Ракета малой дальности. Разработана ОКБ-4 М.Р.Бисновата (ныне — НПО «Молния»). Изучение концепции ракеты ближнего боя начато в конце 1960-х годов НИИ-2 Минавиапрома СССР (ГосНИИАС) под руководством Р.
Д.Кузьминского и В.Ф.Левитина. Предложено создание ракеты К-60 на базе ЗУР 9М31 комплекса ПВО «Стрела-1″разработки КБТМ главного конструктора А.Э.Нудельмана — в той же размерности, с такой же, относительно легкой, боевой частью. Разработка новой ракеты начата ОКБ-4 в 1968 г., руководили разработкой главный конструктор М.Р.Бисноват и его первый заместитель В.И.Елагин, ведущие конструкторы — А.Л.Кегелес, Г.Н.Смольский и И.Н.Карабанов. Официально разработка ракеты поручена ОКБ-4 Постановлением Совмина СССР от 21 января 1970 г.
В 1969 г. подготовлена техническая документация по ракете К-60 и начато изготовление первой экспериментальной партии отсеков ракеты (28 шт). В 1971 г. начата отработка ГСН на самолете-летающей лаборатории. В том же 1971 г.начаты пуски ракет — на первом этапе пуски осуществлялись с наземной ПУ по трассерам на полигонной вышке (дальность от 500 до 1500 м, 6 пусков), затем велись испытания с самолета-летающей лаборатории МиГ-21СМТ борт №117 (4 автономных пуска и два пуска телеметрических ракет по парашютным мишеням).
так же в 1971 г. к испытаниям подключили два МиГ-23М (борты №№602 и 605), а с 1972 г. добавили еще два МиГ-23М (борты №№ 1701 и 1801). Этап испытаний главного конструктора завершился в августе 1972 г. Всего в ходе 17 пусков, выполненных в 1971 г. и 43 пусков 1972 года было сбито 7 мишеней МиГ-17 и Ла-17. В 1973 г. в ходе Государственных испытаний выполнено более 50 пусков ракет. Пуски осуществлялись с самолетов МиГ-21СМТ и МиГ-23 (№№ 2503, 1201, 1901, 1231).
18 декабря 1973 г. ракета под наименованием Р-60 была принята на вооружение. Серийное производство ракеты велось с 1974 г. по 1991 г. на Тбилисском авиационном заводе. Всего заводом произведено более 30000 ракет, в некоторые годы темпы производства доходили до 6000 шт в год. Так же до 1991 г. производство ракеты велось Ижевским механическим заводом (г.Ижевск) и московским заводом «Коммунар» (ныне — «Дукс»)..
Первое упоминание в западной специализированной прессе — 1976 г. — западными наблюдателями впервые ракета замечена на подвеске МиГ-23. По умолчанию данные ракеты Р-60.
Пусковая установка — для ракет Р-60 были разработаны одинарная, двойная и тройная ПУ. — АПУ-62 — пусковая установка на три ракеты, использовалась в ходе первых этапов испытаний ракеты в 1971-1973 г.г.
— АПУ-60 / АПУ-60-I / ПУ-62-1 — одинарная ПУ. Варианты ПУ АПУ-60-М и АПУ-60-1МД крепились к балочным держателям, а в модификациях АПУ-60-1ДБ1 и АПУ-60-1ДБ2 — непосредственно к консолям крыла самолета-носителя.
Масса направляющей — 32 кг
Пусковое устройство АПУ-60-I с макетом ракеты Р-60М (http://forum.nmp4.ru).
— П-62-1 (пусковое устройство) и ПД-62 (пилондержатель для ПУ) — одинарная подкрыльевая ПУ на самолетах Су-15ТМ.
Ракета Р-60 под крылом Су-15УМ (сер. №0415606), г.Ржев, июнь 2012 г. Нюанс — рядом с ракетой Р-60 макет ракеты Р-98Р — ракеты такого типа на Су-15УМ не применялись по причине отсутствия на самолете прицеля для них (фото — Андрей Егоров, http://russianplanes.net/id80781).
