Можайский Александр Федорович. Биография | Основоположники и теоретики авиации

Родился Александр 9(21) марта 1825 года в Роченсальме (ныне Котка, Финляндия), где служил его отец, Федор Можайский. В 1836 году Александр поступил в Морской кадетский корпус, кончил его в 1841 году и служил на Балтике. Наиболее ярким событием морской биографии молодого офицера явился поход на фрегате «Диана», который вышел из Кронштадта 4 октября 1853 года, чтобы сменить обветшавший фрегат «Паллада», на котором дипломатическую миссию в Японии осуществлял адмирал Е.В.Путятин.

Командиром «Дианы» был капитан-лейтенант С.С.Лесовский. Фрегат в осеннем плавании сопровождал до Северного моря пароход «Отважный», при благоприятной погоде буксировавший парусник. Далее корабль двигался в одиночестве. В это время ожидали разрыва дипломатических отношений с Англией. Поэтому ненадолго задержались только у Канарских островов, затем зашли в Рио-де-Жанейро, обогнули мыс Горн и после ремонта в Вальпараисо прибыли на Гавайские острова. Здесь стало известно, что началась война России с Англией и Францией и что суда противника появились в тихоокеанских водах. Лесовский оставил Гонолулу и 11 июня 1854 года соединился с отрядом Путятина в заливе Де-Кастри.

Такое плавание само по себе было хорошей школой для молодого моряка. Но его ждало еще более суровое испытание. В середине сентября, несмотря на опасность встречи с англо-французской эскадрой, Путятин направился в Японию. «Диана» заходила в Хакодате, Осаку; переговоры начались в бухте Симода. Утром 11 декабря землетрясение вызвало цунами, смывшее город. Фрегат из-за резкой смены уровня воды так трясло несколько часов, что его корпус не выдержал. Позднее на берегу нашли обломок киля. Кое-как исправив повреждения, русские моряки с помощью японцев попытались перевести фрегат для ремонта в бухту Симода, но налетевший шквал погубил фрегат окончательно.

С другими членами экипажа Можайский оказался на берегу. Вскоре Путятин отправил Лесовского с 8 офицерами и 150 матросами на американской шхуне в Петропавловск, среди офицеров был и Можайский.

Так как русские суда оставили порт после героической его обороны, моряки на другой американской шхуне перешли в Де-Кастри.

Летом 1855 года А.Ф.Можайский командовал Амурской флотилией из малых судов и 10-пушечным транспортом «Двина». Осенью он берегом вернулся в Россию и преподнес великому князю Константину Николаевичу альбом с выполненными им акварелями Японии. За участие в походе «Дианы» и командование флотилией капитан-лейтенанта наградили 30 ноября 1855 года орденом Св. Станислава II степени, а 26 августа 1856 года — бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853—1856 гг.». В 1857 году Можайский получил назначение в экспедицию русской военной миссии в Хиву и Бухару, служил в хивинской экспедиции под руководством А.И.Бутакова и 23 марта 1859 года после успешного завершения миссии был награжден орденом Св. Владимира IV степени.

После Крымской войны по Парижскому миру Россия потеряла право держать флот на Черном море. Офицерам, не находившим места на кораблях после уменьшения их численности, предоставляли возможность заниматься другой деятельностью. С 21 октября 1861 года капитан-лейтенант Можайский находился в четырехмесячном отпуске для составления уставных грамот и в ноябре женился на 18-летней Любови Дмитриевне Кузьминой, дочери надворного советника. Она умерла в 1866 году, оставив сыновей: Александра двух лет и Николая — двух месяцев. В 1863 году Можайский занимал должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии.

Все это время моряк числился во флоте. В начале 1866 года его произвели в капитаны 2-го ранга, а в марте 1869 года уволили для службы на коммерческих судах. Он служил на Балтике и получил «благодарность его императорского величества за сооружение спасательных лодок и станций в Балтийском море». В апреле, получив чин капитана 1-го ранга, Можайский поступил в акционерное Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), с директором которого, Н.М.Чихачевым, познакомился на Дальнем Востоке.

Со смертью брата Николая Александр Можайский стал опекуном его детей и управлял имением в Барцлавском уезде Подольской губернии; с 1873 года он был почетным мировым судьей Барцлавского уезда и в августе 1878 года утвержден в этой должности (продолжая числиться в РОПиТ). Однако 26 мая 1879 года моряка вновь призвали во флот. С ноября 1879 по май 1880 года он состоял временным членом Военно-морского суда при Санкт-Петербургском порте.

