религиозная карта войны в Сирии
Конфликт в Сирии не исчезает из лент новостей пятый год подряд. Может сложиться впечатление, что воюют там уже целую вечность без веских на то причин. Оснований для обострения конфликта и его продолжительности великое множество. Сегодня речь пойдет об этно-конфессиональных различиях и противоречиях – ключевом катализаторе гражданской войны в Сирии.
Сирию едва ли можно назвать полиэтничной страной — 90% ее населения составляют арабы, и лишь оставшиеся 10% — курды и прочие меньшинства. Однако, это не касается ее конфессионального состава: можно выделить по меньшей мере пять крупных общин, и шесть, если учитывать этнический фактор.
Базовый раскол
Сунниты и шииты на карте исламского мира
Исламский мир традиционно делится на суннитов и шиитов. Вопрос различий между этими двумя течениями регулярно поднимается на просторах Интернета, и особенно активно — в связи с нынешними конфликтами на Ближнем Востоке, которые некоторые эксперты помещают в контекст внутриисламского противостояния.
Первоначально раскол произошел в связи с политическими причинами — разделение произошло по вопросу о том, кто имеет право наследовать титул халифа: шииты считали, что он должен передаваться по наследству среди потомков одного из т.н. «Праведных Халифов» — Али. Сунниты, в свою очередь считали, что титул халифа должен передаваться по согласию Уммы — исламской общины.
Однако с течением времени раскол усиливался в вопросах религиозных практик. На завоеванных арабами территориях располагался и функционировал достаточно весомый пласт до-исламского наследия, адепты которого пытались привнести в ислам некое видение вопросов религии. Начало развиваться сектантство, особенно среди шиитов, которые находились в гораздо менее выгодном положении, чем сунниты — в первую очередь из-за своей малочисленности. Среди изолированных групп представителей шиизма возникали новые учения, которые со временем настолько разошлись с первоначальной трактовкой, что превращались в самостоятельные течения ислама.
Алавиты
Расселение алавитов в Сирии
Алавиты среди сирийских меньшинств играют, пожалуй, самую важную роль. К этой группе населения принадлежит президент страны — Башар Асад.
Данные по численности этой религиозной группы в Сирии очень сильно варьируются — от 12% до 18%, что, в общем-то, неудивительно в условиях поликонфессиональной страны, где до недавнего времени мирно уживались представители многих общин и границы самоидентификации могли сдвигаться. Немаловажную роль играет и традиционный принцип «такыйя», согласно которому алавит может исполнять обряды других религий, сохраняя веру в душе. Такой подход сформировался в период османского владычества в Сирии, которое сопровождалось гонениями на представителей этого культа. При условии, что нельзя установить точную численность общины, можно обозначить границы ее расселения — это прибрежные районы страны, провинции Тартус и Латакия, где еще с XIX в.
Рамки религиозного вероучения алавитов размыты. Это достаточно закрытая группа, а внутри самой общины существуют различные течения, идеи которых никак не кодифицированы. Например, алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету и тех, кто поклоняется тьме; тех, кто отождествляют Али (ключевую в шиизме фигуру) с Солнцем, и тех, кто отождествляет его с Луной. В их религиозной системе существует множество мелких нюансов, которые стороннему человеку вряд ли станут ясны даже при более глубоком изучении вопроса.
Известно, что алавитов объединяет представление о «Вечной Троице»: Али, Мухаммаде и Сальмане аль-Фарси, каждый из которых воплощает собой определенные понятия в системе алавизма. Есть в алавизме и элементы, позаимствованные из христианства: они празднуют как Пасху, так и Рождество, на богослужениях читают Евангелие, почитая не только Ису (Иисуса), но и апостолов.
Все указывает на то, что алавизм — даже не течение внутри шиитского ислама, а отдельная религия — настолько некоторые аспекты вероучения расходятся с тем, что традиционно понимают под исламом. По этой причине алавитов долгое время не признавали частью своего течения даже в признанном центре шиизма — Иране. Там алавитов признали мусульманами и шиитами лишь в 1973 г., и то — больше по политическим причинам, чтобы наладить отношения с новым режимом, лидером которого стал алавит Хафез Асад.
Что же касается отношений с другими конфессиями, то радикалы в лице духовного авторитета нынешних религиозных фундаменталистов — салафитов (ваххабитов) Шейхуль-Ислам Ибн Таймии — четко обозначили свое отношение к алавитам (нусайритам) еще в XIII в.:
«Эти люди, именующие себя нусайритами … хуже своим неверием, чем христиане и иудеи! Более того, даже хуже неверием, чем многие многобожники! Их вред для общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) хуже, чем вред воюющих с мусульманами неверных».
Похожее отношение к алавитам сохраняется у радикалов до сих пор. Тезис о «непринадлежности» этой общины к исламу используется по ходу всего конфликта в Сирии. Исламисты объясняли мусульманам-суннитам, что борьба с режимом президента Асада — это «джихад» и против неверующих-алавитов, и против правителя, который не является мусульманином.
