Падение Константинополя, или Как Москва стала Третьим Римом

В 1453 году под натиском турок-османов пал Второй Рим – Константинополь. Это событие ознаменовало гибель Ромейской империи, или Византии, и именно тогда центром православного мира, Третьим Римом, стала Москва.

Тяжелое положение

Период между X и серединой XV века был ознаменован сужением владений Византии и уменьшением влияния византийского басилевса (императора) в мире. Если в XII веке великий Константинополь населял один миллион человек, то в XV – всего 50 тысяч. Для христианской церкви на Востоке это было тяжелое время, вызванное крестовыми походами, нападениями турок-сельджуков, затем османов. При этом часть христианского населения проживала на землях, завоеванных арабами.

В надежде спасти великую империю басилевс Иоанн VIII Палеолог отправился на Запад и заключил в 1439 году унию с Римом, дабы католики оказали военную помощь в борьбе против турецких полчищ. Далеко не всем понравилось такое решение. Один византийский флотоводец высказался: «Я предпочитаю увидеть в городе царствующей турецкую чалму, чем латинскую тиару». Через три года Константинопольский церковный собор осудил унию, а в 1444 году войско западных крестоносцев потерпело сокрушительное поражение от турок. Правда, в Константинополь католики прислали три генуэзских корабля с несколькими сотнями добровольцев, которые будут храбро сражаться вместе с греками. Турки продолжали наседать, а владения Византии к 1453 году уменьшились до территории Константинополя с его предместьями (окруженной со стороны суши плотным кольцом земель Османской империи), нескольких городов на побережье Болгарии и городов Малой Азии, а также части полуострова Пелопоннес.

Иоанн VIII Палеолог

Осада

Пришедший к власти в 1451 году турецкий султан Мехмед II Завоеватель приказал построить крепость на берегу самого узкого места пролива Босфор и отрезать таким образом Константинополь от Черного моря. Когда византийские послы прибыли на место строительства, чтобы узнать цель постройки, их просто обезглавили.

Константинополь располагался на полуострове, образованном Мраморным морем и заливом Золотой Рог. Со стороны моря город был неплохо укреплен, хотя и существенно хуже, чем с суши. Чтобы вражеские корабли не смогли зайти в константинопольскую бухту, залив был перекрыт огромными металлическими цепями, тянувшимися от берега до берега.

Осада Константинополя турками с суши и моря началась в апреле 1453 года, а турецкая армия численно превосходила византийскую почти в 20 раз (по другим оценкам, преимущество было несколько меньшим). Вдобавок турки активно использовали специально сконструированные тяжелые пушки, которые постепенно превращали, казалось бы, несокрушимые одиннадцативековые стены Второго Рима в груды камней и битого кирпича. Это была, пожалуй, первая в истории артиллерийская бомбардировка города.

В течение апреля защитники города вели вполне успешную оборону. Отразили несколько атак с моря, штурмы стен. Но в конце апреля турки решаются на грандиозную операцию – перетащить посуху свои корабли, минуя цепь. Теперь их флот в составе примерно 70 кораблей стоял внутри залива. История напоминала поход 907 года русского князя Олега, когда его войско на кораблях по суше «приплыло» к стенам древнего города.

Впрочем, эта великолепная турецкая инженерная операция не стала последней точкой в осаде Константинополя. В бухте все еще находился христианский флот, доселе успешно отражавший натиск турок. В течение мая турки предприняли еще несколько осад городских укреплений, пробив в нескольких местах стены внешние, окружавшие город. Они рыли подкопы под стены города, осажденные рыли встречные подкопы, затапливая турецкие тоннели и взрывая их, так что турки отказались от этой затеи.

Последние дни

Константинополь еле держался, турки были измотаны длительной осадой. Последнему византийскому императору Константину XI Палеологу предлагали бежать, собрать новое войско, отбить город. Но он стоял на своем: без вождя город уж точно падет. Мехмед II предлагал Константину сдать Константинополь, а взамен обещал выпустить из города всех, кто пожелал бы его покинуть. Самому Константину он сулил власть над Пелопоннесом. А Константин не соглашался, всеми силами желая город сохранить.