Длительная служба на суше позволила А.Ф.Можайскому заняться воздухоплаванием.


  1. Ссылки по теме:
  • МОЖАЙСКИЙ Александр Федорович

Александр Можайский — биография и семья

Биография

Можайский Александр Федорович (1825, г. Роченсальм Выборгской губ. — 1890, Петербург) — изобретатель в области воздухоплавания.

Среди многих достойных сынов вологодчины значится имя контр-адмирала А.Ф.Можайского. «Я желал быть полезным своему отечеству» — такие слова написал он в одном из писем. Согласно послужных списков семейной династии Можайских, семь офицеров флота находились на службе России более 100 лет. За верность военной присяге, за мужество и героизм они награждены многими орденами и медалями.

А.Ф.Можайский окончил морской кадетский корпус, основанный Петром I в Санкт-Петербурге, службу начал гардемарином на военных судах Балтийского флота. В 1854-1856 годах в чине старшего лейтенанта принял участие в кругосветном путешествии, побывал в Японии. До сих пор в этой стране свято чтут память о русском офицере, благодаря которому японцы получили представление о создании больших европейских судов. Под его руководством, совместными усилиями русских и японцев, была построена шхуна «Хеда». Во время пребывания на японском берегу Можайский занимался рисованием, он отразил характерные особенности архитектуры, жизни и быта японского народа. По возвращении на Родину художник привез более 20 картин, которые по сей день хранятся в Военно-Морском музее г. Санкт-Петербурга.

Имя Александра Федоровича известно в российской истории не только как офицера флота, известны его разносторонние интересы, эрудиция, умение ориентироваться в самых сложных ситуациях. Он вынашивал дерзновенные мечты о создании летательного аппарата тяжелее воздуха, занимался научными исследованиями по вопросам воздухоплавания. Ради осуществления этой мечты Можайский оставил службу.

Неподалеку от Вологды, на 12-м километре Пошехонского шоссе, сохранился памятник архитектуры ХIХ века. Ученые называют этот дом «Колыбелью Российской авиации».

В 1860 году А.Ф.Можайский временно откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязоветского уезда Вологодской губернии. России были нужны грамотные, волевые люди. Им предстояло провести работу по введению в жизнь «Положения о крестьянской реформе 1861 г.» Со свойственной Можайскому энергией он достойно справился с порученной задачей.

Далее в жизни офицера произошло важное событие. На одном из балов в Дворянском собрании состоялось его знакомство с будущей невестой и женой Любовью Дмитриевной Кузьминой. После венчания в церкви Святой Екатерины в Вологде молодые поселились в сельце Котельникове (ныне Можайское) в доме, полученном в приданое женой А.Ф.Можайского.

И снова офицер в центре всех важных событий. Он присутствует на заседаниях Вологодского статистического комитета по подготовке и участию в первой этнографической выставке в Москве.

Но одним из главных вопросов для Можайского являлись научные разработки по воздухоплаванию. Он оборудовал кабинет и столярную мастерскую, наблюдал за полетом птиц на Кубенском озере и реке Тошне. Старожилы сельца рассказывали о том, как Можайский проводил опыты с разными «змеями».

Сам ученый впоследствии назвал годы, проведенные в Котельникове, под Вологдой, «…годами плодотворного труда по вопросам воздухоплавания».

При жизни А.Ф.Можайского обустраивалась его усадьба. До наших дней сохранился старинный парк. Специалисты считают его уникальным памятником истории и культуры садово-паркового хозяйства. Липовые аллеи и рощицы, березовые и хвойные, редкие породы деревьев и кустарников, разнотравье — все это создавалось опытным мастером-садовником — по просьбе А.Ф.Можайского.

Существенную помощь уникальному памятнику всегда оказывали жители поселка Можайское и учащиеся Спасской средней школы.

Парковое хозяйство очень сложное, и с учетом возраста деревьев (многим из них более 140 лет) для ухода за ним нужны сильные руки. И такие руки нашлись.

В один из весенних дней на экскурсию по филиалу Вологодского государственного музея-заповедника, мемориальному дому А.Ф.Можайского прибыли военнослужащие части, которой командует полковник Владимир Рыбицкий. Солдаты познакомились с историей старинной усадьбы, основанной русским офицером-моряком, его славной биографией.

