Удел прокаженного короля | Телеграф
Телеграф
В 2005 году по мотивам истории борьбы крестоносцев под предводительством Балдуина и арабов был снят фильм «Царство небесное» (Kingdom of Heaven). Правда, в фильме описаны события, которые начали развиваться через год после смерти короля Балдуина, и они сильно отличаются от тех, о которых сообщают нам исторические источники.
- Фото
- 20th Century Fox
В марте 1185 года в 23 года умер король Иерусалимский Балдуин (Бодуэн) IV. Он не особенно известен своими подвигами. Между тем этот обреченный молодой человек за свою короткую жизнь совершил гораздо более заметные деяния, чем, скажем, его всемирно известный современник Ричард Львиное Сердце (Richard the Lionheart, Cœur de Lion, 1157–1199), причем в гораздо более сложных условиях. В период его правления Иерусалимское королевство крестоносцев уподобилось ореху между смыкающимися вокруг него клещами мусульманского щелкунчика. И Балдуин, несмотря на страшный недуг, до последнего дня отстаивал интересы своих подданных.
Крестоносцы и их государство
К началу правления Балдуина IV франки (и их потомки) владели всем побережьем Сирии и Палестины от Аманских гор до Синайской пустыни. Существовал конгломерат автономных, но готовых прийти на помощь друг к другу христианских государств — Антиохия, Триполи и Иерусалим .
Королю Иерусалима помогали канцлер (он возглавлял канцелярию и хранил королевский архив) и сенешаль, при необходимости выполнявший функции монарха в гражданском управлении государством и отвечавший за казну. Армией руководил коннетабль, подчинявшийся королю, королевским хозяйством управлял камергер. Но центральная власть была не так сильна, потому что на постоянно воевавшем с соседями франкском Востоке король был вынужден делегировать значительные полномочия местным правителям, защищавшим границы. Высший Совет при короле исполнял тройственную функцию: судебную, консультативную и законодательную.
Церковь во всех трех крестоносных государствах был католическая , а возглавляли ее два латинских патриарха — антиохийский и иерусалимский, служивший в Храме Гроба Господня. Христианские храмы были центрами, вокруг которых обращалась жизнь государства — ведь именно ради их охраны и были затеяны крестовые походы. Население Иерусалимского королевства во второй половине XII века оценивается примерно в 620 тысяч человек, из которых франки-католики составляли 140, а подавляющее большинство было мусульманами или христианами восточного толка (армяне, сирийские якобиты, несториане и марониты). Жили в королевстве и иудеи, и самаритяне. Хотя в ходе Первого крестового похода в 1099 году франки устроили в Иерусалиме резню мусульман и иудеев, но в дальнейшем, установив свою власть над Палестиной, крестоносцы не посягали на свободу вероисповедания местного населения.
Карта Иерусалима, которой пользовались в XII веке крестоносцы
Организационными центрами жизни франков были города и замки, подпадавшие под сюзеренитет короля. Из всех городов лишь Иерусалим превратился в полностью христианский город — в нем не было мусульман и почти не было евреев, допускались только восточные христиане. В прибрежных городах наибольшими льготами и привилегиями обладали венецианцы, генуэзцы и пизанцы. Итальянцы охраняли морские пути сообщения с Западом , перевозили пилигримов, солдат и переселенцев и, в отличие от франков, умели торговать, а экономическое благосостояние государств Святой земли стояло все-таки на торговле: особо плодородных земель тут не наблюдалось. Главным предметом торговли, которую контролировали купцы из Дамаска и Алеппо , были предметы роскоши — оружие из дамасской стали, произведения арабских золотых дел мастеров, ювелирные украшения, парфюмерия, персидские ковры и керамика, китайский шелк, пряности и лекарства из Индии .
В окружении врагов
С окружающими мусульманскими владениями франки поддерживали торговые контакты, что не исключало опасности нападения воинов ислама . Большинство городов были обнесены стенами, каменные башни строились и в важнейших деревнях — для защиты населения. По той же причине рыцарская служба в Иерусалиме отличалась от службы на Западе продолжительностью — там она занимала всего сорок дней в году, а на Ближнем Востоке была круглогодичной, когда речь шла об обороне королевства, но платной, если король посылал войска за пределы своих границ, например, в Египет .