Впрочем, религиозные противоречия не мешали суннитам и алавитам мирно уживаться в рамках одного государства. Явного дисбаланса в виде чрезмерно непропорционального представительства алавитов в кругах политической элиты не было. Своеобразный паритет наблюдается и в семье Башара Асада, который женат на мусульманке-суннитке Асме Асад. При этом, большую часть правительства также составляют сунниты. Ничто не мешает Асаду принимать участие в праздновании как Ид аль-Адха (Курбан-байрам) вместе с мусульманами-суннитами, так и Пасхи вместе с христианами, оставаясь лидером многоконфессиональной страны.
Изображение ключевой фигуры в шиизме — Али
Шииты-двунадесятники
Как уже упоминалось выше, в шиизме, несмотря на то, что самих шиитов в исламском мире меньшинство, существует огромное количество сект и ответвлений. Но и среди шиитов есть свое большинство — это шииты-двунадесятники. Они получили свое имя потому, что признают в качестве духовных авторитетов двенадцать имамов из рода Али ибн Абу Талиба**, полагая, что последний из имамов исчез в детском возрасте.
Зона проживания шиитов отмечена светло-красным
Основная зона проживания шиитов-двунадесятников — в пригородах Дамаска и вдоль границы со столь же многоконфессиональным Ливаном. Там же, неподалеку от Дамаска, располагаются основные шиитские святыни Сирии — например, мечеть Саида Зейнаб, которая, как считается, построена на месте захоронения Зейнаб — внучки пророка Мухаммеда. Эта святыня очень почитаема среди шиитов и относительно недавно стала местом массового паломничества. Кроме того, защита мечети Саида Зейнаб от суннитских джихадистов стала формальным поводом для участия шиитской «Хезболлы» и иранского КСИР в сирийском конфликте на стороне Башара Асада.
Бесспорно, причина участия Ирана и его группировки-сателлита в сирийском конфликте лежит отнюдь не в религиозном поле. Речь идет о борьбе между Ираном и Саудовской Аравией, которая, в свою очередь, поддерживает исламистов в Сирии, за влияние в регионе. Сирия представляет собой ключевую точку противостояния, т.к. Иран не может просто так бросить дружественный ему режим Асада, а Саудовская Аравия имеет на Сирию свои виды.
Верхушка королевства Саудов считает, что страной с преимущественно суннитским населением не может управлять представитель другой конфессии. Тем более, господствующией в монархиях Залива конфессией является т.н. салафия — то, что на русском языке обычно понимают под ваххабизмом. Представители этого ответвления суннитского ислама — религиозные фундаменталисты, многие из которых вообще не считают мусульманами даже шиитов-двунадесятников, не говоря уже об алавитах. Салафиты называют шиитов вероотступниками, которые в их представлении приравниваются к многобожникам, а значит, безусловно заслуживают смерти. Все это увязывается со стремлением как можно больше уменьшить сферу влияния Ирана, который за последнее время укрепил свое влияние в регионе — в первую очередь за счет Ирака, элита которого после преобразований, выполненных в период американской оккупации, состоит преимущественно из шиитов (парадоксальным образом американцы помогли Ирану).
Сами шииты-двунадесятники, как и все прочие меньшинства, безоговорочно поддерживают Башара Асада, ведь от исхода нынешнего противостояния зависит не только их благополучие, но и физическое выживание.
Кровавый ритуал самоистязания на шиитский праздник Ашура
Шииты-исмаилиты
От двунадесятников эта группа сирийских шиитов отличается тем, что признает не двенадцать имамов, а только семь. Область их проживания в Сирии — округа города Саламия к югу от Хамы. Общая численность — 200 тыс. человек, что составляет всего 1% от населения страны.
Друзы
В период французского мандата над Сирией у друзов было собственное государство — на карте отмечено голубым
Друзы стоят особняком среди других шиитских ответвлений ислама. Это такой же мистический культ, как и алавизм, со своими практиками и нюансами. Главной особенностью друзов считается принцип крови: непосредственно друзом может считаться лишь тот, чьи родители были друзами. Не существует никаких ритуалов по переходу в религию друзов. Они составляют примерно 3% населения Сирии и практически все компактно проживают в районе Джабаль ад-Друз на юго-западе Сирии.
В отношениях нынешнего режима и друзов все не так просто, ведь исторически между ними и алавитами постоянно разгоралась жестокая борьба, зачастую разжигаемая сначала османскими спецслужбами, а затем и французскими. В результате друзы маневрируют между поддержкой Асада и подчеркнутым нейтралитетом.
Христиане
Христианский храм в городе Хама
В христианской общине Сирии представлены все возможные ответвления: есть и община Антиохийской православной церкви (примерно половина всех христиан Сирии), и католики (18%), а также большое число прихожан Армянской апостольской церкви и даже РПЦ. Общее число приверженцев христианства в стране — около 1,8 млн человек (около 12% населения), что превышает совокупную численность шиитов-двунадесятников и шиитов-исмаилитов. Основные районы проживания — крупные города: Дамаск, Хасеке, Дейр аз-Зор, Сувайда, Хама, Хомс, Тартус.
С самого начала конфликта христиане пострадали очень сильно. Основные центры их проживания были разрушены войной, а провинция Дейр аз-Зор и вовсе попала почти под полный контроль «Исламского государства*». Исламисты на захваченных территориях заставляют христиан платить специальный налог — джизью, а во многих случаях просто убивают. Большинство христиан поддерживают законное правительство Сирии — другого выхода для выживания этой общины в стране просто нет.