Но и среди турецкого командования были те, кто предлагал прекратить осаду. Однако Мехмед, как и Константин, был непреклонен. 25 мая 1453 года было принято решение о начале генерального штурма столицы Византийской империи. После двухдневной бомбардировки, в ночь на 29 мая турецкие войска по всей линии пошли на штурм. Первую волну атаки греки отразили, используя всё имевшееся в городе огнестрельное оружие, в том числе мушкеты и пищали, а также успешно применили знаменитый греческий огонь.

Турки смогли ворваться в Константинополь лишь с третьей попытки, когда к стенам города Мехмед II лично подвел элиту своего войска – янычар. Спустя целый день уличных боев город пал, в бою погиб и император Константин. Согласно преданию, последними его словами были: «Город пал, а я еще жив». По велению султана Мехмеда II турки убивали и грабили всех, кого хотели, в течение трех дней. Жизнь была сохранена лишь нескольким представителям духовенства. 

1453 год. Константинополь и Русь

Автор:

Александр Гончаров. 

29 мая 1453 года под развернутыми красными знаменами османский султан Мехмед II вступил в поверженный Константинополь. Армия завоевателя растеклась по улицам и площадям великого города, насилуя, грабя и убивая. Где-то еще шло сопротивление, кипели бои, яростно сталкивались клинки, лилась кровь воинов на окраинах, но судьба Ромейской (Византийской) Империи уже была решена. Закончилась целая историческая эпоха, начавшаяся в 313 году.

Последний византийский Император Константин XI пал в битве вместе с родственниками и друзьями у ворот в долине Ликоса. Четверка христианских витязей: сам Константин, дон Франсиско из Толедо, Феофил Палеолог и Иоанн Далматас пыталась остановить прорыв турок-османов в город и развернуть толпу, бегущих защитников города на неприятеля. В безумной сече они и погибли, неузнанные врагами…

Мехмед II через казни под разными «законными» предлогами избавился от перешедшей на его сторону византийской элиты (уцелели только единицы!). Особо трагичной оказалась судьба мегадуки Луки Нотары. За отказ отдать в гарем султана (для мальчиков) своего последнего уцелевшего сына, Нотара был усечен саблей вместе с ним же и зятем…

Византия к гибели шла постепенно. Роковым для нее стал 1204 год, когда воинство крестоносцев-католиков захватило Константинополь, воспользовавшись внутренним политическим противостоянием. На территории Империи оккупанты из Западной Европы организовали свои достаточно небольшие феодальные государства. Константинополь они разграбили, а также разрушили систему управления Империи. Наследником православной Ромейской Империи стала Никейская Империя. Именно тогда всерьез византийцы начали заключать союзы с мусульманскими государствами, возникшими на территории Малой Азии после нашествия турок-сельджуков в XI  в. Битва при Манцикерте в 1071 году, проигранная Империей, фактически, отдала большую часть Малой Азии под постепенное поглощение турецкими захватчиками. Но Империя все равно стояла и исполняла свой долг защиты Европы от опасности с Востока. С Византией европейцы и «расплатились» в 1204 г. ударом в спину.

А. С. Пушкин писал: «России определено было высокое предназначение… Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией… Но Европа в отношении к России всегда была столь невежественна, как и неблагодарна». Эти же слова можно вполне применить и к Византии.

В 1261 году ромеи вернули себе контроль над Константинополем, но вернуть назад уже ничего было нельзя. Малая Азия – территория, где рождались выдающиеся Императоры, откуда выходили лучшие воины, откуда столица получала массу продуктов, за XIV век утрачивается Империей. Наследники турок-сельджуков – турки-османы, создавшие свое государство в приграничье с Империей, отрывали от Византии кусок за куском. Османскую опасность, конечно, в центре видели, но элита занималась любимыми политическими развлечениями: заговорами, интригами при дворе, периодическими опустошениями казны.

Между тем, последние ромейские бастионы в Малой Азии показали невиданную ранее стойкость, особенно города Брусса (Бурса), Никея и Никомидия. Отрезанные от Империи османами, эти полисы ни один год выдерживали осаду османских отрядов. Последний вольный ромейский город в Малой Азии Филадельфия в 1390 году пал под натиском войск султана Баязида I. В этой экспедиции против единоверцев принял участие, в качестве вассала мусульманского правителя, будущий византийский Император Мануил II Палеолог.