Местные восточные христиане говорили по-арабски и культурно были весьма близки к мусульманам, а потому относились к франкам как к чужакам. Католики на Ближнем Востоке то пытались наладить дружбу и «взаимовыгодное сотрудничество» с местным, глубоко чуждым, населением, то воевали с ними за свои святыни и за выживание.
Тамплиеры и госпитальеры считали оборону Святой земли своей главной задачей. К 1174 году оба ордена практически безраздельно владели на Ближнем Востоке (и в Западной Европе) огромными землями. К началу правления Балдуина два ордена могли выставить столько же рыцарей, сколько королевские вассалы, при этом их воины были наиболее профессиональными и идеологически несгибаемыми, за что их уважали и боялись мусульманские оппоненты. Ордена были финансово независимы и официально не подчинялись правителю Иерусалима. Чтобы совладать с орденами, королю приходилось сочетать такт, силу, умение аргументировать решения и склонять на свою сторону представителей разных группировок. Однако его власть все еще была сильна: король был главнокомандующим армией, чеканил монету и получал налоги , таможенные пошлины, портовые сборы и прочее.
Летом 1174 года ситуация вокруг королевства обострилась донельзя. Малолетний король никак не мог выступить объединяющей силой перед лицом набиравшего силу Саладина (Салах-ад-дин, Юсуф ибн Айюб, 1138–1193). Но у Золотого города еще было немного времени, и малолетний король успевал повзрослеть.
Детство, отрочество, юность
С самого рождения в 1161 году Балдуин был как будто одновременно благословен и проклят: имя свое он получил от дядюшки по отцу — короля Балдуина III (1129–1162), который заявил, что его подарком новорожденному будет «Иерусалимское королевство». В тот момент все весело посмеялись — монарху был всего 31 год, но всего через два года он умер бездетным. Трон переходил к младшему брату, отцу Балдуина Амальрику. Однако в Иерусалимском королевстве не существовало строгого следования принципу примогенитуры (права первенства наследования трона по старшинству). Поэтому Высший совет мог ставить условия будущему королю. По каким-то причинам Амальрика заставили развестись с женой, Агнессой де Куртенэ, состоявшей с ним в счастливом супружестве и родившей ему, помимо Бодуэна, старшую дочь Сибиллу. Поэтому в детстве Балдуин матери не знал: отец взял в жены византийскую принцессу Марию Комнину. Будучи женщиной амбициозной, она плохо переносила мысль о том, что положение пасынка выше, чем у ее детей, и Балдуина, конечно же, не любила.
Вильгельм Тирский обнаруживает у Балдуина первые симптомы проказы. Миниатюра из книги «История деяний в заморских землях», Франция, 1250-е годы
Зато принцу повезло с образованием. Он был любознателен, с охотой учился у Вильгельма (Гийома) Тирского (Guillaume de Tyr, 1130–1190), одного из лучших умов своего времени, радовал успехами. Балдуин даже жил у него в доме, где и обнаружилось, что с ним «что-то не так». Вильгельм писал: «…Он играл с мальчиками из благородных фамилий, и они кололи друг друга в руки иголками, как часто делают дети […] и вот другие кричали, когда им было больно, а он выносил все с большим терпением […] Я решил, что дело в характере, а не в нечувствительности к боли […] В конце концов, я понял, что половина его правой руки мертва…» Врачам вскоре стало ясно, что с этой болезнью справиться нельзя. В то же время Амальрик приказал учить сына, будущего рыцаря, верховой езде. Но мальчику предстояло ездить верхом, обходясь лишь левой рукой, которая будет занята оружием, а значит, управлять лошадью с помощью одних коленей. Балдуин оставался первоклассным наездником до тех пор, пока здоровье его не ухудшилось так, что он не мог сесть в седло (его несли в бой на носилках). И здесь приходит пора для первого «однако».
Вопросы жизни и смерти
По законам королевства любой мужчина благородного происхождения, заболевший лепрой, должен был вступить в Орден святого Лазаря. В общем, Балдуину грозило после исполнения 15 лет (возраст совершеннолетия) угодить в монахи. Амальрик понимал, что в таком случае королевство рискует остаться без наследника. Дед Балдуина Фулько погиб на охоте, преследуя зайца, дядя был сражен дизентерией… Что будет с царством в случае, если и сам Амальрик падет жертвой неожиданных событий?.. Попытались выдать Сибиллу за человека хорошей крови. Этого, однако, не случилось: потенциальный кандидат сошел с дистанции, поняв, что Латинское королевство слабеет.