— АПУ-60-II / ПУ-62-2 / П-62-2 — двойная ПУ, имеется правое и левое исполнения. Пусковая установка производилась Долгопрудненским машиностроительным заводом. Масса направляющей — 34 кг
Ракеты Р-60М на двойном узле подвески ПУ-62-2 под крылом МиГ-31 (http://militaryphotos.net).
Подвеска ракеты Р-60М на двойной узел подвески ПУ-62-2 под фюзеляж МиГ-23. Сверху ракета Р-23 (из архива Cabal, http://militaryphotos.net).
Ракеты Р-60М на двойном узле подвески под МиГ-21 (выставка в Москве, август 1989 г.) и под МиГ-25ПДС (там же).
— АПУ-60-III — серийная пусковая установка на три ракеты, выпущена опытная партия.
Ракета Р-60 / Р-60М: Конструкция — аэродинамическая схема — «утка», крыло оснащено роллеронами, аэродинамические рули вместе с дестабилизаторами находятся в носовой части ракеты. Ракета создавалась по образу и подобию ЗУР 9М31 ЗРК 9К31 «Стрела-1», но от ракеты-прародительницы унаследовала только калибр (120 мм) и размерности боевой части. Дестабилизаторы установлены для спрямления набегающего воздушного потока с целью повышения эффективности аэродинамических рулей на больших углах атаки. Дестабилизаторы закреплялись на наружной поверхности корпуса ГСН.
Учебный разрезной макет ракеты Р-60 в Липецком центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны России имени В.П.Чкалова, 27.01.2012 г. (фото — Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).
Корпус ракеты включает в себя несколько отсеков (начиная с носовой части): — ГСН; — боевая часть; — отсек с предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ), рулевыми машинками и автопилотом; — источник электропитания — два электрогенератора, работающих от турбины, приводимой в движение продуктами сгорания порохового аккумулятора давления;
— двигатель ПРД-259, крылья;
Устройство ракеты Р-60 (Марковский В. , Перов К., Ракета находит цель.// Крылья Родины. N 9 / 1995 г.).
Учебный разрезной макет ракеты Р-60 в Липецком центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны России имени В.П.Чкалова, 27.01.2012 г. (фото — Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).
Двигатель, крыло и роллерон в учебном разрезном макете ракеты Р-60. Музей войск ПВО, Подмосков, 2011 г. (http://viewside.livejournal.com).
Отсек с рулевыми машинками, автопилотом и предохранительно-исполнительным механизмом в учебном разрезном макете ракеты Р-60. Музей войск ПВО, Подмосков, 2011 г. (http://viewside.livejournal.com).
Отсек с источником электропитания в учебном разрезном макете ракеты Р-60. Музей войск ПВО, Подмосков, 2011 г. (http://viewside.livejournal.com).
Стыковка отсеков осуществляется байонетным соединением, за исключением первого отсека — ГСН, которая крепится посредством фланцевого соединения. Ракета поставляется в войска полностью собранной, в гермочехле и деревянной таре, защищающей от механических повреждений
Система управления и наведения: Р-60 — ИК ГСН ОГС-60ТИ «Комар» разработки ПО «Арсенал» (г.Киев, главный конструктор — С.П.Алексеенко) с неохлаждаемым фотоэлементом и малоинерциальным гиростабилизатором, который обеспечивал отработку углов целеуказания до 12 град по информации, поступающей от бортовой прицельной системы самолета. Разработка ГСН начата ПО «Арсенал» в 1968 г. Серийное производство велось НПК «Прогресс» (г.Киев, источник). Угол целеуказания — сектор 24 град
Угол мгновенного поля зрения ГСН — 5 град Угол пеленга — +-45 град Скорость автосопровождения цели ГСН — 30-35 град/с в пределах угла пеленга +-20 град
ГСН ОГС-60ТИ «Комар» в учебном разрезном макете ракеты Р-60. Музей войск ПВО, Подмосков, 2011 г. (http://viewside.livejournal.com).
Р-60Р — в западной печати упоминается модификация с пА-РЛС ГСН, но существование ее не подтверждено.