Византийцы сами пустили османов в Европу, используя их отряды в сражениях против православных сербов и болгар. За что в результате и поплатились потерей Адрианополя в 1362 году, ставшего столицей Османского султаната.

Страшнее страшного явился и идеологический раздрай в византийской элите. Образовались партии: протурецкая, проевропейская и эллинская (неоязыческая и националистическая). Не было только одной партии – Имперской и ромейской. Византийцы ударились в эллинство, почитая себя кровно связанными с древнегреческим миром. Хотя на престоле базилевсов за долгую историю Империи побывали и фракийцы, и иллирийцы, и армяне, и славяне и т. д. последние византийцы четко признали только свои греческие корни. Многонациональность уступила в их сознании место кондовому национализму.

Плифон

Георгий Гемист Плифон (1355 – 1456) – философ, оказывавший влияние на верхушку общества Ромейской Империи перед ее гибелью, является весьма зловещей фигурой в истории Византии. Этот неоязычник, сплавивший вместе олимпийскую религию, зороастризм и манихейство, был ярым националистом и ненавистником Православия. Он принимал деятельное участие в заседаниях Ферраро-Флорентийского собора (принявшего решение об унии католической и Православной Церквей). В Италии он сошелся близко с Козимо Медичи – этаким Соросом Ренессанса. И идеи Плифона получили широкое распространение среди философского сообщества в Европе. Неоплатонизм и неоязычество эпохи Возрождения, напрямую связаны с Плифоном. Причем Плифон и Козимо Медичи ратовали за подчинение Православной Церкви римскому папе. Невольно возникает тогда вопрос: «А что же это за христианство – католицизм, если оно достаточно соответствует взглядам язычника Плифона?»

Падение Константинополя в 1453 г. на Руси встретили с печалью, но реакция на это события была менее эмоциональной, чем на захват Царьграда крестоносцами. Задолго до окончательного разгрома Византии в Москве стали осознавать свое религиозно-идеологическое одиночество.

Русский великий князь Василий I Дмитриевич еще в 1392 году направил гневное письмо Императору Мануилу II Палеологу. Для Василия I оказалась неприемлемой сама мысль о том, что Император выступил на стороне мусульман в войне с православными. О падении Филадельфии Василий Дмитриевич тоже знал. Известно также, что великий князь вместе с русским духовенством отказались от поминовения имени византийского Императора в храмах на территории Руси. Все уговоры Константинопольского Патриарха Антония IV оказались бесполезными. Для Василия I Византия представлялась государством, в котором православного Императора больше нет. Надо учесть, что несмотря на свое плохое отношение к власти Константинополя, великий князь Василий I помогал в защите столицы Ромейской Империи, присылая «много денег и милостыню» (Троицкая летопись). Негатив в отношении Византии на Руси усилился после Флорентийской унии. Участник этого действа, митрополит Киевский Исидор, попытался ввести униатство и на Руси, однако встретил жесточайшее сопротивление со стороны великого князя Василия II. Митрополит был заключен в Чудов монастырь, затем осужден на соборе русского духовенства, но отказался от покаяния. Из заключения Исидору удалось сбежать. В 1453 г. он в качестве папского легата во главе с небольшим отрядом принимал участие в защите Константинополя. Исидор попал в плен, но опять же сумел бежать. С 1458 г. считался латинским Константинопольским Патриархом.

Когда в 1452—1453 гг. византийцы обратились к Руси за помощью во время турецкой осады, они даже ответа из Москвы не получили. Конечно, первой причиной этого было противостояние между Василием II Темным и его родственниками-удельными князьями. Последний противник великого князя Дмитрий Шемяка как раз-то и умер в июле 1453 года.

Междоусобица на Руси совсем не способствовала рассмотрению вопроса о помощи осажденному Константинополю, но думается, что вряд ли бы из Москвы решились энергично помогать гибнущей Византии. Уж слишком далеко разошлись в идеологическом плане ромеи с русскими. В Москве ведь знали и о том, что греки ударились в национализм, и о том, что ради своего собственного спасения они были готовы пожертвовать независимостью всех православных церквей. Гибель Византии способствовала осознанию Русью себя как последнего бастиона Православия.

