Субмарины с «Гранитами». С чего началась история знаменитых подводных «батонов»
«Батон» — такое неформальное название закрепилось в советском, а затем и в российском ВМФ за атомными подлодками (АПЛ) с крылатыми ракетами проектов 949 и 949А. Также они получили еще одно неофициальное название — «убийцы авианосцев». У этих лодок специфическая форма корпуса, по бортам — шахты для 12 противокорабельных ракет «Гранит». Чтобы разместить их, конструкторам ЦКБ МТ «Рубин» пришлось увеличить ширину части несущих конструкций, которая в сечении напоминает батон хлеба.
Однако история этих подводных «батонов» началась с проекта 949 (по классификации НАТО — Oscar-I) — серии советских многоцелевых АПЛ с управляемым ракетным вооружением с крылатыми ракетами П-700 «Гранит» разработки НПО машиностроения под руководством генерального конструктора Герберта Ефремова. Лодка 949-го проекта являлась первым кораблем третьего поколения атомоходов.
Читайте также
«Одна подлодка контролирует полмира». О сверхмощной «Акуле», ставшей легендой ВМФ России
Всего на северодвинском предприятии «Севмаш» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) по этому проекту было построено две субмарины, а по проекту 949А — 11. Сегодня они — единственные в мире, имеющие в качестве главного вооружения мощный ракетный противокорабельный комплекс большой дальности. И даже сравнивать их с американскими аналогами невозможно: кораблей с таким целевым предназначением в мире просто нет.
Планируется, что к 2024 году лодки проекта 949А (шифр «Антей») пройдут ремонт по техническому состоянию, а АПЛ «Иркутск» будет модернизирована до проекта 949АМ с заменой «Гранита» на современные ракеты «Оникс», «Калибр-ПЛ» и «Циркон». Это существенно повысит ее боевые возможности и сделает более универсальной. Также срок службы субмарин увеличится вдвое.
Как рождался «Гранит»
К концу 1960-х годов резко возросла мощь авианосных ударных соединений ВМС США за счет создания новых многоцелевых АПЛ. В такие группировки включались надводные корабли и многоцелевые АПЛ. Поэтому для эффективной борьбы с ними была необходима новая высокоскоростная субмарина, вооруженная крылатыми ракетами и способная наносить массированные удары из-под воды по кораблям с больших дистанций.
»Была поставлена амбициозная задача — если не перегнать Америку, как тогда говорили, по определенным видам вооружения, то хотя бы создать паритет. А достичь паритета можно было созданием новых подводных лодок. Поэтому была поставлена задача спроектировать и построить первую АПЛ с крылатыми ракетами», — вспоминал почетный ветеран «Севмаша» Нил Байбородин. Став заместителем начальника цеха на предприятии, он внес большой личный вклад и в становление самого цеха, и во внедрение новых технологий на головной подлодке проекта 949.
© Пресс-служба ПО «Севмаш»
В 1969 году ВМФ было выдано тактико-техническое задание на создание крейсерской АПЛ третьего поколения, вооруженной крылатыми ракетами нового на тот момент ракетного комплекса «Гранит». Разработка проекта 949 осуществлялась в конструкторском бюро «Рубин» под руководством главного конструктора Павла Пустынцева, а с 1977-го — Игоря Баранова.
«Министерством судостроительной промышленности и ВМФ были разработаны грандиозные планы. Выделялись колоссальные средства, завод должен был перевооружиться. Я в это время работал в цехе №50 секретарем партийной организации, — вспоминал Байбородин. — И действующий цех №50 оказался в окружении тех объектов, которые должны были сделать».
Мой кабинет выходил окнами на север, где строился цех №55. Темпы строительства поражали. Цех рос как на дрожжах. Предстояли колоссальные работы по переоборудованию наливного бассейна. Предполагалось, что корабли третьего поколения будут выводиться другим методом, чем раньше. Планировалось модернизировать все набережные. Я не говорю о том, что в Северодвинске предстояло построить жилье, ведь надо было набрать десятки тысяч новых людей под эту задачу
Нил Байбородин
ветеран ПО «Севмаш»
«Меня назначили ответственным за строительство этого головного заказа в 1976 году, — рассказывал Байбородин. — Было принято много оригинальных решений. Тем не менее заказ шел долго и трудно. А в 1976-м заложили «Акулу» — головной заказ проекта 941 (самые большие атомные подлодки в мире — прим. ТАСС). Таким образом, в цехе параллельно строились два заказа. Сложность постройки головной АПЛ проекта 949 состояла еще и в том, что на этой лодке была сплошная автоматика, электроника, новое вооружение, акустика и принципиально новое управление подводными кораблями».
