«А зори здесь тихие»


Спецпроект ИЦ «Кириши» к юбилею Великой Победы — «Читаем книгу о войне».
75 человек в эфире телеканала «Кириши» и в соцсетях прочтут повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие».


ГЛАВА 1.

В основу повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» легла реальная история.
В начале войны семь раненых солдат помешали немецким диверсантам взорвать железную дорогу Петрозаводск-Мурманск. Силы были неравны – у наших в наличии семеро раненых бойцов, включая сержанта, и только один пулемет. В живых остался только сержант. Его, отстреливавшегося из пулемета, всего изрешетило пулями и осколками. Но со своей задачей наши солдаты справились — фрицев к железнодорожному полотну не подпустила.

Чтецы: Елена Полторацкая, Ольга Ершова, Максим Печенин, Елена Крылова, Дмитрий Ткачев
Съемка и монтаж: Роман Анкудинов


ГЛАВА 2.

История, которая легла в основу повести «А зори здесь тихие…» была реальная, но она была про мужчин. Когда Васильев приступил к написанию книги, он осознал, что в послевоенное время было освещено множество подвигов, и такой поступок является лишь частным случаем. Тогда Борис Васильев решил, что героинями должны стать молоденькие девушки. Изображение героизма девушек стало новаторским в военной литературе. Хотя на фронте в годы Великой Отечественной побывало 300 тысяч представительниц прекрасного пола, переносивших тяготы наравне с мужчинами, но до поры до времени эта сторона войны оставалась «в тени».

Чтецы: Екатерина Кашина, Мария Мамай, Екатерина Луданова, Вера Мачильская, Мария Куропаткина, Ксения Рендакова
Съемка и монтаж: Роман Анкудинов


ГЛАВА 3.

Борис Львович Васильев – советский писатель и сценарист, который принимал участие в боевых действиях в Великой Отечественной Войне. Долгое время он хотел написать произведение, связанное с войной, однако не мог найти подходящей темы. Он считал, что его рассказ не должен основываться на «танковых боях», масштабных событиях. Васильев хотел изобразить «тихую» войну, «лесную». Войну, где ты находишься один на один с противником, где ты не надеешься на подмогу, где ты сам выводишь стратегию и тактику.

Чтецы: Оксана Филатьева, Алексей Сова, Светлана Тихонова, Егор Филатьев, Наталья Чистякова
Съемка и монтаж: Роман Анкудинов


ГЛАВА 4.

Название повести «А зори здесь тихие…» появилось уже после того, как работа над книгой была окончена. Борис Васильев отправил в журнал «Юность» рукопись «Весною, которой не было», ее приняли и хотели напечатать в ближайшем номере. Но автору предложили поменять название на «А зори здесь тихие»: прежний заголовок трудно воспринимался на слух. «А зори здесь тихие» принесли известность писателю.

Чтецы: Татьяна Краюшкина, Елена Графова, Дарья Лукина, Татьяна Виноградова, Юрий Петлюк, Александр Лех, Ольга Шумова
Съемка и монтаж: Роман Анкудинов


ГЛАВА 5.

Борис Васильев в своей повести затронул очень тонкую и загадочную тему женщины на войне.Каждая из девушек, хоть и имела небольшой возрастной запас, но уже успела почувствовать вкус мирной жизни и полюбить ее. Они строили планы и жили надеждами. Война решила по-своему.
Пять героинь, пять историй, пять жизней.
Женя Комелькова. Галя Четвертак. Соня Гурвич. Рита Осянина. Лиза Бричкина.
В годы создания книги и фильма, люди еще очень остро помнили ужасы войны, у многих оставался живой след военных событий. Народ был патриотически настроен, и это чувство было искренним. Равнодушных к трагическим судьбам девушек не было. Нет равнодушных и сейчас.

Чтецы: Денис Лавров, Александра Старцева, Татьяна Бибко, Юлия Петрова, Валентина Потапова, Ирина Печенина, Екатерина Кутузова, Сергей Изотов
Съемка: Роман Анкудинов, Артём Алюков
Монтаж: Роман Анкудинов


ГЛАВА 6.

При создании образов зенитчиц Васильев использовал наблюдения над реальными женщинами. В основном у писателя получились собирательные персонажи, в которых воплотились черты различных радисток, разведчиц, медсестёр и даже одноклассниц писателя.

Интеллигентную еврейку Соню Гурвич, знающую немецкий язык, прозаик преимущественно «списал» с собственной жены – Зори Поляк, с которой познакомился во время учёбы в Военной академии бронетанковых войск. Соня описывается как скромная тихая девушка – такой была и Зоря Альбертовна, ставшая музой для Васильева до конца его дней.

