаряжения гусарии — ношение щита было упразднено, а взамен гусары стали носить металлические нагрудники. Со второй половины XVI века польские гусары стали тяжёлой конницей, имеющей обязательный набор вооружения, снаряжения и атрибутики. Гусарская конница состояла из хоругвей в 100-200 коней.

Хоругвь — организационно-тактическая единица в рыцарском войске средневековой Польши и Великого княжества Литовского, соответствовавшее роте.

Гусария была подразделением народного авторамента — наёмного войска польской военной традиции. Наиболее многочисленной и боеспособной частью польско-литовского войска была кавалерия, в которой гусария составляла большую часть. Длительное время гусария не имела себе равных в Европе, и её атаки не раз приносили победу Королевству Польскому и Великому княжеству Литовскому.


Польские крылатые гусары — Национальный музей в Кракове

Husaria — Гусария
История побед польских крылатых гусаров

Ниже приведён мой перевод аннотации и текста, данного в виде титров, к этому видео.

В этом видео использованы фрагменты из следующих художественных фильмов и сериалов:


1. «Потоп» (1974), режиссёр Ежи Гоффман (Польша)
2. «Огнём и мечом» (2000), режиссёр Ежи Гоффман (Польша)
3. «Отель «Пацифик»» (1975), режиссёр Анджей Вайда (Польша)
4. «Тарас Бульба» (2009), режиссёр Владимир Бортко (Россия)
5. «Богдан Зиновий Хмельницкий» (2006), режиссёр Николай Мащенко (Украина)
6. «Канцлер» (1989), режиссёр Рышард Бер (Польша)
7. «Пан Володыевский» (1969), режиссёр Ежи Гоффман (Польша)
8. «Гнев гусарии» (2012), режиссёр Михал Ржведцки (Crusader Films, Studio Kobart)
9. «Год 1612» (2007), режиссёр Владимир Хотиненко (Россия)
10. «11 сентября 1683 — Битва за Вену» (2012), режиссёр Ренцо Миртинелли (Польша, Италия)
11. «Отец королевы» (1979), режиссёр Войцех Соляж (Польша)
12. «Слуга государев» (2007), режиссёр Олег Рясков (Россия)


Гусария — польская тяжёлая кавалерия, относящаяся к самым эффективным в военных действиях того времени. Временем рождения гусарии считается начало XVI века, когда Сейм в 1503-ем году возжелал создать первую хоругвь.

Гусария не проиграла ни одной битвы на протяжении около 120-ти лет, сея страх и панику в шеренгах врага, и получила название самой грозной кавалерии в мире. Одерживала победы даже над десятикратно превосходящими силами врага.

В июне 1694-го года в богатырской битве под Ходовом сдержала натиск 40 000 татар.




Орша 1514, Обертын 1531, Любичев 1577, Бычна 1588, Куртя-де-Арджеш 1600, Кокенхаузен 1601, Кирхольм 1605, Клушин 1610, Хотин 1621, Мартынув 1624, Тржцяна (Тржецянка) 1629, Охматов 1644, Берестечко 1651, Варка 1656, Полонка 1660, Хотин 1673, Львов 1675, Вена 1683, Ходув 1694.

Бычин    1588

Портрет — Великий коронный гетман Ян Замойский


24 января 1588 войска австрийского эрцгерцога Максимилиана Габсбурга заняли положение на восток он Бычина на королевском тракте, ведущем в Польшу. Против него стала польская армия под предводительством гетмана Яна Замойского.
После короткой, но кровавой стычки битва превратилась в резню убегающих войск Максимилиана.



От себя в качестве примечания.
Австрийская интервенция в Польше (1587-1588) — интервенция австрийского претендента на польский престол, Максимилиана, после двойного выбора короля. Именуется также Первой войной за польское наследство.

                              

Кирхгольм    1605

Портрет — Литовский польный гетман Ян Кароль Ходкевич


Между Речью Посполитой и Швецией продолжалась война о Инфланты. Солдаты шли наёмниками в шведскую армию с оговоркой, что они не обязуются воевать против польской гусарии.
Шведская армия, предводительствуемая королём Карлом IX Сёдерманландский, насчитывала 14 000 солдат. Армия Речи Посполитой составляла около 4 000 солдат под командованием Яна Кароля Ходкевича. Несмотря на значительный количественный перевес врага, наступающая гусария стёрла в порох шведскую армию. На примере этой знаменитой атаки гусарии обучают курсантов в академии Вест Пойнт.



От себя в качестве примечания.
Главным поводом для сражения была осада шведами Риги, предпринятая ими 23 сентября 1605 года. Взятие этого города позволило бы шведам почти беспрепятственно занять Лифляндию целиком.
Битва при Кирхгольме (ныне Саласпилс, Латвия) — одно из крупнейших сражений польско-шведской войны 1600-1611 годов, произошедшее 27 сентября 1605 года.

После поражения шведский король был вынужден снять осаду Риги, уплыть обратно через Балтийское море в Швецию и отказаться от контроля над северной Латвией и Эстонией. Тем не менее, Речь Посполитая оказалась не в состоянии воспользоваться победой полностью, поскольку не было денег на войска, которым не платили несколько месяцев. Без оплаты они не могли покупать продукты питания и корм для своих лошадей или пополнять свои военные поставки, и поэтому кампания захлебнулась. Дополнительным фактором стало то, что большое количество подготовленных лошадей было потеряно во время боя, их оказалось трудно заменить.

Перемирие было подписано в конце концов в 1611 году, но к 1617 году война вспыхнула вновь.


                              

Клушин    1610

Портрет — Гетман польный и коронный Станислав Жолкевский


Армия, предводитествуемая Станиславом Жолкевским, насчитывала 2900 солдат, среди которых 2700 гусаров. В то время, как русско-шведская армия — 35000-40000 человек. Битва показала военное искусство гусарии, у которой некоторые хоругви атаковали по 8-10 раз. несмотря на десятикратное превосходство в численности, русско-шведское войско было стёрто с поля битвы.
Дорога на Кремльи к московскому трону стала отверстием.



От себя в качестве примечания.
Польско-литовская оккупация Москвы — период времени, в продолжение двух лет, (ночь с 20 на 21 сентября 1610 года по 7 ноября 1612 года), во время которого, с согласия правительства — Семибоярщины, в Москве был размещён польско-литовский гарнизон под командованием Станислава Жолкевского. Гарнизон Жолкевского был введен в Москву во время русско-польской войны Смутного времени. Введению гарнизона предшествовали разгром русских войск при Клушине.

                              

Берестечко    1651

Портрет — Король Ян II Казимир Ваза


Наивысшая польская доблесть в войне с казаками. Казацко-татарская армия состояла из 110000-130000 человек. Силы Речи Посполитой 64000-74000 человек, включая 2500 гусаров.



От себя в качестве примечания.
Победу одержала польско-литовская армия после того, как крымское войско бежало с поля боя, захватив с собой Богдана Хмельницкого. Следствием битвы стало Белоцерковское перемирие от 18 (28) сентября 1651 года, которое не разрешило противоречий между казаками и польской короной.

                              

Варка    1656

Портрет — Командир Стефан Чарнецкий


Была это первая известная доблестная битва во время шведского потопа.



От себя в качестве примечания.
Битва при Варке (городок в Польше, ныне — Мазовецкого воеводства) — сражение Северной войны между войсками Речи Посполитой с одной стороны и шведскими войсками с другой, состоявшееся 7 апреля 1656 года. Битва велась в течение двух часов и завершилась победой поляков. Это был первый польский успех в битве в открытом поле с начала шведского вторжения в 1655 году.

