Содержание

В Госдуму внесли законопроект об альтернативной гражданской службе в период мобилизации

В Госдуму внесли законопроект, который позволяет проходить альтернативную гражданскую службу (АГС) во время частичной или всеобщей мобилизации. Соответствующий документ есть в базе законопроектов Госдумы. Законопроект подготовили депутаты Сардана Аксентьева и Максим Гулин.

Как следует из документа, авторы предлагают закрепить право на АГС не только для представителей коренных малочисленных народов и тех, чьим убеждениям противоречит военная служба, но и для тех:

  • у кого на иждивении есть три и более детей в возрасте до 18 лет;
  • у кого на иждивении есть от одного ребенка и более в возрасте до 18 лет, воспитывающихся без матери;
  • у кого есть жена, срок беременности у которой составляет не менее 22 недель, а также есть двое детей до 18 лет на иждивении;
  • у кого есть дети-инвалиды, если призывник является единственным кормильцем в семье;
  • кто является единственным ребенком одинокого родителя;
  • кто является сыном или братом военнослужащих, погибших в ходе исполнениями ими обязанностей военной службы.

Также законопроект предлагает исключить из Федерального закона «Об альтернативной службе» пункт 2 статьи 4, который закрепляет экстерриториальный принцип прохождения АГС. Сейчас эту службу граждане должны проходить за пределами субъектов России, в которых постоянно проживают. На практике, как отмечают юристы, это правило работает нечасто.

«Граждане, пребывающие в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в период частичной мобилизации и могут направляться на работы, предусмотренные статьей 4 Федерального закона »Об альтернативной гражданской службе», в том числе для обеспечения безопасности образовательных организаций»,— сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Частичная мобилизация в России проходит с 21 сентября.

О том, что происходит на 227-й день после ввода войск России на Украину,— в онлайн-трансляции «Ъ».

Олеся Павленко

Фотогалерея

Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов  /  купить фото

Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов  /  купить фото

Смотреть

Адвокат по мобилизации: ​альтернативная гражданская служба в период частичной мобилизации — Адвокат в Самаре и Москве — представительство в суде и юридические услуги

Альтернативная гражданская служба в период частичной мобилизации


Смотрите это видео на YouTube

Альтернативная гражданская служба в период частичной мобилизации

Сейчас всех волнует мобилизация. А есть ли альтернатива?

Право гражданина отказаться от несения военной службы, когда это противоречит его убеждениям или вероисповеданию с заменой военной службы на альтернативную гражданскую службу закреплено частью 3 ст. 59 Конституции РФ. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (АГС).

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

И там отсутствуют исключения, которые бы позволяли говорить о том, что замена военной службы альтернативной гражданской невозможна в период мобилизации. А значит, ввиду прямого действия Конституции, граждане вправе отказываться от призыва на военную службу и требовать ее замены на альтернативную гражданскую службу. Однако и в этом вопросе есть нюансы. 

Большая часть прохождения альтернативной гражданской службы регулируется Федеральным законом от 25. 07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», однако в данном законе есть существенный пробел. Проблема в том, что ФЗ о мобилизации вообще не предусматривает права на АГС.

Статья 1: «Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву».

Действующий ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» закрепляет право на АГС только в случае призыва на срочную службу. Ни на контрактную службу, ни на мобилизацию он не распространяется.

Также в законе никоим образом не прописан порядок направления граждан на прохождение альтернативной службы. Имеется лишь общая отсылка о том, что такой порядок определяется некими законами и подзаконными актами. ⠀

Статья 9: «Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ».

В Федеральном законе от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» вопросы прохождения альтернативной военной службы вообще не упоминаются.

В отсутствие таких нормативных актов представители власти отрицают возможность альтернативной гражданской службы при мобилизации.

Таким образом, созданы предпосылки для злоупотребления сотрудниками военкоматов своими полномочиями и в момент призыва граждан по мобилизации они будут утверждать, что альтернативная гражданская служба в период мобилизации не предусмотрена. Но это противоречит Конституции, а также идее, закрепленной в Законе об альтернативной гражданской службе. Отсутствие правового регулирования не должно препятствовать гражданам в реализации их конституционных прав. ⠀

Конституция и Конституционный суд РФ э утверждают, что право на АГС должно быть гарантировано в любом случае.

Конституционный Суд РФ в Определении № 63-О от 22 мая 1996 года указал, что буквально закрепленное в названной конституционной норме и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон.  

КС РФ также подчеркивал, что стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными законом способами, во всяком случае, не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования. Действия граждан, реализующих свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы.

И действия граждан, реализующих свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки предусмотренного названными законодательными нормами правонарушения.

Таким образом, если вашим убеждениям, вероисповеданию противоречит военная служба (с оружием в руках), то даже в случае мобилизации вы вправе подать заявление на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Отказ в удовлетворении заявления о замене можно обжаловать в судебном порядке, вопрос лишь в том, останется ли время (скорее всего нет).

