Самолет Airbus A380 | beSTAR

Авиакомпании

  • Разработан: европейским консорциумом Airbus S.A.S (Франция)
  • Выпускается: с 2004 года и по сегодняшний день.
  • Статус: эксплуатируется с 2007 г.
  • Авиакомпании-эксплуатанты: Air France, Emirates Airline, Singapore Airlines, Австралия Qantas, Lufthansa, Республика Корея Asiana Airlines и некоторые другие.

На сегодняшний день один из крупнейших самолетов, самый вместительный и благодаря четырем двигателям совершающий беспосадочные перелеты на расстояние более 15 000 км. В связи с активным применением композитных материалов и инноваций в конструкции лайнера, удалось значительно снизить его вес и повысить летные характеристики. Кроме того, это самый экономичный самолет, среди больших, по расходу топлива. В данное время 232 авиалайнера А380 активно эксплуатируется в 15-ти авиакомпаниях.

Летно-технические характеристики

Самолет Airbus-A380

  • Длина:
    67,9 м
  • Высота: 24 м
  • Вес пустого: 560 тонн
  • Силовая установка: может иметь два вида турбореактивных двигателей: Rolls-Royce Trent 900 или Engine Alliance GP7000.
  • Крейсерская скорость: 900 км/ч
  • Длина разбега: 2050 м
  • Макс. высота полёта: 13 100 метров
  • Экипаж: 2 человека

Настоящий летательный «корабль», самый вместительный самолет в мире. Широкофюзеляжный, реактивный он чаще всего отправляется в дальние межконтинентальные рейсы. В сравнении с другими лайнерами имеет больший процент композитных материалов в составе и двигатели с улучшенными показателями. Это очень надежный, комфортабельный и быстроходный лайнер, который по достоинству оценивают влиятельный пассажиры.

Управление самолетом ведется экипажем из 2 пилотов.

Кабина пилотов Airbus A380

 

Пассажирский салон

Схема мест салона Airbus A380

  • Количество кресел: 525-640
  • Ширина салона: 3,7 м

Airbus A380 двухпалубный и бывает в двух вариантах исполнения. В первом варианте салон делится на 3-и класса: первый, бизнес и эконом. Вместимость такого лайнера до 525 пассажиров. Второй вариант — это только эконом-класс на двух палубах и вместимость в нем свыше 640 человек.

Вариант самолета с тремя классами встречается чаще. В нем в передней части верхнего салона размещается 1-й класс. Это самые комфортные места и самое лучшее обслуживание пассажиров. Каждое место здесь — как уютное закрытое купе с дверцей, а кресло легко превращается в мягкую кровать. Для каждого предусмотрена зарядка мобильного, интернет, мини-бар, ресторанное меню и возможность воспользоваться душевой кабиной.

1 класс в самолете Аэробус А380

Позади мест 1-го класса размещается бизнес-класс, который тоже расположен на верхней палубе. Комфорт мест бизнес-класса немного ниже, чем в 1-м. Но, тем не менее, здесь очень удобные широкие кресла, которые тоже трансформируются в кровати. Места для ног достаточно, салон вполне просторен. Есть бар и туалеты.

Места эконом-класса в салоне Airbus A380

Эконом-класс размещается на нижней палубе. Здесь стоят кресла с мягкими спинками, которые не раскладываются в кровати, а лишь немного откидываются. Между рядами предусмотрено расстояние 80 см. К каждому месту подведена аудио и видео система, а также есть небольшой экран в спинках кресел. Для удобства и здесь есть USB-зарядка и платный интернет.

Эксплуатация и безопасность

Airbus A380 активно эксплуатируется европейскими и азиатскими компаниями. И обычно используется для дальних рейсов и скоростных, очень комфортабельных полетов. Эти самолеты также изготавливаются по спецзаказу для королевских лиц Востока.

При конструировании вопросу безопасности было уделено повышенное внимание. Поэтому по данным конца 2018 года, всего 58 самолетов Airbus 380 были участниками происшествий. Жертв на борту не было.

 

Поделиться в соц. сетях

Забронировать тур по email

Airbus a380: аэробус — самый большой самолёт, технические характеристики (ТТХ), вместимость салона, вес, размеры

Создание и начало производство двухпалубного широкофюзеляжного лайнера Airbus А380 положило конец безраздельной монополии самолета «Боинг» 747, которая продолжалась несколько десятилетий. Машина является самым крупным пассажирским лайнером в мире.