Между музеем и частью завязалась дружба. Воины предложили свою помощь. Ранней весной они очистили ров, окружающий парк. Созданная их руками аллея преобразила памятник архитектуры на территории музейного комплекса.

За выполненную работу, за бережное отношение к памяти наших славных предков — заведующая филиалом дома-музея А.Ф.Можайского Н.А.Садокова тепло поблагодарила военнослужащих. Особую признательность Надежда Александровна выразила полковнику В.Рыбицкому, начальнику клуба части Елене Борисовой, ефрейторам М.Суходолину, Д.Атаманову, рядовым В.Ковалевскому, В.Вырдину, С.Будько и другим.

Надежда Александровна надеется на дальнейшее сотрудничество с военнослужащими части и со всеми неравнодушными к истории Отечества людьми. Несмотря на все сегодняшние бури и ненастья, музейный комплекс будет сохранен для будущих поколений.

Будем помнить простые и проникновенные слова нашего выдающегося литературоведа, общественного деятеля академика Д.С.Лихачева:

«Если человек не любить хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит он не любит их.

Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит у него нет любви к своему городу.

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране».

Николай ЧЕПУРНЫХ


Александр Можайский. Паруса и Крылья

Александр Можайский — одна из самых значительных и в то же время неоднозначных фигур русской истории XIX века.

Талантливый представитель офицерского состава, Можайский был профессиональным моряком и корабелом, участником русских военно-дипломатических миссий, содействовал осуществлению крестьянской реформы 1861 года, спроектировал, изготовил и довел самолет до уровня летных испытаний. В то же время отечественная историография освещала его деятельность по большей части неполно и необъективно.

Будущий контр-адмирал и авиастроитель родился 21 марта 1825 года в городе Роченсальме Выборгской губернии Финляндского княжества в семье потомственных моряков. Он получил образование и обучение в Петербурге, в одном из лучших военно-учебных заведений России — Морском кадетском корпусе. Затем его возглавил флотоводец и исследователь адмирал Иван Федорович Крузенштерн. После блестящего окончания Кадетского корпуса началась морская служба и военная карьера Можайского.

Он плавал по Балтийскому и Белому морям на различных судах, а в 1853 году отправился в дипломатическую экспедицию для установления торговых сношений из Кронштадта в Японию. Несмотря на то, что фрегат «Диана», в команду которого входил Можайский, пострадал от цунами и землетрясения в японском порту, экипаж помогал местному населению восстанавливать разрушенные береговые сооружения, а по чертежам Можайского им удалось совместными усилиями построить шхуну «Хэда» — первое в Японии судно, созданное по европейскому образцу, на котором экспедиция вернулась в Россию. Во многом благодаря завязавшимся дружеским отношениям между моряками и местными жителями был заключен первый русско-японский договор.

Историки также характеризуют Можайского как «…хорошего рисовальщика с зорким глазом исследователя, умеющего пользоваться новой для того времени техникой — дагерротипами». Предполагается, что «…первые фотографии в Японии были сделаны именно А. Ф. Можайским». Об этом говорится в подробном анализе его жизни и деятельности, проведенном Юрием Анатольевичем Никулиным в его диссертации Александр Федорович Можайский — русский морской офицер и авиаконструктор: жизнь и деятельность: 1825-189 гг.0, реферат которого доступен на портале Президентской библиотеки.

Участие в очередной военно-дипломатической миссии привело лейтенанта в Хиву и Бухару. Он организовал доставку людей и товаров на специально построенных судах, составил описание реки Амударьи, по которой проходила граница Российской империи, вел дневник астрономических наблюдений. За успешное завершение экспедиции Можайский получил еще одно звание капитан-лейтенанта.

Перерывы в морской службе Александр Федорович заполнял активной общественной деятельностью. В Вологодской губернии он принимал активное участие в реформе 1861 года. В упомянутом труде Никулина отмечается, что Можайский «как мировой посредник участвовал в составлении уставных грамот, в наделе земли крестьянам, освободившимся от крепостной зависимости , передаче имений, измерении земель, при разборе многочисленных исков и жалоб».

В 1882 г. капитану 1-го ранга Можайскому был присвоен чин генерал-майора с увольнением от службы «по бытовым причинам». Вскоре он получил звание контр-адмирала.

