Какие амулеты и талисманы – самые древние и сильные? | Фэн-шуй и непознанное

Многие искали помощи светлых охранных магических сил и прибегали для этого к талисманам: на удачу, на здоровье, на любовь. Как гласит энциклопедия Брокгауза и Ефрона, амулет и талисман — совсем разные вещи.

Амулет — это в первую очередь оберег от злых сил. А талисманы предназначены для того, чтобы привлекать к их хозяину расположение сил светлых, и охранительную функцию они выполняют косвенно.

Какие амулеты и талисманы были в почете у наших предков?

В Древнем Египте одним из самых почитаемых символов был жук-скарабей. Этот трудолюбивый малыш, катящий навозный шарик, был для египтян маленьким образом Солнца. Насекомое ассоциировали с Хепри, богом утреннего рассвета. Часто египтяне использовали и изображение черепахи, считая ее символом долголетия.


Египетские амулеты изготавливали из самоцветных камней, вырезая их из сердолика, халцедона, бирюзы. Это были фигурки павианов, змей, лягушек и других животных.
Амулет Уаджет с богинями Нехбет и Уаджит из гробницы Тутанхамона, XIV век до н. э.
Фото: Jon Bodsworth, ru.wikipedia.org

  • Один из известнейших и старейших амулетов — «глаз Хоруса» — представляет собой небольшой предмет, раскрашенный под человеческий глаз. Носят его на виду, как украшение-подвеску или в качестве броши.
  • Другой амулет, «узел Изиды», — надежное средство от финансовых неприятностей.
  • А амулет, изображенный в виде поднятых вверх человеческих рук и называемый «Символ Ка», защищает от преждевременной смерти.

В Средней Азии и Персии в ходу были кусочки бирюзы, которые прикрепляли к седлам, подвешивали лошадям на лоб. От зла в общем предохранял амулет в виде маленького безобразного бесенка, причем чем он был уродливее, тем сильнее считался амулет.

У землевладельцев Древней Греции в почете был агат: считалось, что благодаря ему у владельца будет богатый урожай и хороший приплод у домашнего скота. Ораторы, коих в Древней Греции было немало, тоже любили этот камень, считая, что он дарует красноречие и приятный внешний вид. Мореплаватели носили на себе аквамарин и халцедон. Воины выбирали предохраняющие от ран опалы. Агат
Фото: ru.wikipedia.org

А на Руси издревле искали в ракушках речной жемчуг, используя его не просто в качестве украшения, но и как надежный талисман, способствующий долголетию и благоденствию.

  • Русичи верили и в то, что оберег из оникса может отвести бурю или молнию.
  • Яркие гранаты охраняли их от «морового поветрия».
  • Золотистый янтарь был атрибутом невест перед свадьбой; ожерелья из него носили и кормилицы, чтобы отвести от себя напасти.
  • И даже у детей был свой собственный камень — малахит, призванный оберегать маленького владельца от всяких бед.

Многие из этих магических средств используются и сейчас. Но и множество новых появилось. А вы верите в талисманы и амулеты?

Теги: талисманы, амулет, магическая сила, обереги

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

Очередным подтверждением того, что обереги носились в связках, стала находка, сделанная в районе города Торжка Тверской области (Таблица, № 1). На бронзовой проволоке были подвешены два звериных клыка и два бронзовых оберега: зооморфное существо (рысь?), тело которого украшено циркульным орнаментом, и ложечка. С определенной долей уверенности можно утверждать, что данный набор оберегов принадлежал охотнику, так как три из них символизировали защиту от «лютого зверя», а ложечка олицетворяла сытость, успех на охоте.

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

Комплекс достаточно точно можно датировать второй половиной 11 – первой половиной 12 в. Защитой от лютого зверя были и бронзовые клыки, так называемые «челюсти хищника» (№ 2). Они были найдены близ бывшего городища Дуна под городом Чекалиным Тульской области. Время бытования такого оберега 10–12 вв.

Оберег, означающий солнце, чистоту и гигиену, – медный гребешок, украшенный двумя конскими головками, смотрящими в разные стороны, был найден на берегу реки Десны, в 25 км севернее города Новгорода-Северского (№ 3). Место находки второго гребешка, выполненного из бронзы, не установлено (№ 4). Они характерны для 11 – первой половины 12 в.