Р-60М — модернизированная почти всеракурсная ИК ГСН ОГС-75Т «Комар-М» разработки ПО «Арсенал» (г.Киев). Увеличение ракурса до 2/4 или даже 1/4 (возможность пуска в переднюю полусферу цели при пеленге под определенным углом) обеспечивается охлаждением фотоприемника ГСН. Серийное производство велось НПК «Прогресс» (г.Киев, источник). Угол целеуказания — сектор 34 град Скорость смещения цели максимальная — 35 град/с
Двигатель — РДТТ ПРД-259, тяга переменная. Время работы двигателя — 3-5 сек
ТТХ ракеты:
Р-60
Р-60Р
Р-60М / Р-60МК
Длина
2095 мм
2140 мм
Диаметр корпуса
120 мм
120 мм
Размах крыла
390 мм
390 мм
Масса
43. 5 кг
45 кг
Масса БЧ
3 кг
3.5 кг
Дальность действия
— 250-2500 м (на малых высотах) — до 7200 м (высота 12000 м)
15000 м (западные данные)
— 200-1500 м (на малых высотах) — 500-10000 м (на больших высотах)
Скорость максимальная
2.5 М
Скорость цели максимальная
2500 км/ч
Высота применения
30-20000 м
Время управляемого полета
20-22 сек
Максимальная перегрузка носителя в момент пуска
7 G 5 G при скольжении «не более 1.5 диаметра шарика»
8,5 G
Максимальная перегрузка цели
8 G
12 G
Вероятность поражения цели
0,5 (одной ракетой) 0,7-0,8 (залпом двух ракет)
0,9 (одной ракетой на ближней дистанции)
Максимальная конструкционная перегрузка
47 G
42 G
Тип БЧ: Досерийные и, вероятно, некоторые серийные Р-60 оснащались оптическим взрывателем Н-62 «Стриж» (1970-1971 г. г.).
Ракета Р-60 с оптическим взрывателем Н-62 «Стриж» (Марковский В., Перов К., Ракета находит цель.// Крылья Родины. N 9 / 1995 г.).
Р-60 — стержневая боевая часть (сетка с поражающими элементами) относительно малой мощности, максимально эффективная при проникновении внутрь конструкции самолета-цели. Материал стержней БЧ — сплав циркония и молибдена / вольфрам (по др.данным) Взрыватель — неконтактный радиовзрыватель «Колибри» (разработан в 1971 г.) и контактный дублирующий. Радиус срабатывания радиовзрывателя — 5 м Радиус поражения — 2.5 м
Р-60М / Р-60МК — модернизированная стержневая — стержни выполнены с сердечником из обедненного урана. В техническом описании ракет указано: Боевая часть является закрытым источником слабого излучения, поэтому на отсеке № 2 имеется соответствующий знак. Мощность излучения на расстоянии 0,2 м значительно ниже допустимой для человека дозы (источник). Взрыватель — контактный, радиолокационный («Колибри-М») или оптический («Стриж») или комбинированный дистанционный.
Проекции ракет К-60 — сверху вниз — К-60 с оптическим взрывателем, Р-60 виды сбоку и сверху, Р-60М вид сбоку (рисунки И.В.Приходченко, 2006 г., http://vadimvswar.narod.ru).
— Р-60К — экспортный вариант.
— Р-60Р — модель ракеты с радиолокационной ГСН — существовала по западным данным, существование не подтверждено.
— Р-63 — в некоторых источниках под таким названием упоминается ракета Р-60 для Су-24.
— Р-60М / изделие 62М — AA-8B APHID-B — модернизированный вариант. Разработка начата в конце 1973 г. или в начале 1974 г. Ракета принята на вооружение в 1982 г. На ракете используется модернизированная ГСН «Комар-М» с охлаждаемым датчиком. Так же ракета отличается от базовой модели чуть большей длиной отсека с боевой частью и обозначением «излучение» на боевой части (см.БЧ выше).
Ракеты Р-60М (http://airwar.ru).
Ракета Р-60М под крылом МиГ-31ДЗ. Фото сделано во время внезапной проверки боеготовности ВВС на полигоне Пембой под Воркутой, май 2013 г. (фото — Алексей Резниченко, http://lelik1970.livejournal.com/).
— Р-60МК — AA-8C APHID-C — экспортный вариант ракеты Р-60М.
— Р-60М / «изделие 62В» — вертолетный вариант ракеты Р-60М, упоминается в источнике (источник)
— УЗР-60Т — учебно-записывающая с регистратором — имитатор ракеты, используется в цчебных целях.