Дата актуальности материала: 18.10.2022

Россия: Альтернативная гражданская служба во время мобилизации не предусмотрена законом

Эта статья была впервые опубликована «Форумом 18» 19 декабря 2022 года. Конституция гарантирует это право каждому гражданину. Это привело к тому, что военкоматы отклоняли заявки на АГС и отправляли отказников по убеждениям в воинские части. Более того, ноябрьская поправка к законодательству позволяет тем, кто уже проходит курс ACS после призыва на регулярную военную службу, переводиться на небоевую службу в вооруженных силах. Поправка фактически «отменяет АГС как мирную альтернативу военной службе» во время мобилизации, говорит юрист Валерия Ветошкина.

Для резервистов, религиозные (или иные) убеждения которых препятствуют ношению оружия или иной службе в вооруженных силах, российское правительство не приняло никаких законодательных или практических положений об альтернативной гражданской службе (АГС) во время мобилизации, несмотря на то, что Конституция страны гарантирует право на это каждого гражданина.

21 сентября президент Владимир Путин объявил о «частичной мобилизации» российского военного резерва. За несколько недель, по данным Минобороны, было призвано более 300 тысяч человек. Еще сотни тысяч бежали из страны, чтобы избежать участия в войне России на Украине.

Возникшая юридическая неразбериха привела к тому, что военкоматы отклоняли заявки на альтернативную гражданскую службу и отправляли отказников по соображениям совести в воинские части. Несколько таких мужчин оспорили свою мобилизацию в суде. Пока известно только об одном – протестанте Павле Мушуманском, которому удалось добиться отмены приказа о мобилизации. Другой — русский православный христианин Кирилл Березин — проиграл в суде, но ему разрешили служить без оружия.

Российские мужчины в возрасте от 18 до 27 лет подлежат призыву в вооруженные силы (хотя многим удается добиться освобождения и отсрочки). Если религиозные взгляды или пацифистские убеждения призывника означают, что он отказывается от участия в военных действиях, он может подать заявление на альтернативную гражданскую службу. Однако и АГС, и военная служба впоследствии увольняют человека в запас, что делает его подлежащим призыву в будущем.

Кроме того, поправка к Закону о мобилизации 1997 г., вступившая в силу 15 ноября, позволяет тем, кто уже проходил АГС в гражданском учреждении после призыва на срочную военную службу, переводиться из гражданского учреждения в небоевая роль в Вооруженных Силах. Юрист Валерия Ветошкина считает, что поправка фактически «отменяет АГС как мирную альтернативу военной службе» во время мобилизации (см. ниже).

Отсутствие механизма включения СКУД для резервистов «не означает, что право граждан может быть перечеркнуто бездействием государства», — прокомментировал свою позицию адвокат московского Славянского центра права и справедливости Сергей Чугунов. Telegram-канал от 25 сентября. «[Альтернативная служба] не предусмотрена, но право гарантировано. Защищайте свои права».

Чугунов и другие адвокаты призвали отказников по убеждениям, получивших повестку о мобилизации, все равно подавать заявления на АГС. «В заявлении необходимо сообщить [мобилизационную комиссию] о своих антивоенных убеждениях или вероисповедании и дать ссылку на статью 59Конституции, — сообщил Чугунов призывникам в своем Telegram-канале 22 сентября. — За заявлением последует отказ, возможно, угрозы уголовного преследования, поэтому нужно быть готовым и дальше бороться за свое конституционное право. Отказ может быть обжалован в суде».

В восполнении очевидного пробела в законодательстве не наблюдается большого прогресса. Поправка к Закону о мобилизации 1997 года, вступившая в силу 15 ноября, распространяется только на лиц, уже проходящих альтернативную службу в качестве призывников в момент объявления мобилизации и заявляет, что им, возможно, придется перейти на гражданские должности в вооруженных силах, если они еще не служат в них (см. ниже)9.0005

В начале октября двое депутатов Госдумы от партии «Новые люди» попытались внести законопроект, открывающий альтернативную службу резервистам в условиях мобилизации. Похоже, что это застопорилось на стадии комитета (см. ниже).

Преследование антивоенных демонстрантов

Несмотря на поддержку нового вторжения России в Украину, выраженную руководством Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), крупнейшего Союза пятидесятников, Центрального духовного управления мусульман России и некоторых других религиозных организации, небольшое количество мирян и духовенства продолжают выражать свою оппозицию на основании своей веры.

Среди более чем 100 человек, которые столкнулись с уголовным преследованием за противодействие войне России против Украины, трое столкнулись с преследованием за противодействие войне по религиозным мотивам. Один из трех, отец Иоанн Курмояров, до сих пор находится в следственном изоляторе в Санкт-Петербурге, а следующее заседание по уголовному делу назначено на январь 2023 года. вывешивание антивоенных плакатов. Среди них есть те, кто был наказан за протесты с плакатами, цитирующими Библию, Далай-ламу или другие религиозные источники.