В «Повести о взятии Царьграда турками» в 1453 году, получившей распространение на Руси, конечно же, рассказывалось о героической обороне, изливалась печаль о гибели великого православного города, но в то же время здесь прослеживается мысль о том, что Константинополь пал из-за отступничества, из-за грехов поразивших Византию: «О великая сила жала греховного! О, сколько зла рождает преступление! О, горе тебе, Седьмохолмый, что поганые тобой обладают, ибо сколько благодатей Божьих в тебе просияло, порой прославляя тебя и возвеличивая более всех иных городов, иногда самым различным образом и многократно наказуя и наставляя дивными деяниями и чудесами преславными, порой прославляя победами над врагами, и беспрестанно поучая и к спасению призывая, и жизненным обилием радуя и украшая всячески! Так же и пренепорочная мать Христа, Бога нашего, неизреченными благодеяниями и неисчислимыми дарованиями миловала и оберегала тебя во все времена. Ты же, словно безумный, отворачивался от божественной милости к тебе и щедрот и тянулся к злодеяниям и беззаконию. И вот теперь явил Бог свой гнев на тебя и предал тебя в руки врагам твоим. И кто об этом не восплачет или не зарыдает! Но вернемся снова к описываемому».

Русь на гибель Византии ответила концепцией «Москва – Третий Рим». Старец Филофей в своих посланиях к великому князю Василию III Ивановичу обосновал преемственность Московского православного государства по отношению к низвергнутой Ромейской Империи. Не надо считать, что идея «Москва – Третий Рим» является обоснованием некой агрессивной завоевательной политики. Москва в концепции – это последний оплот Православия. Так как все православные государства попали под власть иноверцев, Русь является (в соответствии с концепцией) последней преградой, удерживающей мир от окончательной духовной гибели. Никакого чванства или высокомерия в учении «Москва – Третий Рим» совершенно нет. Русь по воле Божией оказалась светочем Православия, и в этом нет особой заслуги, просто Господь поддержал народ, не желающий отрекаться от истинного христианства.

Византия пала, Русь поднялась. Казалось бы, это «дела давно минувших дней», но, на самом деле, перед нами урок истории для нас, людей, живущих в XXI веке. И урок этот элементарен. Если под каким-либо благовидным предлогом государство отказывается от веры и своей самобытности, то оно само себя обрекает на смерть, и тут не помогут ни культура, ни храбрость воинов, ни многочисленное население. А элита без веры становится паразитарной публикой. Без веры «дом будет пуст». Если же вера торжествует, то даже самый слабый народ может подняться до вершин развития на мировом уровне.

Поделиться ссылкой:

Падение Константинополя | Факты, резюме и значение

Византийская империя

Все СМИ

Дата:
29 мая 1453 г.
Местонахождение:
Турция
Участники:
Византийская империя Османская империя
Ключевые люди:
Константин XI Палеолог Мехмед II

Посмотреть весь связанный контент →

Падение Константинополя , (29 мая 1453 г. ), завоевание Константинополя султаном Османской империи Мехмедом II. Сокращающаяся Византийская империя подошла к концу, когда османы прорвали древнюю сухопутную стену Константинополя после осады города в течение 55 дней. Мехмед окружил Константинополь с суши и моря, используя пушки для поддержания постоянного обстрела грозных стен города. Падение города уничтожило то, что когда-то было мощной защитой христианской Европы от мусульманского вторжения, что позволило Османской империи беспрепятственно проникнуть в Восточную Европу.

Context

К середине 15-го века постоянная борьба за господство с балканскими соседями и римско-католическими соперниками привела к тому, что византийские имперские владения сократились до Константинополя и земель непосредственно к западу от него. Кроме того, поскольку Константинополь пережил несколько разрушительных осад, население города сократилось примерно с 400 000 человек в XII веке до 40 000–50 000 человек к 1450-м годам. Огромные открытые поля составляли большую часть земли внутри стен. Византийские отношения с остальной Европой также испортились за последние несколько столетий: раскол 1054 года и латинская оккупация Константинополя в 13 веке укрепили взаимную ненависть между православными византийцами и римско-католической Европой. Тем не менее столь же глубоко укоренилось понимание того, что византийский контроль над Константинополем был необходимым бастионом против мусульманского контроля над сушей и морем в восточном Средиземноморье.