Учебно-записывающая ракета УЗР-60Т на двойном узле подвески под МиГ-21 (http://airwar.ru).
Носители: Р-60 — применялась на самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-15, Су-17, Су-24 и Су-25.
Испытания ракет Р-60 под МиГ-21бис (из архива Cabal, http://militaryphotos.net).
Испытания МиГ-23МЛ борт №127 черный с ракетами Р-60 и Р-23 (из архива Cabal, http://militaryphotos.net).
Р-60М — применяется на самолетах Ил-102 (Р-60М), МиГ-21СМТ / СМ / М / МФ / бис / И, МиГ-23М и др. мод., МиГ-25ПД и др. мод., МиГ-27, МиГ-29 и его мод., МиГ-31/31М (доработанный под длительный нагрев вариант ракет), Су-15ТМ, Су-17/20/22, Су-24 и Су-24М (Р-60, Р-60М и якобы Р-63), Су-25 и его мод., Як-28ПМ, Як-38/38М, Як-141.
Ракеты Р-60М на двойном узле подвески под поворотной консолью крыла разведчика Су-24МР борт №35 белый, авиабаза Шагол, 25 августа 2012 г. (фото — Владимир Полуянов, http://russianplanes.net/id84788).
Ракеты Р-60М с радиовзрывателями на двойном узме подвески под крылом МиГ-31. Учения «Восток-2014», сентябрь 2014 г. (кадр телеканала «Звезда»).
Вертолеты Ка-50, Ми-24П/В и Ми-8. Вертолеты типа Ми-24П / Ми-24В могли нести до 4-х ракет Р-60 / Р-60М на внешних подкрыльевых узлах подвески. Разработка методик применения ракет «воздух-воздух» с вертолетов, а так же изучение вариантов доработки вертолетов велись во второй половине 1980-х годов на вертолетах Ми-24 с ракетами Р-60 и Р-73 в 344-м Центре боевой подготовки армейской авиации. Был доработан вертолет Ми-24 и на нем выполнялись экспериментальные работы по изучению возможностей машины в 1038-м Центре подготовки летного состава в Туркестанском военном округе. Пуски ракет выполнял летчик, прицеливаясь с помощью прицела АСП-17В и доворачивая машину до момента захвата цели ИК ГСН ракет. Пробные пуски по САБам прошли достаточно успешно. Отработка атак по вертолетам, оснащенным экранно-выхлопными устройствами (ЭВУ), в переднюю полусферу показала, что ИК-ГСН захватывают цель с расстояния не более 600 м, для поршневых самолетов получили еще более удручающие результаты. Среднеазиатский климат внес свою лепту: при полете на малой высоте ИК-ГСН реагировали на нагретую солнцем свыше 60°С землю, выдавая ложный сигнал. И все же некоторые вертолетные эскадрильи Ми-24 Советской Армии оснастили ракетами Р-60, в том числе в ГСВГ. Ракетами «воздух-воздух» ближнего боя вооружались иракские Ми-24 (ист. — Ракета в-в Р-60).
Ракета Р-60М на подвеске Ми-8, который готовится к вылету на перехват малоскоростной цели, Афганистан, Кандагар, до 1989 г. (фото из архива Redav, http://forums.airforce.ru).
Вертолет Ми-24П борт №04 с ракетами Р-60М перед вылетом, Афганистан, Баграм, 1987 г. (фото из архива Марины Липской, http://forums.airforce.ru).
«Музейное творчество» — ракеты Р-60 под Ми-24Д на направляющих ПТУР. Технически такое применение ракет Р-60 невозможно (http://forums.airforce.ru).
Статус: СССР / Россия
— 1978 г. 21 июня — самолет МиГ-23М капитана Валерия Шкиндера 152-го истребительного авиаполка авиации ПВО СССР (база Ак-Тепе, Туркмения) в ходе перехвата вертолетов-нарушителей — четырех иранских CH-47C Chinook, которые зашли достаточно глубоко на территорию СССР — поразил двумя ракетами Р-60 один CH-47C (вертолет разбился, экипаж погиб) и пушкой ГШ-23Л — второй CH-47C (вертолету удалось совершить посадку на одном двигателе, экипаж выжил и был захвачен советскими пограничниками).
