Ту-134 совершил последний рейс. Почему эту машину называют легендарной?
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер
Подпись к видео,Последний рейс Ту-134: почему он был надежным самолетом
Самолет Ту-134 — один из самых массовых советских лайнеров — совершил свой последний регулярный рейс с пассажирами. Теперь он «приземлится» в музеях авиационной техники. Русская служба Би-би-си вспоминает, почему эту машину называют легендарной.
22 мая последний эксплуатировавшийся в России пассажирский Ту-134 перелетел на вечную стоянку — в Музей истории авиации новосибирского аэропорта Толмачево. Последним коммерческим рейсом лайнера стал днем ранее перелет из Иркутска в Мирный.
Этот борт Ту-134Б был выпущен в 1980 году, то есть провел в небе почти 40 лет. По данным «Вести.Иркутск», именно этот самолет в течение года был личным бортом Аллы Пугачевой, на его фюзеляже была надпись «Алла». Позже надпись убрали, самолет перекрасили в цвета перевозчика. Свой путь в «Алросе» борт также начал с перелёта между Иркутском и Мирным.
Самолет Ту-134 строился в различных модификациях: пассажирские, машины специального назначения, летающие лаборатории. По состоянию на 2018 год в эксплуатации оставались несколько десятков Ту-134, основным эксплуатантом были Вооруженные силы России.
По данным Flight Global, на начало апреля 2019 года «Алроса» была одной из немногих авиакомпаний, которая использует Ту-134. Формально среди эксплуатантов, в частности, остаются северокорейская Air Koryo, а также российская компания «Космос» — там самолет используется для деловых и чартерных перевозок.
Би-би-си вспоминает интересные факты из истории Ту-134.
Факт 1: Ту-134 — один из самых массовых пассажирских самолетов, которые собирали в СССР
Серийное производство самолетов велось на Харьковском авиационно-производственном объединении с 1965 по 1984 год. С учетом различных модификаций всего было собрано более 850 единиц. Около 130 единиц были поставлены за границу. Окончательно производство было остановлено в 1989 году.
«Реактивный Ту-134 стал одним из наиболее удачных проектов в области пассажирского самолетостроения. В историю российской гражданской авиации вошел как самый массовый самолет», — пишет о нем производитель «Туполев». В «Аэрофлоте» за советскую и российскую историю компании на самолетах этого типа было перевезено около 10 млн пассажиров и свыше 30 тысяч тонн почты и грузов.
Ту-134 также стал первым отечественным пассажирским лайнером, прошедшим сертификацию по британским нормам летной годности.
Факт 2: У Ту-134 был иллюминатор в туалете
Интерьер Ту-134, как и у некоторых других советских самолетов, отличался от современных лайнеров. Одна из особенностей, которая запомнилась многим пассажирам — иллюминатор в туалете. Он позволял не использовать искусственный свет в дневное время.
Автор фото, Sergei Preobrazhensky/TASS
Подпись к фото,На этой фотографии легенда советской авиации еще проходит испытания — в 1964 году.
Факт 3: Ту-134 принимал участие в исторических событиях на территории бывшего СССР
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Самолеты Ту-134 были одними из самых распространенных в Советском Союзе и России 90-х и начала 2000-х. Соответственно, название этой модели фигурировало в сводках о многих трагических событиях, не связанных с авиацией напрямую.
Так, 21 сентября 1993 года в ходе так называемой Абхазской войны Ту-134А-3 авиакомпании Transair был сбит ракетой «Стрела-2» с абхазского боевого катера. Он упал с высоты 300 метров, погибли по разным данным 27 или 28 человек. В тот же период были уничтожены еще два самолета этой модели, погиб один человек.
Шесть Ту-134 были уничтожены в составе авиации Чеченской республики Ичкерия 1 декабря 1994 года во время Первой чеченской войны. Через 13 лет, 8 марта 2007 года, авиакомпания «Аэрофлот-Дон» открыла полеты в Грозный из аэропорта «Внуково». В этот день из Москвы в Грозный был выполнен первый регулярный пассажирский рейс с момента начала военных действий — тоже на самолете Ту-134.
