37-мм зенитная автоматическая пушка 61-К образца 1939 года. СССР
В 1930-х годах командование Красной армии приняло решение о создании системы войсковой ПВО и принятии на вооружение сухопутных войск малокалиберных зенитных автоматических пушек с высоким темпом огня. Уже в конце 1937 года на заводе № 8 им. Калинина (пос. Подлипки Московской области) был изготовлен первый опытный образец 45-мм автоматической пушки ЗИК-45 (позже получившей индекс «49-К»). Новая пушка была спроектирована по типу шведской 40-мм зенитной пушки «Бофорс». В 1938 -1939 годах это орудие прошло неоднократные заводские и полигонные испытания. В 1939 году его приняли на вооружение под наименованием «45-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года», и завод им. Калинина получил заказ на производство в 1940 году 190 пушек. Однако руководство Артиллерийского управления РККА, считая калибр 45 мм слишком крупным для зенитных орудий в полковом тактическом звене, одновременно с работами над этой пушкой, еще в январе 1938 года поручило КБ завода № 8 создать на базе 49-К новую 37-мм автоматическую зенитную пушку.
37-мм зенитную пушку, получившую индекс «ЗИК-37» (позднее замененный на «61-К»), разработали в сжатые сроки конструкторы И.А. Ляминым и Л.В. Люльевым под руководством главного конструктора завода №8 М.Н. Логинова. От пушки 49-К орудие 61-К отличалось, в основном, размерами качающейся части, в то время как повозки обеих систем были совершенно идентичны. Уже в октябре 1938 года опытный образец
37-мм орудия поступил на полигонные испытания, а в следующем, 1939 году, его приняли на вооружение Красной армии под обозначением «37-мм автоматическая зенитная пушка 61-К образца 1939 года». Вскоре оно было запущено в крупносерийное производство, а пушка 49-К так и осталась — только в опытных образцах.
37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года представляла собой одноствольное малокалиберное орудие на четырехстанинном лафете с неотделяемым четырехколесным ходом. Конструкция пушки состояла из автомата; автоматического зенитного прицела; станка с механизмами вертикальной и горизонтальной наводки; уравновешивающего механизма щитового прикрытия и повозки.
Автоматика пушки работала за счет использования отдачи при коротком ходе ствола. Открывание затвора происходило во время отката, а закрывание — после наката ствола и досылки очередного патрона.Механизм автоматического заряжания предназначался для непрерывной подачи патронов в патронник, и состоял из магазина и лотка с досылателем. Питание автомата пушки производилось из металлических обойм емкостью 5 выстрелов, вручную подававшихся сверху в магазин заряжающим, причем новая обойма могла быть подана до израсходования предыдущей, что обеспечивало возможность ведения непрерывного огня. Автоматика пушки обеспечивала темп стрельбы — 180 выстр/мин, практическая скорострельность составляла — 60, а непрерывной очередью – 80 — 100.
Ствол быстросменный представлял собой свободную трубу, вставленную в кожух. На стволе монтировался пламегаситель, предназначавшийся для предохранения наводчиков от ослепления при выстреле и смягчения резкого звука выстрела. На кожух навинчивался казенник. Затвор — вертикальный клиновой, его автоматическое открывание производилось копиром, расположенным на люльке слева. Открывался затвор вручную — рукояткой. Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, крепился снизу к горловине люльки. Пружинный накатник был собран на стволе и находился внутри горловины люльки. Наведение пушки на цель осуществлялось с помощью подъемного и поворотного механизмов, с ручными приводами, в вертикальной и горизонтальной плоскости.