Международное право прав человека

Право лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, не быть принужденным к участию в военных структурах или деятельности, вытекает из статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), которая закрепляет «свободу мысли , совесть и религия». В государствах, где есть альтернативная гражданская служба, такая служба должна быть открыта для всех, кто возражает против военной службы по соображениям совести, и не должна носить карательного характера.

Статья 4 МПГПП гласит, что «во время чрезвычайного положения, которое угрожает жизни нации и существование которого официально провозглашено», допускаются определенные отступления от прав, закрепленных в Пакте, «в той мере, в какой это строго необходимо». Однако «никакое отступление» от прав, закрепленных в статье 18, «не может быть сделано в соответствии с этим положением».

Россия является государством-участником МПГПП.
 

Что говорит российское законодательство

Различные положения Конституции России, ее федеральных законов, а также поправки, внесенные после объявления мобилизации, поставили лиц, ищущих альтернативную гражданскую службу, в подвешенное состояние. В то время как Конституция гарантирует право на альтернативную службу, в условиях мобилизации не существует правового механизма для этого. В результате военные власти обычно отказывают в запросах на САУ тем, чьи религиозные или иные убеждения не позволяют им носить оружие или вообще служить в армии.

Указ Президента Путина о частичной мобилизации от 21 сентября и последующие поправки к нему устанавливают льготы и отсрочки по возрасту, состоянию здоровья, некоторым семейным обстоятельствам, статусу студента и занятости в определенных отраслях, включая оборонную промышленность, но не упоминают о альтернативная гражданская служба.

25 сентября правительственный информационный портал «Разъясняем» (объясняем.рф) сообщил, что во время мобилизации альтернативная гражданская служба невозможна.
 

– Конституция

Статья 59, часть 3 Конституции гласит: «Гражданин Российской Федерации, если прохождение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных случаях, установленных федеральным законом, право замены ее альтернативной гражданской службой».

Согласно российскому законодательству, Конституция имеет приоритет перед всеми другими законами (или их отсутствием). Поэтому некоторые российские юристы и правозащитники утверждают, что мобилизованные мужчины имеют право на АКС вне зависимости от обстоятельств.
 

– Федеральный закон 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе»

Устанавливает право и организацию АГС исключительно в условиях срочной службы (обязательный двухгодичный призыв российских мужчин в возрасте 18-27 лет, ранее не проходивших службу и поэтому не в резерве). В соответствии с этим Законом вместо 12 месяцев военной службы лица, для которых это противоречит их религиозным или иным убеждениям, могут подать заявление о прохождении 18 месяцев гражданской службы в вооруженных силах или 21 месяца в государственном учреждении, таком как больнице или доме престарелых.

В статье 24 этого Закона указано, что лица, прошедшие АГС, в последующем зачисляются в запас, но не призываются на военную подготовку (уход в запас лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям, закреплен также в статье 52 Закона о воинских воинская повинность и военная служба»).

Статья 9 гласит: «Организация и ведение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, военного положения и военного времени определяются федеральными конституционными законами, иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с их.» Существующие федеральные законы, однако, не определяют процесс прохождения альтернативной службы для резервистов, которые либо всегда отказывались от военной службы по соображениям совести (и, следовательно, проходили ACS как призывники), либо чьи убеждения могли измениться с тех пор, как они проходили военную службу по призыву.
 

– 2007 «Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации»

В настоящем Положении не упоминаются какие-либо варианты альтернативной службы и не отнесено направление мобилизованных на альтернативную службу в число функций мобилизационной комиссии.

– Закон 1997 г. о подготовке к мобилизации и мобилизации

В этом Законе также не упоминалась альтернативная гражданская служба почти до восьми недель «частичной мобилизации». Комплексом поправок, вступивших в силу 15 ноября, была введена новая статья 17.1, в которой говорилось, что военнослужащие срочной службы, проходящие АСУ после объявления мобилизации, могут продолжать ее, а лица, проходившие службу в государственных учреждениях, могут быть переведены в гражданские должности в вооруженных силах.

Юрист Сергей Чугунов назвал эту поправку в своем Telegram-канале 27 октября «больше плохой новостью, чем хорошей», поскольку она означает, что закон по-прежнему не рассматривает возможность применения САУ для резервистов, а не для призывников.

Юрист Валерия Ветошкина из Первого Отдела – группы юристов и правозащитников – считает, что поправка фактически «отменяет АГС как мирную альтернативу военной службе» во время мобилизации. Она отмечает, что, поскольку формально мобилизация еще не закончилась, любой призывник, который отныне подает заявку на АГС, может получить гражданскую должность в Вооруженных силах, а не в государственном учреждении.