Сохранность и неприкосновенность домашнего имущества – задача оберегов-ключей 11–12 вв. (№ 5, 6). О сакральном смысле ложечки (№ 7) уже упоминалось. Все эти предметы были найдены в Суворовском районе Тульской области.

Одним из самых распространенных оберегов 11–12 вв. являлось такое универсальное орудие, как топор. С одной стороны, топор был оружием Перуна, и украшающий обереги циркульный орнамент подтверждает их принадлежность небесному громовержцу. С другой стороны, топор был неотъемлемой частью походного вооружения. Здесь опять-таки можно проследить роль Перуна, как покровителя воинов. Топор также напрямую связан с бытовавшим в ту пору подсечным земледелием и, стало быть, с аграрной магией. Топорики воспроизводили форму реальных топоров. Такие обереги были найдены в Велижском районе Смоленской области (№ 8), на Западной Украине (№ 9, 10) и в Брянской области (№ 11).

Широко распространены литые привески, представляющие собой два круга с равноконечным крестом под ними. Разнообразие их очень велико. Привеска с одинаковыми лицевой и оборотной сторонами была найдена в Ковровском районе Владимирской области (№ 12), со спиралевидными кругами и гладкой оборотной стороной – в Ярославской области (№ 13), с кругами в виде завитков и гладкой оборотной стороной – в Рязанской области (№ 15). В найденной в Курской области привеске, выполненной из витой серебряной проволоки (№ 16), чувствуется влияние северян. Если рассматривать семантику таких привесок с позиций академика Б.А. Рыбакова, в них можно увидеть землю (крест) между двух положений солнца – на востоке и на западе (круги). В этой серии резко выделяется привеска, у которой языческие элементы замещены христианскими (№ 14). На лицевой стороне внутри креста и в круге находится углубленное изображение равноконечного креста, верхняя оконечность которого завершается двумя волютовидными завитками. На оборотной стороне внутри креста и в круге – углубленные изображения равноконечных крестов с расширяющимися лопастями. Место находки – Рязанская область.

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

Две наиболее значимые в историческом плане находки – трапециевидные привески 10–11 вв. со знаками Рюриковичей, обнаруженные под Смоленском (№ 17) и Минском (№ 18), – не уступают своим музейным «собратьям» (№ 19). Более поздние стилизации рюриковических символов видятся в двух идентичных монетовидных привесках, найденных в Брянской области (№ 20, 21).

Обращаясь к теме Рюриковичей, нельзя не отметить влияние, которое скандинавы оказывали в тот период на Русь. Свидетельством этому, в частности, служит ряд привесок из коллекции «Домонгола». Наиболее яркой является найденная в Черниговской области серебряная с позолотой монетовидная привеска (№ 22). Поле привески заполняют четыре ложнозерненых волютовидных завитка, край – три ложнозерненых круга. В центре и по кругу находятся пять полусфер. Композицию дополняет человеческая личина. К сожалению, верхнее крепление было утрачено еще в древности и более позднее самодельное ушко сильно испортило впечатление от композиции. Подобная привеска может быть датирована 10–11 вв. Есть и еще несколько монетовидных привесок предположительно скандинавского происхождения, найденных под Владимиром (№ 23), Киевом (№ 24) и Ржевом (№ 25).

Любопытно, что композиция из волютовидных завитков была широко популярна в славянской среде 11 – середины 12 в. Привески с узором из восьми волют во внешнем круге и трех волют во внутреннем были найдены в Новгородской (№ 26), Брянской (№ 27) и Киевской (№ 28) областях. Причем, если две первые выполнены из медных сплавов, то последняя отлита из серебра и под оглавием у нее размещается композиция из точек. Подобная привеска из оловянисто-свинцового сплава была найдена в Гочево, Курской области (№ 31). Тем же периодом датируется монетовидная привеска с узором из крупной ложной зерни по периметру и «Перуновой» розетки в центре (№ 29).