                              

Хотин    1673

Портрет — Великий коронный гетман Ян Собеский


Шла польско-турецкая война. Ян Собеский предводительствовал под Хотином (ныне районный центр Черновицкой области, Украина) польско-литовским войском, насчитывающим 30000 вооружённых людей. Благодаря военному гению Яна Собеского и бравому наступлению гусарии, насчитывавшей 35000 солдат, армия турецкая во главе с Гусейн-пашой была разбита.

                              

Вена    1683

Портрет — Король Ян III Собеский


Летом 1683 года, насчитывающая почти 140 000 солдат, армия Османской империи, под предводительством великого визиря Кара Мустафы обложила Вену. Единственной надеждой Европы против турецкой экспансии был король Ян III Собеский. Армия польская под предводительством короля Яна III Собеского выступила из-под Кракова 29 июля 1683 года.
Король вёл 27 000 коронных войск и среди них 25 гусарских хоругвей.
12 сентября, стоящий во главе польско-немецко-австрийской армии король Ян III Собеский, дал Кара Мустафе бой. Обстрел артиллерии продолжался более 11 часов. Ключевым в течении битвы стало наступление гусарии с взгорья Кахленберг под предводительством самого Собеского.
На протяжении получаса османская армия была полностью разбита польской кавалерией. Европа была спасена.

                              

Эпилог


Начало XVIII века принесло потерю боевой силы гусарии, которое было связано как с общим кризисом государства, так и с постепенным обеднением шляхты. Последняя битва при участии гусарии была битва под Клишевым, которая состоялась 19 июля 1702 года.
Во время третьей Северной войны между армией короля Карла XII и войсками саксонско-польскими короля Августа II Сильного. Во время битвы имели место две атаки гусарии, которая разбила шведскую кавалерию, однако ей не удалось разбить пехоту врага.

Потом гусария стала только парадным войском, которое использовали на военных показах и на похоронах королей и военачальников. В конце концов решение Сейма Речи Посполитой в 1776 году ликвидировало гусарию как воинское формирование, а существующие хоругви переквалифицировало в бригады народной кавалерии.


«Вот это рыцарь! Копьё в движении,
С его плеч крылья плывут соколиные!
Отвага в груди, мужество играет в глазу,
Шишак, как звезда, блестит на челе!
Всегда отважна защита этих воинов,
Подобны давним сынам Спарты,
Среди стольких жарких и кровавых битв,
Как железная стена, стал несокрушимым!
А когда нами овладела гнусность,
Тогда и Гусария пришла в упадок!»

Владислав Белза — стихотворение «Гусар»


Владислав Белза (Władysław Bełza), родился в 1847-ом году в Варшаве — умер в 1913-ом году во Львове, — польский поэт-неоромантик, писатель, организатор культурно-образовательной жизни Польши.

Oto mi rycerz! Kopia u toku,
Z ramion mu skrzydła płyną sokole!
Odwaga w piersiach, męstwo gra w oku,
Szyszak jak gwiazda błyszczy na czole!
Zawsze zwycięzki zastęp tych wojów,
Do dawnych synów podobny Sparty,
Wśród tylu bitew i krwawych znojów,
Jak mur z żelaza stał nieprzeparty!
A kiedy gnuśność nami owładła,
To i Husarya wtedy upadła!

Władysław Bełza — Gusarz

Sabaton — Winged Hussars
Шведская группа «Sabaton» — Крылатые гусары


Малоинформативная, но чрезвычайно пафосная песня об осаде Вены войском Османской Империи в 1683-ем году и последующей Венской битве. Хоть я и не любительница современной музыки, бьющей по мозгам, но эта группа мне определённо нравится.

Sabaton (в переводе с английского — латный ботинок, часть рыцарского доспеха) — шведская хэви-пауэр-метал группа, основанная в декабре 1999-го годa. Основная тема их песен — войны и отдельные сражения.


And the winged hussars arrived
Storm clouds, fire and steel
Death from above, make their enemy kneel
Coming down the mountainside
Fighting, power and grace
Death from above, it’s an army of wings
Then the winged hussars arrived
Storm clouds, fire and steel
Death from above, make their enemy kneel
Coming down they turned the tide
Fighting, power and grace
Death from above, it’s an army of wings

We remember
In September
When the winged hussars arrived!

И тогда появились крылатые гусары —
Облака грозовые, огонь и сталь.
Смерть с небес швырнула их врагов на колени.
Спускающиеся с вершин взгорий,
Воюющие с мощью и грацией.
Смерть с небес — появилась крылатая армия.
Тогда появились крылатые гусары —
Облака грозовые, огонь и сталь.
Смерть с небес швырнула их врагов на колени
Спускающиеся с вершин взгорий
Воюющие с мощью и грацией.
Смерть с небес — появилась крылатая армия.
Помним,
Помним —
В сентябре,
Когда появились крылатые гусары!

Войцех Коссак — Гетман Жолкевский с гусарией — часть триптиха, посвящённого Польской армии (1936)


Станислав Жолкевский (Stanisław Żółkiewski), родился в 1547-ом или 1550-ом году в селе Туринка, близ Львова, — польский полководец начала XVII века, польный и великий гетман и канцлер великий коронный. Победитель русского войска при Клушине. Основатель города Жолква (сегодня районный центр Львовской области, Украина) и Креховского монастыря (село Крехов Жолковского района Львовской области, Украина).
Умер в 1620-ом году Цецора (тогда Молдавское княжество, а ныне — село в жудеце Яссы, расположенное на румынском берегу реки Прут).


Войцех Коссак (Wojciech Kossak), родился в 1857-ом году в Париже, — польский художник. представитель династии художников Коссак. Писал пользовавшиеся большим успехом исторические и батальные сцены, главным образом из времён наполеоновских войн и восстания 1830-го года, также портреты и картины на военную тематику.
Учился в Кракове, Мюнхене и Париже. С 1916-го года — преподаватель Училища изящных искусств в Варшаве.
Умер в 1942-ом году в Кракове.

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 2): mil_history — LiveJournal

Мариуш Козик — Атака хоругви польских крылатых гусар на позиции шведских пикинёров
при Киргхольме 27 сентября 1605 года

Gniew Husarii
Гнев (город-крепость) гусарии
Музыка — Пётр Мусял
Клип производства студий «Studio Kobart» и «Crusader Films»

Реконструкция битвы 1626-го года при Гневе крылатых гусаров с войском шведского короля Густава II Адольфа (1594-1632)

Статуэтка «Польский крылатый гусар» (полистоун с бронзовым покрытием)
Италия — Veronese — конец XX века

Мариуш Козик — Крылатые гусары

Мариуш Козик (Mariusz Kozik), — польский художник-иллюстратор и концептуальный художник, живёт и работает в Люблине.


Крылатые гусары или гусария (husaria) — элитная кавалерия Королевства Польского и Речи Посполитой, действовавшая на полях сражений с начала XVI века до середины XVIII века. Гусария специализировалась на проламывании боевых порядков вражеской конницы или пехоты концентрированным копейным кавалерийским ударом.
Гусария была создана на рубеже XV-XVI веков и представляла собой отряды тяжёлой кавалерии со специфической тактикой, вооружением, комплектованием и имела легко узнаваемые отличительные атрибуты — крылья, которые крепились различными способами за спиной всадника, очень длинные пики с прапорцами (флажками) и звериные шкуры.
Гусария многие десятилетия была основной ударной силой войск Речи Посполитой, в отличие от обычных гусаров, которые были лёгкой кавалерией и вспомогательными подразделениями.