Надежность и пониженные эксплуатационные затраты обеспечивают неплохой спрос на машину, несмотря на высокую стоимость. Самый дорогой вариант был поставлен семье короля Саудовской Аравии, и обошелся заказчику в 488 млн. американских долларов.

История создания

Начало работ над новым крупногабаритным авиалайнером «Аэробус» стартовало в конце 80-х годов. Самолет создавался как конкурент авиалайнеру «Боинг» 747, который монопольно занимал нишу подобных машин с 70-х годов. Параллельно подобный самолет разрабатывала корпорация Макдоннел Дуглас, но ее проект оказался провальным.

Руководство компаний «Боинг» и «Аэробус» осознавало ограниченность рынка самолетов большой вместимости, поэтому в 1993 году были предприняты попытки заключить партнерский договор, который позволял разделить рынок. Параллельно шло развитие проектов, получивших названия «Аэробус» 3ХХ и «Боинг» 747Х.

Для машины «Аэробус» прорабатывалось несколько вариантов фюзеляжа, включая сдвоенный по длине фюзеляж от модели 340. Самолет «Боинг» предполагалось оснастить фюзеляжем с увеличенной по высоте носовой частью.

Разработка проекта «Боинг» была остановлена в начале 1997 года из-за начавшегося экономического кризиса в Восточной Азии, который сократил рынок крупногабаритных лайнеров.

Компания «Аэробус» решила продолжить развитие проекта, сконцентрировавшись на снижении расходов на эксплуатацию при одновременном увеличении вместимости. Именно тогда было принято решение об использовании фюзеляжа двухпалубной конструкции, который обеспечивал максимальную вместимость самолета.

Обозначение А380 появилось в конце 2000 года, когда проект был одобрен тогдашним руководством «Аэробус». Сборка первого самолета началась в 2002 году. Особенностью изготовления самолета А380 явилось использование производственных мощностей нескольких десятков предприятий, разбросанных по всей Европе.

Первый полет «Аэробус» А380 состоялся весной 2005 года, а уже в начале 2006 года был выполнен первый испытательный перелет через Атлантический океан.

Доводка конструкции и решение возникавших проблем с поставщиками сдвинуло старт производства самолетов на 2007 год, в котором был сдан только один экземпляр. Фактические поставки начались только в следующем году, в котором было собрано 12 самолетов А380.

На начало 2017 года в активной эксплуатации находилось 207 лайнеров «Аэробус» А380, которые принадлежат двенадцати авиакомпаниям. За время эксплуатации самолетов зарегистрировано несколько мелких летных происшествий.

В частности, осенью 2017 года на одном из лайнеров компании Air France произошло отделение элементов турбореактивного двигателя в полете. Причиной происшествия признан производственный дефект втулки вентилятора двигателя GP7200.

Фюзеляж и кабина пилотов

Фюзеляж самолета «Аэробус» А380-800 оснащен двумя палубами для размещения пассажирских кресел. Между палубами установлены лестницы, расположенные в носовой и хвостовой части пассажирского салона. При компоновке лестниц удалось обеспечить ширину, достаточную для свободного движения пассажиров навстречу друг другу.

В конструкции фюзеляжа широко использованы углеволоконные композиты.

Концевая секция фюзеляжа целиком выполнена из композита. К ней прикреплен хвостовой горизонтальный и вертикальный стабилизатор. Внутри размещен служебный отсек и вспомогательная газотурбинная установка с генератором.

В носовой части фюзеляжа расположена кабина пилотов, оснащенная двумя местами. Для отображения данных в кабине установлены жидкокристаллические мониторы (концепция «стеклянной кабины») унифицированной конструкции, которая позволяет заменять устройства.

Традиционного штурвала у пилотов нет. Штурвал заменен джойстиками, расположенными с внешней стороны кресел. Джойстики связаны с органами управления электроприводами. В кабине пилотов имеется более 100 тыс. проводов, связывающих различные электронные и электрические компоненты.

Перед пилотами имеется раскладной столик с клавиатурой. Между креслами расположены органы управления, включая четыре рычага РУД для управления режимами работы двигателей.

Крыло «Аэробус» А380 создавалось из расчета взлетного веса не менее 650 тыс. кг, который считается достижимым на будущих версиях.

Кроме того, такой вес планировался для грузового варианта самолета A380-800F, который так и не пошел в серию.

Двигатели

В зависимости от модификации лайнер «Аэробус» А380 может комплектоваться турбореактивными двигателями семейства Trent 900 производства Rolls-Royce или GP7200, разработанными компанией Engine Alliance.