Достаточно интересной является выполненная из медного сплава монетовидная привеска (№ 30) с изображением проросшего зерна в центре, пятилепесткового цветка и пяти опыленных пестиков (по Б.А. Рыбакову). Несмотря на отсутствие прямых аналогий, ее можно датировать второй половиной 12 – первой половиной 13 в.

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

К особому типу привесок относятся древнерусские лунницы. Наиболее ранней является найденная на Украине широкорогая лунница из медного сплава, бытовавшая с конца 10 до первой половины 12 в. (№ 32). Широкорогая лунница с углублением в виде месяца (№ 33), но выполненная из биллона, найдена в Бориспольском районе Киевской области. Разновидностью широкорогих являются лунницы, украшенные по концам и в середине тремя выпуклыми точками (№ 34). Они получили распространение в 10–11 вв.

К другому типу древнерусских лунниц – узкогорлых или круторогих – относится находка из Рязани. Отлитая из оловянистой бронзы лунница украшена трехчастным геометрическим узором в центре и двумя выпуклыми точками на лопастях (№ 35). Датируется она 12–13 вв. К тому же периоду относится медная лунница из Бориспольского района Киевской области. Поле ее украшено двумя треугольниками по краям и тремя циркульными элементами по центру (№ 36). Судя по работам Б.А. Рыбакова, декор этих лунниц носит аграрный характер.

Отдельно стоит не имеющая аналогий бронзовая прорезная трехрогая лунница из Ростовской области, орнаментированная ложной зернью (№ 37). Ее предположительная дата – 12–13 вв. Подмосковная находка – отлитая из оловянистой бронзы замкнутая лунница с орнаментом в виде округлых углублений (семи в верхней части и одного в нижней) – датируется 13 в. (№ 38). Возможно, орнамент символизирует семь положений светила днем (по числу дней недели) и одно – ночью. Но настоящим шедевром является ее серебряная с позолотой ровесница с Украины! Нижние ветви ее украшены изображением турьих рогов, а центр заполнен растительным орнаментом, что не дает усомниться в аграрной семантике памятника (№ 39).

Безусловный интерес представляют лунницы с четырехчастной композицией, которые были распространены в 12–13 вв. Одной из разновидностей их является брянская находка. Имеющая форму круга бронзовая лунница украшена трехчастным орнаментом, ободком из ложной зерни и равносторонним крестом с ромбовидным средокрестием и концами в виде четырехчастной композиции из ложной зерни (№ 40).

Особо следует выделить круглую прорезную привеску 12–13 вв. из медного сплава, найденную в Серпуховском районе Московской области. В центре помещены изображение лунницы и четырехчастная композиция из пяти ромбов (№ 41). Вероятно, подобные привески олицетворяют собой комплексное солярно-лунарное воздействие на Землю. Ту же смысловую нагрузку, но в более упрощенном композиционном варианте несет медная привеска с Украины (№ 42).

Говоря о верованиях славян 11–13 вв., нельзя обойти вниманием привески с изображением птиц, животных, зооморфных существ. Во многих из них прослеживается связь со смежными культурами.

Не имеющая прямых аналогий монетовидная привеска из медного сплава с изображением зооморфного существа найдена на Украине (№ 43). Сюжет другой привески (две птицы) имеет аналогии только на колтах (№ 44). Ориентировочно их можно датировать 12–13 вв.

Зато сюжет бронзовой привески, найденной под Брянском, хорошо известен. Б.А. Рыбаков считает, что на ней изображен обряд «туриц». Центр привески занимает рельефное изображение головы быка с четко профилированными рогами, ушами и большими круглыми глазами. На лбу – треугольный знак, опускающийся углом книзу. Голова быка помещена в ободок из ложной зерни (№ 45). Вокруг головы схематично изображено семь женских фигурок. Данная привеска, по-видимому, связана с жертвоприношением быка Перуну и характерна для земель радимичей в 11–13 вв. Однако расселение северных радимичей в конце 11 в. на восток донесло их амулеты вплоть до Нерли, поэтому аналогичную находку из Ивановской области (№ 46) логичнее было бы отнести к 12 в.

