Субмарины с «Гранитами». С чего началась история знаменитых подводных «батонов»

«Батон» — такое неформальное название закрепилось в советском, а затем и в российском ВМФ за атомными подлодками (АПЛ) с крылатыми ракетами проектов 949 и 949А. Также они получили еще одно неофициальное название — «убийцы авианосцев». У этих лодок специфическая форма корпуса, по бортам — шахты для 12 противокорабельных ракет «Гранит». Чтобы разместить их, конструкторам ЦКБ МТ «Рубин» пришлось увеличить ширину части несущих конструкций, которая в сечении напоминает батон хлеба.

Однако история этих подводных «батонов» началась с проекта 949 (по классификации НАТО — Oscar-I) — серии советских многоцелевых АПЛ с управляемым ракетным вооружением с крылатыми ракетами П-700 «Гранит» разработки НПО машиностроения под руководством генерального конструктора Герберта Ефремова. Лодка 949-го проекта являлась первым кораблем третьего поколения атомоходов.

Читайте также

«Одна подлодка контролирует полмира». О сверхмощной «Акуле», ставшей легендой ВМФ России

Всего на северодвинском предприятии «Севмаш» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) по этому проекту было построено две субмарины, а по проекту 949А — 11. Сегодня они — единственные в мире, имеющие в качестве главного вооружения мощный ракетный противокорабельный комплекс большой дальности. И даже сравнивать их с американскими аналогами невозможно: кораблей с таким целевым предназначением в мире просто нет.

Планируется, что к 2024 году лодки проекта 949А (шифр «Антей») пройдут ремонт по техническому состоянию, а АПЛ «Иркутск» будет модернизирована до проекта 949АМ с заменой «Гранита» на современные ракеты «Оникс», «Калибр-ПЛ» и «Циркон». Это существенно повысит ее боевые возможности и сделает более универсальной. Также срок службы субмарин увеличится вдвое.

Как рождался «Гранит»

К концу 1960-х годов резко возросла мощь авианосных ударных соединений ВМС США за счет создания новых многоцелевых АПЛ. В такие группировки включались надводные корабли и многоцелевые АПЛ. Поэтому для эффективной борьбы с ними была необходима новая высокоскоростная субмарина, вооруженная крылатыми ракетами и способная наносить массированные удары из-под воды по кораблям с больших дистанций.

​​​»Была поставлена амбициозная задача — если не перегнать Америку, как тогда говорили, по определенным видам вооружения, то хотя бы создать паритет. А достичь паритета можно было созданием новых подводных лодок. Поэтому была поставлена задача спроектировать и построить первую АПЛ с крылатыми ракетами», — вспоминал почетный ветеран «Севмаша» Нил Байбородин. Став заместителем начальника цеха на предприятии, он внес большой личный вклад и в становление самого цеха, и во внедрение новых технологий на головной подлодке проекта 949.

© Пресс-служба ПО «Севмаш»

В 1969 году ВМФ было выдано тактико-техническое задание на создание крейсерской АПЛ третьего поколения, вооруженной крылатыми ракетами нового на тот момент ракетного комплекса «Гранит». Разработка проекта 949 осуществлялась в конструкторском бюро «Рубин» под руководством главного конструктора Павла Пустынцева, а с 1977-го — Игоря Баранова.

«Министерством судостроительной промышленности и ВМФ были разработаны грандиозные планы. Выделялись колоссальные средства, завод должен был перевооружиться. Я в это время работал в цехе №50 секретарем партийной организации, — вспоминал Байбородин. — И действующий цех №50 оказался в окружении тех объектов, которые должны были сделать».

Мой кабинет выходил окнами на север, где строился цех №55. Темпы строительства поражали. Цех рос как на дрожжах. Предстояли колоссальные работы по переоборудованию наливного бассейна. Предполагалось, что корабли третьего поколения будут выводиться другим методом, чем раньше. Планировалось модернизировать все набережные. Я не говорю о том, что в Северодвинске предстояло построить жилье, ведь надо было набрать десятки тысяч новых людей под эту задачу

Нил Байбородин

ветеран ПО «Севмаш»

«Меня назначили ответственным за строительство этого головного заказа в 1976 году, — рассказывал Байбородин. — Было принято много оригинальных решений. Тем не менее заказ шел долго и трудно. А в 1976-м заложили «Акулу» — головной заказ проекта 941 (самые большие атомные подлодки в мире — прим. ТАСС). Таким образом, в цехе параллельно строились два заказа. Сложность постройки головной АПЛ проекта 949 состояла еще и в том, что на этой лодке была сплошная автоматика, электроника, новое вооружение, акустика и принципиально новое управление подводными кораблями».