Первоначально гусары были лёгкой кавалерией и не носили доспехов. Их одежда состояла из венгерского кафтана с шнурами-петлицами на груди (будущий доломан), поверх которого набрасывался меховой плащ-мантия, или «ментия». Иногда этот плащ заменяла волчья, медвежья или леопардовая шкура. На голове гусары носили своеобразные фетровые или меховые шапки, украшенные перьями, венгерские шапки-магерки или металлический шлем-шишак. Обувью служили низкие жёлтые, иногда красные сапоги. Гусары имели щит особой формы (тарч), к которому могли прибиваться декоративные крылья из перьев диких птиц. Гусары были вооружены длинным копьём-пикой, называвшимся «древо», саблей, а также могли иметь лук.

Первыми польскими гусарами были сербы. В 1500-ом году несколько знатных сербов со своими небольшими отрядами поступили на службу польского короля. Вскоре в эти подразделения начали набирать венгров, поляков и литовцев. В декабре 1501-го года были сформированы первые регулярные роты гусарии (hussarorum alias raczev).


                                                                                                                        Латный гусарский доспех 1-й половины XVII века

Сербские гусары были лёгкой конницей, не имели доспехов и в качестве защитного снаряжения использовали только небольшой щит, иногда кольчугу и шишаки, а вооружены только лёгкой пикой. Польские же гусары, уже с середины XVI века тяготели к западной традиции, имели различное оружие и охотно использовали лёгкое защитное снаряжение — панцири, кольчуги, нагрудники и другие разновидности доспехов. В 1577-ом году, избранный годом ранее польским королём Стефан Баторий произвёл стандартизацию вооружения и снаряжения гусарии — ношение щита было упразднено, а взамен гусары стали носить металлические нагрудники. Со второй половины XVI века польские гусары стали тяжёлой конницей, имеющей обязательный набор вооружения, снаряжения и атрибутики. Гусарская конница состояла из хоругвей в 100-200 коней.

Хоругвь — организационно-тактическая единица в рыцарском войске средневековой Польши и Великого княжества Литовского, соответствовавшее роте.

Гусария была подразделением народного авторамента — наёмного войска польской военной традиции. Наиболее многочисленной и боеспособной частью польско-литовского войска была кавалерия, в которой гусария составляла большую часть. Длительное время гусария не имела себе равных в Европе, и её атаки не раз приносили победу Королевству Польскому и Великому княжеству Литовскому.


Польские крылатые гусары — Национальный музей в Кракове

Husaria — Гусария
История побед польских крылатых гусаров

Ниже приведён мой перевод аннотации и текста, данного в виде титров, к этому видео.

В фильме использованы фрагменты из следующих художественных фильмов и сериалов:


1. «Потоп» (1974), режиссёр Ежи Гоффман (Польша)
2. «Огнём и мечом» (2000), режиссёр Ежи Гоффман (Польша)
3. «Отель «Пацифик»» (1975), режиссёр Анджей Вайда (Польша)
4. «Тарас Бульба» (2009), режиссёр Владимир Бортко (Россия)
5. «Богдан Зиновий Хмельницкий» (2006), режиссёр Николай Мащенко (Украина)
6. «Канцлер» (1989), режиссёр Рышард Бер (Польша)
7. «Пан Володыевский» (1969), режиссёр Ежи Гоффман (Польша)
8. «Гнев гусарии» (2012), режиссёр Михал Ржведцки (Crusader Films, Studio Kobart)
9. «Год 1612» (2007), режиссёр Владимир Хотиненко (Россия)
10. «11 сентября 1683 — Битва за Вену» (2012), режиссёр Ренцо Миртинелли (Польша, Италия)
11. «Отец королевы» (1979), режиссёр Войцех Соляж (Польша)
12. «Слуга государев» (2007), режиссёр Олег Рясков (Россия)


Гусария — польская тяжёлая кавалерия, относящаяся к самым эффективным в военных действиях того времени. Временем рождения гусарии считается начало XVI века, когда Сейм в 1503-ем году возжелал создать первую хоругвь.

Гусария не проиграла ни одной битвы на протяжении около 120-ти лет, сея страх и панику в шеренгах врага, и получила название самой грозной кавалерии в мире. Одерживала победы даже над десятикратно превосходящими силами врага.

В июне 1694-го года в богатырской битве под Ходовом сдержала натиск 40 000 татар.




Орша 1514, Обертын 1531, Любичев 1577, Бычна 1588, Куртя-де-Арджеш 1600, Кокенхаузен 1601, Кирхольм 1605, Клушин 1610, Хотин 1621, Мартынув 1624, Тржцяна (Тржецянка) 1629, Охматов 1644, Берестечко 1651, Варка 1656, Полонка 1660, Хотин 1673, Львов 1675, Вена 1683, Ходув 1694.

Бычин    1588

Портрет — Великий коронный гетман Ян Замойский


24 января 1588 войска австрийского эрцгерцога Максимилиана Габсбурга заняли положение на восток он Бычина на королевском тракте, ведущем в Польшу. Против него стала польская армия под предводительством гетмана Яна Замойского.
После короткой, но кровавой стычки битва превратилась в резню убегающих войск Максимилиана.



От себя в качестве примечания.
Австрийская интервенция в Польше (1587-1588) — интервенция австрийского претендента на польский престол, Максимилиана, после двойного выбора короля. Именуется также Первой войной за польское наследство.

                              

Кирхгольм    1605

Портрет — Литовский польный гетман Ян Кароль Ходкевич


Между Речью Посполитой и Швецией продолжалась война о Инфланты. Солдаты шли наёмниками в шведскую армию с оговоркой, что они не обязуются воевать против польской гусарии.
Шведская армия, предводительствуемая королём Карлом IX Сёдерманландский, насчитывала 14 000 солдат. Армия Речи Посполитой составляла около 4 000 солдат под командованием Яна Кароля Ходкевича. Несмотря на значительный количественный перевес врага, наступающая гусария стёрла в порох шведскую армию. На примере этой знаменитой атаки гусарии обучают курсантов в академии Вест Пойнт.



От себя в качестве примечания.
Главным поводом для сражения была осада шведами Риги, предпринятая ими 23 сентября 1605 года. Взятие этого города позволило бы шведам почти беспрепятственно занять Лифляндию целиком.
Битва при Кирхгольме (ныне Саласпилс, Латвия) — одно из крупнейших сражений польско-шведской войны 1600-1611 годов, произошедшее 27 сентября 1605 года.

После поражения шведский король был вынужден снять осаду Риги, уплыть обратно через Балтийское море в Швецию и отказаться от контроля над северной Латвией и Эстонией. Тем не менее, Речь Посполитая оказалась не в состоянии воспользоваться победой полностью, поскольку не было денег на войска, которым не платили несколько месяцев. Без оплаты они не могли покупать продукты питания и корм для своих лошадей или пополнять свои военные поставки, и поэтому кампания захлебнулась. Дополнительным фактором стало то, что большое количество подготовленных лошадей было потеряно во время боя, их оказалось трудно заменить.

Перемирие было подписано в конце концов в 1611 году, но к 1617 году война вспыхнула вновь.