Подъемный и поворотный механизмы обеспечивали ведение кругового обстрела с углами вертикального наведения от -5° до +85°, причем оба механизма имели две скорости наведения: большую и меньшую. Меньшая скорость использовалась для плавной наводки при стрельбе по целям, летящим на средних и больших высотах и дальностях, большая — при стрельбе по быстро движущимся на небольшой высоте целям. Для управления стрельбой на пушке монтировался автоматический зенитный прицел
Станок орудия состоял из верхней и нижней частей. Верхняя часть станка – вращающаяся, обеспечивала горизонтальное наведение орудия. Одновременно, она являлась основанием для качающейся части орудия. Нижняя часть станка крепилась к повозке и служила основанием для верхней части. На зенитных пушках 61-К, начиная с 1943 года, на станке монтировалось щитовое прикрытие, защищающее расчет от пуль и осколков. Как в походном, так и в боевом положении лафет орудия находился на четырехколесной повозке ЗУ-7, которая имела подрессоренные колеса автомобильного типа и обеспечивала скорость движения до 60 км/ч . Задний ход повозки жестко соединялся с продольной балкой повозки, а передний ход мог поворачиваться, что обеспечивало хорошую устойчивость орудия на походе. Перевод орудия из походного положения в боевое и обратно, занимал у хорошо натренированного расчета 25 — 30 секунд.
37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года предназначалась для стрельбы по воздушным целям на дальностях до 3500 м и высотах до 2500 м , летящими со скоростями до 250 м/с. Она обладала высокой маневренностью, легко и быстро переводилась из походного положения в боевое и обратно, а в случае внезапного появления воздушного противника позволяла вести стрельбу с ходу и с коротких остановок, т.
Устройство пушки позволяло использовать ее в случае крайней необходимости для стрельбы по наземным целям: живой силе, огневым точкам, танкам, САУ, БТР, бронеавтомобилям и автомобилям. Наряду с 85-мм зенитной пушкой образца 1939 года эта пушка в годы войны явилась основным средством ПВО Красной армии для прикрытия войск от низколетящих и пикирующих самолетов противника.
На 22 июня 1941 года в Красной армии на вооружении имелось 1214 37-мм зенитных пушек образца 1939 года, и еще 44 — в ВМФ. Стрелковая дивизия по штату 1939 года имела зенитно-артиллерийский дивизион, состоявший из одной батареи 76-мм
(4 штуки) и двух батарей 37-мм пушек (8 штук). В декабре 1941 года в штат стрелковой дивизии взамен дивизиона вводится зенитно-артиллерийская батарея (6 — 37-мм пушек), исключенная в декабре 1942 года. В декабре 1944 года в штате гвардейских стрелковых дивизий вновь появляется зенитно-артиллерийский дивизион (12 — 37-мм пушек), а в июне 1945 года на этот штат переводятся все стрелковые дивизии.
С 1943 года зенитно-артиллерийский полк появляется в танковых и механизированных корпусах (12 37-мм орудий), а в кавалерийских корпусах — 16 37-мм пушек. Общевойсковые армии с 1943 года имели зенитно-артиллерийский полк (16 — 37-мм пушек), а гвардейские общевойсковые и танковые армии с начала 1945 года — зенитно-артиллерийскую дивизию (16 — 85-мм и 72 — 37-мм пушки). В состав артиллерии РГК входили отдельные зенитно-артиллерийские полки (имевшие в разные годы по 12, 16 или 24 орудий 61-К). 37-мм автоматические пушки 61-К внесли большой вклад в победу над врагом.
Если в годы Великой Отечественной войны наземными средствами ПВО сухопутных войск было сбито 21645 самолетов противника, то 14657 из них — приходится на долю зенитной артиллерии малого калибра (25 и 37 мм ). При этом средний расход боеприпасов на один сбитый самолет составлял 905 снарядов. Помимо борьбы с авиацией противника, 37-мм зенитные пушки 61-К использовались и как противотанковые орудия. Они состояли на вооружении Советской армии вплоть до 1980-х годов.
Серийное производство пушек 61-К было освоено заводом №8 им. Калинина в 1939 году. С 1941 года их производство переносится на завод № 4 им. Ворошилова (г. Коломна Московской области), который в июле того же года эвакуировали в г. Красноярск. С 1942 года все производство 61-К было сконцентрировано на заводе № 4, и завершилось в 1945 году (хотя для ЗСУ производство зенитных орудий продолжалось еще и в 1946 году). Всего в 1939 — 1945 годах было изготовлено 18872 пушки 61-К, кроме того, еще 300 орудий было выпущено в 1944 – 1945 годах для зенитных самоходных установок ЗСУ-37.