— 1984-1988 г.г. — 120-й истребительный авиаполк с 29 самолетами МиГ-23МЛД (ракеты Р-24Р и Р-60М) базируется на авиабазе Баграм (Афганистан) и обеспечивает прикрытие фронтовой авиации от самолетов ВВС Пакистана.
МиГ-23МЛД 120-го ИАП, Афганистан, авиабаза Баграм, 1980-е годы (http://www.acig.org).
Вертолет Ми-8МТ борт №29 с ракетами Р-60М перед вылетом, Афганистан, Баграм, 1987 г. (фото из архива Марины Липской, http://forums.airforce.ru).
— 2014 г. — состоит на вооружении.
Экспорт по имеющимся данным (вообще поставлялась не менее чем в 26 стран мира): Абхазия: — 2011 г. — есть на вооружении.
Ангола: — 1985 г. — поставлены первые 50 шт. МиГ-23МФ с ракетами Р-60; — 2011 г. — есть на вооружении.
Армения: — 2011 г. — есть на вооружении.
Болгария: — 2011 г. — есть на вооружении.
Венгрия: — 1993-2009 г.г. — используется на МиГ-29.
Вьетнам: — 2011 г. — есть на вооружении.
ГДР / Германия : — 1978 г. — первые поставки; — 2004 г. — МиГ-29 полностью сняты с вооружения.
Грузия: — 2011 г. — есть на вооружении.
Индия: — 1999 г. 10 августа — в 10.51 индийская РЛС обнаружила в районе пакистанского города Бадин воздушную цель, которая шла на высоте 1000 м со скоростью 370 км/ч к границе и в 10.57 ее пересекла. Вскоре самолет ушел на свою сторону, а затем еще несколько раз нарушал границу и уходил. В 11.12 он углубился на 10 км в воздушное пространство Индии. На перехват были выведены два МиГ-21бис из 45-й АЭ под управлением скуадрон-лидера П.К.Бундела и флайт-офицера С.Нарайнан. Летчики визуально обнаружили нарушителя, которым оказался базовый морской разведчик Breguet 1150 Atlantique 1. Такие машины находились на вооружении 29-й эскадрильи ВМС Пакистана (авиабаза Шахрах-и-Файзал, Карачи). «МиГи» отрезали «Атлантик» от границы и взяли его в «клещи». Бундела связался по радио с пакистанским экипажем и предложил под угрозой уничтожения следовать за ним до ближайшего индийского аэродрома. Но командир «Атлантика» попытался прорваться к границе, как заявил Бундела, он действовал «во враждебной манере и бросился на истребители». По команде с земли индийский ведущий в 11.15 произвел пуск ракеты Р-60, которая угодила в правый двигатель. Самолет упал в 2 км (по др. данным – в 5 км) от границы. Все 16 человек, находившихся на борту, погибли. Немного позднее к месту падения попытались проникнуть три пакистанских вертолета, но их отогнала дежурная пара МиГ-21. — 2012 г. — есть на вооружении.
Ирак: — 1980-1988 г.г. — ракеты применялись Ираком во время ирано-иракской войны. В части СМИ тиражируются крайне сомнительные данные о том, что с вертолета Ми-24 ВВС Ирака были сбиты два иранских вертолета «Суперкобра». — 1984 г. — ракетой Р-60 сбит иранский F-14. — 2011 г. — нет на вооружении.
Иран: — 2011 г. — есть на вооружении.
Казахстан: — 2010 г. — есть на вооружении.
МиГ-27М ВВС Казахстана с ракетами Р-60М под крылом на авиабазе в г.Талды-Курган, предположительно весна 2010 г. (http://forums.airforce.ru).
КНДР: — 2011 г. — есть на вооружении (МиГ-29 и. вероятно, другие самолеты).
Ракеты Р-27 и Р-60М под крылом МиГ-29 ВВС КНДР, фото не позже 2009 г. (KCNA, http://www.afp.com).
Кот-де-Ивуар: — 2002 г. — ракеты Р-60М могли применяться на самолетах ВВС Кот-де-Ивуара в ходе столкновений на территории страны.
Куба: — 2011 г. — есть на вооружении.