Викторина «Британника»

История войны

В отличие от византийцев, турки-османы распространили свой контроль практически на все Балканы и большую часть Анатолии, завоевав несколько византийских городов к западу от Константинополя во второй половине 14 века. Сам Константинополь в этот период стал вассалом Османской империи. Венгрия была главной европейской угрозой для османов на суше, а Венеция и Генуя контролировали большую часть Эгейского и Черного морей. Султан Мурад II осадил Константинополь в 1422 году, но был вынужден снять его, чтобы подавить восстание в других частях империи.

В 1444 году он проиграл важную битву христианскому союзу на Балканах и отрекся от престола в пользу своего сына Мехмеда II. Однако через два года после победы над христианами он вернулся к власти и оставался султаном до своей смерти в 1451 г.

Став султаном во второй раз, Мехмед II намеревался выполнить миссию своего отца и завоевать Константинополь для османов. В 1452 году он заключил мирные договоры с Венгрией и Венецией. Он также начал строительство Богазкесена (позже названного Румелихисары), крепости в самом узком месте Босфора, чтобы ограничить проход между Черным и Средиземным морями. Затем Мехмед поручил венгерскому оружейнику Урбану вооружить Румелихисары и построить пушку, достаточно мощную, чтобы разрушить стены Константинополя. К марту 1453 года пушка Урбана была перевезена из столицы Османской империи Эдирне на окраину Константинополя. В апреле, быстро захватив византийские прибрежные поселения на Черном и Мраморном морях, османские полки в Румелии и Анатолии собрались за пределами византийской столицы.

Их флот двинулся из Галлиполи в близлежащий Диплокион, а сам султан выступил навстречу своей армии.

Тем временем византийский император Константин XI Палеолог обратился к крупным силам христианского мира с просьбой помочь ему в надвигающейся осаде. Венгрия отказалась помочь, и вместо того, чтобы отправить людей, Папа Николай V увидел в шаткой ситуации возможность добиться воссоединения православной и римско-католической церквей, что является приоритетом папства с 1054 года. Православные лидеры проголосовали за союз. , но жители Константинополя были категорически против этого и в ответ бунтовали. Военная поддержка пришла из Венеции и Генуи. Османское нападение на венецианский корабль в Босфоре побудило венецианский сенат направить 800 солдат и 15 галер в византийскую столицу, и многие венецианцы, находившиеся в настоящее время в Константинополе, также решили поддержать военные действия, но основная часть венецианских сил была задержана для слишком долго, чтобы чем-то помочь. Со стороны Генуи город-государство отправил в Константинополь 700 солдат, все они прибыли в январе 1453 г.

во главе с Джованни Джустиниани Лонго. Император Константин XI назначил Джустиниани командующим своей наземной обороной и провел остаток зимы, укрепляя город для осады.

Битва

В 15 веке стены Константинополя были широко признаны самыми грозными во всей Европе. Сухопутные стены простирались на 4 мили (6,5 км) и состояли из двойной линии валов со рвом снаружи; высота более высокого из двух достигала 40 футов (12 метров), а толщина основания составляла 16 футов (5 метров). Эти стены ни разу не пробивались за тысячу лет с момента их постройки. Прилегающая морская стена проходила вдоль Золотого Рога и Мраморного моря, последний участок имел высоту 20 футов (6 метров) и длину 5 миль (8 км). В сочетании с большой металлической цепью, натянутой через Золотой Рог, Константин был уверен, что оборона города сможет отразить нападение с моря и противостоять сухопутным войскам Мехмеда, пока из христианской Европы не придет помощь. Однако способность Константина защищать свой город была ограничена его небольшой боевой силой.