Опасения короля оказались обоснованными: в 1174 году и он умер от дизентерии, оставив после себя ослабленное и раздираемое противоречиями царство и прокаженного сына. Впрочем, официально на момент смерти Альмарика диагноз Балдуина не был подтвержден. Поэтому единственного законного кандидата короновали на царство 15 июля 1174 года.
И снова свидетельство Вильгельма Тирского: «Он хорошо учился […] был исполнен надежд и развивал свои природные способности. Он был красивым ребенком […] и лучше других мужчин, даже старше него, управлял лошадьми и скакал галопом. У него была отличная память, и он любил слушать истории. Он […] всегда помнил, когда ему делали добро. Зло, впрочем, помнил тоже. Он был очень похож на отца — не только лицом, но и телом. Он так же ходил, так же говорил. Он быстро все схватывал, но заикался. Подобно отцу, он любил рассказы об истории и всегда внимал добрым советам». Какой же правитель вышел из заикающегося мальчика, пораженного смертельным недугом?
Вынужденный постоянно балансировать между интересами собственных подданных сначала в эпоху регентства, а затем и вступив на трон, Балдуин маневрировал между рыцарскими орденами, соседними крестоносными государствами, папой (папа Александр III, Alexander III, ок.1100/1105–1181) утверждал, что бог поразил его лепрой за грехи), интересами Византии и Запада. Добавьте к этому исламскую угрозу. Балдуин, все глубже погружавшийся в пучину своей ужасной болезни, предстает даже более успешным дипломатом, чем человеком меча.
Явление Саладина
Рассказывая эту историю, мы постоянно сталкиваемся со сложившимися в исторической науке стереотипами. Если на оценку правления и личности нашего героя бросает тень потеря крестоносцами Иерусалима через два года после его смерти (мол, он-то до этого и довел), то Саладина, напротив, принято рассматривать как безупречного восточного джентльмена Средних веков, всегда державшего слово и не обижавшего христиан без причин. Это злостное упрощение.
В 1842 году французский художник Шарль-Филипп Ларивьер написал картиру «Битва при Аскалоне». Холм Мон-Жизар находился недалеко от Аскалона
Сын курдского воина и политика Саладин добился вершин власти как раз тогда, когда Амальрик I наступал на Египет, где Саладин был визирем. Против ожиданий, после смерти египетского султана он самопровозгласил себя его преемником, заручился поддержкой Нур ад-Дина в Сирии и тут развернулся. Приведя в порядок экономику Египта, принялся поглощать маленькие мусульманские владения, а потом решил обратить свой воинственный пыл против крестоносцев. Смерть Нур ад-Дина только помогла Саладину в дальнейшем наборе высоты: он завоевал Йемен и территории на запад от Египта, в Магрибе. Затем прошел маршем до Дамаска, женился на вдове правителя, чуть было не погиб во время осады Алеппо от рук ассасинов-исмаилитов и, наконец, столкнулся с крестоносцами. И тут пришла пора посмотреть на нашего немощного героя на поле боя против легендарного воителя Востока.
На пике: Мон-Жизар
Ряд историков обвиняет Балдуина и его советников в том, что они «довели до войны с Саладином»: ведь первым, что сделал пятнадцатилетний король, только получив возможность принимать самостоятельные решения, был отказ ратифицировать мирный договор с султаном, заключенный неофициальным регентом Раймундом III Триполийским.
Войдя в подростковый возраст, монарх вступил и в новую стадию развития болезни. Стало ясно: вскоре понадобится новый король. Сибилле снова стали искать мужа. Король жаждал помощи византийского императора Мануила Комнина и послал к нему Рейнальда Шатийонского — рыцаря незнатного происхождения, через брак с тетушкой Балдуина ставшего князем Антиохийским, но Мануил помочь крестоносцам не пожелал. А тем временем Саладин подготовился к нападению на Иерусалим.
И тогда 25 ноября 1177 года Балдуин и Рейнальд вышли из города с 375 рыцарями, к которым присоединилось 80 тамплиеров под руководством магистра Одо де Сент-Амана, и разбили превосходящие силы Саладина (26 тысяч человек) в битве при Мон-Жизаре. В победе сыграло роль и то, что Саладин недооценил юного противника, полагая, что тот не осмелится сразиться с ним, и то, что крестоносцы захватили Саладина врасплох, и то, что франки действительно умело бились. Балдуин преследовал противника до самого заката. Саладин потерял 90 процентов войска, включая личную охрану из мамлюков, бежал обратно в Египет, по дороге распуская слухи, что битву выиграл он, а не крестоносцы. Но в течение целого года, прежде чем возобновить атаки на франков, Саладин только зализывал раны.