«Не спасает [кого-либо] от армии, а, наоборот, позволяет направить тех, кто проходит альтернативную службу «на гражданке», на должности «гражданского персонала», но в Вооруженные Силы», – прокомментировала Ветошкина изданию «Холод. Медиа» 9 ноября. «То есть закон не только не избавляет вас от участия в войне, но может вовлечь вас в деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации».

Ветошкина добавила: «Если ваши убеждения не брать в руки оружие и не стрелять в людей, никто вас к этому не заставит, но если вы принципиально против войны, то будьте готовы максимально приблизиться к ней .»

Форуму 18 известен только один пример этой поправки, помогающей призывнику избежать мобилизации. Военный комиссариат Чувашской Республики согласился (после того, как дважды отклонил его ходатайство) не мобилизовать человека, запросившего ACS, поскольку он считал военную службу «противоречащей моим убеждениям о ценности жизни каждого человека, убеждениям о ненасилии и недопустимость соучастия в этом насилии».

В итоговом письме, которое 1 декабря перепостил Telegram-канал «Призыв к совести», военный комиссариат сослался на новую статью 17.1 Закона о мобилизационной подготовке и мобилизации. В нем говорилось, что заявитель не будет призван на военную службу, но «при объявлении мобилизации» он будет считаться желающим пройти АГС в качестве гражданского персонала в вооруженных силах.
 

«Только для призывников»

Юристы и правозащитники сходятся во мнении, что федеральное законодательство не предусматривает альтернативную гражданскую службу для резервистов при мобилизации. Однако они настаивают на том, что Конституция гарантирует право на ACS в любом случае, и что мужчины, которые возражают против участия в боевых действиях по религиозным или иным убеждениям, должны поэтому подавать заявления на ACS и обращаться в суд, когда им отказывают.

Призыв к совести (Призыв к совести) — «объединение юристов и экспертов российских правозащитных организаций за отказ от военной службы по убеждениям». 15 октября в своем Telegram-канале она утверждала, что «обязанность предоставить возможность выполнять АКШ лежит на государстве. Пока такой возможности нет, государство не должно мобилизовывать на военную службу граждан, заявивших о своих убеждениях».

«Конституция имеет высшую юридическую силу [и] прямое действие. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (статья 15, часть 1 Конституции Российской Федерации)» Закон фирма «Антонов и партнеры» указала на своем сайте 18 октября.

«Нет исключений, которые позволяли бы говорить о невозможности замены военной службы альтернативной гражданской службой в период мобилизации», — добавили в «Антонов и партнеры». «Это означает, что граждане имеют право отказаться от призыва на военную службу и потребовать ее замены альтернативной гражданской службой».

«Отсутствие правового регулирования, — добавила фирма, — не должно мешать гражданам осуществлять свои конституционные права».

Сергей Чугунов из Славянского центра права и справедливости также подчеркивает главенствующую силу Конституции. Между принятием Конституции в 1993 году и принятием Закона об альтернативной гражданской службе в 2002 году не существовало механизма АГС, и каждый молодой человек, отказавшийся от военной службы по убеждениям, должен был обращаться в суд, отметил он в своем Telegram-канале на 22 сентября. За это время суды, в том числе Конституционный, неоднократно признавали право призывников на альтернативную службу.

Чугунов приводит ряд определений Конституционного суда, подтверждающих это право, в том числе определение от 22 мая 1996 г. , в котором говорилось, что «право граждан, убеждения или религия которых противоречат прохождению военной службы, буквально закрепленное в названном конституционной нормой и не нуждается в уточнении, замена ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, имеет прямое действие (ст. 18 Конституции РФ) и должно обеспечиваться независимо от того, принят или нет соответствующий федеральный закон».

«И Конституция, и Закон о свободе совести гарантируют право на АГС всем гражданам, убеждения которых противоречат военной службе. Там не сказано «только призывникам», — Давр Доржин, юрист правозащитного центра «Мемориал». — прокомментировала группа телеграм-каналу «Призыв к совести» 25 октября.

Доржин отметил, что реально пройти альтернативную службу пока невозможно, потому что нет процедуры, но граждане имеют право ее требовать. «Обычно военные власти отвечают, что АСУ в период мобилизации не предусмотрены. Лучше всего продолжить переписку: указать, что вы не согласны с таким ответом и попросить не вызывать вас до принятия[ соответствующее] законодательство».

«Верующий .. имеет право иметь свои религиозные убеждения»

Павел Чиков из правозащитной группы «Агора» 16 октября отметил в своем Telegram-канале риск того, что верующим также может быть отказано в АСУ, поскольку многие русские религиозные организации прямо не запрещают участие в боевых действиях.

Чиков добавил, что поэтому важно знать, что Конституционный Суд определил 23 ноября 1999 года, что право гражданина на альтернативную службу в соответствии со статьей 59Конституции должны поддерживаться на основе собственных убеждений человека, независимо от принадлежности к какой-либо религиозной организации.