Курды-сунниты
Область расселения курдов в Сирии
Курды в последнее время все чаще появляются в заголовках новостей о Сирии — в первую очередь из-за борьбы с «Исламским государством». Курды проживают в северо-восточных районах страны, где намерены создать автономию в составе Сирии.
В их самоопределении религиозная принадлежность играет второстепенную роль, они считают себя в первую очередь курдами, и лишь затем — мусульманами. Тем более, среди курдов широко распространены левые взгляды — например, популярен весьма специфический «курдский» коммунизм. Во взаимоотношениях курдов, основной ударной силой которых в Сирии является YPG/PKK, и Асада в течение войны были разные периоды — чаще всего они выступали в союзе против особо опасных группировок на севере страны, но периодически случались и конфликты. Сейчас армия Асада и YPG/PKK совместно действуют против ИГ* в районе города Хасеке на северо-востоке страны.
Типичная картина среди сирийцев здорового человека: христианский священник и имам — друзья
Сунниты
Мусульмане-сунниты — наиболее многочисленная община в Сирии. По разным подсчетам они составляют около 70% населения страны. Территория расселения — практически вся Сирия, кроме районов, которые исторически населены алавитами — например, прибрежная провинция Латакия.
Как уже говорилось, война в Сирии некоторыми экспертами представляется как локальное проявление суннитско-шиитского конфликта, но надо понимать, между какими шиитами и какими суннитами разворачивается конфликт.
Основные противники Асада в этой войне в большинстве своем — не простые мусульмане-сунниты, которых, к слову, и в России насчитывается до 20 млн человек, а фундаменталисты-радикалы, которые мечтают ввести в Сирии Шариат. Даже те немногие, кто заявляет о «борьбе за демократию» в Сирии, на самом деле воюют либо за тот же Шариат, либо, в лучшем случае, за доминирование своей общины. Могут ли фундаменталисты говорить от лица всех мусульман-суннитов, многие из которых, очевидно, вряд ли хотят возвращения в Средние века? Реальность нынешнего Ближнего Востока такова, что радикальным проповедникам очень просто объяснить молодым людям, что корень всех их проблем — один «неверный», который правит Сирией, и если его заменить на «правоверного» правителя, а то и вовсе установить Халифат, то жизнь наладится и самые острые проблемы исчезнут.
Идеи исламистов находят благодатную почву именно в обществах, которые испытывают проблемы социально-экономического плана, что на Ближнем Востоке встречается сплошь и рядом. Но где-то власть справляется с исламистской угрозой, а в других случаях радикалам настойчиво и обильно помогают из-за рубежа, стремясь опрокинуть легитимный режим. Те сирийские мусульмане-сунниты, которых не поглотили радикальные исламистские идеи, либо поддерживают Асада, либо просто уезжают из страны, которая превратилась в рассадник международного терроризма.
Если нынешнему правительству все же удастся воссоединить разорванную на части страну, ему придется столкнуться с проблемой подвергшихся радикализации суннитов, которые по факту станут пороховой бочкой, готовой взорваться в любой момент.
- * ИГИЛ, ИГ, Исламское государство — террористическая организация, запрещенная в РФ
- ** «Талибан» – террористическая организация, запрещенная в России.
«В Штатах сунниты и шииты молятся вместе, а у нас они враждуют»
Путевые заметки из США: кто противостоит за океаном чиновникам-ксенофобам, запрещающим строить мечети. Часть 4-я
Автор «БИЗНЕС Online» Рустам Батыр продолжает делиться с читателями своими впечатлениями от американской поездки. На этот раз в центре внимания известного мусульманского общественного деятеля оказались межрелигиозные отношения в США. О том, кто такие суши, почему местные протестанты ходят в гости к католикам и как расист Генри Форд способствовал развитию «плавильного котла», — в сегодняшнем материале.
Рустам Батыр
ТОТ САМЫЙ ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЕЛ
Если бы из Мичигана нужно было привезти концептуальный сувенир, который как ничто другое отражал бы суть этого штата и всех остальных США, то, пожалуй, электрический блендер подошел бы на эту роль лучше всего остального. В Соединенных Штатах все смешивается со всем. Сами американцы называют эти реалии своей социальной жизни плавильным котлом. И когда в данной связи речь заходит о религии, то возникают совершенно удивительные феномены, которые одних шокируют, других вдохновляют. Мичиган не исключение. И это при том, что он, как, впрочем, и вся Америка, внутренне очень противоречивый.
С одной стороны, Детройт (столица штата Мичигана), который находится прямо на границе с Канадой, был последним пунктом в так называемой подземной железной дороге. К обычной подземке это понятие никакого отношения не имеет. Так обозначали тайную систему организации побегов и перебросок рабов-негров из рабовладельческих штатов юга на север, которая просуществовала вплоть до начала Гражданской войны в 1861 году. Из Детройта беглые рабы переплавлялись в Канаду, откуда их не могли экстрадировать и где они смело начинали свою новую жизнь.