Служба Александра Можайского на флоте пришлась на эпоху замены парусов паровыми машинами. Отсюда его интерес к взаимодействию паровой машины, гребного винта и паруса. Никулин «…предполагает, что этот фактор повлиял на формирование идеи создания летающего крыла с винтом, вращаемым механическим двигателем».

Еще в 1855 году Можайский, наблюдая за полетом морских птиц, ласточек и голубей, а также коршунов, задумался о создании летательного аппарата тяжелее воздуха. Созревают его первые идеи — необходимость взлета, остроконечная форма неподвижного косого крыла, специальные двигатели.

В 1876 году конструктор начал работу над первой моделью своего детища. Успешные испытательные полеты вдохновляют его на создание полномасштабного самолета с авиационным двигателем, приводимым в движение человеком. Аппарат создавался как самолет-амфибия, предназначенный для разведки и бомбометания. Ни отсутствие средств на реализацию проекта, ни равнодушие государства, ни скепсис авторитетных ученых не смогли остановить изобретателя. После нескольких лет разработки чертежей и получения первого в мире патента на самолет — «воздушный снаряд» — в 1882 г. было проведено его первое испытание. Во время пробега по деревянным рельсам «паровой самолет» накренился и потерял крыло. До самой смерти Можайский пытался отремонтировать и модифицировать свое изобретение.

Александр Можайский умер 21 марта 1890 года. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

По судьбе Александр Федорович остался гениальным одиночкой. Можайский, воплотивший конструкцию самолета, все основные элементы которого присущи современным самолетам, опередил свое время. Среди имен, составляющих гордость России, имя Александра Можайского занимает достойное место.

 

 

Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского | Сборы | Курсы | Применить | 2023 — 2024

Обзор университета

Университет расположен в России с населением 143 миллиона человек. Уровень приема в университет 70 – 75 %. Университет принимает местных и иностранных студентов. Язык обучения русский и английский. Студенты могут подать заявку на получение степени бакалавра (B.Sc.), магистра (M.Sc.) и доктора наук. Университет является официально зарегистрированным университетом в Министерстве высшего образования России.

Факультеты и предлагаемые программы

Факультеты B.Sc. Магистр наук. PhD
Faculty of Economy
Faculty of Journalism and Politics
Факультет информационных технологий
Юридический факультет
Natural Scenes Faculty
Social Sciences Faculty
История факультета
Инженерный факультет icp0057
Faculty of International Relations
Faculty of Medicine and Health Sciences
Художественный факультет

Плата за обучение и структура оплаты 90

Type Of Fee Fee Bachelors (B. Sc.) Degree 2.500 – 12.000 $ Master (M/Sc) Degree 3.000 – 15.000 $ PhD 12.000 $ – 20.000 $ Проживание 600 $ (35.000) в месяц. Гостиная 1.500 – 3.000 $ в мес. Транспортные сборы 15 – 20 $ Примечание. Тарифы могут измениться. Пожалуйста, свяжитесь с университетом, прежде чем принимать какое-либо решение.

Прием в бакалавриат, магистратуру, докторантуру

Подача документов – 05 июня – 05 августа Онлайн-собеседование – 05 августа – 30 августа Заключение договора, оплата и зачисление: до 29 августа

  • Диплом (аттестат), (нотариально заверенный перевод на Русский язык, если требуется.Можно сделать в стране пребывания
  • Документ, удостоверяющий личность (паспорт), а также копию вида на жительство при наличии (нотариально заверенный перевод на русский язык, если требуется). Можно сделать в страна пребывания;
  • Цифровая фотография размером 3×4;
  • Медицинская справка на русском языке

Обучение в России Стипендии

Кроме того, каждый год российское правительство предоставляет иностранным абитуриентам так называемые «бюджетные места» в университетах. В 2021 году таких мест было предоставлено 18 000.

Иностранные студенты (выпускники вузов), проходящие стажировку по программам дополнительного профессионального образования (профессиональная подготовка или повышение квалификации), не получают алиментное пособие, но получают проживание в общежитии своего вуза.

Подробная информация на сайте studyinrussia.ru: https://studyinrussia.ru/en/actual/scholarships/

Ошибки и предложения

Примечание: Если вы являетесь студентом этого вуза или владеете информацией об этом вузе, не стесняйтесь поделиться с нами, если вы видите неверную или неполную информацию.

Контактная информация: counselorcorporation@gmail.