В 2004 году Ту-134А-3 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» был одним из двух самолетов, которые были уничтожены почти одновременно в результате терактов 24 августа 2004 года. Лайнер, который выполнял рейс Москва-Волгоград, потерпел крушение около населённого пункта Бучалки (Тульская область), погибли 43 человека.
Автор фото, Sergei Uzakov/TASS
Подпись к фото,Первый регулярный рейс из Москвы в Грозный в 2007 году выполняла компания «Аэрофлот-Дон» — на Ту-134.
Факт 4: Ту-134 должен был выйти из регулярного воздушного сообщения в 2012 году
В 2000-х годах Ту-134 попали в несколько катастроф, после которых их планировалось вывести из оборота как пассажирские самолеты на регулярных линиях.
Так, в марте 2007 года Ту-134 авиакомпании «ЮТэйр» разбился при посадке в аэропорту Самары «Курумоч», погибли шесть человек. После этого минтранс объявил, что к 2015 году эксплуатация самолетов этой модели будет прекращена. В январе 2008 года крупнейший эксплуатант самолета — «Аэрофлот» — заявил, что выводит Ту-134 из эксплуатации.
«Ту-134, разработанный более сорока лет назад, устарел и морально, и физически», — говорила тогдашний пресс-секретарь компании Ирина Данненберг, ее цитировала газета «Труд». При этом пресс-секретарь категорически отвергала предположение, что поводом для модернизации парка стала катастрофа в аэропорту «Курумоч».
В парке «Аэрофлота» Ту-134 заменили Airbus A320 и «Суперджеты».
21 июня 2011 года самолет Ту-134 авиакомпании «Русэйр» потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту Петрозаводска. В результате погибли 47 человек из 52 находившихся на борту. Через несколько дней глава Росавиации Александр Нерадько заявлял о том, что лишь девять самолетов Ту-134 из 90, которые находились в эксплуатации, были оснащены системами предупреждения о столкновении с землей и соответствуют мировым стандартам безопасности полетов.
В итоге 13 июля 2011 года вице-премьер Сергей Иванов заявил, что президент Дмитрий Медведев принял решение «о постепенном выводе Ту-134 и Ан-24 из регулярного воздушного сообщения с 1 января 2012 года». В итоге с начала 2012 года к полётам на территории России допускали только Ту-134, которые дополнительно оборудованы системой предупреждения столкновения с землей.
Автор фото, Фото ИТАР-ТАСС
Подпись к фото,Катастрофа Ту-134 в Карелии стала одной из самых трагических в 2000х годах.
Факт 5: Прямой наследник Ту-134 не появился, в частности, из-за поддержки проекта «Суперджет»
В начале 1980-х началась работа над проектом самолета Ту-334. Этот самолет рассматривался как замена Ту-134 на региональных линиях — эти два самолета были сопоставимы по пассажировместимости (около 80 и около 100 человек).
Разработку самолета Ту-334 проводил «Туполев» в соответствии с президентской программой «Развитие гражданской авиационной техники России до 2000 года» за счет бюджета. По данным отчета Счетной палаты, на это было потрачено около 100 млн долларов. Самолет был сертифицирован в 2003 году.
Правительство в течение 13 лет четыре раза устанавливало срок начала серийного производства самолета Ту-334 и выбирало четыре разных завода-изготовителя. В 2005 году правительство выпустило постановление об организации серийного производства Ту-334 на КАПО имени Горбунова с 2007 года. Однако это поручение не было выполнено.