В начале октября Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ-РТ) заявило о «дозволенности участия мусульман в боевых действиях в рядах российской армии».

Call to Conscience отмечает, что это не означает, что мусульмане не могут запрашивать ACS. «Каждый гражданин имеет право на собственные религиозные убеждения», — отмечается в Telegram 8 октября. «В каждой религии есть традиция миротворчества — идеи мира, справедливости и ненасилия. Религиозная организация может поддерживать войну, военные действия, благословлять оружие для войны — как, к сожалению, делает Русская Православная Церковь — или разрешать участие в войну, как ДУМ-РТ. Но верующий, даже будучи членом этой организации, имеет право иметь свои религиозные убеждения, отличные от официальной позиции».

Юристы «Призыв к совести» советуют призывникам указывать в своих заявлениях на ACS, что их запросы связаны с личными религиозными убеждениями, и просить друзей, родственников и единоверцев подтвердить свои взгляды.

Возможны дальнейшие правовые изменения?

7 октября депутаты Государственной Думы Сардана Авксентьева и Максим Гулин от «Новой народной партии» предложили пакет поправок (№ 207803-8 в онлайн-журнале Думы) в Закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации» 1997 г. и Закон «Об альтернативной мобилизации» 2002 г. Гражданская служба, которая предоставила бы резервистам альтернативную гражданскую службу во время мобилизации и расширила бы количество категорий граждан, имеющих право на нее (за счет добавления различных личных обстоятельств, таких как принадлежность к сыну или брату военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей). сервировка).

В приложенной объяснительной записке Авксентьева и Гулин отмечают, что «вопрос о формах и способах использования граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в период мобилизации, военного положения и военного времени, до сих пор остается нерешенным», и что « Этот правовой пробел может препятствовать реализации конституционного права на замену военной службы альтернативной гражданской службой при призыве по мобилизации».

Поправками вводится новый пункт 3.1 статьи 17 Закона о мобилизации, гласящий: «Граждане, находящиеся в запасе, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в период частичной мобилизации и могут быть направлены на работу в качестве предусмотренных статьей 4 Федерального закона № 113 «Об альтернативной гражданской службе», в том числе в целях обеспечения безопасности образовательных организаций».

Статья 2 последнего («Право гражданина заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой») также будет изменена, чтобы прямо распространить это право на периоды полной и частичной мобилизации.

Работа над законопроектом, по-видимому, застопорилась на стадии рассмотрения в комитете, однако комитет Думы по обороне пришел к выводу, что различные его аспекты противоречат действующему федеральному закону, в частности, что «проект положений не принимает во внимание тот факт, что, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 [Закона 2002 года об альтернативной гражданской службе] альтернативную гражданскую службу проходят граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не состоящие в запасе».

Видимо, потому, что депутаты не предложили поправку, включающую резервистов, в статью 3 этого закона («Граждане, направленные на альтернативную гражданскую службу»).

Регистрация законопроекта «подтверждает правоту правозащитников в том, что конституционное право граждан на АСУ должно быть соблюдено», — прокомментировал 7 октября глава правозащитной организации «Школа прорыва» Алексей Табалов. «И это проблема не гражданина, а проблема законодателя, если такого закона до сих пор нет. Мы по-прежнему рекомендуем всем, кто хочет избежать призыва по мобилизации, обращаться в военкоматы для замены срочной службы альтернативной гражданская служба».

Однако маловероятно, что Дума примет эти поправки, заявил 7 декабря «Форуму 18» юрист Сергей Чугунов, «даже если они захотят решить [вопрос] АГС во время мобилизации». Он отметил, что такой законопроект «должен регламентировать порядок отнесения [людей] к ОКС — как, куда и когда обращаться, как принимается решение и т. д., но ничего подобного в нем нет».

Депутаты Думы предложили еще два законопроекта, которые могут повлиять на альтернативную гражданскую службу в период мобилизации. Один из таких (№ 220951-8), зарегистрированный 25 октября, добавит новый пункт 2.1 в статью 17 Закона о мобилизации, освобождающий граждан, не проходивших военную службу, от призыва по частичной мобилизации.

В пояснительной записке признается, что «мобилизованы граждане, не прошедшие военную службу и не имевшие соответствующего опыта». Однако в нем прямо не упоминаются резервисты, участвовавшие в САУ в качестве призывников. Это может быть рассмотрено Думой на ее весенней сессии в 2023 г.

Другой законопроект (№ 214382-8), зарегистрированный 17 октября, также, судя по всему, застопорился на комитетской стадии. Он добавит в Закон о мобилизации дополнительные категории граждан, имеющих право на отсрочку от службы, в том числе «проходящих альтернативную гражданскую службу». В нем не указывается, на какой срок предоставляется отсрочка, и не упоминаются лица, уже прошедшие АГС.