С другой стороны, Мичиган был да и остается оплотом автомобилестроения США, крупнейшим представителем которого являлся знаменитый Генри Форд. Многие знают его как талантливого бизнесмена, впервые в истории применившего конвейерный способ производства автомобилей и создавшего свою концепцию «Автомобиль для всех», немало поспособствовавую созданию среднего класса в США. Но не все знают, что Форд был ярым расистом и антисемитом. Не случайно его портрет висел в мюнхенской резиденции Адольфа Гитлера, который считал его своим вдохновителем.
«Подземная железная дорога» и расист Генри Форд — это далеко не полный перечень ингредиентов плавильного котла в Мичигане, из которых произрастает его современная жизнь.
Диалог на мероприятии 500-летия Реформации
«СЕЙЧАС МЫ ДВИЖЕМСЯ К АМЕРИКАНСКОМУ ИСЛАМУ»
В Мичигане проживают около полумиллиона арабов. Это крупнейшая арабская диаспора в США. Она появилась благодаря Генри Форду, которому на заводах нужна была дешевая рабочая сила. Форд терпеть не мог мусульман, поэтому он начал завозить с Ближнего Востока арабов-христиан. Но когда они закончились, ему пришлось смириться и дать согласие на привоз арабов, исповедующих ислам. До сих пор бóльшая часть арабской диаспоры Мичигана — христиане. Однако среди них много и мусульман. Сейчас в радиусе 40 км вокруг Детройта расположено аж 200 мечетей.
Столь большое количество мечетей не означает, что в обществе нет антимусульманских настроений. Когда мы встречались с имамом мечети городка Уоррен Мустафой, он рассказал нам, с какими большими трудностями ему пришлось столкнуться, чтобы вместе с другими активистами открыть мусульманский центр. Его обманывали муниципальные чиновники и оскорбляли местные жители на общественных слушаниях. Его заставляли подписывать бумаги, согласно которым азан не будет докучать жителями соседних домов, и убеждать окружающих, что внутри мечети не будет приноситься никаких человеческих жертв. И все равно муниципалитет вынес решение против открытия мечети. Тогда имаму посоветовали обратиться в СМИ, что он и сделал. Дело получило огласку и дошло до федеральных властей. В ситуацию включилось министерство юстиции США, которое пригрозило муниципальным властям судом, в случае если они не прекратят ограничивать граждан Соединенных Штатов в реализации их конституционных прав. Один подобный суд местные чиновники уже проиграли и потому решили больше не рисковать. Добро на открытие мечети было дано.
Для мусульман России, особенно проживающих в ее центральной части, это до боли знакомая история. У нас тоже во многих регионах чиновники-ксенофобы не дают строить мечети. Только у нас, к сожалению, де-факто нет условного министерства юстиции, которое бы встало на защиту мусульман в вопросе их прав на свободу совести и вероисповедания. К слову, имам Мустафа называет нынешнего президента США Дональда Трампа с его антиэмигрантскими настроениями сумасшедшим и восхищается президентом РФ Владимиром Путиным. Он через интернет слушал речь нашего президента на открытии Московской Соборной мечети и был впечатлен его словами. Жаль, что не все российские чиновники прислушиваются к словам главы нашего государства.
Антиисламская истерия разгорелась в США после терактов 11 сентября. Это же стало и переломным моментом в пробуждении гражданской активности американских мусульман. Они поняли, что нужно действовать, чтобы показать соотечественникам свою открытость и миролюбивый характер ислама. Мы встречались с активисткой Сухейлой Амин. Она после теракта организовала проект «Мосты» и развернула огромную образовательную программу, направленную в том числе на чиновников и военнослужащих. Благодаря ее инициативе многие американцы, в том числе принимающие государственные решения, узнали немало положительного об исламе и мусульманах. Мы встречались с д-ром Саидом Ханом, основавшим после 11 сентября Институт социальной политики и понимания. В своих масштабных исследованиях, проходивших на территории всех США, Саид Хан показал, что если говорить о законодателях, то те из них, кто лоббирует законы, так или иначе направленные против мусульман, по статистике, с тем же рвением лоббируют законы против расовых и сексуальных меньшинств, абортов и профсоюзов. Это совершенно по-другому заставляет взглянуть на проблему исламофобии: ее истоки кроются отнюдь не в мусульманах, как многим кажется, а в определенном типе личности некоторых людей. На мусульман в данном случае лишь проецируется их ценностный мир.
Данными исследований института Саида Хана пользуются политики и журналисты. И это помогает снимать межкультурные барьеры и способствует интеграции мусульман в американское общество. «Сейчас мы движемся к американскому исламу», — говорит об этом он сам.
Католический храм Святого Имени
«ВОТ ПОЭТОМУ УММА ИСЛАМА НАЧНЕТСЯ С США»
Впрочем, среди здравомыслящих американцев никакой исламофобии нет. В рамках визита мне удалось посетить воскресную службу в католическом храме Святого Имени. На проповеди пастор Джон Зенз говорил о любви и нравственности и в какой-то момент вышел на тему единства человечества. Он коснулся важности диалога с многочисленными христианскими деноминациями, иудаизмом, а затем заговорил и об исламе. «Мы можем не понимать некоторых устоев мусульман, — сказал он, — но они приходят в свои храмы, ибо верят в Бога. Бог один. И это общая основа наших трех монотеистических религий». Закончил пастор свою речь приглашением собравшимся прийти вечером в протестантскую церковь, где было запланировано мероприятие, посвященное 500-летию Реформации христианства.