В целях повышения плотности зенитного огня в 1944 году КБ завода №4 разработало двухорудийную установку В-47, представляющую собой две качающихся части пушки 61-К, смонтированных на четырехколесной повозке. Установка могла вести круговой обстрел с углами вертикального наведения от -5° до +87°. Ее масса составляла 2830 кг . В 1945 году была изготовлена лишь опытная партия в составе пяти установок, их полигонные и войсковые испытания продолжались до 1948 года, когда эта артиллерийская система была принята на вооружение Советской армии под официальным наименованием «37-мм автоматическая зенитная пушка В-47». В 1949 году завод № 4 выпустил 78 таких орудий, после чего их серийное производство было прекращено. Кроме того, на завершающем этапе войны в войска начала поступать зенитная самоходная установка СУ-37, созданная на базе самоходной установки СУ-76М и вооруженная 37-мм зенитной пушкой 61-К. Зенитная пушка монтировалась в открытой сверху башне кругового вращения. 37-мм автоматические зенитные пушки образца 1939 года активно использовались и для вооружения бронепоездов, особенно с середины 1942 года. Они устанавливались на специальных бронеплощадках ПВО, по одному или по два орудия на бронеплощадку.
В Центральном музее Великой Отечественной войны наряду с образцами пушек 61-К экспонируется 37-мм зенитная пушка образца 1939 года, прошедшая боевой путь от Курска до Берлина в составе расчета 303-го гвардейского зенитно-артиллерийского полка. Командир орудия – гвардии старший сержант Азаров Михаил Иванович (участник Парада Победы 24 июня 1945 года). Всего за годы войны расчетом этой пушки было сбито 11 самолетов противника.
37-мм зенитная автоматическая пушка Flak 43 образец 43. Германия
Первым германским 37-мм автоматическим зенитным орудием стала пушка SТ-10, созданная концерном Rheinmetall-Borsig в конце 1920-х годов. Автоматика этой пушки работала за счет энергии отдачи при коротком ходе ствола. Стрельба велась с тумбового лафета, опиравшегося с помощью крестообразного основания на грунт. В походном положении орудие устанавливалось на четырехколесную повозку. После прихода нацистов к власти, которые сразу же взяли курс на милитаризацию Германии и подготовку к новой мировой войне, это орудие было принято в 1935 году на вооружение под обозначением «3,7 сm Flak. 18». Однако ее конструкция не была свободна от ряда недостатков, и, в первую очередь, много нареканий вызывала тяжелая и неповоротливая четырехколесная повозка, поэтому уже вскоре ей на смену приходит новый четырехстанинный лафет с отделяемым двухколесным ходом. Вскоре модернизированную 3,7-см зенитную автоматическую пушку с новым лафетом и незначительными изменениями в устройстве автомата немцы принимают на вооружение под названием «3,7 сm Flak. 36».
Зенитные пушки Flak 18 и Flak 36 стали основным средством наземных частей ПВО, вермахта и люфтваффе в годы Второй мировой войны для прикрытия войск от низколетящих и пикирующих самолетов противника на высотах до 4000 м . Эти пушки обладали высокой маневренностью, легко и быстро переводилась из походного положения в боевое и обратно, а также позволяли вести стрельбу на дальностях до 6500 м по наземным целям: живой силе, огневым точкам, бронецелям и автотранспорту противника. Однако война выявила и много недостатков в конструкции этих зенитных орудий, поэтому уже в ходе войны в 1942 году концерн Rheinmetall-Borsig на базе пушки Flak 36 начинает разработку нового 37-мм автомата. 37-мм зенитная автоматическая пушка образец 43 (3,7 сm Flak. 43) была принята на вооружение германской зенитной артиллерии в следующем, 1943 году.