Очевидец Якопо Тедальди оценивает присутствие от 30 000 до 35 000 вооруженных гражданских лиц и только от 6 000 до 7 000 обученных солдат. Джустиниани намеревался сосредоточить большую часть этих людей у ​​крепостных стен на севере и западе, центр которых, по его наблюдениям, был наиболее уязвимой частью города. Небольшой флот военно-морских и вооруженных торговых судов также был размещен в Золотом Роге для защиты цепи. Однако без поддержки извне защитники Константинополя были бы рассредоточены.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Османские осаждающие значительно превосходили численностью византийцев и их союзников. На суше сражалось от 60 000 до 80 000 солдат в сопровождении 69 орудий. Балтаоглу Сулейман-бей командовал флотом, дислоцированным в Диплокионионе, состоящим примерно из 31 большого и среднего военного корабля, а также почти 100 небольших лодок и транспортных средств. Стратегия Мехмеда была проста: он использовал свой флот и осадные линии, чтобы блокировать Константинополь со всех сторон, безжалостно обстреливая стены города из пушек. Он надеялся взломать их или иным образом заставить сдаться до прибытия христианских сил помощи.

6 апреля османы начали артиллерийский обстрел и разрушили часть стены. 7 апреля они предприняли лобовой штурм сухопутных стен, но византийцы отразили их и смогли восстановить оборону. Сделав паузу, чтобы переставить свою пушку, Мехмед вновь открыл огонь и после этого продолжал ежедневный обстрел.

12 апреля султан направил отряд войск для подчинения двух близлежащих византийских фортов и приказал Балтаоглу броситься на цепь. Флот был дважды отброшен, и Балтаоглу отступил к Диплокиону до ночи 17-го, когда он двинулся, чтобы захватить Принцевы острова к юго-востоку от города, в то самое время, когда сухопутные полки Мехмеда атаковали участок стены Месотихон. Однако защитники Константинополя снова удержали свои позиции, и успех Балтаоглу на островах был непоправимо омрачен открытием, что три корабля помощи от папы и одно большое византийское судно почти беспрепятственно достигли города.

Османские галеры были слишком короткими, чтобы захватить высокие европейские военные корабли, и с помощью флота Золотого Рога военные корабли благополучно проплыли мимо цепи. Услышав о поражении своего флота, Мехмед лишил Балтаоглу его звания и договорился о его замене.

Мехмед был полон решимости захватить Золотой Рог и заставить византийцев подчиниться. Он настроил одну из своих пушек так, чтобы она могла поразить защитников цепи, а затем начал строить промасленный деревянный пандус, по которому он намеревался переправить свои меньшие суда из Босфора в Золотой Рог. К 22 апреля корабли обошли таким образом цепь и, перегородив саму цепь, овладели всеми водами, окружающими город. Защитники попытались атаковать остатки османского флота на Босфоре, но потерпели поражение.

Полностью окружив Константинополь, Мехмед продолжал артиллерийский обстрел наземных стен до 29 мая. Османская артиллерия пробила несколько брешей, но большинство из них были слишком узкими, чтобы через них можно было отправить войска.

Защитники города ночью продолжали ремонт стен и укрепляли участки у поврежденных ворот Святого Романа и Влахернского сектора. Рано утром 29 мая османские рабочие засыпали ров, окружающий город. Незадолго до рассвета султан начал скоординированную артиллерийскую, пехотную и морскую атаку на Константинополь. Две попытки штурма ворот Святого Романа и Влахернских стен встретили ожесточенное сопротивление, и османские солдаты были вынуждены отступить. Мехмед приказал провести третью атаку на ворота, на этот раз одним из своих дворцовых полков из 3000 янычар. Небольшая группа достигла вершины башни через другие ворота, но была почти уничтожена защитниками, пока Джустиниани не был смертельно ранен османской артиллерийской стрельбой на крепостных валах. Его отвели в тыл, и его отсутствие посеяло смятение и понизило боевой дух в рядах. Это позволило султану послать еще один янычарский полк и взять внутреннюю стену у ворот Святого Романа.

Последовал разгром защитников, многие венецианские и генуэзские бойцы отступили к своим кораблям в Золотом Роге. Сообщается, что император Константин XI был убит либо в бою у пролома, либо во время бегства на спасательной лодке. Хотя султан пытался предотвратить полный разграбление города, он разрешил первоначальный период грабежей, в результате которого было разрушено множество православных церквей. Когда большая часть Константинополя была в безопасности, Мехмед сам проехал по улицам города к великому собору Святой Софии, самому большому во всем христианском мире, и превратил его в мечеть Аясофья. Он остановился, чтобы помолиться, а затем потребовал, чтобы все дальнейшие грабежи были немедленно прекращены. Таким образом, султан завершил завоевание византийской столицы.