Чтецы: Екатерина Филиппова, Елена Столбовская, Вадим Филатьев, Ольга Корнева, Сергей Смирнов, Марина Ткаченко, Фёдор Булатов, Дарья Михайлова, Сергей Басков
Съемка: Роман Анкудинов, Артём Алюков
Монтаж: Роман Анкудинов


ГЛАВА 7.

Первая публикация повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» состоялась в августовском номере журнала «Юность» в 1969 году. До сих пор это произведение возглавляет список лучших книг о Великой Отечественной войне.

Чтецы: Ольга Ильина, Вадим Кучеренко, Ирина Кутнева, Виктор Панков, Анна Астафьева, Людмила Трехлебова
Съемка: Роман Анкудинов, Артём Алюков
Монтаж: Роман Анкудинов


ГЛАВА 8.

В 1969 году журнал «Юность» опубликовал повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Уже в 1971 году повесть была поставлена в театре на Таганке, где режиссером выступил Юрий Любимов. В том же году к съемкам фильма приступил Станислав Ростоцкий.

Чтецы: Алиса Филиппова, Светлана Савина, Екатерина Созина, Светлана Солоницына
Съемка и монтаж: Роман Анкудинов


ГЛАВА 9.

В 1972 г. по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» на экраны вышел знаменитый фильм Станислава Ростоцкого. Режиссер посвятил его медсестре, спасшей его от смерти на фронте. В следующем году фильм был номинирован на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», став четвертым из девяти фильмов советского кинематографа, удостоенных такой привилегии. В США киноакадемия включила “А зори здесь тихие…” в список лучших мировых кинолент о Великой Отечественной войне.

Чтецы: Наталья Юринова, Евгений Маркович, Олег Дмитриев, Елена Дьяченко, Юлия Шапова
Съемка и монтаж: Роман Анкудинов, Артём Алюков


ГЛАВА 10.

Разница между первой публикацией повести «А зори здесь тихие…» и появлением фильма на экранах – всего 3 года.
Одно из главных отличий киноленты от оригинальной повести является наличие большого количества слов у старшины Федота Васкова. В печатной версии все его реплики были мыслями вслух, не озвученными фразами. В фильме же им дали новую жизнь и сделали их отдельными высказываниями. Роль Федота Евграфовича Васкова сыграл Андрей Мартынов. По сюжету повести старшине Федоту 32, а Андрею Мартынову на момент сьемок было 26 лет. Это была его первая роль в кино.

Чтецы: Екатерина Толовикова, Мария Пархоменко, Никита Шабарин, Елизавета Столбова

Съемка: Роман Анкудинов, Артём Алюков
Монтаж: Роман Анкудинов


ГЛАВА 11.

Фильм по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» впервые вышел на экраны в 1972 году. И сегодня, спустя десятилетия, фильм Станислава Ростоцкого считается классикой советского кино и одним из лучших фильмов о войне.
В Советских школах существовал список фильмов, которые ученики должны были посмотреть в рамках программы образования. Этот фильм так же входил туда. Сегодня же он есть в списках для обязательного ознакомления для тех, кто учится на факультете журналистики.

Чтецы: Дарья Лебедева, Инга Светлова, Александр Черкашин, Александр Альбов, Вениамин Пономарёв

Съемка: Роман Анкудинов, Артём Алюков
Монтаж: Роман Анкудинов


ГЛАВА 12.

Съёмка и монтаж: Роман Анкудинов, Артём Алюков.


ГЛАВА 13.

Съёмка и монтаж: Роман Анкудинов, Артём Алюков.


ГЛАВА 14.

Съёмка и монтаж: Роман Анкудинов, Артём Алюков.

«А зори здесь тихие» анализ произведения Васильева – проблемы, жанр, тема, план повести

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1439.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1439.

Обновлено 10 Июля, 2021

Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие…” будет полезен учащимся 8 классов при подготовке к урокам литературы. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о женщине на войне. Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости. Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, кадровый военный, прошедший всю войну – Борис Львович Васильев.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – Первоначально текст был задуман как рассказ о семи героях, отстоявших железнодорожную станцию ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, автор изменил подход – появились пять зенитчиц и их командир старшина Васков.

Тема – подвиг защитников Родины, женщина и война.

Композиция – В повести 14 глав. Повествование ведётся от лица автора, но взгляд на события во многом дан глазами его героя – старшины Васкова. Воспоминания, картины из прошлого (ретроспектива) – этот приём Б. Васильев использует довольно часто, так он рассказывает нам о прошлом своих героев, у каждого из которых была своя судьба до встречи на войне.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

История создания

Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге семи нестроевых солдат на узловой станции в Кировской области в 1942 году. Они ценой своей жизни остановили неприятеля. Но автор понял, что в этом сюжете нет ничего нового.