37-мм автомат Flak 43 имел принципиально новую схему автоматики, когда часть операций производилась за счет энергии отводимых пороховых газов через отверстие в канале ствола, а часть — за счет энергии откатывающихся частей. Подобная схема позволила увеличить темп стрельбы практически вдвое. Автоматика пушки обеспечивала темп стрельбы – 230 — 250 выстр/мин, а практическая скорострельность составляла – 150 выстр/мин. Затвор пушки продольно-скользящий, запирание осуществлялось двумя боевыми упорами. Для уменьшения воздействия выстрела на лафет, а также для сокращения времени цикла «откат – накат» в этом орудии был использован частичный нефиксированный выкат откатывающихся частей. Величина выката колебалась от 45 до 60 мм и зависела от соотношения скорости наката ствола и скорости возвратного движения затвора. Выстрел происходил в момент запирания затвора. Автомат (ствол со ствольной коробкой и другими деталями) во время стрельбы откатывался по люльке, сжимая пружинный накатник, который затем, разжимаясь, возвращал его в переднее положение. Движение автомата тормозилось гидравлическим тормозом. Выстрел происходил во время наката. Увеличению темпа стрельбы из зенитного орудия образца 43 способствовало и то, что боковое непрерывное питание патронами осуществлялось из обоймы на 8 патронов, в то время как у Flak. 36 он был рассчитан лишь на 6 патронов.
Для приведения в действие механизма подачи использовалось движение автомата. Для производства первого выстрела необходимо было оттянуть назад (взвести) затвор. Это осуществлялось путем вращения рукоятки взводящего приспособления. Стрельбу из пушки можно было вести непрерывным огнем и одиночными выстрелами (для производства одиночного выстрела наводчик, нажав ногой на педаль спускового механизма, тотчас же отпускал ее). Ствол пушки (моноблок) был снабжен пламегасителем. Автомат имел принудительную досылку патрона в патронник на всем пути. Так же принудительно производилась и экстракция гильз. Станок лафета пушки Flak 43 был смонтирован на треугольном основании с тремя станинами, на котором он вращался. Станины имели домкраты для горизонтирования системы. Подъемный механизм секторный, с одной скоростью наводки. Поворотный механизм имел две скорости наводки. Неуравновешенность качающейся части компенсировалась уравновешивающим механизмом со спиральной пружиной. Щитовое прикрытие состояло из среднего щита и двух откидных боковых щитов.
На пушке монтировался «стержневой» зенитный прицел образец 43. Пушка перевозилась на одноосной подрессоренной повозке, снабженной пневматическим и ручным тормозами, а также лебедкой для опускания и поднимания пушки при переводе ее из походного положения в боевое и обратно. Колеса — с пневматическими шинами. В исключительных случаях допускалась стрельба с повозки; при этом угол горизонтального обстрела был равен около 15°. Боеприпасы, баллистика и конструкция ствола Flak.43 остались без изменений по сравнению с Flak 36. Для стрельбы из пушки применялись унитарные патроны со снарядами, с одним ведущим пояском.
В боекомплект 37-мм зенитной пушки Flak.43 входили унитарные выстрелы с осколочно-трассирующей, осколочно-зажигательной и осколочно-зажигательно трассирующей гранатами, а также бронебойно-трассирующим снарядом и подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом с бронебойным сердечником. Толщина брони, пробиваемой бронебойно-трассирующим снарядом на дальности 800 м под углом 60°, составляла 25 мм . Масса обоймы без выстрелов — около 2,8 кг , с 8 выстрелами — 15 кг . Дальность стрельбы по наземным целям составляла — 6500 м , а по воздушным на высотах — до 4800 м .
37 мм зенитные автоматические пушки образец 43 устанавливались как на одиночных, так и на двухорудийных установках. Так, в двухорудийной установке «Flakzwilling 43» («Близнецы») автоматы располагались один над другим, причем люльки, на которых устанавливались автоматы, были связаны друг с другом тягой, образующей параллелограмное сочленение. Подобное вертикальное расположение автоматов не давало при выстреле динамического момента вращения в горизонтальной плоскости вращающейся части установки. Благодаря наличию индивидуальных для каждого автомата цапф, в этой установке отсутствовали динамические моменты, что было обусловлено неодновременностью выстрелов, которые действовали на качающуюся часть орудия. Это сразу же повлияло на улучшение кучности стрельбы установки и условий наведения орудия на цель, а, кроме того, появилась возможность ведения стрельбы из одного автомата без нарушения нормального процесса наводки. Лафет монтировался на треугольном основании, с тремя станинами, снабженными домкратами для горизонтирования. Подъемный и поворотный механизмы имели по две скорости наводки. Уравновешивающий механизм — со спиральной пружиной. Прицельное приспособление было такое же, как у одиночной установки.