«В разделе II паспорта федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» отмечено, что «весьма вероятно, что наряду с поставками самолетов RRJ [официальное название проекта по созданию «Суперджетов»] на внутренний рынок будут поставляться региональные самолеты Ан-148 и Ту-334. Однако эти конкурентные по отношению к RRJ проекты в рамках Программы не поддерживаются». То есть программа отвергает самолет Ту-334 не по результатам анализа рынка, изучения спроса и предложения, а в связи с тем, что он является «конкурентным по отношению к проекту RRJ», — писала Счетная палата.
Декаль Ту-134 Аэрофлот. Ретро серия
Категории …Коллекционные моделиИнструментКраска, химия, материалыМаскиКаталоги, Книги, ЖурналыСборные моделиФототравлениеБоксы и стеллажи Журнальные серииИгрушкиРадиоуправляемые моделиСувенирыConcept CarАвтоспортАэродромная техникаВоенныеКиноМедицинаПожарныеПолицияПочта / mailСпецслужбыСтроительная техникаТакси
Производители …3DF Express78artA-ModelAA ModelsAberAbordageAbrexAbteilung502AcademyACEACMEAD-ModumAdvanced ModelingAFV clubAGMAHC ModelsAIM Fan ModelAiresAirFixAK InteractiveAKhobbyAlanAlangerAlclad IIAlex MiniaturesAlezanALFAlmost RealALRAltayaAmercomAmerican DioramaAmerican Heritage ModelsAMG ModelsAmigo ModelsAMKAMMO MIGAmodelAmourAMPAMTAmusing HobbyAnsonAoshima (DISM)Apex RacingApplywood workshopARK modelsARM. PNTArmada HobbyArmaHobbyARMOR35ArmoryArmour CollectionARS ModelArt ModelART-modelAscensioASK ModelsASQATCAtlasAudi MuseumAuhagenAurora HobbyAuthentic DecalsAuto PilenAuto WorldAutoArtAutobahn / BauerautocultAutomodelle AMWAutomodelloAutotime / AutograndAvanstyle (Frontiart)Avart ArhiveAVD ModelsAVD дополненияAVD покрышкиAvisAWMAZModelAzurBachmannBalaton ModellBangBare-Metal Foil Co.BauerBaumiBBRBburagoBegemotBest ModelBest of ShowBetexaBianteBingBizarreBM CreationsBM-ToysBobcat dealerBorder ModelBravo-6BrekinaBrengunBroncoBrooklin ModelsBrummBS DesignBuschby AKBy VolkCaesar miniaturesCar BadgeCararama / HongwellCarlineCarNelCartrixCBModelsCeleroCentauriaCenturyCentury DragonCentury WingsCHIEFF ModelsChina ModelsClassic 43Classic CarlectablesClassicbusClassy HobbyCLC ModelsClearPropCM ModelCMCCMFCMKCMRColibri DecalsCollector’s ClassicsConradCopper State ModelsCorgiCrazy Classic TeamCrown PremiumsCult Scale ModelsCursorCYBER HOBBYD.N.K.DaffiDANmodelsDarksideDas WerkDasModelDAYdiecastETCHDays-goneDeAgostiniDecal ShopDel PradoDenisssModelsDetailCarsDiapetDickie SpielzeugDie-Cast superDie-cast по-домашнемуDifferent ScalesDinky ToysDiOlex ProductionDioparkDioramaTechDiP ModelsDirekt CollectionsDistlerDMA Hue StudioDNADoctor DecalDong GuanDora WingsDorlopDragonDSPIAEDUPLI COLORDVCEaglemossEasy ModelEbbroEco-Wood-ArtEdison GiocattoliEdmon StudioEduardEidolon Make-UpELFEligorEmanEMC ModelsERAERTLESCIEsval ModelsEUREKA XXLEvergreen (USA)EVR-miniExcelExotoEXPRESSO WINGSExtratechFalcon ModelsFallerFeelin_3dFigutecFine MoldsFirst 43 ModelsFirst ResponseFirst to FightFLAGMANFlyFly Car ModelFlyHawk ModelForces of ValorFore HobbyFormat72Forward-68FoxtoysFranklin MintFranzisFreedom ModelsFriulmodelFrom JapanFrontiartFUGU_GARAGEFujimi MokeiFury ModelsGAMAGarageGarbuz modelsGartexGearboxGecko-ModelsGeminiJetsGems & CobwebsGIMGK Racer SeriesGlencoe modelsGLMGMP / ACMEGMU ModelGold Medal ModelsGoldvargGorky ModelsGP ReplicasGreat Wall HobbyGreen Stuff WorldGreenlightGroup MastersGT AutosGT SpiritGTI CollectionGuiloyGuisvalGunTower ModelsHachetteHarder_SteenbeckHartoy Inc.