Превосходство «Гранита»

По конструкции это был двухкорпусный подводный корабль с прочным корпусом цилиндрической формы переменного диаметра, разделенным переборками на девять отсеков. Его главная энергетическая установка имела блочное исполнение и состояла из двух водо-водяных реакторов и двух паротурбинных установок, работающих на два гребных вала через редукторы. Электроэнергетическая система состояла из двух автономных турбогенераторов, а в качестве резервных источников энергии на корабле использовали два дизель-генератора и две группы аккумуляторных батарей.

© Пресс-служба ПО «Севмаш»

Ракетный комплекс «Гранит» представлял собой оригинальную систему оружия и обладал высокой эффективностью избирательного поражения целей. Контейнеры с ракетами располагались вне прочного корпуса побортно под углом 45 градусов. Их старт мог осуществляться из подводного положения, но имелась возможность и из надводного.

«Гранит» — это была первая противокорабельная ракета, которая имела на борту мощную вычислительную машину, и это позволяло уже тогда использовать эти возможности», — рассказывал в интервью ТАСС почетный генеральный конструктор НПО машиностроения Герберт Ефремов.

Макеевцы потом нам говорили, крутя у виска пальцем: «Слушайте, вы что, действительно все это затеяли сделать? Это какая-то фантастика невероятная». Что это такое — сбор залпа, то есть не просто ракеты как-то летят, а они еще и собираются в залпе, а на лодке их размещено 24 штуки

Герберт Ефремов

почетный генеральный конструктор НПО машиностроения

Как отмечали разработчики, по боекомплекту ракет субмарина проекта 949 в три раза превосходила аналогичные корабли второго поколения. На ней было 24 пусковые установки «Гранит», два 650-мм и четыре 533-мм носовых торпедных аппарата.

Новый автоматизированный торпедно-ракетный комплекс позволял производить стрельбу на всех глубинах погружения.

Справка. Тактико-технические характеристики проекта 949

Водоизмещение надводное/подводное: 12 500 / 22 500 т. Длина: 144 м. Ширина: 18,2 м. Осадка: 9,2 м. Глубина погружения: 600 м. Мощность: 100 000 л.с. Скорость надводная/подводная: 16 / 33 уз. Автономность: 120 суток. Экипаж: 94 человека.

 

Для поддержания работоспособности экипажа на подлодке впервые был организован комплекс профилактория, включающий спортивный зал, блок водных процедур, сауну и салон для отдыха. В отличие от проекта 949, корабли модернизированного проекта — 949А — имели дополнительный отсек, позволивший улучшить внутреннее расположение механизмов и оборудования.

© Пресс-служба ПО «Севмаш»

На лодке проекта 949 были воплощены все достижения науки и техники, и создание этого корабля положило начало строительству АПЛ третьего поколения, вооруженных крылатыми ракетами.

«Гранит» имел глубину погружения, в два раза превышающую глубину погружения кораблей второго поколения, мощность реактора тоже была в два раза выше. Все это не могло не повлечь за собой освоения новых материалов, освоения новых производственных процессов, создания и освоения гигантского количества технологической оснастки», — вспоминал сдаточный механик лодки, ветеран «Севмаша» Юрий Кондрашов.

«В процессе постройки корабля создавались комплексные бригады, включающие в себя представителей науки, проектных организаций и промышленности, — говорил он. — Силами всех этих людей успешно, может быть, с некоторым драматизмом, в 80-м году был сдан головной заказ серии «Гранит» третьего поколения. Безусловно, задача эта была безумно сложная, но крайне интересная».