Бесстыжий Ги
Летом 1180 года произошло событие, во многом предопределившее печальную судьбу Иерусалимского королевства. Сибиллу выдали замуж за Ги де Лузиньяна (Guy de Lusignan, 1160–1194), двусмысленного авантюриста, показавшегося Балдуину и его матери Агнессе приличным кандидатом — он был кузеном английского короля Генриха II (1133–1189). К тому времени Балдуин ослеп, не владел конечностями и потому пытался отречься от престола. Но раз за разом попытки найти подходящего кандидата на трон срывались. Подвел и Рейнальд Шатийонский: напал на торговый караван, шедший из Египта в Дамаск, и прямо оскорбил Саладина, захватив во время одного из таких нападений его мать. В 1182 году возмущенный Саладин возобновил атаки на франков, и Балдуин был вынужден назначить Ги де Лузиньяна регентом.
Битва при Хаттине. Средневековая миниатюра
Не прошло и года, как тот покрыл себя позором: когда Ги де Лузиньян присутствовал на свадебных торжествах в Кераке, Саладин напал на замок и осадил его прямо с гостями внутри. Балдуин, собрав оставшиеся физические силы, явился на место и снял осаду, но Ги отказался сражаться с Саладином, и султан просто отправился домой! Такой регент Балдуину не был нужен. Лузиньян удалился с супругой в Ашкалон, а королю так и не удалось добиться их развода.
«Пока он был жив, он всегда побеждал»
До последней секунды своей жизни Балдуин занимался делами Иерусалима. Разочаровавшись в регентах и попытках найти достойного наследника, в 1183 году он назначил своим соправителем пятилетнего племянника, Балдуина Монферратского. В день смерти прокаженный правитель провел последний королевский совет.
Через два года, 4 июля 1187 года Саладин победил крестоносцев и Ги де Лузиньяна, стараниями жены все-таки ставшего иерусалимским королем, при Хаттине. То была смертельная рана, нанесенная Иерусалимскому королевству; а в 1291 году крестоносцы были вовсе изгнаны с Ближнего Востока.
Но память о Балдуине в этом регионе сохранялась долго. В середине XIII века один мусульманин в Дамаске заявил оружейнику короля Людовика IX: «Были времена, когда король Балдуин Иерусалимский, тот, что был прокаженным, побил Саладина, хотя у него было всего 300 воинов против Саладиновых 30 тысяч. Сейчас ваши грехи так велики, что мы гоняем вас по полям, как скот».
Часто задаются вопросом, почему церковь не причислила этого короля-девственника и мученика к лику святых, ведь он сделал очень многое для христианства и вел исключительно праведную жизнь. Ответ прост: Балдуин мало интересовался религией. Даже будучи смертельно больным, он не рассматривал возможность удалиться в монастырь. Это был король-рыцарь, а не король-монах, и определяющими чертами его личности были личное мужество, отвага и гордость. Один хронист записал после его смерти: «Хотя с детства он страдал от проказы, он всеми силами сохранял неприкосновенность границ Иерусалимского королевства и одержал поразительную победу над Саладином при Мон-Жизар. Пока он был жив, он всегда побеждал».
Динара Дубровская
4 МАРТА 1193 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА УМЕР САЛАДИН – ЗАВОЕВАТЕЛЬ ИЕРУСАЛИМА — Общество — Аналитические статьи
После того как Саладин объединил под своим правлением Египет и Сирию, грозный султан обратил свой взор на Иерусалим. Город принадлежит христианам-крестоносцам. Дипломатический инцидент позволяет султану начать войну против короля Иерусалима. Кровавая битва происходит при Хаттине. Ценой больших потерь мусульмане одерживают победу. Когда же Саладин берет под свой контроль священный город, он приобретает на Западе репутацию короля-рыцаря благодаря своему милосердию по отношению к христианам. Также великодушно он поступит, заключив мир с Ричардом Львиное Сердце во время Третьего крестового похода.
Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб, более известный как просто Саладин, родился в 1138 году в знатной курдской семье в Тикрите, к северу от Багдада. Свою юность он проводит, воюя и объединяя халифаты Египта и Сирии. В 1174 году он полностью подчиняет себе эти две страны.