                              

Клушин    1610

Портрет — Гетман польный и коронный Станислав Жолкевский


Армия, предводитествуемая Станиславом Жолкевским, насчитывала 2900 солдат, среди которых 2700 гусаров. В то время, как русско-шведская армия — 35000-40000 человек. Битва показала военное искусство гусарии, у которой некоторые хоругви атаковали по 8-10 раз. несмотря на десятикратное превосходство в численности, русско-шведское войско было стёрто с поля битвы.
Дорога на Кремльи к московскому трону стала отверстием.



От себя в качестве примечания.
Польско-литовская оккупация Москвы — период времени, в продолжение двух лет, (ночь с 20 на 21 сентября 1610 года по 7 ноября 1612 года), во время которого, с согласия правительства — Семибоярщины, в Москве был размещён польско-литовский гарнизон под командованием Станислава Жолкевского. Гарнизон Жолкевского был введен в Москву во время русско-польской войны Смутного времени. Введению гарнизона предшествовали разгром русских войск при Клушине.

                              

Берестечко    1651

Портрет — Король Ян II Казимир Ваза


Наивысшая польская доблесть в войне с казаками. Казацко-татарская армия состояла из 110000-130000 человек. Силы Речи Посполитой 64000-74000 человек, включая 2500 гусаров.



От себя в качестве примечания.
Победу одержала польско-литовская армия после того, как крымское войско бежало с поля боя, захватив с собой Богдана Хмельницкого. Следствием битвы стало Белоцерковское перемирие от 18 (28) сентября 1651 года, которое не разрешило противоречий между казаками и польской короной.

                              

Варка    1656

Портрет — Командир Стефан Чарнецкий


Была это первая известная доблестная битва во время шведского потопа.



От себя в качестве примечания.
Битва при Варке (городок в Польше, ныне — Мазовецкого воеводства) — сражение Северной войны между войсками Речи Посполитой с одной стороны и шведскими войсками с другой, состоявшееся 7 апреля 1656 года. Битва велась в течение двух часов и завершилась победой поляков. Это был первый польский успех в битве в открытом поле с начала шведского вторжения в 1655 году.

                              

Хотин    1673

Портрет — Великий коронный гетман Ян Собеский


Шла польско-турецкая война. Ян Собеский предводительствовал под Хотином (ныне районный центр Черновицкой области, Украина) польско-литовским войском, насчитывающим 30000 вооружённых людей. Благодаря военному гению Яна Собеского и бравому наступлению гусарии, насчитывавшей 35000 солдат, армия турецкая во главе с Гусейн-пашой была разбита.

                              

Вена    1683

Портрет — Король Ян III Собеский


Летом 1683 года, насчитывающая почти 140 000 солдат, армия Османской империи, под предводительством великого визиря Кара Мустафы обложила Вену. Единственной надеждой Европы против турецкой экспансии был король Ян III Собеский. Армия польская под предводительством короля Яна III Собеского выступила из-под Кракова 29 июля 1683 года.
Король вёл 27 000 коронных войск и среди них 25 гусарских хоругвей.
12 сентября, стоящий во главе польско-немецко-австрийской армии король Ян III Собеский, дал Кара Мустафе бой. Обстрел артиллерии продолжался более 11 часов. Ключевым в течении битвы стало наступление гусарии с взгорья Кахленберг под предводительством самого Собеского.
На протяжении получаса османская армия была полностью разбита польской кавалерией. Европа была спасена.

                              

Эпилог


Начало XVIII века принесло потерю боевой силы гусарии, которое было связано как с общим кризисом государства, так и с постепенным обеднением шляхты. Последняя битва при участии гусарии была битва под Клишевым, которая состоялась 19 июля 1702 года.
Во время третьей Северной войны между армией короля Карла XII и войсками саксонско-польскими короля Августа II Сильного. Во время битвы имели место две атаки гусарии, которая разбила шведскую кавалерию, однако ей не удалось разбить пехоту врага.

Потом гусария стала только парадным войском, которое использовали на военных показах и на похоронах королей и военачальников. В конце концов решение Сейма Речи Посполитой в 1776 году ликвидировало гусарию как воинское формирование, а существующие хоругви переквалифицировало в бригады народной кавалерии.


«Вот это рыцарь! Копьё в движении,
С его плеч крылья плывут соколиные!
Отвага в груди, мужество играет в глазу,
Шишак, как звезда, блестит на челе!
Всегда отважна защита этих воинов,
Подобны давним сынам Спарты,
Среди стольких жарких и кровавых битв,
Как железная стена, стал несокрушимым!
А когда нами овладела гнусность,
Тогда и Гусария пришла в упадок!»

Владислав Белза — стихотворение «Гусар»


Владислав Белза (Władysław Bełza), родился в 1847-ом году в Варшаве — умер в 1913-ом году во Львове, — польский поэт-неоромантик, писатель, организатор культурно-образовательной жизни Польши.

Oto mi rycerz! Kopia u toku,
Z ramion mu skrzydła płyną sokole!
Odwaga w piersiach, męstwo gra w oku,
Szyszak jak gwiazda błyszczy na czole!
Zawsze zwycięzki zastęp tych wojów,
Do dawnych synów podobny Sparty,
Wśród tylu bitew i krwawych znojów,
Jak mur z żelaza stał nieprzeparty!
A kiedy gnuśność nami owładła,
To i Husarya wtedy upadła!

Władysław Bełza — Gusarz

Sabaton — Winged Hussars
Шведская группа «Sabaton» — Крылатые гусары


Малоинформативная, но чрезвычайно пафосная песня об осаде Вены войском Османской Империи в 1683-ем году и последующей Венской битве. Хоть я и не любительница современной музыки, бьющей по мозгам, но эта группа мне определённо нравится.

Sabaton (в переводе с английского — латный ботинок, часть рыцарского доспеха) — шведская хэви-пауэр-метал группа, основанная в декабре 1999-го годa. Основная тема их песен — войны и отдельные сражения.


And the winged hussars arrived
Storm clouds, fire and steel
Death from above, make their enemy kneel
Coming down the mountainside
Fighting, power and grace
Death from above, it’s an army of wings
Then the winged hussars arrived
Storm clouds, fire and steel
Death from above, make their enemy kneel
Coming down they turned the tide
Fighting, power and grace
Death from above, it’s an army of wings

We remember
In September
When the winged hussars arrived!

И тогда появились крылатые гусары —
Облака грозовые, огонь и сталь.
Смерть с небес швырнула их врагов на колени.
Спускающиеся с вершин взгорий,
Воюющие с мощью и грацией.
Смерть с небес — появилась крылатая армия.
Тогда появились крылатые гусары —
Облака грозовые, огонь и сталь.
Смерть с небес швырнула их врагов на колени
Спускающиеся с вершин взгорий
Воюющие с мощью и грацией.
Смерть с небес — появилась крылатая армия.
Помним,
Помним —
В сентябре,
Когда появились крылатые гусары!

Войцех Коссак — Гетман Жолкевский с гусарией — часть триптиха, посвящённого Польской армии (1936)


Станислав Жолкевский (Stanisław Żółkiewski), родился в 1547-ом или 1550-ом году в селе Туринка, близ Львова, — польский полководец начала XVII века, польный и великий гетман и канцлер великий коронный. Победитель русского войска при Клушине. Основатель города Жолква (сегодня районный центр Львовской области, Украина) и Креховского монастыря (село Крехов Жолковского района Львовской области, Украина).
Умер в 1620-ом году Цецора (тогда Молдавское княжество, а ныне — село в жудеце Яссы, расположенное на румынском берегу реки Прут).