Превосходство «Гранита»
По конструкции это был двухкорпусный подводный корабль с прочным корпусом цилиндрической формы переменного диаметра, разделенным переборками на девять отсеков. Его главная энергетическая установка имела блочное исполнение и состояла из двух водо-водяных реакторов и двух паротурбинных установок, работающих на два гребных вала через редукторы. Электроэнергетическая система состояла из двух автономных турбогенераторов, а в качестве резервных источников энергии на корабле использовали два дизель-генератора и две группы аккумуляторных батарей.
© Пресс-служба ПО «Севмаш»
Ракетный комплекс «Гранит» представлял собой оригинальную систему оружия и обладал высокой эффективностью избирательного поражения целей. Контейнеры с ракетами располагались вне прочного корпуса побортно под углом 45 градусов. Их старт мог осуществляться из подводного положения, но имелась возможность и из надводного.
«Гранит» — это была первая противокорабельная ракета, которая имела на борту мощную вычислительную машину, и это позволяло уже тогда использовать эти возможности», — рассказывал в интервью ТАСС почетный генеральный конструктор НПО машиностроения Герберт Ефремов.
Макеевцы потом нам говорили, крутя у виска пальцем: «Слушайте, вы что, действительно все это затеяли сделать? Это какая-то фантастика невероятная». Что это такое — сбор залпа, то есть не просто ракеты как-то летят, а они еще и собираются в залпе, а на лодке их размещено 24 штуки
Герберт Ефремов
почетный генеральный конструктор НПО машиностроения
Как отмечали разработчики, по боекомплекту ракет субмарина проекта 949 в три раза превосходила аналогичные корабли второго поколения. На ней было 24 пусковые установки «Гранит», два 650-мм и четыре 533-мм носовых торпедных аппарата.
Справка. Тактико-технические характеристики проекта 949
Водоизмещение надводное/подводное: 12 500 / 22 500 т. Длина: 144 м. Ширина: 18,2 м. Осадка: 9,2 м. Глубина погружения: 600 м. Мощность: 100 000 л.с. Скорость надводная/подводная: 16 / 33 уз. Автономность: 120 суток. Экипаж: 94 человека.
Для поддержания работоспособности экипажа на подлодке впервые был организован комплекс профилактория, включающий спортивный зал, блок водных процедур, сауну и салон для отдыха. В отличие от проекта 949, корабли модернизированного проекта — 949А — имели дополнительный отсек, позволивший улучшить внутреннее расположение механизмов и оборудования.
© Пресс-служба ПО «Севмаш»
На лодке проекта 949 были воплощены все достижения науки и техники, и создание этого корабля положило начало строительству АПЛ третьего поколения, вооруженных крылатыми ракетами.
«Гранит» имел глубину погружения, в два раза превышающую глубину погружения кораблей второго поколения, мощность реактора тоже была в два раза выше. Все это не могло не повлечь за собой освоения новых материалов, освоения новых производственных процессов, создания и освоения гигантского количества технологической оснастки», — вспоминал сдаточный механик лодки, ветеран «Севмаша» Юрий Кондрашов.
«В процессе постройки корабля создавались комплексные бригады, включающие в себя представителей науки, проектных организаций и промышленности, — говорил он. — Силами всех этих людей успешно, может быть, с некоторым драматизмом, в 80-м году был сдан головной заказ серии «Гранит» третьего поколения. Безусловно, задача эта была безумно сложная, но крайне интересная».
© Пресс-служба ПО «Севмаш»
Целый ряд специалистов Северного машиностроительного предприятия — инженеров, рабочих — были награждены государственными наградами. Ответственным сдатчикам Валерию Фролову и Александру Белопольскому присвоены звания лауреатов Ленинской премии, главным специалистам проекта Виктору Бородину, Анатолию Самойлову — лауреатов Государственной премии.