Наша делегация посетила это мероприятие. Оно началось, что интересно, с исполнения русско-православной церковной музыки, которая, как пояснил православный священник, бывший в составе нашей делегации, очень сильно почитается во всем христианском мире. Главной частью вечера была дискуссия, точнее, беседа, обозначенная в программке как диалог между представителями католической и протестантской церквей, которые достаточно честно и при этом дружелюбно обсуждали свои стереотипы друг о друге и вопросы взаимодействия. Беседа проходила непринужденно, с шутками и даже анекдотами. В одном из них, например, рассказывалось, что Иисус Христос вместе со Святым Франциском и протестантом пришли как-то в бар. Католик и его протестанский коллега хотели проявить уважение и стали спорить друг с другом за право оплатить выпивку. «Не спорьте! — остановил их Христос. — Попросите принести просто воды. Об остальном я позабочусь сам». Способность смеяться вместе — это, наверное, апогей того, что мы называем межрелигиозным диалогом.
Репетиция перед мероприятием в честь 500-летия Реформации
Американские мусульмане в плане юмора тоже не отстают. «Моя мама — суннитка, отец — шиит, — представилась нам на встрече Амин, — а я, стало быть, суши». Поначалу ее слова мы восприняли просто как удачную шутку, но оказалось, что концепция «суши» — это намного больше, чем юмор, это новое видение идеи исламского единства, которое мусульмане Америки начали воплощать не на словах, а на деле.
Как известно, внутриисламский диалог между суннитами и шиитами — давняя проблема всего исламского мира. На Ближнем Востоке сунниты и шииты до сих пор враждуют друг с другом. Да и в Татарстане, который, как мы не без оснований полагаем, является территорией толерантности, даже официальное духовенство ислама выказывает свое презрение шиитам и, например, через скрытые административные рычаги не дает им построить мечеть, о которой наши азербайджанские братья мечтают уже долгие годы. А если на каком-то международном саммите не дай Бог придется прочитать за шиитами намаз, то наши республиканские лидеры ислама после брезгливо его перечитывают, что уж говорить про обычных мусульман. Достаточно вспомнить большой международный скандал, разгоревшийся несколько лет назад, когда закамские мусульмане объявили шиитов неверными и стали распространять соответствующие материалы, на что консульство Ирана в Казани отреагировало нотой протеста. Каково же было наше удивление, когда, придя в огромную мечеть Исламского центра Америки, что расположена в городе Диарбоне, мы увидели совершенно иную картину. Сунниты и шииты там молятся вместе, плечом к плечу. «Мои внуки — суши, — сказал нам помощник имама по связям с общественностью Аиде Алаван, — и мы не можем иначе».
«Мои внуки — суши, — сказал помощник имама по связям с общественностью Аиде Алаван, — и мы не можем иначе»
Как отметил д-р Саид Хан, в Мичигане мусульмане обоих деноминаций представлены в соотношении 65% суннитов и 35% шиитов. И это создает совершенно иную среду внутри мусульманской уммы. Алаван прочитал нам целую лекцию об исламском единстве. «Кого вы включаете в единство ислама? Касается ли это, например, ахмадийцев?» — уточнил я, упомянув про течение в исламе, к которому, к слову, принадлежал известный татарский писатель Равиль Бухараев и представителей которого суннитские богословы считают неверными (кафирами). «Мы относим к исламскому единству всех, кто ведет свою историю от нашего Пророка, — ответил он. — Но давайте для начала разберемся между суннитами и шиитами. Не беспокойтесь об остальных. Мы — вот кто на самом деле проблема». «А у вас мечеть суннитская или шиитская?» — спросил помощника имама мой коллега. «Я надеюсь, что мои внуки унаследуют наш взгляд на мир, — ответил он, — и мы будем называть мечеть просто мечетью».
Развивая свою мысль, Алаван стал говорить, что в США сформированы абсолютно уникальные условия, когда многообразие представленных здесь традиций ислама выводит мусульман на совершенно иной качественный уровень восприятия своей веры. «Америка — это дар Аллаха, — сказал он. — И ей суждено стать идейным лидером исламского мира». «После России», — поправил его ваш покорный слуга. «Скажите, есть ли в вашей стране, — парировал он, — хоть одна мечеть, где сунниты и шииты принципиально молятся вместе». Мне вспомнился пример исламского комплекса в Отрадном города Москвы, где суннитская и шиитская мечети очень близко соседствуют друг рядом с другом, но этого было явно недостаточно, и я был вынужден промолчать. «Вот поэтому умма ислама начнется с США», — подытожил помощник имама.