Войцех Коссак (Wojciech Kossak), родился в 1857-ом году в Париже, — польский художник. представитель династии художников Коссак. Писал пользовавшиеся большим успехом исторические и батальные сцены, главным образом из времён наполеоновских войн и восстания 1830-го года, также портреты и картины на военную тематику.
Учился в Кракове, Мюнхене и Париже. С 1916-го года — преподаватель Училища изящных искусств в Варшаве.
Умер в 1942-ом году в Кракове.

Marsz na Moskwę 1610
Марш на Москву 1610 — фрагмент из фильма «1612: Хроники Смутного времени» (2007)


Завидев польских гусаров, дети кричат: «Ангелы, ангелы!». Действительно, крылатых гусаров называли ангелами — ангелами смерти.

Матиас Замецки — Глубокий снег

Огнём и мечом — художественный фильм производства Польши (1999)
по одноименному роману (первая часть трилогии) классика польской литературы Генрика Сенкевича (1846-1916)
Режиссёр — Ежи Гоффман

В главных ролях:

Богдан Хмельницкий — Богдан Ступка
Полковник Юрко Богун — Александр Домогаров

Потоп — художественный фильм производства Польши и СССР (1974)
по одноименному роману (вторая часть трилогии) классика польской литературы Генрика Сенкевича (1846-1916)
Режиссёр — Ежи Гоффман

В главных ролях:

Михал Володыёвский — Тадеуш Ломницкий
Анджей Кмициц — Даниэль Ольбрыхский


Потоп — шведский потоп, также Кровавый Потоп, Шведская Погибель (Potop Szwedzki) — вторжение шведов в Речь Посполитую в 1655-1660-х годах, причинившее Польше огромный урон. Это вторжение обусловило заключение Виленского перемирия (24 октября 1656-го года) в Русско-польской войне 1654-1667 годов и совместную борьбу враждующих сторон против грозящей гегемонии шведов. Формально закончился после перемирия в Оливе (23 апреля 1660-го года).

Пан Володыёвский — художественный фильм производства Польши (1969)
по одноименному роману (последняя часть трилогии) классика польской литературы Генрика Сенкевича (1846-1916)
Режиссёр — Ежи Гоффман

В главных ролях:

Михал Володыёвский — Тадеуш Ломницкий
Сотник Меллехович, он же мурза Азья Тугай-беевич — Даниэль Ольбрыхский
Кристина Дрохоювская (Кшися) — Барбара Брыльска

Кадр из кинофильма «Тарас Бульба» (2009)

Тарас Бульба — художественный фильм производства России, Украины и Польши (2009)
по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя (1821-1852)
Режиссёр — Владимир Бортко

В главных ролях:

Тарас Бульба — Богдан Ступка
Остап — Владимир Вдовиченков
Андрий — Игорь Петренко

Богдан-Зиновий Хмельницкий — художественный фильм производства Украины (2006)
Режиссёр — Николай Мащенко

В главной роли:

Владимир Абазопуло — Зиновий-Богдан Хмельницкий, гетман Украины (на самом деле — гетман войска Запорожского)


Подачу материала в историческом контексте оставляю на совести создателей этого фильма, особенно, что касается постоянного упоминания главным героем фильма Украины как страны, в то время как Украйнами назывались пограничные — окраинные земли. Это вообще в славянской традиции, пример, Сербская Краина (у границы с западной Боснией).

Украинские историки Николай Костомаров, Дмитрий Багалей, Владимир Антонович признавали, что «Малороссия» или «Южная Русь» во времена борьбы Русского государства и Речи Посполитой являлось этнонимом для «малороссийской (южнорусской)» народности, а «Украина» использовалась как топоним, обозначавший окраинные земли обоих государств.

Примечание. Топоним — имя собственное, обозначающее собственное название географического объекта.


1612: Хроники Смутного времени — художественный фильм производства России (2007)
Режиссёр — Владимир Хотиненко

В ролях:

Воевода Новолока (прототипом стал Кузьма Минин) — Марат Башаров
Князь Пожарский — Михаил Пореченков
Осина (атаман разбойников) — Александр Балуев
Столпник — Валерий Золотухин


Довелось мне как-то в польском поезде встретиться с одним профессором истории — преподавателем одного из польских ВУЗов. За четыре часа дороги можно переговорить обо всём на свете. Когда темы природы, погоды и видов на урожай))) были исчерпаны, беседа плавно перетекла в русло политики и истории. С проблемами XX века мы на удивление разобрались без особых сложностей и смогли придти к общему знаменателю, а вот более давние события у моего визави почему-то вызывали особо острые чувства.

— Не могу простить вам — русским, братьям славянам, того, что вы вместе с немчурой и австрияками в конце XVIII века поучаствовали в разделах Польши! — воскликнул он с сердцем.

— А зачем вы припёрлись к нам в 1610-ом году? — грозно спросила я.)))

Мужик несколько минут смотрел на меня не отрываясь, а потом как заржёт: «To wszystko bzdura!» (Всё это вздор!)


Матиас Замецки — Весна по дороге на Вену


Название картины, честно говоря, вызывает недоумение. Сама битва за Вену состоялась в сентябре, а основные силы турок прибыли под Вену ещё 14 июля 1683-го года. Какая весна, спрашивается? Хотя, давно не удивляюсь логическим нестыковкам в поэтических произведениях и в картинах художников. На вопрос: «Почему так?», — они отвечают: «А я так вижу!».

Матиас Замецкий (Mathias Zamęcki) — современный польский художник. Профессионально работает с 2011-го года в области компьютерных игр, анимации и рекламы.

11 сентября 1683 года: битва за Вену — художественный фильм производства Польши и Италии (2012)
Режиссёр — Ренцо Миртинелли

Доспех польского крылатого гусара — Польша — вторая половина XVII века


Шло время, совершенствовалась военная техника — стало немодным громыхать доспехами и трясти перьями. Польские гусары сняли с себя всё лишнее и переоделись в традиционные венгерки, как и все остальные гусары. Хотя, польскими эти гусары были исключительно по национальному признаку, но не по государственному, так как в конце XVIII века после трёх разделов Польша как государство перестала существовать более, чем на сто лет. Поляки служили в гусарских полках Пруссии, Австрии и России — тех государств, в пределы которых попали части польской территории. С особым усердием польские гусары служили в войске Наполеона Бонапарта, когда из польских территорий, отошедших во время Второго и Третьего разделов Речи Посполитой к Пруссии и Австрийской империи, в результате Тильзитского мира 1807-го года было образовано Великое Герцогство Варшавское — протекторат наполеоновской Франции. Это герцогство просуществовало до 1813-го года. По решениям Венского конгресса большая часть герцогства была присоединена к Российской империи как автономное Царство Польское.

Ян Владислав Хелмински — Отступление из Москвы


Ян Владислав Хелмински (Jan Władysław Chełmiński), родился в 1851-ом году в Бжустове (царство Польское, Российская империя), — польский художник.
1882-1888 — жил в Мюнхене, где учился в Академии изящных искусств.
1888-1899 — жил в Англии — в Лондоне и в других городах, где получил британское гражданство.
1899-1915 — вернулся в Россию и жил в Санкт-Петербурге.
1915-1925 — жил в США — в Нью-Йорке, где и умер.