Заложенная 25 июля 1975 года на «Севмаше» в цехе №55 АПЛ К-525 «Архангельск» являлась головным кораблем проекта 949. Ее спустили на воду 3 мая 1980 года, а спустя семь месяцев — 30 декабря 1980 года — был подписан приемный акт. 24 января 1981 года лодка была включена в состав Северного флота.
В 1987 и 1988 годах АПЛ проекта 949 завоевала приз главнокомандующего ВМФ за ракетную стрельбу, а в 1996 году была исключена из боевого состава флота.
АПЛ проекта 949А
© Пресс-служба ПО «Севмаш»
«Для строительства головной атомной подводной лодки третьего поколения на «Севмаше» была проведена масштабная реконструкция: введен в строй плавучий док «Сухона», построен эллинг №2, — рассказал ТАСС генеральный директор предприятия Михаил Будниченко в преддверии 40-летия головной АПЛ проекта 949. — Сегодня «Севмаш» готовится к строительству АПЛ следующего, пятого поколения. Идет активное техническое перевооружение: новое электрогазосварочное, деревообрабатывающее, литейное, металлорежущее, кузнечно-прессовое и другое оборудование поступает в цехи и подразделения».
По его словам, только в 2020 году в эксплуатацию введено 895 единиц техники. «В 2021 году мы планируем расширить лимит финансирования. Для проведения испытаний и достройки АПЛ проведена реконструкция глубоководной и мелководной производственных набережных, трансбордерных путей. Предприятие переходит на природный газ. Это позволит работать на экологически чистом топливе и снизить затраты на производство продукции. Кроме того, «Севмаш» готовится к внедрению блочно-модульного метода строительства АПЛ», — добавил Будниченко.
Роман Азанов
В материале использованы данные, предоставленные пресс-службой АО «ПО «Севмаш»
Единичка на рубке: «Кострома» столкнулась с подлодкой ВМС США 30 лет назад
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Русское оружие
13.02.2022 08:58
Поделиться
Олег Галицких
30 лет назад 11 февраля 1992 года российская атомная подводная лодка (АПЛ) «Кострома» столкнулась с американской подлодкой «Батон-Руж». «Кострома» до сих пор в строю, а «Батон-Руж» списали на металлолом через 5 лет после инцидента.
U.S. Navy / wikimedia.org
«Кострома» — торпедная многоцелевая АПЛ, была спущена на воду в 1986 году и включена в 6-ю дивизию подлодок Северного флота СССР. Это подводный корабль проекта 945 («Барракуда»). До включения в состав российского флота носила наименование К-276 и название «Краб».
В феврале 1992 года «Кострома» вышла в учебный поход в Баренцево море. Там же дежурила американская атомная подлодка-охотник SSN-689 Baton Rouge. У этого истребителя субмарин на борту были ядерные торпеды, крылатые и противокорабельные ракеты.
По всей видимости «Батон-Руж» начала следить за «Костромой», следуя ее курсом. По мнению тогдашнего командира 6-й дивизии АПЛ Северного флота контр-адмирала Михаила Кузнецова, американцы имели задание снять акустический отпечаток подлодок проекта «Барракуда» и поэтому шли очень близко.
11 февраля российская и американская субмарина столкнулись в подводном положении. При этом подлодка США получила очень сильные повреждения, практически была на грани гибели, а «Кострома» отделалась повреждениями ограждения рубки, верхней обшивки легкого корпуса и обтекателя гидроакустического комплекса. После небольшого ремонта она вернулась в строй.
Что же касается «Батон-Руж»: подлодка три года простояла в рембазе, после чего было решено ее не восстанавливать, а порезать на металлолом.
Зарубежные эксперты выдвинули несколько версий этого инцидента. По одной из них «Батон-Руж» случайно столкнулась с другой российской подлодкой — К-239, а не с «Костромой». Следующая версия гласила, что командир «Костромы», капитан 2-го ранга Игорь Локоть намеренно приказал таранить излишне назойливых американцев.