© Пресс-служба ПО «Севмаш»

Целый ряд специалистов Северного машиностроительного предприятия — инженеров, рабочих — были награждены государственными наградами. Ответственным сдатчикам Валерию Фролову и Александру Белопольскому присвоены звания лауреатов Ленинской премии, главным специалистам проекта Виктору Бородину, Анатолию Самойлову — лауреатов Государственной премии.

Заложенная 25 июля 1975 года на «Севмаше» в цехе №55 АПЛ К-525 «Архангельск» являлась головным кораблем проекта 949. Ее спустили на воду 3 мая 1980 года, а спустя семь месяцев — 30 декабря 1980 года — был подписан приемный акт. 24 января 1981 года лодка была включена в состав Северного флота.

В 1987 и 1988 годах АПЛ проекта 949 завоевала приз главнокомандующего ВМФ за ракетную стрельбу, а в 1996 году была исключена из боевого состава флота.

АПЛ проекта 949А

© Пресс-служба ПО «Севмаш»

«Для строительства головной атомной подводной лодки третьего поколения на «Севмаше» была проведена масштабная реконструкция: введен в строй плавучий док «Сухона», построен эллинг №2, — рассказал ТАСС генеральный директор предприятия Михаил Будниченко в преддверии 40-летия головной АПЛ проекта 949. — Сегодня «Севмаш» готовится к строительству АПЛ следующего, пятого поколения. Идет активное техническое перевооружение: новое электрогазосварочное, деревообрабатывающее, литейное, металлорежущее, кузнечно-прессовое и другое оборудование поступает в цехи и подразделения».

По его словам, только в 2020 году в эксплуатацию введено 895 единиц техники. «В 2021 году мы планируем расширить лимит финансирования. Для проведения испытаний и достройки АПЛ проведена реконструкция глубоководной и мелководной производственных набережных, трансбордерных путей. Предприятие переходит на природный газ. Это позволит работать на экологически чистом топливе и снизить затраты на производство продукции. Кроме того, «Севмаш» готовится к внедрению блочно-модульного метода строительства АПЛ», — добавил Будниченко.

Роман Азанов

В материале использованы данные, предоставленные пресс-службой АО «ПО «Севмаш» 

Единичка на рубке: «Кострома» столкнулась с подлодкой ВМС США 30 лет назад

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Русское оружие

13.02.2022 08:58

Поделиться

Олег Галицких

30 лет назад 11 февраля 1992 года российская атомная подводная лодка (АПЛ) «Кострома» столкнулась с американской подлодкой «Батон-Руж». «Кострома» до сих пор в строю, а «Батон-Руж» списали на металлолом через 5 лет после инцидента.

U.S. Navy / wikimedia.org

«Кострома» — торпедная многоцелевая АПЛ, была спущена на воду в 1986 году и включена в 6-ю дивизию подлодок Северного флота СССР. Это подводный корабль проекта 945 («Барракуда»). До включения в состав российского флота носила наименование К-276 и название «Краб».

В феврале 1992 года «Кострома» вышла в учебный поход в Баренцево море. Там же дежурила американская атомная подлодка-охотник SSN-689 Baton Rouge. У этого истребителя субмарин на борту были ядерные торпеды, крылатые и противокорабельные ракеты.

По всей видимости «Батон-Руж» начала следить за «Костромой», следуя ее курсом. По мнению тогдашнего командира 6-й дивизии АПЛ Северного флота контр-адмирала Михаила Кузнецова, американцы имели задание снять акустический отпечаток подлодок проекта «Барракуда» и поэтому шли очень близко.

11 февраля российская и американская субмарина столкнулись в подводном положении. При этом подлодка США получила очень сильные повреждения, практически была на грани гибели, а «Кострома» отделалась повреждениями ограждения рубки, верхней обшивки легкого корпуса и обтекателя гидроакустического комплекса. После небольшого ремонта она вернулась в строй.

Что же касается «Батон-Руж»: подлодка три года простояла в рембазе, после чего было решено ее не восстанавливать, а порезать на металлолом.

Зарубежные эксперты выдвинули несколько версий этого инцидента. По одной из них «Батон-Руж» случайно столкнулась с другой российской подлодкой — К-239, а не с «Костромой». Следующая версия гласила, что командир «Костромы», капитан 2-го ранга Игорь Локоть намеренно приказал таранить излишне назойливых американцев.