    

Александр Фредро — Дамы и гусары
спектакль театра имени Вахтангова (1976)

Пан майор — Юрий Яковлев


Милая комедия известного польского драматурга графа Александра Фредро (1793-1876). Он сам в молодости был человеком военным, правда, не знаю, в каком роде войск служил, — в 1809-ом году вступил в армию Варшавского герцогства, впоследствии служил в войсках Наполеона Бонапарта. В 1815-ом году, после отречения Наполеона, вернулся в семейное имение Беньковая Вишня в Галиции (тогда Австрийская империя, ныне Польша). А с 1846-года и до самой смерти Фредро жил во Львове.

Мариуш Козик — Гусары


Поскольку я небольшой знаток по части военного костюма, то не могу сказать наверняка, каких гусаров изобразил Мариуш Козик. Меховые шапки подобного типа были в своё время в австрийской армии и в армии Неаполитанского королевства 1806-1815 годов, когда оно было в руках наполеоновских родственников и маршалов. Так что, скорей всего, с учётом польских пристрастий, именно гусаров Наполеона и имел в виду художник.

Bułat Okudżawa — Michał Jagiełło — Huzarzy
Wojciech Malajkat

Булат Окуджава — Солнышко сияет, музыка играет…
Польский текст — Михал Ягелло
Поёт — Войцех Малайкат

В Польше раньше с большим удовольствием пели наши песни, особенно, песни Высоцкого и Окуджавы.

Солнышко сияет, музыка играет.
Отчего ж так сердце замирает?..
Там за поворотом, недурен собою,
полк гусар стоит перед толпою.

Барышни краснеют, танцы предвкушают,
кто кому достанется, решают.

Но полковник главный на гнедой кобыле
говорит: «Да что ж вы все забыли:
танцы были в среду, нынче воскресенье,
с четверга — война. И нет спасенья.

А на поле брани смерть гуляет всюду.
Может, не вернемся — врать не буду».

Барышни не верят, в кулачки смеются,
невдомек, что вправду расстаются:
«Вы, мол, повоюйте, если вам охота,
да не опоздайте из похода».

Солнышко сияет, музыка играет.
Отчего ж так сердце замирает?..

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 1)

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 3)

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 4)

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 5)

Польский крылатый гусар — оловянная скульптура
Италия — Pegaso Models — (конец XX века — начало XXI века)

Danuta Rinn — A te skrzydła połamane
Данута Ринн — авторская песня — Эти сломанные крылья

Jadą husarze od pracy
z połamanymi skrzydłami
Które jak garb ogromny
Skrywają pod płaszczami

A te skrzydła połamane
Deszczem ogniem wysmagane
A te skrzydła jeszcze grają
Jeszcze polskie pieśni znają
A te skrzydła jak sztandary
Niepodległej starej wiary
Jeszcze mają blask

Едут гусары с работы
Со сломанными крыльями,
Которые, как огромный горб,
Прячут они под плащами.

Эти крылья сломаны,
Огненным дождем испепелены.
Эти крылья всё еще играют,
Ещё польские песни знают.
И эти крылья похожи на знамёна
Независимой старой веры —
Они ещё имеют блеск.

Эти крылья окровавлены,
В стольких битвах изранены,
Хоть уменьшились и осыпались,
Но своей силы не утратили —
Ещё такие же, как раньше были.
Ещё крылья прежней славы
Могут унести нас.

Битва за Вену (1683 г.)

Современные зрители конца 16 века искренне соглашались, что они никогда раньше не видели такой прекрасной кавалерии и не могли сравнить такое великолепие ни с чем в Европе того времени. На великолепных плацах польских королей продемонстрировали величие своих гусар . Облаченные в пышно украшенные karacena доспехи , с седлами и поводьями, расшитыми золотом и драгоценными камнями, они ездили на лучших породах лошадей. Надев костюмы из шкур тигров, леопардов и волков, они держали длинные копья с большими красочными вымпелами на концах и, в довершение ко всему, внушающую страх пару крыльев, которые дугой выгибались на конце их седел над их головами. , гордо развевается на ветру. Неудивительно, что об этих людях при дворах Европы было распространено так много романтических сказок и множество как правдивых, так и вымышленных легенд.

Характер польских крылатых гусар на самом деле был сложным гибридом западной и восточной культур, происходящим из Речи Посполитой — географически самой большой страны в то время в Европе. Происходя от тяжеловооруженных рыцарей этого региона в средние века, они включали в себя военное влияние России , Византийской империи и монгольской кавалерии первоначально, а затем Балкан и Османской империи . Влияние сербских и венгерских беженцев, поселившихся там после расширения Османской империи, начало сильно влиять на польскую кавалерию в 16 веке. Польские дворяне начали создавать новых «тяжелых гусар», которые были оснащены кольчугами, большими шлемами, типичными балканскими щитами и длинными копьями. Трансильванский король, Стефан Баторий , дополнительно стандартизировал гусар, приказав им отказаться от щита в пользу толстого нагрудника. Новые тяжелые гусары действительно стали частями, с которыми нужно считаться. На поле боя против Габсбурги , Молдаване , Москвичи и Шведы , польские гусары добились больших побед над своими врагами.

Конец польских крылатых гусар?

Однако к 17 веку крылатые гусары казались скорее продуктом ушедшей эпохи. Большинство европейских стран начали отказываться от тяжелых копейщиков в пользу пики и огнестрельного оружия, а также сочетания различных кавалерийских частей. Опыт 30-летней войны показал, что новая эра массированной огневой мощи, такой как Шведские бригады из Густав Адольф легко отразили прямую атаку улан. Был ли это конец польских крылатых гусар? Речь Посполитая переживала кризис за кризисом, борясь с нашествиями с востока, татар и украинских казаков , которые уничтожили много польских полков. Казалось, крылатые гусары были обречены на свалку истории. Коронный гетман и позже Король Ян III Собеский 9Однако 0004 думал иначе. Перед лицом вновь возникшей угрозы экспансии Османской империи с Балкан в сердце Европы необходимо было собрать новые гусарские полки, вновь возродив дух крылатых гусар. Собеский призвал всех «достойных сыновей» Польши, призывая дворян-патриотов добровольно бороться против османской угрозы и собрать собственные войска.

Государство, по сути, очень мало вносило в реальности, и дворянам и местным вождям приходилось самим покрывать большую часть расходов. Хотя это рекламировалось как «инвестиции в карьеру». Они предоставили лошадей, доспехи и оружие, и они должны были служить своему королю в кампании и, в свою очередь, должны были вернуть свои вложения за счет военной добычи и прибыльных государственных должностей, предоставленных монархией. Мужчины, принятые в гусары, заключали контракт, по которому им требовалось до двух с половиной лет, чтобы расплатиться за свое оружие и оружие, и, если они выживали так долго, они зарабатывали себе деньги и престиж. Это была сложная, несовершенная система, но в то время она работала.

Типичные гусары носили большие защитные шлемы, часто украшенные страусиными перьями. Они были вооружены саблями в венгерском стиле или прямыми польскими мечами и были защищены нагрудником в стиле лобстера с выгравированными религиозными изображениями. Сейчас всех конечно больше интересует история крыльев. Однако историки до сих пор спорят о точном использовании крыльев. К 17 веку их обычно устанавливали на заднюю часть седла, но спор заключается в том, действительно ли их носили в бою или просто для галочки, как вышитые седла и украшенные мечи, или дорогие луки, которые, в свою очередь, обменивались. для пистолетов с колесным замком во время кампании.