И он решил, что в подчинении у старшины будут девушки-зенитчицы, а не мужчины, ведь женщинам на войне приходилось сложнее. В 60-ые годы тема “женщина и война” была новой в нашей литературе. Повествование заиграло другими красками. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

Секрет прост: сам автор прошёл войну, и свои впечатления перенёс в художественный мир.

В какой-то момент писатель обнаружил, что он видит войну совершенно не так, как её описывают другие художники слова, и понял, что обязан поделиться своим особым видением военной жизни. Именно поэтому критика встретила повесть положительно, правдоподобие образов и событий завораживает. Васильева назвали “певцом чрезвычайного века”, что очень точно отражает особенности его творчества.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Тема новая для военной прозы: драматизм и трагизм положения женщины, ставшей солдатом на войне. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина Васков с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжает на место гибели девушек, чтобы установить памятник.

И фраза, ставшая названием повести, звучит как мысль о том, что жизнь продолжается. Спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь.

Основная мысль, заложенная в названии повести: в природе всё тихо и мирно, но за это спокойствие отдали свои жизни совсем молодые люди, девушки, жизнь которых только начиналась.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное. В изображении автора трагизм переплетается с пронзительной лиричностью, нежностью. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны, наивны, но полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “солдаты” были более опытны и подготовлены. Но война не ждёт готовности, смерть на войне не всегда подвиг, иногда случайность, которая произошла по глупости или неопытности. В этой правде – секрет успеха произведения и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. Повесть как бы говорит будущим поколениям: война – это страшно, она не различает пола и возраста, и мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее.
Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Композиция

В повести 14 глав и эпилог. Повествование ведётся от лица автора, но взгляд на события старшины Васкова очень важен для писателя. Через его, мужское, восприятие даются образы нежных, трогательных девушек-зенитчиц, раскрываются мотивы, по которым они оказываются на фронте. Повествование чередуется с лирическими отступлениями, отрывками из детства героев, из воспоминаний разных лет, которые всплывают в памяти командира и его бойцов.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа – его детства, начала взрослой жизни. Так мы узнаём о семье героя, характере, событиях, которые сформировали взгляд на жизнь. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «А зори здесь тихие…».

Жанр

Произведение написано в популярном жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто, пройдя фронтовые дороги младшим офицером, стал писателем, освещая события, пережитые в годы Великой Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее оттого, что рядом со смертью соседствуют атрибуты мирной жизни женщины – забота о чистоте, о внешности, желание нравиться, мечты о любви. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Даша Мещерякова

    15/16

  • Наталья Миллер

    16/16

  • Ирина Алексеева

    16/16

  • Лидия Топоркова

    16/16

  • Петр Агеев

    16/16

  • Аня Гагина

    16/16

  • Галина Босых

    13/16

  • Александр Ворвулёв

    16/16

  • Мария Галась

    14/16

  • Даниил Пресняков

    15/16

Рейтинг анализа

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1439.


А какую оценку поставите вы?

А зори здесь тихие

1972, История/Драма, 3ч 8м

0 отзывов 250+ оценок

Белый Бим Черное Ухо

Каменное сердце

О теле и душе

Важный человек

История Марвы Коллинз

Аренда/купить

Оценить и оставить отзыв

Проверено

  • Оцените этот фильм

    5″ data-star-lower-threshold=»0.5″> Уф, это было гнило.

    Мех, время прошло.

    Это хорошо — рекомендую.

    Отлично!

    Так свежо: обязательно нужно увидеть!

  • Вы почти у цели! Просто подтвердите, как вы получили свой билет.

  • Шаг 2 из 2

    • Фанданго

    • AMCTheatres.com или приложение AMC New

      Введите номер подтверждения вашего билета, который находится в вашем электронном письме. Подробнее

    • Синемамарк Вскоре

      Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

    • Королевский Вскоре

      Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

    • Театральная касса или еще где

    Решив проверить свой билет на этот фильм, вы позволяете нам сверить адрес электронной почты, связанный с вашей учетной записью Rotten Tomatoes, с адресом электронной почты, связанным с покупкой билета Fandango на тот же фильм.

    Почти у цели! Просто подтвердите, как вы получили свой билет.

  • Оцените этот фильм

    Уф, это было гнило.

    Мех, время прошло.

    5″> Это хорошо — рекомендую.

    Отлично!

    Так свежо: обязательно нужно увидеть!