Теперь султан начинает пристально присматриваться к Иерусалиму. Иерусалимским королевством правит король Ги де Лузиньян. С 1099 года город является государством крестоносцев. Население Иерусалима космополитично, но возглавляют его только христиане. Кстати, к христианам из Византии они не имеют никакого отношения.
Саладин несколько раз бился с крестоносцами, также известными как франки. Но с некоторыми из их лидеров он в 1184 году подписывает мирные договоры. Поскольку договоры есть, то, чтобы начать войну за Иерусалим, ему нужен хороший повод. Нельзя же просто так взять и напасть. Это считается неприличным даже в те времена.
Битва при Хаттине
В конце 1186 году принц Рено де Шатийон, владыка земель в Трансиордании, дает Саладину такой повод, напав на мусульманский караван, следующий через его земли. Саладин идет войной против франков, которых поддерживает Иерусалимское королевство.
В следующем году при Хаттине (север современного Израиля) происходит кровавая битва. У крестоносцев насчитывается около 15 000 рыцарей и туркополов – турецких конных лучников, нанимавшихся христианскими государствами Восточного Средиземноморья во время крестовых походов. У Саладина воинов побольше – почти 20 000 человек. Битва происходит 4 июля 1187 года, и обе стороны несут огромные потери. Но, в конце концов, победа, хоть и с огромным трудом, достается мусульманам.
Саладин гуманно обращается с франкскими вождями, но он систематически преследует и истребляет тамплиеров, госпитальеров, а также и туркополов, которые считаются мусульманами-отступниками.
Великодушный султан
Затем он отправляется в Иерусалим, и 20 сентября 1187 года начинается его осада. 2 октября город сдается на милость победителю. Саладин приказывает не убивать тех крестоносцев, которые сдаются, и позволяет им выкупить свою свободу, а затем и уйти со своим имуществом. Тех же, кто не сдается или не имеет денег для само-выкупа, продают в рабство. По тем временам это очень благородно. Такой поступок создает ему на Западе рыцарский имидж.
Так, после почти столетнего христианского правления, Иерусалим становится мусульманским. Пять лет спустя организуется Третий крестовый поход для освобождения города.
Германский император Фридрих Барбаросса, французский король Филипп-Август и английский король Ричард Львиное Сердце так и не смогли отвоевать город. Но Ричарду удается договориться с Саладином о свободном передвижении паломников по Святой Земле.
4 марта 1193 года Саладин умер в Дамаске во время приготовлений к походу на Багдад, чтобы восстановить прежний арабский халифат. Ему было 56 лет.
04.03.2021
Александр ПАРХОМЕНКО
Завоевание Иерусалима Саладином (1187 г.
н.э.)Иерусалим, священный город для приверженцев всех трех великих монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама), был завоеван армиями Первого крестового похода в 1099 г. н.э. Мусульманам не удалось остановить свое продвижение, так как они сами были разобщены и дезорганизованы, но вскоре это должно было измениться, и Священный город должен был быть взят обратно. Саладин (1137–1193 гг. н.э.), султан Египта и Сирии, объединивший ядро Исламской империи под своими владениями, был готов нанести ответный удар. Он полностью разгромил полевую армию крестоносцев в битве при Хаттине в 1187 году н.э. и позже в том же году взял Иерусалим. Однако триумф Саладина был гораздо менее жестоким, чем триумф средневековых рыцарей Первого крестового похода (109 г.5-1099 н.э.), и за это его бесконечно романтизировали как мусульмане, так и христиане.
Иерусалим снова захвачен Саладином
Ян Люйкен (общественное достояние)
Прелюдия
Подъем турок-сельджуков в 11 веке н.
Удалить рекламу
Реклама
Саладин провел более двух десятилетий своей жизни, сражаясь с крестоносцами, и 1187 год н.э. принесет ему величайший триумф в его карьере.
Византийский император Алексей I Комнин (годы правления 1081–1118 гг. н. э.) был полон решимости обратить вспять неудачи своих предшественников. Он обратился за помощью к папству, вероятно, в поисках наемников, находящихся под его личным контролем, но результат превзошел его самые смелые фантазии.