Сегодня в этом отношении отсутствуют современные боевые отчеты, но историки, поддерживающие теорию поля боя, подчеркивают, что крылья носили в битве, как шкуры леопарда, чтобы устрашить не только врага, но и его лошадей, которых легко было поражены необычными достопримечательностями. Они набросятся на своих врагов, как хищные пегасы.

Самый важный символ

Однако самым важным символом польских гусар на поле боя было копье. Польское копье длиной более 16 футов явно было одноразовым оружием. Он был сделан из легкого дерева, обычно сосны или пихты, и частично был выдолблен, чтобы сделать его еще легче. Это соответствовало гусарскому стилю боя. Часто говорили, что гусары хороши только для одного дня боя, но этот день будет решающим.

Такой день наступил в 1683 году.

В июле Османская армия снова двинулась на север, угрожая королевствам Габсбургов и городу Вене . Приблизительно 170 000 османских войск осадили Вену, что намного больше, чем всего 16 000 регулярных защитников. Но, несмотря на явное неравенство сил, венские защитники держались, неделями бросая вызов османским орудиям. Однако героическая позиция не могла длиться вечно, так как запасы продовольствия и силы обороняющихся солдат и горожан стали иссякать.

6 сентября Собеский переправился через Дунай к северо-западу от Вены с 20-тысячным войском. Он выполнит свое обещание, данное Священной лиге , еще раз сразиться с османской угрозой. В то же время крупные имперские силы Священной Римской империи под командованием Карла Лотарингского также шли на юг. Они должны были объединить свои силы под командованием польского короля, и среди его людей шли польские крылатые гусары.

К этому времени османские саперы были в опасной близости от того, чтобы открыть брешь, чтобы османские войска взяли город штурмом. Рытье туннелей под стенами и заполнение их взрывчаткой буквально сжигало фитиль под городом. Османы в конечном итоге добьются успеха, несмотря на доблестное сопротивление жителей Вены, и казалось, что их судьба уже решена.

Но тут прибыли крылатые гусары.

12 сентября король Ян Собеский и его крылатые гусары пришли на помощь осажденному городу. Битва началась накануне, и войска Карла Лотарингского уже наносили удары по османским позициям. Однако османы предприняли несколько контратак, не дав имперцам прорваться. Османские саперы спешно закладывали взрывчаткой новые туннели, пытаясь взорвать стены, но в последний момент они были обнаружены и уничтожены венскими защитниками.

На следующий день, когда польская пехота присоединилась к имперцам, Крылатые гусары двинулись сквозь лесной покров, приближаясь к главному турецкому редуту . Готовясь к решающему удару, глубоко католические гусары отслужили Святую Мессу, закалили себя молитвой и своим традиционным боевым гимном Богородица – Богородица.

К 16:00 вместе с группой имперских всадников польская кавалерия ворвалась вниз с холма. Всего их было 18 000 человек, что, вероятно, стало самой крупной кавалерийской атакой в ​​истории Европы. Собеский лично возглавил атаку во главе своих крылатых гусар. Примерно на 100 шагах началась настоящая атака. В 50 шагах их лошади мчались полным галопом, когда крылатые гусары опустили копья и врезались в перепуганных защитников.

Копья разлетелись вдребезги, лошади топтали под собой людей, солдаты были раздавлены и отброшены в сторону. Вид пронзенных перед ними напугал бойцов в тыловых частях, и их боевой дух упал. Большая часть османских войск не была защищена латными доспехами, и их порядки распались. Некоторые крылатые гусары бросили свои сломанные копья и потянулись к шпагам и саблям, свисавшим с узлов на их запястьях. Другие взяли в руки боевые молоты или пистолеты, пробиваясь через беспорядочного врага в безопасное место. Они перегруппировались для новой атаки, волна за волной на османские войска, по мере того как к битве присоединялись новые войска Священной лиги.

Веспазжан Коховский в своей «Песне об освобожденной Вене» (1648 г.) описывает это так: « Не успел гусар опустить копье, как турок насажен на его шип, что не только смущает, но и ужасает врага. Тот удар, от которого нельзя защититься или отклонить. Часто приковывая к себе сразу двух человек, другие в спешке бегут от такого зрелища, как мухи в исступлении».

Известные своей великой победой

После решающей победы в битве за Вену слава польских гусар снова возросла в Европе. Император Священной Римской империи лично пригласил их к своему двору для демонстрации своих навыков, а русский царь собрал собственную тысячную гусарскую армию под командованием польского ренегата. Однако Вена, несмотря на то, что это была одна из величайших побед, также стала одной из последних побед гусар. Вскоре после этого Содружество под давлением как внешних, так и внутренних сил начало распадаться.

Огромные затраты на оборонительные войны способствовали общему финансовому упадку. Были восстания, и было трудно позволить себе дорогих гусар. Тем не менее, крылатым гусарам удалось выжить и в 18 веке, и они будут задействованы в Северной войне, но их решающая роль на поле боя осталась позади. Их образы, однако, сохранились, и особенно в 19го века, начали возрождаться как символ польской гордости и самобытности, напоминая о тех временах, когда на полях сражений в Европе действительно не было лучшей кавалерии, чем польские крылатые гусары.


История битвы за Вену вдохновила нас на создание нашей песни « Winged Hussars », которая вошла в наш альбом «The Last Stand». Взгляните на тексты песен, которые мы написали здесь.

Польские крылатые гусары и осада Вены 1683 — Джой В. Спайсер

Польско-белорусские (польско-литовские) гусары Вацлав Павлишак ( Википедия )

Хотя я знал о «гусарах», я понятия не имел о существовании крылатой разновидности!

Впервые я услышал о «крылатых гусарах» благодаря песне Sabaton « Крылатые гусары ». После прослушивания я все еще немного сомневался, пока не прочитал об осаде Вены, о чем и поется в их песне.

Термин «гусар» исторически происходит от кавалерии средневековой Венгрии, которая состояла в основном из сербских воинов под командованием Матьяша Корвина, короля Венгрии и Хорватии (1458-149 гг. ).0).

В 16 веке средневековые уланы в армии Речи Посполитой были заменены польскими гусарами, составлявшими основную часть кавалерии.

В 1576 году, когда Стефан Баторий, трансильвано-венгерский князь, стал королем Польши, он реорганизовал гусар своей Королевской гвардии в тяжелое формирование по образцу венгерских гусар, с длинным копьем, теперь их основным оружием. .

Портрет короля Стефана Батория ( Википедия )

После того, как польско-литовские гусарские подразделения были реструктурированы по венгерскому образцу, они, как правило, имели схожий внешний вид. Чтобы выделиться, польские тяжелые гусары добавили крылья, чтобы стать польскими крылатыми гусарами или « Husaria ».

Полубронированные крылатые всадники польских гусар ( Wikipedia — ‘bazylek100’ )

Начиная с битвы при Любешуве в 1577 году и до 18 века крылатые гусары считались элитой вооруженных сил Речи Посполитой.

Сражаясь с превосходящими силами противника, они часто оказывались решающими факторами в бесчисленных битвах.

Битва при Кирхольме «Польские крылатые гусары» Мариуш Козик (Artstation)

Гусары, как правило, набирались из богатой польской знати, при этом каждый гусар отвечал за формирование своей собственной свиты, несколько из которых были объединены в гусарское знамя или роту.

Их «крылья» представляли собой деревянный каркас, украшенный орлиными, страусиными, лебедиными или гусиными перьями. Скорее всего, они использовались для защиты спины всадника от ударов мечом.