    • Фанданго

    • AMCTheatres.com или приложение AMC New

      Введите номер подтверждения вашего билета, который находится в вашем электронном письме.Подробнее

    • Синемамарк Вскоре

      Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

    • Королевский Вскоре

      Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

    • Театральная касса или еще где

    Решив проверить свой билет на этот фильм, вы позволяете нам сверить адрес электронной почты, связанный с вашей учетной записью Rotten Tomatoes, с адресом электронной почты, связанным с покупкой билета Fandango на тот же фильм.

  • Вы еще не закончили проверку, хотите отправить как есть?

    Вы всегда сможете отредактировать свой отзыв позже.

  • Вы уверены?

    Другие кинозрители считают проверенные отзывы более надежными.

  • Хотите внести изменения в отзыв перед закрытием?

  • Уже готово? Еще несколько слов могут помочь другим решить, стоит ли смотреть

    Они не смогут увидеть ваш обзор, если вы отправите только свою оценку.

    Уже готово? Еще несколько слов могут помочь другим решить, стоит ли смотреть

    Они не смогут увидеть ваш обзор, если вы отправите только свою оценку.

    Изображение является примером электронного письма с подтверждением билета, которое AMC отправила вам при покупке билета. Подтверждение вашего билета # находится под заголовком вашего электронного письма, который гласит «Информация о бронировании вашего билета». Чуть ниже написано «Подтверждение билета №:», за которым следует 10-значный номер. Этот 10-значный номер является вашим номером подтверждения.

    Номер подтверждения вашего билета AMC можно найти в электронном письме с подтверждением заказа.

А зори здесь тихие Фото

Посмотреть все фотографии

Информация о фильме

В мае 1942 года старший сержант Васьков избавляется от своих пьяных мужчин, когда на дежурство прибывает полностью женское подразделение.

Актеры и съемочная группа

Андрей Мартынов

Федот Васьков

Ирина Долганова

Софья Гурвич

Елена Драпеко

Елизавета Бричкина

Екатерина Маркова

Галина Четвертак

Ольга Остроумова

Евгения Комелькова

Ирина Шевчук

Маргарита Осянина

Людмила Зайцева

Кирьянова

Алла Мещерякова

Мария

Борис Васильев

Сценарист

Кирилл Молчанов

Оригинальная музыка

Вячеслав Шумский

Оператор

Валентина Миронова

Монтаж фильма

Сергей Серебреников

Производство Дизайн

Станислав Ростоцкий

директор

Станислав Ростоцкий

Сценарист

Для А зори здесь тихие еще нет рецензий критиков. Следите за новостями на Rotten Tomatoes!

Отзывы зрителей о сериале

А зори здесь тихие

Нет избранных обзоров для А зори здесь тихие , потому что фильм еще не вышел ().

Смотрите фильмы в кинотеатрах

Рецензия: А зори здесь тихие (2015)

  Джим МакЛеннан

История почти идентична. Утомленного войной солдата Федота Васькова (Федорова) переводят в зенитную батарею далеко за линию фронта. Пожаловавшись на пьяных и недисциплинированных солдат под его командованием, он получает замену — женский взвод. Поначалу шокированный, он понимает, что они под руководством младшего сержанта Риты Осяниной (Микульчина) действительно компетентны в своей работе. Когда один из них замечает пару нацистских десантников в огромном лесу поблизости, Васьков ведет Осянину и четырех других солдат в лес, чтобы выследить немцев. Только они обнаруживают, что на самом деле их было значительно больше двух, и безнадежно уступавшие в численности и вооружении русские должны попытаться помешать врагу достичь своей диверсионной цели.

Если вы видели предыдущую экранизацию романа Бориса Васильева, то здесь точно не будет сюрпризов. С точки зрения сюжета, это почти то же самое, и для меня это лишило фильм большого напряжения, поскольку я точно знал, куда он пойдет и кто выживет. Однако опять же: это не должно особенно восприниматься как удар по этой версии, и выступления, особенно двух главных героев, одинаково хороши. Различия в основном стилистические: хотя оба используют воспоминания, чтобы рассказать нам о жизни женщин до войны, здесь они кажутся значительно более приземленными по сравнению со сказочными эпизодами в версии семидесятых. Они также заметно жестче относятся к жизни в сталинской России, например, семью одной женщины безжалостно сослали в Сибирь.

Есть пара эпизодов неуместной, хотя и совершенно невинной наготы, чего я никак не ожидал от сериала. Я оставляю вам решать, является ли это рекомендацией или предупреждением. Лично у меня претензий не было. Тем не менее, я определенно предпочел бы, чтобы создатели были немного более изобретательными в своей адаптации. Хотя идти по тому же пути, что и в предыдущем, всеми любимом фильме, было, вероятно, более безопасным подходом, он делает все это в значительной степени бессмысленным.