Папа Урбан II (годы правления 1088–109).9 г. н.э.) откликнулся на призыв императора и созвал совет в Клермоне, деревне во Франции, где выступил перед собранием европейской знати и духовенства. Он использовал приправленные и преувеличенные рассказы (с некоторой долей точности) о страданиях их собратьев-христиан на Святой Земле и проповедовал священную войну против «неверных» (мусульман), взамен предлагая полную индульгенцию. (отпущение грехов). YouTube Следите за нами на Youtube!Воодушевленные речью Папы и движимые как религиозным рвением, так и практическими перспективами, дворяне со всех уголков Европы поклялись вырвать Святую Землю из рук мусульман и отправились с армиями в Первый крестовый поход (109 г.5-1099 н.э.) в Левант. Там они завоевали Никею в 1097 г. н.э. (которая была захвачена византийцами), Антиохию и Эдессу в 1098 г. н.э., а затем направились в Иерусалим, который пал в 1099 г. н.э. и подвергся массовой резне. Разрозненные мусульманские князья предприняли несколько тщетных попыток остановить продвижение крестоносцев, но потерпели унизительные поражения от рук организованных и преданных своему делу армий крестоносцев.
Удалить рекламу
Реклама
Несмотря на то, что в тот момент у исламского фронта не было сил для сражения, он медленно и неуклонно готовился вернуть себе Иерусалим. Исламская священная война или Джихад , давно забытая, теперь была возрождена для использования против крестоносцев, и знамя впервые было поднято Зенгидами (1127-1250 гг. н.э.), турецкой династией, базирующейся в Месопотамии и Сирии. После смерти второго зенгидского правителя, Нур ад-Дина (1118–1174 гг. н. э.), знамя поднял его протеже: султан Египта Саладин (1137–119 гг.).3 н.э.). К 1187 году н.э. Саладин провел более двух десятилетий своей жизни, сражаясь с крестоносцами, и именно этот роковой год принес ему величайший триумф в его карьере.
Между двумя сторонами вспыхнули военные действия, когда рыцарь-крестоносец Рейнальд из Шатийона (1125-1187 гг. н.э.) напал на мусульманский торговый караван вопреки мирному пакту 1185 г. н.э., выдвинутому его стороной. Многих он заключил в тюрьму, других убил, а когда ему напомнили о пакте, он высмеял Пророка Мухаммеда. В отместку гнев Саладина поглотит все, чего крестоносцы достигли до сих пор. 4 июля 1187 года самая большая армия крестоносцев (хотя и уступавшая по численности силам Саладина) была разгромлена в битве при Хаттине, и Святая Земля осталась незащищенной.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Латинская капитуляция перед Саладином, 1187 г. н.э.
Саид Тахсин (общественное достояние)
Взятие левантийского побережья
Сокрушительное поражение при Хаттине оставило большинство крепостей крестоносцев без достаточного количества солдат для их защиты. А поскольку угроза контратаки крестоносцев исчезла, Саладин рассредоточил свои силы, чтобы захватить левантийское побережье. Крепости пали, в основном без происшествий; во многих случаях местное мусульманское и еврейское население восстало и изгнало силы крестоносцев, приветствуя армии Айюбидов в незащищенных городах.
Историк А. Р. Аззам рассказывает следующее:Он решил разослать своих военачальников, «подобно муравьям, покрывающим все лицо страны от Тира до Иерусалима», во все концы царства. Назарет пал перед Кеукбури (Гокбори), а Наблус — перед Хусам ад-Дином. Бадр ад-Дин Дилдрим взял Хайфу, Арсуф и Кесарию, а аль-Адиль взял Яффо. Затем Саладин послал Таки уль-Дина, своего самого способного полководца, захватить Тир и Тибнин… (185)
Тибнин пал, но первой целью Саладина должен был стать Тир; эта тактическая ошибка вновь преследовала его позже, во время Третьего крестового похода (1189 г.-1192 г. н.э.). Крестоносцы со всех концов Латинского королевства стекались в Тир. После неудачной попытки договориться о сдаче города Саладин двинулся к Аскалону (воротам в Египет), взяв по пути Рамлу, Ибелин и Дарум. Хотя защитники изначально были непокорны, когда Саладин осадил город, они капитулировали без боя. Теперь он стремился завладеть самым ценным сокровищем из всех, он не знал его ни под каким другим именем, кроме как
Орел Саладина
Stanley Lane Poole (общественное достояние)
У стен Святого города
Саладин не хотел откладывать взятие святого города, чтобы не упустить эту возможность, ибо он знал, что вскоре на него обрушится мощь всего христианского мира. Он встретился с делегатами из города за пределами Аскалона и предложил щедрые условия капитуляции: они могли забрать все свое имущество и покинуть город под защитой военного эскорта Айюбидов. Это предложение было отклонено, что побудило султана предложить еще более щедрые условия: они могли продолжать жить своей жизнью, не встречая препятствий со стороны сил Айюбидов, и, если в течение следующих шести месяцев им не придет на помощь армия, они должны сдать город под властью Айюбидов. одинаковые условия. Делегаты отказались принять и это предложение, заявив, что не отдадут город ни при каких условиях. Оскорбленный султан решил подвергнуть христиан той же участи, которую постигли мусульманские и еврейские жители города в 109 г. 9 г. н.э.