В пользу последней версии говорит то, что экипаж после возвращения на базу нарисовал на рубке цифру 1 в кружке. В годы Великой отечественной войны такой знак символизировал потопление либо выведение из строя вражеского судна.

АПЛ «Кострома» с единичкой на рубке. Фото: Национальный антитеррористический комитет / http://nac.gov.ru/

Контр-адмирал Кузнецов считал, что столкновение было вызвано неумелыми действиями американского экипажа: капитан Гордон Кремер не верно рассчитал положение своей лодки, и в результате ее ударила всплывающая «Кострома». Характерно, что «Батон-Руж» тут же ушла с места инцидента, а командование флота США долго отрицало сам факт столкновения, поскольку оно произошло из-за незаконных действий американских моряков. Но позже факт все-таки был признан.

АПЛ «Кострома» и сегодня числится в составе российского флота.

Американская подводная лодка Baton Rouge вскоре после списания. Фото: U.S. Navy / wikimedia.org

Поделиться

#США

#ВМФ России

#подлодки

Mall of Louisiana — Apple Store

Найдите магазин

Полный список магазинов

Полный список магазинов

Opened Завтра в 10:00

Адрес

6401 Bluebonnet Boulevard
Baton Rouge, LA 70836
14

(225) (225)). 765-3500

часы магазина

День Дата Время
TodayToday APR 16APRIL 163333333333333333333333333333333333333313331.m. — 18:00
ПонедельникПонедельник 17 апреля 17 апреля 10:00 — 19:00
вторник вторник 18 апреля 18 апреля 10:00 — 19:00
Среда Среда 19 апреля 19 апреля 10:00 — 19:00
ЧетвергЧетверг 20 апреля 20 апреля 10:00 — 19:00
Пятница Пятница 21 апреля 21 апреля 10:00 — 20:00
СбВс 22 апреля 22 апреля 10:00 — 20:00

Чем мы можем вам помочь?

От настройки устройства до восстановления Apple ID и замены экрана — поддержка Genius поможет вам.

  • Получите поддержку
  • Управляйте своими заказами

Перевод языка жестов доступен в наших магазинах через видеосервис по требованию, мгновенно и бесплатно для вас. Персональный переводчик может быть организован по предварительному запросу для сеансов и мероприятий в магазине, также бесплатно.°

  • Запросите личного переводчика жестового языка

Приходите посмотреть на лучшее от Apple в наших магазинах.

Купите нашу продукцию и получите консультацию специалиста лично.

  • Специальные предложения оператора связи в Apple

    Сэкономьте до 800 долларов на новейшем iPhone после обмена.

    • Найдите свое предложение
  • Покупайте один на один со специалистом в магазине Apple.

    • Забронировать сеанс покупок
  • Получите сегодня. Купите онлайн, и мы подготовим его к выдаче.

  • Apple Trade In

    Принесите подходящее устройство и мы будем торговать это для мгновенного кредита. 1

    • Узнайте, сколько это стоит
  • Платите ежемесячно по ставке 0 % годовых, если вы решили оформить ежемесячные платежи Apple Card. 2

    • Посмотреть варианты финансирования и кредита
  • Мы поможем вам найти план оператора и активировать новый Айфон лично.

Мы поможем вам начать работу. И продолжайте.

В каждом магазине есть специальные команды для поддержки, обучения и многого другого.

Что происходит в Apple.

Электронный сок Crisp Apple от Baton

  • Домашний
  • Хрустящая яблочная соль — Baton E-Juice

Электронный сок Baton

Цена по прейскуранту: $9,99
Наша цена: $7,99

Выберите размер 10 мл

Выберите уровень никотина 25 мг (никотиновая соль) 50 мг (никотиновая соль)

Crisp Apple Salt E-Juice от Baton


Когда речь идет о высококачественных и действительно исключительных жидкостях на основе соли никотина , Baton находится на самом верху колоды. В течение многих лет этот уважаемый производитель производил одни из самых популярных доступных смесей, а Crisp Apple — одна из их сияющих звезд. Это фруктовое наслаждение поразит вкусовые рецепторы и заставит вас с нетерпением ждать следующей порции.