Ливия: — 1981 г. — есть на вооружении МиГ-25ПД (экспортный) ВВС Ливии. Самолеты МиГ-25ПД с ракетами Р-60М участвовали в столкновениях с авиацией флота США около берегов Ливии, но подтвержденной информации о применении ракет Р-60М у нас нет.
Ракеты Р-60М на МиГ-25ПД (экспортный) борт №7003 ВВС Ливии. Самолет был перехвачен авиацией ВМС США 18 августа 1981 г. (фото — US NAVY, http://www.acig.org).
Ракеты Р-60М на двойных узлах подвески под МиГ-25ПД (экспортный) ВВС Ливии, фото 1980-х годов (http://sergib.agava.ru).
Малайзия: — 2011 г. — есть на вооружении.
Перу: — 2011 г. — есть на вооружении.
Польша: — 1979 г. — первые поставки; — 2011 г. — есть на вооружении.
Сербия: — 2011 г. — есть на вооружении.
Сирия: — 1982 г. — в составе вооружения самолетов МиГ-21 и МиГ-23 ракета Р-60 применялась в ходе арабо-израильской войны. — 1982 г. 09 июня – в ходе воздушного боя над Ливаном капитан Ронен Шапира на самолёте F-15 сбил МиГ-21, но сам был поражён ракетой «воздух-воздух» Р-60 в сопло правого двигателя. Поражённый двигатель отказал сразу, но левый, хотя и он был повреждён, продолжал работать. К тому же самолёт загорелся. В ходе 20-минутного полёта лётчик смог дотянуть F-15 до Израиля и сел в Рамат-Давид. На земле выяснилось, что в сопле правого двигателя образовалась дыра площадью в 1 квадратный метр, а вертикальный и горизонтальный стабилизатор имеют около 400 осколочных пробоин. Самолёт был отремонтирован и вернулся в строй через 2 месяца. Кстати, для Ронен тот вылет был уже третьим за день. В первом вылете он сбил двумя ракетами МиГ-23, а во втором два МиГ-21, пытаясь уйти от его преследования, врезались в гору («Журнал ВВС Израиля», №166, октябрь 1988 г., стр. 16-18; «Крылья войны, крылья мира», стр. 362; «Противоперегрузочный костюм», стр. 289-296; «50 лет превосходства в воздухе», стр. 210).
Словакия: — 2011 г. — есть на вооружении.
Финляндия: — 2000 г. — последний МиГ-21 снят с вооружения. На МиГ-21бис использовались ракеты Р-60М. Так же известны случаи применения ракет на самолетах Hawk Mk51.
Пуск ракеты Р-60МК с самолета Hawk Mk51 ВВС Финляндии (фото из архива flex297, http://forum.keypublishing.com).
Хорватия: — 2011 г. — есть на вооружении.
Чехия: — 2011 г. — нет на вооружении.
Чехословакия — с 1978 г. (около 100 шт. поставлены только в 1978 г.).;
Югославия: — 1991 г. — используется на МиГ-29 и т.п.
Так же другие страны куда поставлялась авиационная техника в состав вооружения которой входит Р-60.
Источники:
Авиационная выставка на Ходынке (г.Москва) в августе 1989 года. Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух» // Техника и вооружение. №9 / 2005 г. Бакурский В., Ильин В., Персидский залив: война в воздухе. // Крылья Родины NN 7, 9 / 1991 г. Большаков Л., Андрюшков А., Федотов С., МиГ-21: самолет-долгожитель. // Красная звезда. 19.01.1993 г. Бузанов В.И. КП «ЦКБ «Арсенал» – совершенствование и создание нового оптико- электронного авиационного оборудования. // Авиация и время. Спецвыпуск, 2003 г. Бутовский П., Самые разрисованные самолеты в Польше. // Крылья Родины N 11 / 1993 г. Велович А., МиГ-29М — знакомый незнакомец. // Авиация и космонавтика. N 2 / 1993 г. Воевода С.С., архив, 1992 г.
Военная авиация, том II. // Белорусская ВА. Минск, 2000 г.
Ракета малой дальности Р-60 (изделие 62) с тепловой головкой самонаведения предназначена для поражения высокоманевренных пилотируемых летательных аппаратов и беспилотных средств воздушной разведки в ближних воздушных боях в пределах видимости.