По словам польского историка и автора дневников XVIII века Енджея Китовича, « Вместо страусиных перьев гусары носили деревянные дуги, прикрепленные к доспехам сзади и поднимавшиеся над головой. Дуги эти вместе с торчащими из них щетинистыми перьями были выкрашены в разные цвета, имитируя лавровые ветви или пальмовые листья, и представляли собой удивительно красивое зрелище…

» (« Крылатые всадники гусарии » Анны Васильковской)

В бою основной тактикой гусар была атака, атака на врага и сквозь него, которые они повторяли несколько раз, пока вражеский строй не сломался. Наличие фургонов снабжения с запасными копьями сделало возможным повторное использование этой тактики.

Атака начнется в медленном темпе, довольно рыхлым строем, который постепенно наберет скорость и сомкнет ряды. Он будет набирать максимальную скорость и находиться в ближайшем строю непосредственно перед тем, как вступить в бой с врагом.

Вооружение гусар, кроме длинной пики, включало колющую шпагу, саблю, набор пистолетов и, иногда, боевой молот или топор.

Они использовали седла в османском стиле, что позволяло и воину, и лошади использовать больше доспехов.

«Атак Хусарий» (Гусарская атака) Станислава Качор-Батовского ( Википедия )

Их лошади, гибриды устоявшейся польской линии лошадей и восточных лошадей, были выведены для быстрого бега при переноске груза и быстрого восстановления сил. Их верховые животные могли преодолевать большие расстояния, неся груз весом более 220 фунтов (100 кг) — всадника, его доспехи и оружие — и мгновенно заряжаться. Помимо того, что они были быстрыми, их лошади также были маневренными, что позволяло гусарам сражаться с любой формой кавалерии или пехоты. Так ценились их лошади, что за продажу гусарской лошади кому-либо за пределами Речи Посполитой полагалась смертная казнь.

К 1770-м годам изменение тактики боя и использование огнестрельного оружия вместе с увеличением численности армий сделали тяжелую бронированную кавалерию устаревшей. Обязанности гусар были переданы более легким кавалерийским частям, известным как уланы, польско-литовские части легкой кавалерии, вооруженные копьями, саблями и пистолетами.

Из многочисленных сражений крылатых гусар я выделил одно — битву за Вену, которую Священная Римская империя вела против Османской империи. Это произошло на горе Каленберг недалеко от Вены 12 сентября 1683 года.0013

«Рельеф Вены» Франса Геффельса ( Википедия )

Это сражение было одним из многих сражений между Османской империей и монархией Габсбургов в ходе 300-летней османско-габсбургской войны.

Это началось в 16 веке, когда европейские державы осознали серьезную угрозу Османской империи, и продолжалось до 18 века.

Историки считают битву за Вену важным поворотным моментом, ознаменовавшим закат Османской империи.

Это также был первый раз, когда Священная Римская империя и Речь Посполитая вместе сражались против османов. Габсбургский монарх того времени, Леопольд I, также был императором Священной Римской империи.

Император Леопольд I в коронационных доспехах ( Википедия )

Вена считалась очень важной для Османской империи из-за своего торгового пути – Дунай соединял Черное море с Западной Европой, а сухопутный торговый путь тянулся от Восточного Средиземноморья до Германии.

По иронии судьбы, до осады мир между обеими империями существовал около 20 лет. Однако из-за политических махинаций того времени Османская империя фактически оказывала военную помощь тем, кто был против оккупации Габсбургов, а именно Венгрии и некатолическим меньшинствам.

Венграм обещали Вену, если она попадет в руки Османской империи.

К 1681 году усилились столкновения между Священной Римской империей и Верхней Венгрией, бывшей вассальным государством Османской империи.

Когда войска Габсбургов двинулись в центральную Венгрию, османский великий визирь убедил султана Мехмеда IV мобилизовать османскую армию.

Султан Мехмед IV ( Википедия )

Война была объявлена ​​6 августа 1682 года.

Оглядываясь назад, возможно, было бы лучше отложить объявление войны. 3 месяца, которые потребовались бы османам, чтобы добраться до Вены, означали, что они прибыли бы с наступлением зимы.0013

К тому времени, когда началось полномасштабное вторжение, Вена успела подготовить оборону, а император Леопольд I смог собрать войска и заключить союз между Священной Римской империей и Польшей.

Согласно условиям этого союза, Варшавскому договору 1683 года, Леопольд пообещал поддержать польского короля Яна III Собеского, если османы нападут на Краков, и, в свою очередь, польская армия придет на помощь Вене, если она подвергся нападению.

Иоанн III Собеский в римском костюме ( Википедия )

14 июля 1683 года основная османская армия осадила Вену.

В Польше Иоанн III Собеский готовился выполнить свои обязательства по Варшавскому договору. Уезжая 15 августа, он оставил свой народ без защиты, предупредив принца Верхней Венгрии, что его ждет разрушение, если он осмелится воспользоваться ситуацией.

Князь осмелился, но был остановлен командующим литовской армией, прошедшей через Венгерское нагорье. Из-за этого к моменту прихода литовской армии в Вену город уже был освобожден.

По мере того как осада продолжалась, ситуация в Вене становилась отчаянной: запасы продовольствия были на опасно низком уровне, а возможности пополнить их не было.

6 сентября Собеский и его польская армия, в которую входили гусары, пересекли Дунай в 19 милях (30 км) к северо-западу от Вены и соединились с имперскими войсками и другими силами с территорий Священной Римской империи, включая Саксонию и Баварию.

Руководил Собески, который был известен своей отвагой и умением командовать войсками. В его подчинении было 70-80 тысяч солдат; Османская армия насчитывала 150 000 человек.

Битва началась в 04:00 11 сентября, когда османская армия атаковала, надеясь остановить развертывание войск Собеского.

Карл V, герцог Лотарингии, нанес ответный удар имперской армией слева и после тяжелых боев занял несколько ключевых позиций.

Несмотря на серьезные повреждения, османская армия твердо держалась и начала контратаки.

Османское командование планировало взять Вену до прибытия имперских войск. Их солдаты уже прорыли туннели под городскими стенами и установили мины, чтобы взорвать стены и разрушить их. К несчастью для них, мины были обнаружены и обезврежены.

К полудню польская пехота наступала на правый фланг Османской империи. Но вместо того, чтобы отразить эту атаку, османы продолжали сосредоточивать свои усилия на том, чтобы прорваться в город. В результате их войска на поле боя оказались в невыгодном положении, зажатые между польскими и имперскими войсками.

Собеский справа от османской армии и Карл Лотарингский слева решили, независимо друг от друга, продолжить наступление и сокрушить врага.

Сначала имперские силы столкнулись с ожесточенным сопротивлением. Хотя первоначально они были остановлены, они захватили как минимум 2 деревни, приблизившись к центральным позициям Османской империи.

Готовясь к штурму позиции, они увидели, как из леса вышла польская кавалерия.

Записано, что появление кавалерии было встречено аплодисментами пехоты.

Около 17:00 Собески приказал атаковать кавалерию, предприняв крупнейшую кавалерийскую атаку в истории. Около 20 000 всадников, в том числе 3 000… «крылатых гусар» ринулись вниз с холмов. » (« История войны в 100 битвах » Ричарда Овери)

Сам Собески возглавил атаку во главе своих «крылатых гусар». Атака прорвала позиции врага и стала последним ударом для уже измученных и деморализованных османских войск.

Менее чем через 3 часа после кавалерийской атаки имперские войска одержали победу, и Вена была спасена.