Комитет обороны в своем заключении от 7 ноября утверждал, что это противоречит Закону об альтернативной гражданской службе 2002 года, согласно которому лица, прошедшие АГС, увольняются в запас и, следовательно, подлежат призыву.

«Форум 18» отправил запросы Сардане Авксентьевой и Максиму Гулину через систему онлайн-запросов Госдумы. Спросили, какие изменения они внесли в законопроект в ответ на выводы Комитета обороны, когда, по их мнению, законопроект будет рассмотрен Думой, и считают ли они, что возможность альтернативной службы для резервистов будет предусмотрена в федеральном законе. К концу рабочего дня в Москве 19 декабря ответа Форум 18 не получил.

Россия: Информация о призыве на военную службу и освобождении от военной службы, в том числе об альтернативной военной службе для лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям

Призыв на военную службу

Федеральный закон № 53-ФЗ от 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет (Россия, 1998 г., ст. 22). Согласно законодательству [перевод] «решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только по достижении ими возраста 18 лет» (там же). С 2008 г. продолжительность военной службы по призыву установлена ​​на уровне одного года (Интерфакс, 15 июля 2011 г.; Рейтер, 8 июня 2010 г.). Интерфакс, международное англоязычное информационное агентство, предоставляющее информацию о России, Китае и «развивающихся рынках Евразии» ( н. д. ), сообщает, что 29 апреля 2010 года заместитель начальника Генштаба призвал российских сенаторов увеличить призывной возраст с 27 до 30 лет, оставив минимальный призывной возраст на уровне 18 лет (Интерфакс, 4 мая 2010 г.). Согласно опросу, проведенному российским социологическим центром SuperJob.ru на следующий день после предложения Генштаба, семьдесят семь процентов россиян выступили против продления (там же). Дополнительную информацию о предложении о продлении призывного возраста в источниках, с которыми консультировалось Управление по исследованиям, найти не удалось.

В случае неявки гражданина по призыву в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, [перевод] «он привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации» (Россия 1998, ст. 7). По данным Минобороны, призывник «привлекается к уголовной ответственности, если своим отсутствием пытается уклониться от возложения обязанности прохождения срочной службы» (Россия

н. д. у). Более того, согласно ч. 1 ст. 328 УК РФ, «мошенническое увольнение с воинской обязанности, полученное путем симуляции болезни, членовредительства, подлога или иных мошеннических действий, квалифицируется как уклонение от призыва» (там же). Однако агентство Reuters сообщает, что мужчины платят врачам «за выдумку мнимых болезней», чтобы избежать призыва на военную службу (24 9).0162 января 2011). В то время как средний размер взятки составляет около 5000 долларов, «москвичи часто платят в четыре раза больше» (Reuters 24 Jan. 2011). Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС) сообщает, что «группа врачей и других сотрудников российской военной комиссии в западном городе Пенза была арестована» за получение взяток от 23 новобранцев (РСЕ/РС, 8 мая 2010 г.).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» законными, документально подтвержденными основаниями неявки являются следующие (Россия 1998, ст.

7):

[Перевод]

Агентство Reuters сообщает, что государство не соблюдает квоты по призыву из-за «широко распространенного жестокого обращения с молодыми призывниками, известного как «дедовщина», и незавидных условий в армии» (8 июня 2010 г.). Несколько источников сообщают о физическом и психологическом насилии и самоубийствах солдат в армии (AFP 13 окт. 2011; Reuters 24 янв. 2011; см. также RFE/RL 4 Oct. 2011). По данным базирующейся в Москве правозащитной группы, около «3000 призывников ежегодно умирают по всей стране в мирное время» (Reuters 24 Jan. 2011). В другой статье Reuters говорится, что «в 2005–2008 годах среди солдат было около 2500 самоубийств» и что «многие солдаты [были] вынуждены покончить с собой из-за жестокого обращения» (там же, 8 июня 2010 г.

).

По данным замначальника Генштаба, более 200 тыс. призывников «отказались от приема приказов и переселились на другие места жительства без снятия с призывного учета» (цит. по Интерфаксу 31 9).0176 марта 2011). Осенью 2010 г. более 13 000 человек не явились в военкоматы после получения повесток (там же). Базирующаяся в Москве газета «Коммерсантъ » сообщает, что 22 правозащитные организации направили президенту Дмитрию Медведеву письмо с просьбой отменить призыв на военную службу и [перевод] «выразив обеспокоенность по поводу жестокого обращения и самоубийств в армии» (14 окт. 2011).