«У МЕНЯ ДВЕ ПОДРУЖКИ: КАТОЛИЧКА И ПРОТЕСТАНТКА. Я ПРОВОЖУ В ИХ ЦЕРКВЯХ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ, ЧЕМ В МЕЧЕТИ»
Впрочем, пока многие американские мусульмане живут все еще в старой, средневековой парадигме исламского раскола. Сухейла Амин рассказывала нам о расизме внутри ислама. Выходцы из азиатских, арабских и африканских стран часто ненавидят друг друга. Для того чтобы начать преодолевать внутриисламский раскол в Мичигане, религиозные деятели ислама объединились в совет имамов и договорились вместе работать над тем, чтобы внутренние конфликты мусульман Ближнего Востока не переносились в диаспоры, на территорию США.
Американские мусульмане активно выстраивают диалог и с представителями других религий. «Мы стараемся участвовать в общих межрелигиозных мероприятиях, — говорит имам Мустафа. — И если раньше лидеры конфессий, встречаясь, больше пытались обратить других в свою веру, то теперь мы скорее сосредоточены над решением общих проблем». «У меня две подружки: католичка и протестантка. Я провожу в их церквях больше времени, чем в мечети», — шутит на эту тему Сухейла Амин. Она тут же вспоминает весьма забавный случай: «Однажды я была в церкви своей подруги, пастор читал проповедь на тему межрелигиозного единства. Тут мне понадобилось выйти по малой нужде — я встала, чтобы незаметно покинуть службу. „Вот взгляните на Амину, разве она не свидетельство близости наших религий?“ — воскликнул пастор, увидев меня, и начал пространно рассуждать на эту тему. „Оставьте меня в покое, — взмолилась про себя я, вынужденная продолжать стоять на месте. — Мне бы до туалета добежать!“».
Неделю назад мы в России отметили День народного единства. Это праздник, который транслирует в наше общество очень важные смыслы. И слава Богу в нашей стране мы в целом живем в мире и согласии. Но никогда нельзя почивать на лаврах. Лучше всегда учиться, даже у того, кого принято считать нашим геополитическим противником. «Отправляйтесь за знаниями даже в Китай», — говорил Пророк во времена, когда еще не было США.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Что значит быть алавитом и почему это важно в Сирии?
Эта статья изначально была опубликована на платформе блога, и в ней могут отсутствовать фотографии, графика или ссылки. См. раздел Об архивных сообщениях блога.
Если вы читали о восстании в Сирии, возможно, вы слышали, что президент Сирии Башар Асад — алавит. Что это значит и почему это имеет значение в сирийской политике?
Во что верят алавиты?
Основное разделение в исламе происходит между мусульманами-шиитами и мусульманами-суннитами, которые первоначально разделились по поводу того, кто должен был стать преемником пророка Мухаммеда. Алавиты идентифицируют себя как мусульмане-шииты, но эта секта переняла более старые верования, предшествовавшие исламу. Например, алавиты отмечают некоторые христианские и зороастрийские праздники.
Есть еще несколько вещей, которые отличают алавитов. Хотя у большинства мусульман пять столпов веры, у алавитов их семь. Они верят в божественность Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда; другие шииты почитают Али, но не верят, что он был божественным.
Ближневосточный ученый Малис Рутвен пишет, что алавиты включают Сократа и Платона в свою линию пророков, а также верят в «переселение душ», при котором души нечестивых превращаются в собак и свиней, а праведные души переходят в более совершенных людей. тела. Многие из их верований неизвестны внешнему миру. Алавиты, как правило, скрывают свою веру, потому что их притесняют.
Как и евреи, алавиты также иногда рассматриваются скорее как культурная группа, чем строго религиозная. «Многие алавиты в настоящее время считают себя откровенными атеистами, но все еще находятся в культурной сфере алавитов, и их принимают в секту, и к ним относятся так же, как к любым другим (включая меня), — пишет Язан Бадран, сирийский блогер из Японии, происходящий из семьи алавитов. .
Мусульмане иногда задаются вопросом, действительно ли алавитов можно считать мусульманами. фетва в 1973 году объявили себя мусульманами-шиитами, но ортодоксальные мусульмане до сих пор иногда называют их еретиками.
Как алавиты вписываются в Сирию?
В Сирии большую часть населения составляют сунниты. Алавиты составляют меньшинство, которое, как считается, составляет от 12% до 15% населения. Семья Асадов, правящая Сирией более 40 лет, — алавиты. Религиозная группа также доминирует в сирийских силах безопасности.
Если алавиты такая маленькая секта, как они пришли к доминированию в сирийской армии?
Может показаться логичным, что их туда поставили Асады, но на самом деле все было наоборот. После Первой мировой войны французские колониальные чиновники пытались сделать Сирию более открытой, поощряя меньшинства занимать государственные должности. В итоге алавиты нашли свое место в вооруженных силах.
«Единственное место встречи или сборный пункт для алавитов, где нам не нужно было притворяться, что мы были теми, кем мы не были, находилось глубоко во внутренних святилищах государства безопасности», — написал алавит под псевдонимом Худр. блог Сирия Комментарий.
Поскольку алавиты вербовались в армию, более состоятельные горожане-сунниты часто избегали военной карьеры для своих детей. «Больше никто не поехал бы», — сказала Камилла Отракджи, сирийский аналитик, ныне проживающий в Канаде. «Богатых в Дамаске это не интересовало».