37-мм зенитные автоматические пушки Flak. 43 и Flakzwilling 43 состояли на вооружении частей ПВО, как в люфтваффе, так и в вермахте, и широко использовались на заключительном этапе Второй мировой войны. Серийное производство пушек Flak. 43 осуществляли фирмы Wesserhutte (г. Бад Оейенхаузен) и Durrkopp (г. Билефельд). Всего в 1943 – 1945 годах было изготовлено 5918 37-мм зенитных автоматических пушек Flak.43, и 1187 37-мм спаренных зенитных пушек Flakzwilling 43.
37-мм В-11 | Weaponsystems.net
Китай: Type 61
Обзор
37-мм артиллерийская установка V-11
37-мм морская артиллерийская установка V-11 на выставке в музее.
Источник: ВЛАС- © Авторские права принадлежат первоначальному владельцу
Происхождение
Советский Союз
Тип
Морское орудие
Введен в эксплуатацию
1945
Статус
7
0011 Разработка1940 — 1942
Разработчик
Советский Союз — АНИМИ
Производство
1944 — 1955 (В-11 в СССР)
1956 — 1957 (В-11М в СССР)
Производитель
Советский Союз
Китай
Произведено
1,644 V-11
228 В-11М
От десятков до нескольких сотен Тип 61
Обозначения
Тип 61 (китайского производства)
Известные пользователи
Советский Союз
Китай
Описание
Введение
Фау-11 — морская зенитная артиллерийская установка времен Второй мировой войны советского производства. Он был разработан во время Второй мировой войны как более мощная морская зенитная установка, чем одноствольная 70-К с воздушным охлаждением.
Дизайн
V-11 сочетает в себе две 37-мм зенитные пушки и добавляет гильзу с водяным охлаждением. Это позволяет обеспечить длину очереди около 100 выстрелов до перегрева, что значительно больше, чем у 70-К с воздушным охлаждением. Экипаж на установке состоит из двух наводчиков и двух заряжающих. Орудийная установка с открытой крышей обеспечивает определенную степень защиты от осколков.
Огневая мощь
Фау-11 вооружен двумя 37-мм автопушками с водяным охлаждением, питание которых осуществляется из 5 патронных магазинов. Циклическая скорострельность составляет 300 — 360 цикловых выстрелов в минуту для обоих орудий вместе взятых. В зависимости от типа корабля на одну установку приходилось 2000 и более снарядов. Противовоздушный потолок составляет 4 км, а максимальная дальность поражения надводных целей — 5 км. Практическая дальность составляет около 3 км в обоих направлениях.
Пользователи
В начале холодной войны установки V-11 были установлены на многих советских эсминцах и крейсерах. На тральщиках, десантных кораблях и вспомогательных судах на вооружении советского флота в 1919 году оставалось более 1000 установок.80-е годы. V-11 также производился как Type 61 в Китае и использовался на различных типах кораблей, от небольших артиллерийских катеров до эсминцев.
Детали
Факты В-11
Общий
Происхождение
Советский Союз
Тип
Морская зенитная установка
Артиллерийское орудие
Тип
2x 37 мм L/67 AutoCannon
Скорость огня
160 — 180 об/мин циклика на пистолет
Диапазон
3 км практические
4 км.
Скорость дуло
880 м/с
Срок службы ствола
с 1,200 до 2,0017
Traverse
-15 ° до +90 °
Скорость траверса
16,7 °/с
. — 8 на горе и за ее пределами
.0011 2,7 м
Высота
Около 1,5 м с горизонтальными орудиями
Среда
37-мм В-11М
37-мм В-11М на эсминце ВМФ СССР в 1957 г.