Возможно, радимичами же был занесен заимствованный от балтов культ змеи. Ее образу издревле придавалось магическое значение. Две найденные во Владимирской области бронзовые привески, вероятно, изображают змей (№ 47, 48). Уникальной является композиция из двух змей, найденная в Ярославской области (№ 49).

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

Нельзя еще раз не вспомнить о привеске, получившей в среде поисковиков название «рыська», хотя археологи называют ее «коньком». Найденный в Среднем Поочье такой бронзовый зверек, очевидно, сравнительно поздний и может быть датирован 12–13 вв., так как на нем отсутствует циркульный орнамент и отливка плохого качества (№ 50). Труднее датировать найденную в том же регионе плоскую прорезную привеску, изображающую не очень понятное существо, возможно, птицу (№ 51). По времени бытования подобных изделий ее можно датировать второй половиной 10 – началом 12 в.

Следует обратить особое внимание на большую роль курицы или петуха в магических обрядах славян, с чем связано большое количество привесок 12 – первой половины 13 в. в виде этих птиц. Умиляет найденная рядом пара этих птиц: плоский одноглавый прорезной медный петушок (№ 52) с узором из ложной скани, петлей на спинке и четырьмя петлями для привесок и такая же, только без гребешка, курочка (№ 53). Интересно, что снизу к курочкам и петушкам зачастую подвешивались на звеньях утиные лапки, в чем явно прослеживается влияние финно-угорской традиции. Оконтуренный ложной сканью плоский двуглавый прорезной петушок из оловянистой бронзы с растительным узором на тулове и пятью петлями для привесок имеет утраты – не сохранились вторая голова и петля на спинке (№ 54). Несмотря на отсутствие аналогий в печатных изданиях, подобные привески можно разыскать в Интернете. Место находки – Клинский район Московской области. Почти нет опубликованных аналогий и у двух реалистично выполненных бронзовых плоскорельефных петушков с ушком для подвешивания. Один из них найден в Ивановской области (№ 55), другой – в северо-западных районах России (№ 56).

Наряду с плоскими встречаются и полые привески «семейства куриных». Все они изготовлены в 11–12 вв., но, несмотря на общую схожесть, практически каждый экземпляр индивидуален. Интересен бронзовый полый петушок с туловом, орнаментированным округлыми вмятинами и валиком по нижнему краю, украшенной гребешком головкой и двумя петлями вдоль тулова (№ 57). Гораздо проще выглядят найденные в Рязанской (№ 58) и Вологодской (№ 59) областях полые петушки с гладким туловом, головкой с гребнем и двумя петлями вдоль тулова.

С 12 до конца 14 в. бытуют полые зооморфные привески, в облике которых видны черты коня, чей культ был распространен и у славян. Очень симпатичны два (один из Ярославской (№ 60), другой – из Владимирской (№ 61) областей) полых конька, одноглавых, с уплощенной по вертикали клювовидной мордочкой и ушками в виде двух колечек, расположенных вдоль оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией, заключенной между двух ободков. Хвост в виде двух колечек. По обеим сторонам тулова имеется по паре колечек для крепления привесок.

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

Две находки из Новгородской области отличаются друг от друга. Первая, полый двухголовый конек, имеет широкую цилиндрическую мордочку (№ 62). Грива передана плоской полоской. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией между двух ободков, внизу имеются колечки (по три по обеим сторонам тулова) для крепления привесок. Вторая – двухголовый конек (№ 63) с уплощенной по вертикали мордочкой и ушками в виде двух колечек поперек оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией. По обеим сторонам тулова по три колечка, и еще одно под хвостом для крепления привесок.

Таким образом, за сравнительно короткий срок удалось собрать и описать немало памятников космогонических и магических представлений древних славян, причем некоторые из них уникальны. Надеюсь, что знакомство с материалами сайта вызовет интерес не только у поисковиков, археологов, краеведов и историков, но и у всех, кому интересны и дороги быт, культура и верования наших предков.

Автор: Василий Коршун.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII — начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Художественную реконструкцию женского костюма, наглядно иллюстрирующую способ ношения некоторых амулетов и подвесок, можно увидеть в статье «Древнерусский женский ювелирный головной убор XI — XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова».