Силовая установка GP7200 представляет собой набор компонентов, разработанных несколькими крупнейшими производителями двигателей. Оба типа двигателей соответствуют современным требованиям по шумности при взлете и посадке.

В таблице приведены некоторые характеристики двигателей.

ПараметрTrent 900GP7200
ТипТурбовентиляторный трехвальныйТурбовентиляторный двухвальный
Тип камеры сгоранияОдиночнаяОдиночная с пониженным уровнем выброса вредных веществ
Конструкция турбиныПо одной ступени высокого и среднего давления, 5 ступеней для низкого давленияДве ступени высокого давления и 6-ступенчатая низкого
КомпрессорОдно вентиляторное колесо, 8-ступенчатая ступень среднего давления и 6-ступенчатая высокогоВентилятор, 5-ступенчатая низкого давления и 9-ступенчатая высокого давления
Длина, мм54784920
Диаметр, мм29503160
Вес, кг62466712
Тяга на взлете, кН310-340311

Для сокращения расстояния пробега на двух двигателях имеется реверс тяги (по одному под каждым крылом). Двигатели используют в качестве топлива авиационный керосин.

Ведутся поисковые работы по эксплуатации силовых установок на смеси керосина и преобразованного в жидкое топливо природного газа. Запас топлива размещается в 13 кессонных баках, размещенных в крыльях и горизонтальном оперении.

В топливной системе имеется 41 насос, которые постоянно перекачивают топливо между баками для обеспечения центровки и снижения лобового сопротивления.

Конструкция пассажирского салона

Герметизированный пассажирский салон самолета «Аэробус» А380 имеет улучшенную звукоизоляцию. Ширина фюзеляжа позволяет размещать 11 рядов пассажирских кресел.

Все места подключены к линиям связи, простроенным на базе оптоволокна.

Посадка и высадка пассажиров выполняется через две двери, расположенные в носовой части фюзеляжа на нижней палубе.

Первый класс

Места расположены в носовой части нижней палубы. Всего имеется 14 мест, из них по 4 расположено одиночно по бортам, остальные 6 размещены в центральном ряду попарно. Особенностью сидений первого класса является возможность раскладки в полноценное спальное место.

В начале и в конце отсека имеется санузел и мини-кухня. Кроме этого в первом классе установлена душевая установка (имеется не на всех «Аэробус» А380).

Бизнес класс

Сидения пассажиров бизнес класса расположены сразу за первым классом. Сидения расположены в восемь рядов на достаточно большом расстоянии друг от друга. Конструкция кресел позволяет раскладывать спинки, формируя спальное место.

Всего имеется 20 рядов кресел, общая вместимость салона бизнес класса 76 мест.

В начале и конце салона имеются мини-кухни и санузел. В районе первого аварийного выхода размещается барная стойка. Второй аварийный выход расположен ближе к хвосту самолета «Аэробус» А380.

Эконом класс

Сидения эконом класса на «Аэробус» А380 расположены на верхней палубе в три ряда. Боковые ряды имеют по три сидения, центральный ряд – четыре. Между рядами имеются два прохода. В носовой, кормовой и средней части имеются санузлы.

Салон рассчитан на 399 пассажиров. Сидения пассажиров оснащены индивидуальным экраном, вмонтированным в спинку. В салоне эконом класса имеется две мини-кухни и три санузла.

При аварийной ситуации пассажиры эконом класса могут покинуть салон «Аэробус» А380 через 10 аварийных выходов.

Возможно расширение салона эконом класса и на вторую палубу. В этом случае вместимость «Аэробус» А380 достигает рекордных 853 пассажиров.

Шасси

В схеме выпуска и уборки шасси на «Аэробус» А380 применен комбинированный привод – от гидравлических систем (дублированных) и от исполнительных электроприводов (также продублированных). Электрические приводы управляют шасси через гидравлические системы.

Таким образом удалось установить четыре независимые системы управления, что повысило безопасность эксплуатации самолета и снизило риск возникновения опасных ситуаций. Ниши шасси закрываются створками шасси, изготовленными из композитных материалов. Конструкция створок монолитная.