Это привело к тому, что армия стала сильно алавитской. В конечном счете, сирийские вооруженные силы стали тем плацдармом, с которого алавитский офицер ВВС Хафез Асад организовал свой переворот 1970 года, положив начало режиму Асада.
Какая разница, что асады — алавиты?
Алавиты подвергались преследованиям на протяжении всей своей истории, возможно, потому, что их религиозная принадлежность сбивает с толку власти. Режим Асада сыграл на страхах алавитов, чтобы сохранить власть.
Когда сирийцы начали протестовать против Асада, алавиты опасались, что «падение режима принесет катастрофу их общине», — писал Леон Голдсмит, исследователь Ближнего Востока в Новой Зеландии. Некоторые алавиты опасаются, что другие сирийцы могут захотеть отомстить им за 19Резня 82 года в Хаме, где, по словам правозащитников, были убиты тысячи суннитов, и в качестве откровенного сообщения была воздвигнута большая статуя Хафеза Асада.
«Повторяющееся предположение [от режима Асада] состоит в том, что выбор стоит между этим режимом или хаосом и гражданской войной; то, что для алави означает лишь насильственную месть суннитов за последние 40 лет (предполагаемого) контроля алави над государством», — написал Бадран в электронном письме.
Но Асаду не гарантирована поддержка алавитов. Некоторые не считают Асада настоящим алавитом, учитывая, что он женился на женщине-суннитке и вырос в Дамаске, а не в сельской местности, откуда родом другие алавиты. Семья Асада также подавляла инакомыслие алавитов, как и других сирийцев.
СВЯЗАННЫЕ:
Некоторые сирийцы за границей оспаривают вето России в ООН 5
Российский посол прибыл в Сирию в связи с продолжением насилия в Хомсе
— Эмили Альперт в Лос-Анджелесе
Алавитская секта: секреты и отрицание
На Ближнем Востоке есть множество религий и сект. Однако большая часть населения региона мало о них знает. Секта алавитов стала более заметной после начала сирийской войны в 2011 году, поскольку многие алавиты являются частью режима, особенно президент Башар аль-Асад. Несмотря на это, детали секты остаются в значительной степени неизвестными внешнему миру по нескольким причинам, одна из которых заключается в том, что шейхи и священнослужители секты стремятся держать подробности в секрете как от внешних сил, так и даже от самих последователей-алавитов. В результате большинство публикаций об алавитах, выпущенных членами других сект, содержат недостоверную или недостоверную информацию.
Секта алавитов названа в честь Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата пророка Мухаммеда и считается первым имамом школы двунадесятников шиитского ислама. Некоторые священнослужители-алавиты описывают Али как «партнера Пророка Мухаммеда в престиже и во всем, кроме пророчеств». По словам шейха Зульфикара Газаля, одного из великих алавитских шейхов Сирии, представление о том, что алавиты считают Али воплощением Бога, является выдумкой.
Секту иногда также называют Нусайрис, отсылая к ее основателю Мухаммаду ибн Нусайру аль-Бакри аль-Нумейри, которого алавиты считают аль-Бабом, религиозный чин, известный шиитскому имамату (руководству), в то время как другой последователи школы двунадесятников считают ан-Нумейри самозванцем.
Как двунадесятник (имамат) ветвь шиитского ислама, алавиты разделяют многие религиозные учения с другими сектами двунадесятников. Шейх Сулейман аль-Ахмад, один из ведущих алавитских шейхов, объяснял: «У алавитов нет самостоятельных доктрин для поклонения и религиозных положений, основанных на знании халяля (дозволенного) и харама (недозволенного), а не даже такие сделки, как те, которые связаны с наследованием. Они полагаются на учение имамитов джаафари, считая его источником, а алавитов — одной из его ветвей».
В беседе с Фанаком шейх Шади Абду Мари, шиитский священнослужитель и член Исламского совета алавитов Ливана, сказал: «У алавитов есть суфийский метод в их шиитской секте двунадесятников, подобный суфийским методам, принятым суннитами; и эти методы можно кратко описать, сказав: алавиты идеологически являются ирфани [гнозис или знание] группой суфиев, в то время как с точки зрения юриспруденции они являются джафаритами».
Как и у всех других мусульман, их основным источником информации является Коран. Подход Ирфани означает знание Бога и полную веру в него, его посланников, книги и авлия (святых). Исследователь и академик Мухаммад аль-Ахмад сказал, что лучший способ понять образ мышления алавитов — это рассматривать его как попытку связать исламскую религию с греческой философией.
Кроме того, алавиты верят в реинкарнацию, в идею о том, что человеческая душа подвергается повторным испытаниям, пока не очистится, а затем не будет представлена Богу для привлечения к ответственности в Судный день. Эта вера была опровергнута шейхом Мари, а священные писания алавитов отвергают сомнения в реинкарнации. Возможно, интерпретации будут различаться от одного человека к другому, но проблема может заключаться в противоречии текстов, сказал он.
Алавиты сосредоточены в Сирии, где они составляют небольшой процент населения, с очагами в Ливане и Турции. Их точное число неизвестно, но, по оценкам, в мире насчитывается от 7 до 14 миллионов алавитов.