Литература.

1. Голубева Л.А. Амулеты. – Древняя Русь. Быт и культура. / Археология СССР. М., 1997.
2. Голубева Л.А. Зооморфные украшения финно-угров. САИ. Вып. Е1-59. М., 1979.
3. Голубева Л.А. Финно-угры и балты в эпоху средневековья – Археология СССР. М., 1987.
4. Коршун В.Е. Родная старина. Обретая утраченное. М., 2008.
5. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1988.
6. Рябинин Е.А. Зооморфные украшения древней Руси X–XIV вв. САИ. Вып. Е1-60. М., 1981.
7. Седов В.В. Восточные славяне в VI–XIII вв. – Археология СССР. М., 1982.
8. Седова М.В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.). М. 1981.
9. Украшения из драгоценных металлов, сплавов, стекла. – Древняя Русь. Быт и культура. / Археология СССР. М., 1997.
10. Успенская А.В. Нагрудные и поясные привески. – Очерки по истории русской деревни X–XIII вв. Тр. ГИМ. Вып. 43. М., 1967.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Древнеегипетские амулеты — Археологический музей JHU

Перейти к содержимому

Древние египетские амулетыadmin2021-09-17T21:28:05+00:00

Эшли Фьютко Арико и Кирра Фоли

Древние египтяне часто носили украшения, наделенные символическим значением и магическими свойствами. Эти могущественные предметы, известные сегодня как амулеты, носили на теле способом, сравнимым с современными подвесками на браслетах и ​​ожерельях для живых, или превращали в обертки для мумий, чтобы защитить умерших. Амулеты были важной частью древнеегипетской материальной культуры на протяжении тысячелетий, причем самые ранние известные образцы датируются додинастическим бадарским периодом (ок. 4400-4000 до н.э.). Они призывали силы богов, богинь и других магических сил. Поскольку их желали люди из всех социальных слоев, материалы, используемые для изготовления амулетов, были весьма разнообразны: от дорогих драгоценных камней и металлов до гораздо более распространенного и доступного фаянса, глазурованного материала, сделанного из щебня или песка.

Египтяне верили в защитную и регенеративную силу амулетов и использовали их как в повседневной жизни, так и в погребальных обрядах, поскольку их сила могла защитить владельца от злых сил. Значение древнеегипетского амулета выходило за рамки простого символизма того, что он изображал — его сила «активировалась» магической практикой. Действительно, многие заклинания, записанные на папирусе, содержат инструкции, которые следует произносить над амулетами в различных формах. После «активации» амулет нужно было носить, чтобы его владелец продолжал получать выгоду от магии, которую он теперь воплощал. Профессиональные маги со званием «человек-амулет» отвечали за принятие решения о том, какие амулеты могут потребоваться человеку, и, предположительно, за их активацию. «Мужчины-амулеты» часто упоминаются в тесной связи с врачами, поскольку в Древнем Египте практически не было различий между магией и наукой, как мы их понимаем сегодня. То, что мы могли бы считать медицинскими проблемами — например, содействие фертильности или предотвращение болезней или несчастных случаев — решалось с помощью заклинаний, произносимых над амулетами, которые затем мог носить «пациент». Такие декламации часто относились к мифологии, связывая человека, для которого предназначался амулет, с богами, имевшими власть над враждебными силами или которые, как говорили, исцелились от ран. Амулеты, используемые в погребальном контексте, чаще всего были вложены в повязки мумии умершего и помогали ему или ей безопасно совершить опасное путешествие в загробный мир.

Филактические (защитные) свойства амулетов служили мертвым так же, как и живым, удовлетворяя разнообразные потребности древних египтян в благополучии и безопасности.

Этот экспонат является результатом крупномасштабного проекта под руководством аспиранта Эшли Фьютко Арико по каталогизации более 250 амулетов из коллекции Археологического музея Джона Хопкинса. Экспонаты на этой выставке включают предметы, собранные балтиморцами полковником Мендесом Исраэлем Коэном в 1830-х годах и Джеймсом Тиклом Деннисом в первой четверти 20 века.