Летные характеристики в сравнении с конкурентами

ПараметрА380А380 ПлюсБоинг 747-8Ф
Размах крыла, мм
79 800
68 450
Длина, мм
73 000
76 250
Высота, мм
24 100
19 350
Масса пустого, кг
276 800
191 100
Максимальный взлетный вес, кг560 000578 000442 000
Запас топлива, л
325 000
Тяга взлетная суммарная, кН1244-1360Не менее 12441188
Скорость максимальная, км/ч
1020
988
Скорость крейсерская, км/ч
До 945
908
Дальность полета, км15 20015 75614 100
Потолок, м
13 115
13 000
Экипаж, чел
2
Количество мест, чел853933581

Перспективы

В середине 2017 года компания «Аэробус» анонсировала создание усовершенствованной машины А380 Plus. Основным направлением усовершенствований стало снижение стоимости машины, что в теории должно увеличить спрос на самолет.

При этом переработанные салоны рассчитаны на размещение рекордных 933 пассажиров. Вместимость улучшена за счет более тесной компоновки салона, и сокращения площади служебных отсеков.

Внешне А380 Плюс не сильно отличается от предшественника – основные изменения коснулись конструкции крыла, которое должно иметь сниженное сопротивление.

Модифицированные силовые установки Rolls-Royce и Engine Alliance обладают сниженным расходом топлива и увеличенной на 7% тягой, однако официальных данных по ним в открытом доступе нет.

Видео

Airbus A380 — Простая англоязычная Википедия, бесплатная энциклопедия

Переключить оглавление

Из простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии

(перенаправлено с Airbus a380)

Lufthansa A380 с Boeing 747

Прототип Airbus A380 приземляется во Франции.

Airbus A380 (также называемый «Super-jumbo-jet») — четырехмоторный двухэтажный авиалайнер производства Airbus. Это самый большой в мире пассажирский самолет,

[1] больше, чем Boeing 747 Jumbo Jet. Однако шестимоторный супергрузовик Антонов Ан-225 был еще крупнее.

Airbus A380 может перевозить до 850 пассажиров (но обычно около 525) и весит более 550 тонн. [2] Имеет четыре двигателя Rolls-Royce Trent 900 или четыре двигателя Engine Alliance GP7000. Компании General Electric и Pratt & Whitney производят двигатели альянса. Последний А380 был произведен в 2021 году и доставлен в Эмирейтс. [3]

A Qantas Airbus A380 в аэропорту Мельбурна

20 авиакомпаний заказали сотни самолетов A380-800. Один был заказан принцем Саудовской Аравии Аль-Валидом бин Талалом, а 10 — компанией ILFC (которая сдает самолеты в аренду другим авиакомпаниям).

Emirates Airlines (авиакомпания из Объединенных Арабских Эмиратов) имеет больше всего самолетов A380, потому что они заказали 123 самолета.

[4] Сингапурские авиалинии получили первый А380, который вылетел в Сидней в Австралии 25 октября 2007 г. У Сингапурских авиалиний 19 самолетов.А380. [5]

Другие авиакомпании, заказавшие A380:

Поставлено более 200 А380, в том числе 15 в 2017 году и 12 в 2018 году.

Airbus собирался сделать версию A380 для перевозки грузов вместо людей. Это будет выглядеть почти так же, как и обычная пассажирская версия, но без окон и с гораздо большими дверями. Некоторые грузовые компании заказали самолет, например, FedEx и UPS. Поскольку Airbus слишком долго изготавливал грузовую версию A380, эти заказы были отменены. [7] Поскольку Airbus больше не получал заказов на этот самолет, они решили какое-то время не выпускать грузовую версию и сосредоточиться на выпуске пассажирской версии A380.

С Airbus A380 произошел 1 инцидент, никто не погиб.