Последствия

Мехмед II и его армия были удивительно сдержанны в своих действиях после падения Константинополя. Они в основном воздерживались от убийства простолюдинов и знати, вместо этого решив выкупить их в их родных государствах и в первую очередь казнив только тех, кто сражался после капитуляции. Мехмед повторно заселил город людьми из самых разных слоев общества и вероисповеданий и перенес свою столицу из Эдирне в Константинополь, обеспечив мультикультурный центр власти для мультикультурной империи. Он также начал рассматривать себя как Кайзер-и Ром («Цезарь Римский»), наследник Римской империи и всех ее исторических земель. Он подтвердил это утверждение серией кампаний, полностью покоривших Балканы и Грецию к концу 15 века.

Для христианского мира победа Мехмеда в Константинополе означала серьезный сдвиг в его отношениях с Востоком. Теперь, лишенные как давнего буфера против османов, так и доступа к Черному морю, христианские королевства полагались на Венгрию, чтобы остановить дальнейшую экспансию на запад. Многие современные ученые также сходятся во мнении, что исход греков в Италию в результате этого события ознаменовал собой конец Средневековья и начало Возрождения.

Майлз Хадсон

Падение Константинополя | Западная цивилизация

Цель обучения

  • Описать политическую ситуацию, приведшую к турецкому завоеванию Византийской империи

Ключевые точки

  • Восстановленная Византийская империя была окружена врагами. Болгарское царство и Сербское царство завоевали многие византийские земли, а турки вообще захватили Малую Азию.
  • Анатолия постепенно превратилась из византийской христианской земли в исламскую страну, где господствовали турки. В конечном итоге она станет Османской империей.
  • Запад окажет востоку помощь против турок только в том случае, если восток перейдет из православного в католическое христианство. Это вызвало беспорядки среди восточно-православного населения, которое ненавидело западных католиков за разграбление Константинополя.
  • Тем временем османы разгромили большую часть империи, за исключением Константинополя.
  • Восток в конце концов капитулировал и принял католицизм, но было уже слишком поздно. 29 мая 1453 г. н.э. Константинополь пал перед турками-османами, и Византийской империи пришел конец. Константинополь был преобразован в исламский город Стамбул.

Термины

Османская империя

Большая империя, начавшаяся как турецкий султанат, с центром в современной Турции; основанная в конце 13 века, она просуществовала до конца Первой мировой войны. Эта империя также победила Константинополь и Византийскую империю в 1453 году н.э.

Мехмед II

Османский султан, в возрасте 21 года завоевавший Константинополь и положивший конец Восточной Римской империи.

Восстановленная Византийская империя оказалась в окружении врагов. Болгарское царство, восставшее против византийцев веками ранее, теперь сравнялось с ним по силе. На западных Балканах возникла новая империя, Сербская империя, завоевавшая многие византийские земли. Еще более опасным для византийцев было то, что турки снова совершали набеги на византийские земли, и Малая Азия была захвачена. Поскольку система фем ушла в прошлое, императорам приходилось полагаться на иностранных наемников для снабжения войск, но эти наемные солдаты не всегда были надежными. Анатолия постепенно превратилась из византийской христианской земли в исламскую страну, где доминировали турки.

Долгое время турки в Анатолии были разделены на лоскутное одеяло из маленьких исламских государств. Однако один правитель, Осман I, построил могущественное королевство, которое вскоре поглотило все остальные и образовало Османскую империю.

Через столетие после смерти Османа I османское владычество начало распространяться на восточное Средиземноморье и Балканы. Сын Османа, Орхан, захватил город Бурса в 1324 году и сделал его новой столицей Османского государства. Падение Бурсы означало потерю Византией контроля над северо-западной Анатолией. Важный город Салоники был захвачен венецианцами в 1387 г. Османская победа в Косово в 1389 г.фактически ознаменовал конец сербской власти в регионе, проложив путь османской экспансии в Европу. Битва при Никополе в 1396 году, широко известная как последний крупномасштабный крестовый поход средневековья, не смогла остановить наступление победоносных турок-османов. С расширением турецкого владычества на Балканы стратегическое завоевание Константинополя стало важнейшей задачей.