Ракета Р-60 разработана НПО «Молния» (генеральный конструктор М.Р. Бисноват) в исключительно сжатые сроки. Натурная отработка изделия с наземного пускового устройства ракеты с наведением на трассер, установленный на вышке, началась в 1971г. Вскоре начались летные испытания с МиГ-21, а уже 18 декабря 1973 г. Р-60 была принята на вооружение.
Высокие характеристики Р-60 и продуманная конструкция пусковых устройств обусловили ее принятие на вооружение многих боевых самолетов: Ил-102(Р-60М), МиГ-21СМТ/СМ/М/МФ/бис/И, МиГ-23М, МиГ-25ПД, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31/31М, Су-15ТМ, Су-17/20/22, Су-24, Су-24М, Су-25, Як-28ПМ, Як-38/38М, Як-141, Ка-50, Ми-24П/В.
Поставлялась на экспорт более чем в 26 стран мира. Экспортный вариант имеет обозначение Р-60МК.
Экспортный вариант Р-60 имел обозначение Р-60К. Высокие качества Р-60 были подтверждены в боях между сирийскими и израильскими самолетами над Ливаном в 1982 году. При ее пусках были отмечены попадания точно в сопла двигателей самолетов противника.
Обозначение НАТО AA-8 «Aphid».
Состав:
Р-60 выполнена по аэродинамической схеме «утка» с дополнительными дестабилизаторами в головной части ракеты (см.схему). Малая стартовая масса и совершенная аэродинамическая компоновка придают ракете высокую маневренность.
Ракета состоит из пяти отсеков.
В первом отсеке ракеты расположена тепловая головка самонаведения (ТГСН) «Комар» (ОГС-60ТИ), разработанная в КБ «Арсенал» под руководством С.П Алексеенко. ТГСН «Комар» оснащалась неохлаждаемым фотоэлементом и малоинерциальным координатором, который обеспечивал отработку углов целеуказания до 12° по информации, поступающей от бортовой прицельной системы самолета-носителя. Угловая скорость линии визирования цели достигала 35град/c, диапазон углов сопровождения цели — 30…35°.
Во втором отсеке размещена боевая часть — стержневого типа. Взрыватели — контактный и радиолокационный. Радиус действия радиовзрывателя — 5м.
В третьем отсеке последовательно размещаются предохранительно-исполнительный механизм, рулевой привод, аппаратура автопилота. На наружной поверхности передней части отсека установлены попарно кинематически связанные аэродинамические рули, а ближе к хвосту — антенны радиовзрывателя. В начале четвертого отсека находится радиовзрыватель, а за ним располагается источник электропитания — два электрогенератора, работающих от турбины, приводимой в движение продуктами сгорания порохового аккумулятора давления.
Пятый отсек представляет собой твердотопливный двигатель ПРД-259 с переменной по времени диаграммой тяги. На корпусе двигателя крепятся треугольные крылья большой стреловидности. Малое удлинение крыльев при достаточной для требуемой маневренности площади обеспечивает компактность размещения на носителе, что необходимо для увеличения боекомплекта. Вдоль задних кромок крыльев размещаются роллероны.
Стыковка отсеков осуществляется байонетным соединением, за исключением первого отсека, который крепится посредством фланцевого соединения.
Р-60 допускает атаку цели при любом начальном положении в поле обзора летчика в диапазоне углов целеуказания ±12° и при угловых скоростях линии визирования цели до 35°/c. Скорость полета цели до 2500 км/ч в диапазоне высот от 30м до 20км.
Модернизированный вариант ракеты — Р-60М — отличается расширенным до ±20° диапазоном углов целеуказания, увеличенной до 3,5 кг массой боевой части и применением более совершенной головки самонаведения «Комар-М» с охлаждаемым фотоприемником. Охлаждение фотоприемника ТГСН «Комар-М» повысило чувствительность головки и обеспечило возможность применения ракеты Р-60М в переднюю полусферу цели в ближнем маневренном бою, что значительно повышает боевой потенциал самолетов-носителей. Расчетная вероятность поражения цели одной Р-60М на ближней дистанции составляет 0.9.