  • 4 ноября 2010 г. рейс 32 Qantas летел из сингапурского аэропорта Чанги, когда отказал двигатель номер 2, что привело к повреждению самолета и вынудило его вернуться в Сингапур. Никто не пострадал, но обломки самолета упали на остров Батам в Индонезии. Расследование показало, что Rolls-Royce Trent 900 вытекло масло, что привело к взрыву. [8] У других двигателей Trent 900 были аналогичные проблемы, и многие двигатели пришлось заменить, и FAA объявило, что все Airbus A380, находящиеся в настоящее время в эксплуатации, должны проходить обязательные проверки перед взлетом, чтобы предотвратить будущие проблемы с двигателем. [9]
  1. «Хронология — Airbus A380 ‘superjumbo’». Новости BBC. 2006-10-26. Проверено 3 сентября 2009 г. .
  2. «Технические характеристики Airbus A380». Аэробус. Архивировано из оригинала 04 мая 2010 г. Проверено 30 января 2010 г. .
  3. CNN, Якопо Приско. «Почему супергигант A380 возвращается» . CNN . Проверено 15 декабря 2022 г. . {{cite web}} : |last= имеет общее имя (помощь)
  4. «Заказы и поставки». Аэробус . Проверено 8 февраля 2018 г. .
  5. ↑ «Наш флот». Сингапурские авиалинии. Проверено 18 декабря 2013 г.
  6. «Эксплуатанты Airbus A380». Planespotters.net Просто авиация. Проверено 30 января 2010 г. .
  7. «Грузовики Airbus поразили EADS». Новости BBC. 2007-03-02. Проверено 3 сентября 2009 г. .
  8. ↑ http://www.aviation-safety.net/database/record.php?id=20101104-1 Архивировано 21 августа 2014 г. в Wayback Machine «Авиакатастрофа ASN Airbus A380-842 VH-OQA Batam Island»
  9. ↑ https://www.theguardian.com/business/2010/nov/18/qantas-replaces-rolls-royce-engines»Qantas заменит половину двигателей Rolls-Royce A380 superjumbo»
  • Веб-сайт Airbus A380. Архивировано 12 июня 2007 г. в Wayback Machine 9.0048
  • Надлежащий веб-сайт A380. Архивировано 18 декабря 2020 г. в Wayback Machine
. Конструкция самолета

— Насколько прочно соединение фюзеляжа и крыла А380?

Детали требуемой прочности, вероятно, будут сложными и запатентованными. Однако мы можем сделать очень приблизительную оценку.

Используя уравнение для оценки изгибающего момента корня здесь и следующие числа:

  • Вес фюзеляжа: 230 000 кг
    • Максимальная взлетная масса: 577 000 кг
    • Двигатели: 25 000 кг
    • Топливо: 260 000 кг
    • Крылья: 60 000 кг
  • Размах крыла: 79,75 м
  • Коэффициент конусности крыла: 0,17

Уравнение дает изгибающий момент корня 17 300 000 Нм. Конечно, это всего лишь статическая нагрузка. Если учесть подтягивание 2,5 g, это может быть 43 300 000 Нм. А вот на земле крылья будут гнуться под собственной тяжестью. Выполнение уравнения изгиба для веса крыла и добавление двигателей дает 23 900 000 Нм в другом направлении.

Насколько можно доверять: лот математики. Такие организации, как EASA, ожидают намного большей точности, чем моя приведенная выше оценка, которая требует анализа конкретных условий нагрузки, которые должны быть соблюдены, как статических, так и динамических, а также конкретной конструкции крыла, конструктивно и аэродинамически, за что аэрокосмические инженеры зарабатывают большие деньги.

Конечно, A380 больше, чем что-либо серийно выпускавшееся ранее. Но при углубленном анализе это будет учтено. У Airbus есть некоторый опыт создания больших самолетов, так что они довольно хорошо понимают, что работает, а что нет. Также проводится подробное тестирование всего, от гаек и болтов до целых планеров. Вся эта информация используется для резервного копирования проекта. Airbus не собирается вкладывать деньги в масштабные испытания, не будучи достаточно уверенным, что они сработают, а EASA не собирается сертифицировать конструкцию до тех пор, пока она не будет успешно протестирована. Современный анализ позволяет довольно точно предсказать, где и при какой нагрузке конструкция выйдет из строя.

Но даже тогда, с чем-то таким большим и сложным, всякое случается. Важные элементы, такие как крылья, должны не выходить из строя, даже если они повреждены, и иметь избыточные пути нагрузки, чтобы даже в случае выхода из строя одной части оставшаяся конструкция устояла. Детали проверяются на наличие повреждений до того, как они станут критическими. Проблемы найдены. Проводится дополнительный анализ и вносятся исправления. Обычно дело не в том, что «крыло не выдерживает нагрузки», а в том, что «крыло изнашивается слишком быстро». Усталость сложнее предсказать и спроектировать.

Требования FAA изложены в 14 CFR Part 25. Сюда входят:

Если не указано иное, к предписанной предельной нагрузке, которая считается внешней нагрузкой на конструкцию, должен применяться коэффициент безопасности 1,5.

Таким образом, они должны выдерживать максимальную ожидаемую нагрузку без остаточной деформации (предельная нагрузка), а также допускать 1,5-кратный запас прочности без отказа (предельная нагрузка). Для того, чтобы показать, что структура способна удовлетворить требования:

Соответствие требованиям к прочности и деформации настоящего подраздела должно быть продемонстрировано для каждого критического состояния нагрузки. Структурный анализ можно использовать только в том случае, если структура соответствует той, для которой, как показал опыт, этот метод надежен.