Империя контролировала почти все бывшие византийские земли вокруг города, но византийцы временно почувствовали облегчение, когда Тимур вторгся в Анатолию в битве при Анкаре в 1402 году. Он взял султана Баязида I в плен. Пленение Баязида I привело турок в беспорядок. Государство впало в гражданскую войну, которая длилась с 1402 по 1413 год, когда сыновья Баязида боролись за престолонаследие. Это закончилось, когда Мехмед I стал султаном и восстановил власть Османской империи.

Когда в 1451 году на престол взошел внук Мехмеда I, Мехмед II (также известный как Мехмед Завоеватель), он посвятил себя укреплению османского флота и готовился к взятию Константинополя.

Против всех этих врагов византийцы могли только смотреть на запад в поисках помощи. Папа, однако, продолжал подчеркивать, что помощь придет только в том случае, если византийцы примут католицизм латинской церкви. В то время как византийские императоры были готовы сделать это, чтобы спасти свою империю, население ненавидело католиков за разграбление Константинополя, и поэтому попытки примириться с католической церковью привели только к беспорядкам. Дальнейшие богословские разногласия разожгли озлобление между православными и католиками.

В то время как гражданская война и религиозные споры занимали византийцев, османы медленно приближались к империи. Они перешли в Европу и присоединили к себе большую часть земель вокруг Константинополя. К 1400 г. н.э. Византийская империя была немногим больше, чем город-государство Константинополь. Было ясно, что единственный способ получить общеевропейскую помощь в борьбе с османами — это примириться с католической церковью.

Это было неприемлемо для большинства византийцев. В то время была популярна поговорка: «Лучше турецкий тюрбан, чем папская тиара». Другими словами, православные византийцы считали, что лучше находиться под властью турок-мусульман, чем идти против своих религиозных убеждений и уступать католической церкви. Тем не менее императоры понимали, что Византия скоро падет без помощи запада.

В 1439 году н.э. император Иоанн VIII Палеолог и наиболее важные византийские епископы достигли соглашения с католической церковью на Флорентийском соборе, на котором они приняли католическое христианство. Однако когда епископы вернулись в Византийскую империю, они оказались под атакой своих прихожан. Их согласие присоединиться к католической церкви было крайне непопулярным.

Расцвет Османской империи. Границы Византийской и Османской империй в восточном Средиземноморье незадолго до падения Константинополя в 1453 году н.э.

К этому времени Константинополь был малонаселенным и полуразрушенным. Население города сократилось настолько сильно, что теперь он представлял собой не более чем скопление деревень, разделенных полями. 2 апреля 1453 г. османская армия во главе с 21-летним султаном Мехмедом II осадила город силами 80 000 человек. Несмотря на отчаянную, последнюю оборону города со стороны значительно превосходящих по численности христианских сил (7000 человек, 2000 из которых были посланы Римом), Константинополь наконец пал перед османами после двухмесячной осады 29 мая., 1453. Последнего византийского императора Константина XI Палеолога в последний раз видели сбросившим свои императорские регалии и бросившимся в рукопашный бой после того, как стены города были взяты.

На третий день завоевания Мехмед II приказал прекратить все грабежи и отправил свои войска обратно за городские стены. Византийский историк Георгий Сфранцес, очевидец падения Константинополя, так описывал действия султана:

На третий день после падения нашего города султан отпраздновал свою победу большим радостным торжеством. Он издал прокламацию: граждане всех возрастов, которым удалось избежать обнаружения, должны покинуть свои укрытия по всему городу и выйти на открытое пространство, так как они должны оставаться на свободе и не задавать вопросов. Далее он объявил о возвращении домов и имущества тем, кто покинул наш город до осады, если они вернутся домой, с ними будут обращаться согласно их рангу и религии, как будто ничего не изменилось.

Захват Константинополя (и двух других отколовшихся от Византии территорий вскоре после этого) ознаменовал конец Римской империи, имперского государства, просуществовавшего почти 1500 лет. Османское завоевание Константинополя также нанесло огромный удар по христианскому миру, поскольку после этого исламские османские армии не сдерживались, чтобы продвигаться в Европу без противника в тылу.