Марки моделей …AbarthACAcuraADLERAECAGUSTAWESTLANDALFA ROMEOALPHA TAURIALPINE ALVISAMCAMERICAN LaFranceAMPHICARArmstrongAROArrowsARTEGAASCARIASTON MARTINAUBURNAUDIAURUSAUSTINAustro DaimlerAUTO UNION AutobianchiAVIAAWZBACBARKASBarreirosBATMOBILEBEDFORDBEIJINGBenelliBENETTONBENTLEYBERLIETBERNARDBESTURNBIANCHIBIZZARINIBLUEBIRDBMWBobcatBORGWARDBRABHAMBrawner-HawkBRISTOLBRMBUCCIALIBUFFALOBUGATTIBUICKBussingBWTCADILLACCAPAROCASECATERHAMChanganChangheCHAPARRALCHAUSSONCHECKERCHEETAHCHEVROLETCHEVRONCHRYSLERCISITALIACITROENCOBRACOMMERCooperCOPERSUCARCORDCORVETTE CORVIAR MONZACsepelDACIADaewooDAFDAIHATSUDAIMLERDALLARADATSUNDE DION BOUTONDe SotoDE TOMASODELAGEDELAHAYEDeLOREANDENNISDerwaysDESOTODEUTZ DevonDIAMONDDKWDODGEDongfengDONKERVOORTDUBONNETDUCATIDUESENBERGDYNAPACEAGLEEBROEDSELEMWENVISIONFACEL-VEGAFAWFENDTFERRARIFIATFORDFORDSONFOTONFRAMOFREIGHTLINERFSOFWDGINAFGMCGOGGOMOBILGOLIATHGORDONGRAHAMGREAT WALLGreyhoundGUMPERTHAMMHANOMAGHARLEY DAVIDSONHEALEYHENSCHELHindustan HINOHISPANO SUIZAHITACHIHOLDENHONDAHORCHHOTCHKISSHUDSONHUMBERHUMMERHYUNDAIIAMEIFAIKARUSIMPERIALINFINITIINGINNOCENTIINTERNATIONALINVICTAIRISBUSISOISOTTA FraschiniISUZUIVECOJAGUARJAWAJEEPJELCZJENSENKAISERKalmarKAWASAKIKENWORTHKIAKOENIGSEGG KOMATSUKRAMERKRUPPKTMLA SALLELAGONDALAMBORGHINILANCIALAND ROVERLANDINILanzLatilLaurin & KlementLaverdaLDSLEXUSLEYATLEYLANDLEYTONLIAZLIEBHERRLIGIERLINCOLNLISTERLLOYDLOCOMOBILELOLALORENZ & RANKLLORRAINE-DIETRICHLOTECLOTUSLUBLINLYKANMACKMAD MAXMAGIRUSMANMARCHMARMONMARUSSIA-VIRGINMASERATIMASSEY MATRAMAVERICKMAXIMMAYBACHMAZDAMAZZANTIMCAMcLARENMEGAMELKUSMERCEDES-BENZMERCERMERCURYMESSERSCHMITTMGBMIGMIKRUSMINARDIMINERVAMINIMIRAGEMITSUBISHIMONICAMORETTIMORGANMORRISMOTO GUZZIMULTICARMVMZNASH AMBASSADORNEOPLANNEW HOLLANDNISSANNIVA CHEVROLETNOBLENORMANSUNYSAOLDSMOBILE OLTCITOM LEONCINOOPELOPTIMASORECAOscaPACKARDPAGANIPanhardPANOZPANTHERPEGASOPESCAROLOPETERBILTPEUGEOTPHANOMEN PIERCE ArrowPLYMOUTHPOLONEZPONTIACPORSCHEPRAGAPRIMAPRINCE PUMARAMRAMBLERRED