Источник: неизвестный автор Корабельная артиллерийская установка -11М на выставке в музее.
Источник: VLAS
Авторские права: Авторские права принадлежат первоначальному владельцу.
Источник: Неизвестный автор
Авторские права: Авторские права принадлежат первоначальному владельцу
< Предыдущий > Следующий
Связанные статьи
37-мм 70-К
Фау-11 была разработана во время Второй мировой войны как более мощная корабельная зенитная установка, чем одноствольная 70-К с воздушным охлаждением.
Читать more about 37mm 70-K
Soviet truck ZIS-5 and Anti-Aircraft Gun 37 mm PST 72028
Manufacturer | PST |
Product code | PST72028 |
Weight: | 0.12 кг |
Код: | 4811254000267 |
Масштаб | Масштаб 1:72 |
9 Добавлено в каталог:0245 | 5. 3.2007 |
Теги: | Российская-ВОВ-37мм-пушка ЗиС-5 |
Мировая пушка К-61 межвоенного периода советская 37-мм буксируемая пушка Вторая война. Первые его опытные образцы были созданы в конце 1930-х годов, а серийное производство продолжалось в 1939-1945 годах, завершившись выпуском в СССР около 20 000 экземпляров этого оружия. Начальная скорость ракеты колебалась в районе 870-880 м/с, а скорострельность достигала 180 выстрелов в минуту при максимальной вертикальной дальности 6700 метров.
Первые работы над пушкой К-61 начались в 1935 году с 25-мм орудия Бофорс, приобретаемого в больших количествах. Первоначально были предприняты попытки перекалибровать ее на 45-мм, но, наконец, в 1938 году было решено сосредоточить усилия на 37-мм пушке. После успешных испытательных стрельб в том же 1938 году орудие было принято на вооружение Красной Армии. Это была автоматическая пушка с клиновым затвором, питавшаяся патронами по 5 патронов в каждом. Он характеризовался хорошей скорострельностью, хорошей дальностью выстрела, а главное: низким процентом отказов, хорошей подвижностью в труднопроходимой местности и малым временем перехода из походного положения в боевое, которое колебалось в районе 25-30 секунд. ! Подсчитано, что во время Второй мировой войны пушки этого типа повредили или уничтожили около 14 500 вражеских самолетов. После окончания Второй мировой войны он был лицензирован в КНР, Польше и Северной Корее. Он также использовался во многих странах, включая Анголу, Болгарию, Боливию, Египет, Финляндию, Ирак, Израиль, Малайзию и Вьетнам.
ЗИС-5 — советский многоцелевой военный грузовик времен Второй мировой войны. Первые экземпляры этого автомобиля появились в начале 1930-х годов, а серийное производство стартовало в 1933 году и продолжалось до 1958 года! Машину выпускали заводы ЗиС, в настоящее время УАЗ и УралЗиС. В качестве привода использовался один двигатель ЗИС-5М мощностью 73 л.с.
ЗИС-5 разрабатывался как один из основных грузовиков Красной Армии в 1930-х годах. Чтобы сократить НИОКР и максимально быстро наладить производство, было решено скопировать американский грузовик Autokar CA практически 1 в 1. Машина была очень простой по конструкции, но и простой в ремонте, обслуживании. и в целом имел достаточно высокую надежность. Во время Великой Отечественной войны ЗИС-5, наряду с тележкой ГАЗ-АА, был основным грузовиком советского производства, использовавшимся Красной Армией. Его значение и роль стали уменьшаться только с запуском поставок по программе ленд-энд-лиз и наплывом грузовиков американского производства. Стоит добавить, что в начале германо-советской войны из-за значительных проблем со снабжением автомобили ЗИС-5 были созданы с деревянными кабинами вместо металлических. Такие автомобили получили обозначение ЗИС-5W. На базе ЗИС-5 было создано несколько вариантов развития, например, полугусеничный вариант (ЗИС-42).
Ошибка в описании? Сообщить о проблеме
Отзывы клиентов
…
Добавлено в каталог: 5.