Ссылка для загрузки страницы Перейти к началу

древнеегипетских амулетов | Эссе | Метрополитен-музей

Люди повсюду хотят избежать болезней и других несчастий, и с этой целью многие используют амулеты для обеспечения благополучия. Сегодня человек может носить браслет из бисера с изображением концентрических кругов для защиты от сглаза или держать в кармане счастливую монету. Фаворитом на протяжении веков в некоторых частях света является кулон с изображением святого Христофора (30. 95.107). В Древнем Египте амулетов было много, и большинство из них, вероятно, были недорогими, что делало их доступными почти для всех.

Амулет — это объект, который, как считается, обладает определенными положительными свойствами, которые, как основная функция амулета, могут быть волшебным образом переданы его владельцу. В Древнем Египте эта магическая сила часто была получена из комбинации нескольких аспектов, таких как форма амулета, украшение, надпись, цвет, материал и слова, произносимые над предметом, или действия, выполняемые с ним. Амулеты обычно носили или помещали на тело, чтобы передать свою силу непосредственно владельцу. Часто амулеты протыкали или имели петлю, что позволяло использовать их, например, в качестве подвески на ожерелье. Среди многих других возможностей, они могли быть включены в кольца или обернуты в кусок ткани, который затем был прикреплен к веревке. Это означает, что амулеты можно было носить без каких-либо средств подвески. Когда их использовали для умерших, их клали на мумию или между повязками мумии.

Хотя амулеты часто маленькие, в среднем от двух до шести сантиметров (от 1/2 до 2 1/2 дюймов) (1984.176), погребальные предметы, такие как крылатые скарабеи (25.5.1a–c), могут достигать двадцати пяти сантиметров (почти десяти дюймов) в ширину.

Древнеегипетские амулеты изображали животных, божеств, символы или предметы в миниатюре. Кроме того, считалось, что некоторые предметы, найденные в природе, такие как коготь или панцирь, наделены магической силой и поэтому также могут служить амулетами. Встречаются и так называемые текстовые амулеты; обычно они состоят из короткого магического заклинания, написанного на куске полотна или папируса, который затем складывали и надевали на веревку. Теоретически что угодно можно превратить в амулет с помощью магического действия. Сегодня мы часто идентифицируем древнеегипетский предмет как амулет по его форме и размеру, а в некоторых случаях — по его использованию в качестве подвески. Однако вне их первоначального контекста многие амулеты, особенно созданные природой, уже не могут быть легко признаны таковыми.

Фаянс был самым популярным материалом для рукотворных амулетов. Он мог быть изготовлен в зеленом и синем цветах, предпочитаемых за их связь с жизнью и возрождением. Полудрагоценные камни также были обычным явлением, и их цвет часто имел определенное значение. Красный, например, ассоциировался с опасными силами, но, таким образом, также считался защитным. Дорогие материалы, такие как золото, серебро и электрум, ценившиеся за их долговечность, использовались для изготовления амулетов высшими классами египетского общества. Бронза, материал, который был очень популярен для храмовых пожертвований, редко использовалась для амулетов, хотя причины этого неизвестны.

Использование амулетов можно проследить по всему Древнему Египту, от додинастического до римского периода (около 4400 г. до н.э. – четвертый век н.э.). Ранние амулеты часто имеют форму животных (59.101.1), в то время как лишь несколько амулетов, явно представляющих божества, появились еще до Нового царства (ок. 1550–1070 гг.

до н. э.). Пик погребальных амулетов пришелся на Поздний период (664–332 гг. до н. э.), когда появилось много новых типов, полезных только для умерших, например амулет с двумя пальцами (66.99.182). Строго погребальные амулеты часто ссылаются на веру в то, что после смерти сердце человека будет взвешено против maat , принцип правды и справедливости. Только если человек прожил праведную жизнь до своей смерти, ему разрешалось жить в загробной жизни. Понятно, что египтяне опасались отрицательного исхода, и для обеспечения положительного суждения были разработаны специальные амулеты, такие как сердечные скарабеи. На них изображен большой жук-скарабей, а на нижней стороне начертан текст, связывающий амулет со взвешиванием сердца (36.3.2).