BULLRENAULTRoburROCARROLLS-ROYCEROSENBAUERROSENGARTROVERRUFSAABSACHSENRINGSALEENSALMSONSAMSUNGSANSANDEROSATURNSAUBERSaurerSAVASAVIEM SCAMMELSCANIASCIONScuderiaSEAGRAVESEATSETRASHADOWSHANGHAISHELBYSIMCASIMPLEXSIMSONSINPARSKODASMARTSOMUASoueastSPYKERSSANG YONGSSCSTANLEYSTARSTEYRSTUDEBAKERSTUTZSUBARUSUNBEAMSUZUKISYRENATALBOTTARPANTATATATRATEMPOTeslaTHOMASTolemanTOYOACETOYOPETTOYOTATRABANT TRIUMPHTUCKERTUKTVRTYRRELLUNICVan HoolVANWALLVAUXHALLVECTORVELOREXVENTURIVERITASVESPAVincentVOISINVOLKSWAGENVOLVOWANDERERWARSZAWAWARTBURGWESTERN STARWHITEWIESMANNWILLEMEWILLIAMSWillysYAMAHAYOSHIMURAYUGOZAGATOZASTAVAZUKZUNDAPPZunderZYTEKАМОБЕЛАЗВИСВНИИТЭ-ПТВолжскийГорькийЕрАЗЗАЗЗИLЗИSЗИМЗИУИЖКАЗКамскийКИМКРАЗКубаньКурганскийЛАЗЛенинградЛикинскийЛуаЗМинскийМоАЗМОСКВИЧМТБМТЗНАМИНАТИОДАЗПавловскийПЕТРОВИЧПУЗЫРЁВЪРАФРУССО-БАЛТСаранскийСемАРСМЗСТАРТТАРТУУАЗУралЗИSУральскийЧЕТРАЧМЗАПЯАЗЯТБ
Типы товаров . ..ДекалиЗапчасти, аксессуарыЭлементы диорамАвиацияВоенная техникаВодный транспортЖ/Д транспортАвтобусВнедорожник / КроссоверГрузовикКемперГужевая повозкаЛегковой автомобильМикроавтобус / ФургонМотоциклПикапПрицепыТракторы, комбайныТроллейбусФигурки
Масштаб …1:11:21:31:41:51:61:81:91:101:121:141:161:181:201:211:221:241:251:261:271:281:291:301:321:331:341:351:361:371:381:391:401:421:431:441:451:461:471:481:501:511:521:531:541:551:561:571:601:641:681:691:721:751:761:801:831:871:901:951:961:1001:1031:1081:1101:1121:1201:1211:1251:1261:1301:1421:1441:1451:1481:1501:1601:2001:2201:2251:2501:2851:2881:3001:3501:3901:4001:4261:4501:5001:5301:5351:5501:5701:6001:7001:7201:8001:10001:11001:12001:12501:15001:20001:25001:27001:3000
СброситьНайти
Два Ту-134 Аэрофлота столкнулись в воздухе
11 августа 1979 года, 43 года назад, два советских Ту-134 столкнулись в воздухе над украинским городом Днепродзержинск (ныне Каменское). Оба рейса были регулярными регулярными пассажирскими рейсами, выполняемыми советским национальным авиаперевозчиком «Аэрофлот». Все 178 человек на борту обоих самолетов погибли в результате авиакатастрофы.