В пользу последней версии говорит то, что экипаж после возвращения на базу нарисовал на рубке цифру 1 в кружке. В годы Великой отечественной войны такой знак символизировал потопление либо выведение из строя вражеского судна.
АПЛ «Кострома» с единичкой на рубке. Фото: Национальный антитеррористический комитет / http://nac.gov.ru/
Контр-адмирал Кузнецов считал, что столкновение было вызвано неумелыми действиями американского экипажа: капитан Гордон Кремер не верно рассчитал положение своей лодки, и в результате ее ударила всплывающая «Кострома». Характерно, что «Батон-Руж» тут же ушла с места инцидента, а командование флота США долго отрицало сам факт столкновения, поскольку оно произошло из-за незаконных действий американских моряков. Но позже факт все-таки был признан.
АПЛ «Кострома» и сегодня числится в составе российского флота.
Американская подводная лодка Baton Rouge вскоре после списания. Фото: U.S. Navy / wikimedia.org
Поделиться
#США
#ВМФ России
#подлодки
Mall of Louisiana — Apple Store
Найдите магазин
Полный список магазинов
Полный список магазинов
Opened Завтра в 10:00
Адрес
6401 Bluebonnet BoulevardBaton Rouge, LA 70836 14
(225) (225)). 765-3500
часы магазина
День | Дата | Время |
---|---|---|
TodayToday | APR 16APRIL 16 | 3333333333333333333333333333333333333313331.m. — 18:00 |
ПонедельникПонедельник | 17 апреля 17 апреля | 10:00 — 19:00 |
вторник вторник | 18 апреля 18 апреля | 10:00 — 19:00 |
Среда Среда | 19 апреля 19 апреля | 10:00 — 19:00 |
ЧетвергЧетверг | 20 апреля 20 апреля | 10:00 — 19:00 |
Пятница Пятница | 21 апреля 21 апреля | 10:00 — 20:00 |
СбВс | 22 апреля 22 апреля | 10:00 — 20:00 |
Чем мы можем вам помочь?
От настройки устройства до восстановления Apple ID и замены экрана — поддержка Genius поможет вам.
- Получите поддержку
- Управляйте своими заказами
Перевод языка жестов доступен в наших магазинах через видеосервис по требованию, мгновенно и бесплатно для вас. Персональный переводчик может быть организован по предварительному запросу для сеансов и мероприятий в магазине, также бесплатно.°
- Запросите личного переводчика жестового языка
Приходите посмотреть на лучшее от Apple в наших магазинах.
Купите нашу продукцию и получите консультацию специалиста лично.
Специальные предложения оператора связи в Apple
Сэкономьте до 800 долларов на новейшем iPhone после обмена. †
- Найдите свое предложение
Покупайте один на один со специалистом в магазине Apple.
- Забронировать сеанс покупок
Получите сегодня. Купите онлайн, и мы подготовим его к выдаче.
Apple Trade In
Принесите подходящее устройство и мы будем торговать это для мгновенного кредита. 1
- Узнайте, сколько это стоит
Платите ежемесячно по ставке 0 % годовых, если вы решили оформить ежемесячные платежи Apple Card. 2
- Посмотреть варианты финансирования и кредита
Мы поможем вам найти план оператора и активировать новый Айфон лично.
Мы поможем вам начать работу. И продолжайте.
В каждом магазине есть специальные команды для поддержки, обучения и многого другого.
Что происходит в Apple.
Электронный сок Crisp Apple от Baton
- Домашний
- Хрустящая яблочная соль — Baton E-Juice
Электронный сок Baton
Цена по прейскуранту: $9,99
Наша цена: $7,99
Выберите размер 10 мл
Выберите уровень никотина 25 мг (никотиновая соль) 50 мг (никотиновая соль)
Crisp Apple Salt E-Juice от Baton
Когда речь идет о высококачественных и действительно исключительных жидкостях на основе соли никотина , Baton находится на самом верху колоды. В течение многих лет этот уважаемый производитель производил одни из самых популярных доступных смесей, а Crisp Apple — одна из их сияющих звезд. Это фруктовое наслаждение поразит вкусовые рецепторы и заставит вас с нетерпением ждать следующей порции.