Амулеты часто имели более одного значения и, следовательно, более одной возможной функции. Амулеты-подголовники (04.2.80) изображают предмет мебели, который поддерживал шею спящего и часто украшался защитными изображениями. С давних времен в гробницы клали полноразмерные подголовники для защиты умерших. Кроме того, их функция поднятия головы была связана с воскресением и оживлением умершего, а дальнейшее значение вытекало из формального сходства между круглой головой на изогнутом подголовнике и солнцем, восходящим между двумя холмами, что вызывало мощный символ воскресения и возрождения. возрождение. Амулет с изображением подголовника в миниатюре предназначался не для простой замены самого предмета мебели, а для обеспечения его функций; Считалось, что он защищает голову умершего, а также гарантирует его или ее возрождение. Амулеты-подголовники использовались исключительно в качестве погребальных амулетов и, таким образом, обычно не имели каких-либо средств подвески, поскольку их можно было удерживать на месте обертками мумии. Они принадлежат к очень немногим группам амулетов, для которых можно установить назначенное положение на теле: под шеей мумии, отражающее использование фактической мебели.

Помимо чисто погребальных амулетов, амулеты, которые носили живые, обычно использовались и для умерших, поскольку их благотворное влияние распространялось и на загробную жизнь. Например, амулеты, представляющие богиню или бога (1984.176), встречаются в обеих сферах, поскольку они предназначались для призыва особых сил божества. Вполне возможно, что амулет божества использовался с очень конкретной надеждой, но, поскольку бог или богиня обычно имели несколько значений, несколько функций могли выполняться одновременно.

Одним из наиболее распространенных амулетов, используемых живыми и мертвыми, является веджат -глаз (89.2.415). Он изображает исцеленный глаз бога Гора и на самом деле представляет собой комбинацию человеческого и соколиного глаза, поскольку Гор ассоциировался с соколом. В египетской мифологии глаз Гора был поврежден или украден богом Сетом, а затем восстановлен другим божеством по имени Тот. wedjat -глаз олицетворяет исцеляющую силу, используемую в нем, и, таким образом, символизирует регенерацию. Соответственно, его древнеегипетское название означает «тот, который звучит (снова)». А wedjat — амулет-глаз, как считалось, передает силу регенерации своему владельцу и в целом защищает человека.

Особую категорию амулетов составляют так называемые амулеты-печати, которые функционировали как амулеты, но могли использоваться и как печать. Многие принимают облик животных, например, скарабеи (26.7.470). Считалось, что жук-скарабей спонтанно зарождается в земле, а его поведение, связанное с катанием больших навозных шаров, было связано с ежедневным движением солнца по небу. Это сделало скарабеев символами жизни и возрождения, и в качестве амулетов они могли передавать эти силы. Чаще всего их плоская нижняя сторона была прорезана очень короткими надписями или символами или другими изображениями, имевшими дополнительное магическое значение. Скарабеи с выгравированным именем и титулом владельца часто использовались в качестве печати, вдавливая нижнюю сторону в комок глины, на котором затем оставался отпечаток вырезанного украшения (22.1.120).

египетских амулета можно было экспортировать, но также местные амулеты в египетском стиле производились по всему Средиземноморью. Можно спорить о том, были ли египетские значения и функции этих амулетов распространены за пределами Египта, но очевидно, что они рассматривались как мощные магические объекты и в других культурах.


Цитата

Изабель Штюнкель. «Древнеегипетские амулеты». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/egam/hd_egam.htm (февраль 2019 г.))

Дополнительное чтение

Эндрюс, Кэрол. Амулеты Древнего Египта . Остин: Техасский университет Press, 1994.

.

Бен-Тор, Дафна. Скарабей: отражение Древнего Египта . Иерусалим: Музей Израиля, 1989.

.

Мюллер-Винклер, Клаудия. Die ägyptischen Objekt-Amulette . Orbis Biblicus et Orientalis, Series Archaeologica 5. Фрайбург: Universitätsverlag Freiburg Schweiz, 19.87.

Петри, В. М. Флиндерс. Амулеты . Лондон: Constable & Co.