Рейс 7628 Аэрофлота, выполняемый подразделением Аэрофлота в Молдове, вылетел из международного аэропорта Воронежа (VOZ) в 12:54 на последнем этапе пути между аэропортом Челябинск (CEK) и международным аэропортом Кишинева (KIV) через Воронеж.
Рейс 7880 Аэрофлота — регулярный регулярный пассажирский рейс между Ташкентским международным аэропортом имени Ислама Каримова (TAS) и Национальным аэропортом Минск (MSQ) с посадкой в Донецком международном аэропорту имени Сергея Прокофьева (DOK). Самолет вылетел из Донецка в 13:11 на последний отрезок пути в Минск.
Диспетчер УВД допустил ряд ошибок
В 13:21 рейс 7628 связался с управлением воздушного движения (УВД) и попросил подняться на высоту 31 500 футов с высоты 27 600 футов. Пилоты также сообщили, что в 13:22 достигли Волчанска, а в 13:28 — Краснограда. Однако диспетчер УВД неправильно записал время как 13:19.до 13:26 размещение самолета досрочно. Самолет снова запросил разрешение на набор высоты 31 500, но диспетчер УВД отказал в этом.
178 человек погибли в авиакатастрофе. Фото: Александр Маркин через Wikimedia Commons.
В 13:25 рейс 7880, следовавший в Минск в Белоруссии, сообщил УВД, что вылетел из Донецка 14 минут назад, летит на высоте 18 700 футов и прибудет в путевую точку Днепропетровск в 13:34. УВД подтвердило местоположение самолета и приказало им подняться на высоту 23 600 футов. В 13:27:50 рейс 7628 связался с УВД и сообщил, что сейчас они летят над Красноградом на высоте 27 600 футов.
Затем рейс 7628запросил у УВД их путевую скорость и скорость другого Ту-134А, летящего на высоте 31 500 футов. Рейс 7628 летел со скоростью 520 миль в час, в то время как другой самолет летел со скоростью 470 миль в час. Из-за этой разницы в скорости УВД отказало рейсу 7628 в наборе на высоту 31 500 футов. Рейс 7628 подтвердил инструкции диспетчера УВД, но также сказал, что они могут снизить скорость после набора высоты.
В 13:30 рейс 7880 связался с УВД и сообщил, что они находятся на высоте 23 600 футов в 16 милях от маяка Днепропетровска. Диспетчер подтвердил их позицию и дал указание подняться на высоту 27 500 футов. Диспетчер УВД изначально неправильно идентифицировал самолет на экране своего радара. После того, как он выяснил, какой самолет был каким, он понял, что они находятся на встречном курсе с Ильюшином Ил-62, летевшим в 29 часов., 500 футов. Затем диспетчер УВД дал указание рейсу 7880 оставаться на высоте 27 500 футов, что подтвердил самолет.
Два самолета столкнулись в облаках
Из-за предыдущей ошибки диспетчера УВД его представление о том, где именно находился самолет, было неправильным. Когда супервайзер диспетчера УВД услышал радиопереговоры и посмотрел на экран радара, он осознал всю серьезность ситуации и попытался ее исправить. В 13:34 диспетчер УВД приказал Ил-62 подняться на высоту 31 500 футов, а рейсу 7880 — подняться с 27 500 футов до 30 000 футов.
Столкновение в воздухе. Изображение: Алекс Алекс Леп через Викисклад.
Внезапно оба Ту-134 исчезли с экрана радаров, и, несмотря на отчаянные попытки связаться с ними, ответа не последовало. В то же время Ан-2, летевший поблизости на меньшей высоте, сообщил, что видел обломки, падающие с неба.
Расследование
Изучив все факты и изучив руководства по техническому обслуживанию самолетов, следователи пришли к выводу, что проблем с самолетом не было, а пилоты были очень опытными. Они обнаружили ряд ошибок при просмотре журналов диспетчера УВД. Хуже всего было нарушение правил общения; За две минуты 51 секунду до столкновения диспетчер УВД поссорился с экипажем украинского Яковлева Як-40, сказав им изменить высоту. Расследование также показало, что руководитель диспетчера УВД получал предупреждения об использовании ненадлежащего общения и фразеологии.