Crisp Apple E-Juice от Baton — это мягкий, освежающий и по-настоящему приятный фруктовый вкус, который всегда будет удовлетворять вас. Каждый глоток этого бодрящего наслаждения пробуждает вкус сочного вкуса свежих яблок. Вы оцените подлинность вкуса, а также яркость нот, которые дает Crisp Apple.
Если вы используете маломощное устройство и ищете фруктовый вкус, который вас никогда не подведет, Crisp Apple от Baton — это то, что вам обязательно нужно попробовать!
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ : НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ , НЕ , ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СОКИ С СОЛЯМИ НИКОТИНА С КАТУШКАМИ SUB-OHM ИЛИ ПЕРЕСБЛОРИВАЕМЫМИ РАСПЫЛИТЕЛЯМИ. ЭТИ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬС УСТРОЙСТВАМИ ВЫСОКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ И МАЛОЙ МОЩНОСТИ.
ВНИМАНИЕ: ОЧЕНЬ СОДЕРЖАНИЕ НИКОТИНА. Использование жидкостей на основе солей никотина с высокопроизводительными устройствами, такими как субомные резервуары и катушки, может привести к передозировке никотина и отравлению. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО С УСТРОЙСТВАМИ С МАЛОЙ ВЫХОДНОЙ МОЩНОСТЬЮ.
Купите нашу флягу Vapor Authority из нержавеющей стали!
Сок для электронных сигарет Crisp Apple Salt от Baton
Когда дело доходит до высококачественных и действительно исключительных жидкостей для электронных сигарет с солью никотина, Baton находится на самом верху пакета. В течение многих лет этот уважаемый производитель производил одни из самых популярных доступных смесей, а Crisp Apple — одна из их сияющих звезд. Это фруктовое наслаждение поразит вкусовые рецепторы и заставит вас с нетерпением ждать следующей порции.
Crisp Apple E-Juice от Baton — это мягкий, освежающий и по-настоящему приятный фруктовый вкус, который всегда будет удовлетворять вас. Каждый глоток этого бодрящего наслаждения пробуждает вкус сочного вкуса свежих яблок. Вы оцените подлинность вкуса, а также яркость нот, которые дает Crisp Apple.
Если вы используете маломощное устройство и ищете фруктовый вкус, который вас никогда не подведет, Crisp Apple от Baton — это то, что вам обязательно нужно попробовать!
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ : НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ , НЕ , ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СОКИ С СОЛЯМИ НИКОТИНА С КАТУШКАМИ SUB-OHM ИЛИ ПЕРЕСБЛОРИВАЕМЫМИ РАСПЫЛИТЕЛЯМИ. ЭТИ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬС УСТРОЙСТВАМИ ВЫСОКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ И МАЛОЙ МОЩНОСТИ.
ВНИМАНИЕ: ОЧЕНЬ СОДЕРЖАНИЕ НИКОТИНА. Использование жидкостей на основе солей никотина с высокопроизводительными устройствами, такими как субомные резервуары и катушки, может привести к передозировке никотина и отравлению. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО С УСТРОЙСТВАМИ С МАЛОЙ ВЫХОДНОЙ МОЩНОСТЬЮ.
Купите нашу флягу Vapor Authority из нержавеющей стали!
Показать больше Показать меньше
- Подробнее
Основные ароматы: Яблоки с фруктом
ТРЕБОВАЯ ВРЕМЯ:
Очень хорошо!
Цена была лучшей частью этой покупки! Очень стоит! Надеюсь, он все еще будет в продаже, когда я вернусь в следующем месяце!
Подлинность, на которую можно положиться
Мы гордимся тем, что поставляем 100% подлинные продукты напрямую от ведущих производителей отрасли. Мы гарантируем, что все продукты, которые мы продаем, являются подлинными, и вы можете быть уверены, что ничего из того, что вы получаете от нас, никогда не будет клоном или подделкой.
Обслуживание клиентов — наш главный приоритет
Мы очень серьезно относимся к обслуживанию клиентов и сделаем все возможное, чтобы наши клиенты были довольны. Отправьте электронное письмо по адресу [email protected] или позвоните по телефону 888-9.