Освобождение от службы

В статье 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» указано, что призыву на военную службу не подлежат граждане:

[Перевод]

  1. [те, кто] признан негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;
  2. [те], которые проходят или прошли военную службу в Российской Федерации;
  3. [те], которые проходят или прошли альтернативную гражданскую службу;
  4. [те], которые прошли военную службу в другой стране.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане, которые:

  1. имеют ученую степень, зачисленную в Государственную квалификационную систему
  2. являются сыновьями/братьями

Следующие категории граждан не подлежат военной службе:

  1. находящиеся в положении отбывания наказания в виде принудительных работ, исправительных работ, ограничения свободы, задержания или лишения свободы;
  2. имеющие судимость, не погашенную в порядке помилования или не погашенную в связи с истечением срока давности;
  3. лица, в отношении которых ведется дознание или досудебное расследование, либо уголовное дело которых направлено в суд для судебного разбирательства. (Россия 1998, ст. 23)

Министерство обороны Российской Федерации подтверждает приведенную выше информацию, отмечая при этом, что «освобождение от призыва распространяется также на лиц, имеющих ученую степень» (Россия н. д. д). Более того, на сайте Минобороны перечислены «некоторые категории граждан, [которые] могут воспользоваться правом отсрочки» (там же).

Альтернативная военная служба

Федеральный закон № 113-ФЗ от 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» позволяет гражданам [перевод] «осуществить свое конституционное право на замену срочной военной службы альтернативной гражданской службой» (Россия, 2002 г.). Согласно этому законодательству, [перевод]

[а] Гражданин имеет право на замену срочной военной службы гражданской службой в случаях, если:0005 №

, не состоящие в запасе, имеющие право на замену срочной военной службы альтернативной гражданской службой и подавшие в военный комиссариат заявление о желании заменить военную службу альтернативной гражданской службой. (там же, ст. 3)

Как сообщается на сайте Минобороны, на альтернативную гражданскую службу «могут быть направлены только граждане, годные к военной службе» (Россия н. д. а). Граждане, не подлежащие призыву на альтернативную гражданскую службу, — это лица, имеющие [перевод] «основания для освобождения от призыва на военную службу» или основания «отсрочки призыва на военную службу», либо не «подлежащие призыву на военную службу». (Россия 2002, ст. 3).

Продолжительность альтернативной службы, как сообщается, «в одну и три четверти (1,75) раза превышает продолжительность обязательной военной службы» (CPTI , март

, 2009 г.). Однако, если альтернативная служба проходит в военной организации, такой как Вооруженные Силы Российской Федерации (Россия, 2001 г., ст. 5), срок в 1,5 раза превышает срок срочной службы (там же; CPTI 9).0176 марта 2009 г.). По состоянию на 2008 г. «обязательная военная служба длится 12 месяцев, альтернативная гражданская служба — 21 месяц или 18 месяцев, если она проходит в военном учреждении» (там же).

Как правило, альтернативная гражданская служба проходит в государственных организациях и организациях за пределами территории постоянного проживания гражданина (Россия н. д. а). Однако в зависимости от потребности региональных организаций в кадровых ресурсах и количества лиц, выбравших альтернативную службу, Федеральный суд по труду и занятости может разрешить гражданину проходить государственную службу в районе его постоянного проживания (там же). Согласно Федеральному закону об альтернативной гражданской службе граждане, принадлежащие к малочисленному аборигенскому сообществу, [перевод] «направляются на альтернативную службу в организации, осуществляющие деятельность в сферах традиционного хозяйства, ремесел и занятий» (Россия, 2002 г.).

Лица, имеющие право на альтернативную гражданскую службу, должны обратиться в военкомат до 1 апреля, если они должны быть призваны в октябре-декабре этого года, и до 1 октября, если они будут призваны в апреле-июне следующего года. год (Россия н.д. б). В случае необращения гражданина до установленного срока ему может быть отказано в возможности замены военной службы альтернативной (там же).

При подаче заявления гражданин «должен представить обоснование того, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию» (там же). Его заявление должно быть написано в «вольной форме» с указанием причин и обстоятельств, побудивших его выбрать альтернативную службу (там же). По данным Минобороны, общий порядок направления на альтернативную службу следующий:

По данным московского новостного сайта RT, гражданская альтернативная служба не пользуется популярностью в России, поскольку «трудно обеспечить право на отказ от военной службы» и «это решение часто вызывает насмешки со стороны сверстников» (4 май 2010 г.). Российская газета сообщает, что весной 2011 года было направлено 200 новобранцев на альтернативную гражданскую службу, в результате чего общее количество граждан, находящихся на альтернативной государственной службе, достигло 2600 человек (14 июля 2011 года). Однако неправительственные организации (НПО) оценивают их число примерно в 800 (UCSMR 20 окт. 2011) менее 1000 человек, проходящих альтернативную службу по всей России (Солдатские матери Санкт-Петербурга 20 окт. 2011).