Окончательный вывод комиссии состоял в том, что причиной катастрофы стали ошибки и нарушения диспетчера УВД и его руководителя. Оба мужчины были приговорены к длительным срокам тюремного заключения на 15 и 6,5 лет.
Авиалайнеры.net
Страна происхождения
Россия
Тип
Авиалайнер малой дальности
История
В течение многих лет Туполев Ту-134 был стандартным ближнемагистральным реактивным авиалайнером в Советском Союзе и Восточной Европе. Конструкторское бюро Туполева отвечало за первый в Советском Союзе реактивный авиалайнер Ту-104 (который был основан на бомбардировщике Ту-16 «Барсук») и меньший брат Ту-104 Ту-124. Однако оба этих реактивных лайнера малой дальности страдали рядом недостатков в характеристиках, что побудило к разработке Ту-134. Первоначальная конструкция Ту-134 была очень похожа на Ту-124 и какое-то время обозначалась как Ту-124А. Однако Туполев решил изменить конфигурацию самолета, чтобы он имел двигатели, установленные в задней части фюзеляжа, и Т-образное хвостовое оперение, что привело к новому обозначению. Было построено шесть опытных Ту-134, первый из которых поднялся в воздух в 1962. Производство началось в 1964 году, хотя только в сентябре 1967 года Аэрофлот начал полноценные коммерческие перевозки. Первоначально производился Ту-134 со стандартной длиной фюзеляжа, а удлиненный Ту-134А поступил на вооружение Аэрофлота во второй половине 1970-х годов. Вмещая до 76 мест в одном классе, Ту-134А отличался от Ту-134 наличием Удлинение фюзеляжа 2,10 м (6 футов 11 дюймов), перепрофилированная носовая часть, более мощные двигатели D30 и ВСУ. Другие версии: Ту-134Б с расположением третьего члена экипажа лицом вперед между пилотами и позади них, Ту-134Б1 с измененным салоном, вмещающим до 9 человек.0 пассажиров без камбуза и Ту-134Б3 вместимостью 96 человек с полным камбузом и сохраненными туалетами.
Силовые установки
Ту-134 — Два ТРДД Соловьев Д30 тягой 64,5 кН (14 490 фунтов). Ту-134А — два Соловьева D30 серии II тягой 66,7 кН (14 990 фунтов).
Технические характеристики
Ту-134 — Максимальная крейсерская скорость 900км/ч (485уз), экономическая крейсерская скорость 750км/ч (405уз). Нормальный рабочий потолок 39 730 футов. Дальность полета с полезной нагрузкой 7000 кг (15 420 фунтов) и запасом хода 2400 км (1295 морских миль), с полезной нагрузкой 3000 кг (6600 фунтов) — 3500 км (1890 морских миль). Ту-134А — Максимальная крейсерская скорость 900 км/ч (485 уз), экономическая крейсерская скорость 750 км/ч (405 уз). Дальность полета с полезной нагрузкой 5000 кг (11 025 фунтов) и запасом хода 3020 км (1630 морских миль).
Масса
Ту-134 — Эксплуатационный пустой 27 500 кг (60 627 фунтов), максимальная взлетная масса 44 500 кг (98 105 фунтов). Ту-134А — Эксплуатационный пустой 29 050 кг (64 045 фунтов), максимальная взлетная 47 000 кг (103 600 фунтов).
Размеры
Ту-134 — Размах крыла 29,00 м (95 футов 2 дюйма), длина 34,35 м (112 футов 8 дюймов), высота 9,02 м (29 футов 7 дюймов). Площадь крыла 127,3 м2 (1370,3 кв. футов). Ту-134А — то же, за исключением длины 37,05 м (121 фут 7 дюймов), высоты 9,14 м (30 футов 0 дюймов).