Применяется с пусковых устройств АПУ-60 (АПУ-60-I), АПУ-60-II (П-62-2, двойной узел подвески) и ПД-62 (на Су-15ТМ). Для учебных целей используется УЗР-60 (учебно-записывающая с регистратором).
Ракета поставляется в войска полностью собранной, в гермочехле и деревянной таре, защищающей от механических повреждений.
Характеристики:
Стартовая масса,кг:
— Р-60
43. 5
— Р-60М
44
Масса боевой части,кг:
— Р-60
3
— Р-60М
3.5
Дальность пуска, км:
— на малых высотах
0.25-1.5
— на больших высотах
0.50-8
Скорость полета ракеты
2.5-3М
Максимальная стартовая перегрузка, g
7
Максимальная перегрузка, g
47
Время управляемого полета, с
23
Перегрузка поражаемых целей
12
Габариты, мм:
— длина Р-60 / Р-60М
2095 / 2138
— диаметр корпуса
120
— размах оперения
390
Источники:
В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса «воздух-воздух».М-Хобби.
Классификация:
Дальность:
10 км.
Год разработки:
1974
Аналоги по назначению и базированию:
Двигатель 60R | Подвесные моторы| Двигатель Mercury Racing
Подвесной двигатель Mercury Racing 60R — это превосходное решение для техничных плоскодонок. Этот легкий, компактный подвесной двигатель представляет собой мощную станцию, настроенную и предназначенную для обеспечения невероятного ускорения для мгновенного выхода на глиссирование в узкой воде.
Интегрированная морская технология SmartCraft®
Engine Guardian® отслеживает важные датчики двигателя для раннего выявления проблем и предпринимает корректирующие действия для снижения риска повреждения двигателя, а также может отображать важные данные о двигателе на приборе системы SmartCraft или на совместимом экране дисплея.
Редуктор с высокой тягой
Редуктор диаметром 4,88 дюйма с прочным передаточным числом 2,33:1 в сочетании с винтом Spitfire XP с четырьмя лопастями поднимает корму, чтобы взорвать лодку на глиссировании.
A Perfect Fit
Устанавливается прямо на 15-дюймовый транец — не требуется домкрата или неудобного расширяющегося транца.
Вертолеты Sikorsky MH-60R SEAHAWK® | Локхид Мартин
MH-60R SEAHAWK
® Вертолет Самый современный морской вертолет в мире.
Sikorsky MH-60R Вертолеты SEAHAWK®
Действует и развернут сегодня в ВМС США в качестве основной противолодочной системы противолодочного оружия для открытого океана и прибрежных зон. Вертолет MH-60R SEAHAWK® — самый современный морской вертолет в мире. На сегодняшний день это самый боеспособный военно-морской вертолет, предназначенный для работы с фрегатов, эсминцев, крейсеров и авианосцев.
Низкий риск
Готовый 100% своевременная доставка
Одновременные операции основной миссии
Возможность изменения игры
Дорожная карта ВМС США до 2040+
Поддерживает рабочий край
Расширенные датчики и оружие
Разработано и построено для господства на море
Безопасный и живучий
в самых сложных миссиях и экстремальных условиях
Проверенная производительность
Более 300 вертолетов MH-60R Seahawk по всему миру с налетом более 600 000 часов
Международные операции для ВМС США, Королевских военно-морских сил Дании, Королевских военно-морских сил Австралии и Королевских военно-морских сил Саудовской Аравии
Полностью интегрированная система миссий создает полную ситуационную осведомленность и практические знания, позволяя поражать цели как вблизи, так и за горизонтом.
Самый надежный, экономичный
Доступность 98% (готовый базовый самолет)
Менее 5 тыс. долл. США Стоимость летного часа
Самая низкая стоимость жизненного цикла в своем классе
Узнайте, как общая кабина служит мозговым центром, который контролирует широкий спектр операций H-60.
Общая кабина Lockheed Martin™
Общая кабина Lockheed Martin Common Cockpit™ позволяет экипажам MH-60R и MH-60S выполнять разнообразные задачи, включая борьбу с подводными лодками, борьбу с надводными кораблями, поиск и спасение в боевых условиях, вертикальное пополнение запасов и противоминные меры с воздуха.