По мнению НПО, закон и практика, касающиеся отказа от военной службы по убеждениям, являются «дискриминационными» (там же; UCSMR 20 Oct. 2011). В примере, приведенном во время телефонного интервью с Научным управлением, представитель Союза комитетов солдатских матерей России (СКСМР) указал, что кандидатам не предоставляется адекватная информация об альтернативной службе (там же). Представитель пояснил, что военная подготовка является обязательной на последнем году обучения в средней школе и что для лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, нет исключений (там же). Во многих случаях потенциальные заявители еще несовершеннолетние на момент подачи заявления (там же). Кроме того, заявление об альтернативной службе должно быть защищено перед комиссией, прежде чем оно может быть одобрено (там же).

Этот ответ был подготовлен после изучения общедоступной информации, имеющейся в настоящее время в Управлении исследований в сжатые сроки. Этот ответ не является и не претендует на то, чтобы быть окончательным в отношении существа любого конкретного заявления о предоставлении защиты беженца. Пожалуйста, найдите ниже список источников, с которыми проводились консультации при исследовании этого информационного запроса.

Каталожные номера

Агентство Франс-Пресс (AFP). 13 октября 2011 г. «Девять убитых, 86 самоубийц в российской армии в этом году: официально». (Фактива)

Международный налог на совесть и мир (CPTI). Март 2009 г. Представление 95-й сессии Комитета по правам человека: март 2009 г. Отказ от военной службы по соображениям совести: Российская Федерация . [Доступ 18 октября 2011]

Интерфакс. 15 июля 2011 г. «Россия не планирует продлевать призывную службу». (Фактива)

_____. 31 марта 2011 г. «Более 200 000 молодых людей уклоняются от службы в армии в России — Генеральный штаб». (Фактива)

_____. 4 мая 2010 г. «Россияне выступают против увеличения призывного возраста — опрос». (Фактива)

_____. Н.Д. «Об Интерфаксе». [Доступ 14 ноября 2011]

Коммерсант [Москва]. 14 октября 2011. Андрей Козенков. Просьба Дмитрия Медведева отменить призыв на военную службу. Документ переведен с русского. [Доступ 18 октября 2011]

Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС). 4 октября 2011 г. «Село отказывается отправлять сыновей на службу в российскую армию». [Доступ 18 окт. 2011]

_____. 8 мая 2010 г. «Российские врачи арестованы за получение взяток от призывников». [Доступ 19 октября 2011]

Рейтер. 24 января 2011 г. Томас Гроув. «Российская армия становится жестче в охоте на призывников». (Фактива)

_____. 8 июня 2010. Алексей Анищук. «Законопроект позволит россиянам платить за уклонение от призыва». (Фактива)

Российская газета . 14 июля 2011. Марина Грицюк. Весной 300 человек отправлены на альтернативную службу. Документ переведен с русского. [Доступ 5 окт. 2011]

РТ. 4 мая 2010 г. «Государственная служба все еще не альтернатива армии». [По состоянию на 27 сентября 2011 г.]

Россия. 2002 г. Федеральный закон № 113-ФЗ от 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе». Переведено Бюро переводов Министерства общественных работ и государственных служб Канады. [По состоянию на 30 сентября 2011 г.]

_____. 1998 г. Федеральный закон № 53-ФЗ от 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе». Переведено Бюро переводов Министерства общественных работ и государственных служб Канады. [По состоянию на 30 сентября 2011 г.]

_____. Н.д.а. Министерство обороны. «Альтернативная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации». [Доступ 12 октября 2011]

_____. Н.д.б. Министерство обороны. «Условия использования.» [Доступ 13 октября 2011]

_____. н.д.к. Министерство обороны. «Для уклонистов». [Доступ 13 октября 2011]

_____. Н.д.д. Министерство обороны. «Освобождение от призыва и отсрочки». [Доступ 10 9 ноября0157 2011]

Солдатские матери Санкт-Петербурга. 20 октября 2011 г. Телефонное интервью с представителем.

_____. 12 марта 2011. Анна Плотникова. «Весенний набросок». [Доступ 18 октября 2011]

Союз комитетов солдатских матерей России (СКСМР). 20 октября 2011 г. Телефонное интервью с представителем.

Дополнительные источники информации

Устные источники: Попытки связаться с представителями следующих организаций не увенчались успехом: ФМС, Комитет «Гражданское содействие», МВД, МИД, Минобороны РФ, Московская Хельсинкская группа, Московский Мемориал человека Правозащитный центр и юридические фирмы.

Интернет-сайты, в том числе: Amnesty International; Комитет «Гражданское содействие»; Европейская информационная сеть о странах происхождения; Хьюман Райтс Вотч; Институт по освещению войны и мира; Международная кризисная группа; Московская Хельсинкская группа; Московский правозащитный центр «Мемориал»; Россия — Посольство Российской Федерации в Канаде, МИД, МВД, Посольство России в Бельгии; «Солдатские матери Санкт-Петербурга»; Союз Комитета солдатских матерей России; Организация Объединенных Наций (ООН) — Refworld, Управление Верховного комиссара по правам человека, женщины, Программа развития; Государственный департамент США.