Обвинения в адрес алавитов
Алавитов часто обвиняют в эзотеризме, другими словами, они исповедуют свою религию и учения не так, как говорят их основные убеждения. В своей книге «Алавиты» писатель Муса Мхаввал определил алавитов как тех, кто проявляет свою сущность в различных формах и делает тавил (герменевтические интерпретации) каждого коранического откровения.
Шейх Мари называла алавитов естественной альтернативой жестокости или переводом термина, известного как этикет, который представляет собой искусство совершения весьма утонченного поведения, правил, связанных с моралью и обычаями и включающих набор письменных и неписаные правила и принципы вежливости. Он сказал, что тукья, предупредительное сокрытие или отрицание религиозных верований и практик перед лицом преследований, является альтернативой из-за отсутствия интеллектуальной и идеологической свободы ввиду зверств, свидетелем которых был регион на протяжении всей истории, последствия которых взяли на себя обязательство подчиняться сильным или быть убитым. Он добавил, что, поскольку эти народы еще не принимают и не уважают другие религиозные взгляды, тукья является решением для предотвращения убийств и резни.
Однако он, как и большинство священнослужителей алавитов, отрицает, что доктрина алавитов содержит скрытые ритуалы, писания или мистическое поклонение. Этому опровергла женщина-алавитка в Сирии, которая сказала Фанаку, что часть веры не разглашается, и что передача таких подробностей кому-то, кто не является алавитом, считается раскрытием секретов. Однако в секте алавитов женщин не учат религии или религиозным учениям, поэтому неясно, как много знал этот собеседник. Более того, некоторым молитвам мужчин обучают только после полового созревания, то есть в возрасте 15 лет. И мужчинам, и женщинам разрешается молиться пять раз в день. Однако молитва и другие столпы ислама, в том числе выплата милостыни и пост в месяц Рамадан, не являются обязательными в секте, что также опровергают алавитские священнослужители.
Шейх Мари сказала, что эта дезинформация преследовала алавитов с момента исчезновения аль-Имама аль-Аскари, 11-го имама школы двунадесятников, в 260 г. прямой. По словам исследователя и академика Мохамеда аль-Ахмада, поскольку доктрина алавитов была запрещена, отказ алавитов раскрыть подробности своей веры и отсутствие информации о них были способом сохранить свое существование.
Алавиты регулярно сталкивались с гонениями, особенно с военными кампаниями мамлюков XIV века в Леванте, основанными на религиозных фетвах (указах), самая известная из которых была издана суннитским шейхом Такий ад-Дином ибн Таймия, который обвинил алавитов в том, что они неверные, и группу батини, называющую себя шиитами. Со своей стороны, аль-Азхар аш-Шариф и другие шиитские священнослужители во многих своих фетвах считали секту алавитов исламской, и поэтому было непозволительно называть ее неверной. многие алавиты были убиты в военных походах, их мечети были разрушены, их книги сожжены, им не давали войти в мечети. Более того, тысячи алавитов были уничтожены Османской империей, господствовавшей в Леванте после 1516 г.
Установление французского мандата в Сирии после Первой мировой войны стало поворотным моментом в истории алавитов. Это дало французам право вербовать сирийских гражданских лиц в свои вооруженные силы и создало исключительные районы для меньшинств, включая государство алавитов. Позднее государство алавитов было расформировано, но алавиты продолжали составлять значительную часть сирийских вооруженных сил. С тех пор как Хафез аль-Асад пришел к власти в 1971 году, в правительстве доминировала политическая элита во главе с семьей алавитов аль-Асада.
Как и другие шиитские секты и многие сунниты-суфии, алавиты разделяют обряды освящения святилищ фигур, происходящих из дома пророка Мухаммеда или имамов. Они также отмечают Ид аль-Гадир среди других религиозных праздников, отмечаемых мусульманами. Ид аль-Гадир проводится 18 зу аль-хиджа (двенадцатый и последний месяц в исламском календаре), который, как обычно считают алавиты и шииты, был днем, когда Пророк Мухаммед утвердил Али ибн Аби Талиба своим преемником. В этот день шииты возобновляют свою верность Али. Его называют великим днем, потому что считается, что все молитвы услышаны.
Алавиты также отличаются от шиитского имамата некоторыми деталями. Они согласны с ними в несогласии с суннитами относительно права Али бин Аби Талиба стать преемником Пророка Мухаммеда. Шейх Мари описал позицию алавитов в отношении оставшихся мусульманских сект, сказав: «Алавитские священнослужители всегда передавали нежные послания своим братьям-суннитам и шиитам, а также всем другим сектам». Он также процитировал алавитского поэта Маказуна, сказавшего:
«Мои желания исполнились благодаря Абу Удаю и его сыну; Теперь я полон уверенности после того, как застрял в неведении.
Их свет привел меня к руководству, поэтому я приветствую и восхваляю их обоих.
Я придерживаюсь той же религии, что и они, вопреки воле врагов, и я набожный человек, в отличие от многих других.
Я следую учению [сподвижников пророков] Абу-Бакра [ас-Сиддика] и Омара [бин аль-Хаттаба], и я не откажусь от этой религии, даже если это сделают другие.
Я следую Сунне [сподвижника пророка] Османа [бин Аффана], вере, которая ведет на правильный путь.