Crisp Apple E-Juice от Baton — это мягкий, освежающий и по-настоящему приятный фруктовый вкус, который всегда будет удовлетворять вас. Каждый глоток этого бодрящего наслаждения пробуждает вкус сочного вкуса свежих яблок. Вы оцените подлинность вкуса, а также яркость нот, которые дает Crisp Apple.

Если вы используете маломощное устройство и ищете фруктовый вкус, который вас никогда не подведет, Crisp Apple от Baton — это то, что вам обязательно нужно попробовать!

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ : НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ , НЕ , ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СОКИ С СОЛЯМИ НИКОТИНА С КАТУШКАМИ SUB-OHM ИЛИ ПЕРЕСБЛОРИВАЕМЫМИ РАСПЫЛИТЕЛЯМИ. ЭТИ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬС УСТРОЙСТВАМИ ВЫСОКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ И МАЛОЙ МОЩНОСТИ.

ВНИМАНИЕ: ОЧЕНЬ СОДЕРЖАНИЕ НИКОТИНА.   Использование жидкостей на основе солей никотина с высокопроизводительными устройствами, такими как субомные резервуары и катушки, может привести к передозировке никотина и отравлению. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО С УСТРОЙСТВАМИ С МАЛОЙ ВЫХОДНОЙ МОЩНОСТЬЮ.

  

Купите нашу флягу Vapor Authority из нержавеющей стали!

 

Сок для электронных сигарет Crisp Apple Salt от Baton


Когда дело доходит до высококачественных и действительно исключительных жидкостей для электронных сигарет с солью никотина, Baton находится на самом верху пакета. В течение многих лет этот уважаемый производитель производил одни из самых популярных доступных смесей, а Crisp Apple — одна из их сияющих звезд. Это фруктовое наслаждение поразит вкусовые рецепторы и заставит вас с нетерпением ждать следующей порции.

Crisp Apple E-Juice от Baton — это мягкий, освежающий и по-настоящему приятный фруктовый вкус, который всегда будет удовлетворять вас. Каждый глоток этого бодрящего наслаждения пробуждает вкус сочного вкуса свежих яблок. Вы оцените подлинность вкуса, а также яркость нот, которые дает Crisp Apple.

Если вы используете маломощное устройство и ищете фруктовый вкус, который вас никогда не подведет, Crisp Apple от Baton — это то, что вам обязательно нужно попробовать!

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ : НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ , НЕ , ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СОКИ С СОЛЯМИ НИКОТИНА С КАТУШКАМИ SUB-OHM ИЛИ ПЕРЕСБЛОРИВАЕМЫМИ РАСПЫЛИТЕЛЯМИ. ЭТИ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬС УСТРОЙСТВАМИ ВЫСОКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ И МАЛОЙ МОЩНОСТИ.

ВНИМАНИЕ: ОЧЕНЬ СОДЕРЖАНИЕ НИКОТИНА.   Использование жидкостей на основе солей никотина с высокопроизводительными устройствами, такими как субомные резервуары и катушки, может привести к передозировке никотина и отравлению. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО С УСТРОЙСТВАМИ С МАЛОЙ ВЫХОДНОЙ МОЩНОСТЬЮ.

  

Купите нашу флягу Vapor Authority из нержавеющей стали!

 

Показать больше Показать меньше

  • Подробнее

Спецификации Crisp Apple Salt Ece-Juice. 0002 Категория вкуса: Fruit

Основные ароматы: Яблоки с фруктом

ТРЕБОВАЯ ВРЕМЯ:

Очень хорошо!

Цена была лучшей частью этой покупки! Очень стоит! Надеюсь, он все еще будет в продаже, когда я вернусь в следующем месяце!

  • Подлинность, на которую можно положиться

    Мы гордимся тем, что поставляем 100% подлинные продукты напрямую от ведущих производителей отрасли. Мы гарантируем, что все продукты, которые мы продаем, являются подлинными, и вы можете быть уверены, что ничего из того, что вы получаете от нас, никогда не будет клоном или подделкой.

  • Обслуживание клиентов — наш главный приоритет

    Мы очень серьезно относимся к обслуживанию клиентов и сделаем все возможное, чтобы наши клиенты были довольны. Отправьте электронное письмо по адресу [email protected] или позвоните по телефону 888-9.