Удалить рекламу
Реклама
Взятие Иерусалима крестоносцами
Эмиль Синьоль (Общественное достояние)
В эти смутные времена Балиан из Ибелина (1143-1193 гг. н.э.), французский дворянин, бежавший с поля боя при Хаттине, добивался благосклонности Саладина и умолял его чтобы ему разрешили войти в город, чтобы он мог взять свою жену и детей в Тир. Саладин согласился на просьбу Балиана при двух условиях: во-первых, он останется там только на одну ночь, заберет свою семью и уйдет, а во-вторых, он никогда не поднимет меч против султана. Но оказавшись внутри города, французский рыцарь был опознан жителями, и его призвали остаться и защищать Иерусалим. Он написал Саладину, объяснив свою ситуацию и потребовав безопасного поведения для своей семьи. Султан не только выполнил его просьбу, но также принял членов своей семьи в качестве гостей и отбыл с подарками и вооруженным эскортом в Тир.Армия Айюбидов, решившая штурмовать и разграбить город, уверенно двинулась к нему под предводительством самого султана. Их флаги были видны на западной стороне Иерусалима 20 сентября. Поскольку в Иерусалиме остро не хватало живой силы, Балиану пришлось посвятить в рыцари нескольких мужчин (и даже детей), но и тогда у горожан не было шансов на прямой штурм, их главной надеждой было удержать стены.
25 сентября осадные силы Саладина по иронии судьбы расположились в том месте, откуда 88 лет назад город атаковали рыцари Первого крестового похода.
Когда началась осада, стены и башня были осыпаны стрелами и забросаны камнями, брошенными из катапульт и мангонелей; осадные башни были отправлены вперед, чтобы взять стены, но были оттеснены силами, вырвавшимися из ворот. Этот тупик сохранялся в течение нескольких дней, пока султан не осознал свою тактическую ошибку: мало того, что этот район было легко защитить, солнце смотрело прямо на его истребители, а ослепляющий свет не позволял им сражаться до полудня. Он двинул свои осадные силы на восток, к Елеонской горе, где никакие близлежащие ворота нельзя было использовать для вылазок. 25 сентября осадные силы Саладина, по иронии судьбы, расположились в том месте, откуда 88 лет назад город атаковали рыцари Первого крестового похода. Действительно, это был действенный ход, всего через три дня горняки султана проделали в стене брешь, и теперь город можно было штурмовать.
Удалить рекламу
Реклама
Город сдается
Не в силах больше защищать город, Балиан выехал, чтобы обратиться непосредственно к султану и предложил бескровную сдачу города. Его слова передал Стэнли Лейн Пул:
.«О султан, — сказал он, — знай, что мы, солдаты, в этом городе среди бог знает скольких людей, которые ослабляют борьбу в надежде на твою милость, веря, что ты даруешь им ее, как ты даровал его другим городам – ибо они ненавидят смерть и желают жизни. Но для себя, когда мы увидим, что смерть должна быть неизбежной, клянусь Богом, мы зарежем наших сыновей и наших женщин, мы сожжем наше богатство и наше имущество, и не оставим вам ни блесток, ни мешка для грабежа, ни мужчину, ни женщину для грабежа. порабощать; и когда мы закончим это, мы разрушим Скалу и мечеть эль-Акса (аль-Акса), и другие святые места, мы убьем рабов-мусульман, которые находятся в наших руках — их 5000, — и зарежем все звери и лошади, которые у нас есть; и тогда мы выйдем к вам всем телом и будем сражаться с вами за наши жизни: ни один человек из нас не падет, пока не убьет себе подобных; так мы умрем славно или победим, как джентльмены» (228–229).)
Были ли угрозы надуманными или искренними, речь попала в цель, Саладин, ослепленный яростью из-за оскорбительного столкновения с эмиссарами крестоносцев в Аскалоне, решил избавить город от кровавой бойни. Он понял, что не может допустить, чтобы исламские святыни и мусульмане пострадали, поскольку он защищал себя как их хранитель.
Сдача Иерусалима (1187 г. н.э.)
Неизвестно (общественное достояние)
Но нужно было решить еще одну проблему; он поклялся штурмовать город и не мог отступить от своего слова. Он принял капитуляцию при одном условии: крестоносцы в городе должны были быть военнопленными, они могли выкупить себя или попасть в рабство. Выкуп был очень щедрым даже по меркам того времени: 10 динаров за мужчин, 5 за женщин и 1 за детей. 7000 бедняков должны были быть освобождены в обмен на 30 000 золотых динаров из городской казны из денег, присланных королем Англии Генрихом II ( годы правления 1154–1189).СЕ).Удалить рекламу
Реклама
Жителям дали 40 дней на то, чтобы договориться о выкупе, но многие этого не сделали. Брат Саладина аль-Адиль, Балиан из Ибелина и многие амиры (генералы) армии Айюбидов освободили людей по собственному желанию. Что же касается самого Саладина, то он объявил, что все пожилые люди, которые не могут позволить себе свободу, должны быть в любом случае освобождены. Более того, он разрешил всем дворянкам покинуть город без выкупа; королева Иерусалима Сибилла (годы правления 1186–119).0 н.э.), также получила охрану для встречи с ее мужем, Ги де Лузиньян (1150-1194 гг. н.э.), который был в плену у Саладина.
К султану также подошла группа плачущих женщин, которые, по допросу, оказались дамами и девами рыцарей, которые были либо убиты, либо взяты в плен. Они умоляли султана о пощаде, и Саладин приказал отпустить их мужей, если они были живы, и ни одна из этих женщин не была порабощена. О доброте Саладина позже хвалебно рассказал оруженосец Балиана.
Саладин и христиане Иерусалима
Альфонс-Мари-Адольф де Невиль — Франсуа Гизо (общественное достояние)
Однако богатые люди, несмотря на наличие необходимых ресурсов, отказывались платить за бедных. Патриарх Ираклий обратился к султану с просьбой об освобождении нескольких сотен человек, но никому больше не заплатил. Вместо этого он покинул город с повозками, нагруженными золотыми чашами и другими сокровищами из священных церквей, в то время как мусульманские феодалы требовали свою долю рабов и жадно сковывали людей цепями как свою собственность. Тем не менее Саладин остался верен своему слову, город был взят бескровно, правда ценой порабощения 15 000 человек — 7 000 мужчин и 8 000 женщин. Сам Саладин вошел в город в пятницу, 2 октября, что также выпало на 27-е число Реджеба по исламскому календарю, в годовщину ночного путешествия Пророка в город. Это, конечно, было сделано намеренно; он хотел показать мусульманскому миру, что идет по стопам их предков.Последствия
Очищена мечеть Аль-Акса, с нее сорван крест крестоносцев. Здание было вымыто и очищено, снесены соседние постройки, занявшие его территорию, а также многочисленные артефакты крестоносцев, размещенные внутри мечети. Внутри были расставлены восточные ковры, и каждый уголок был опрыскан духами. Кафедра, приготовленная по приказу покровителя Саладина Нур ад-Дина (который хотел сам отвоевать священный город, но не дожил до этого), была поставлена султаном в мечети, что символизировало завершение его мечта мастера. Спустя 88 лет пятничная молитва в мечети прошла коллективно.
Купол Скалы
идоби (CC BY-SA)
Христианские церкви были преобразованы в мечети, хотя коренным христианам, таким как православные и копты, было разрешено оставаться и свободно поклоняться в городе в обмен на налог джизий (взимается с немусульман вместо обязательной военной службы). Храм Гроба Господня, самое святое место в христианской традиции, был закрыт на три дня, пока Саладин не решил его судьбу. Некоторые мусульмане просили у него разрешения на его уничтожение, в то время как другие выступали за его защиту. В конце концов Саладин отдал свое решение в пользу последнего. Более чем за пять столетий до своего времени второй халиф ислама, халиф Умар (годы правления 634-644 н.э.) взял церковь под свою защиту, и Саладин не мог поступить иначе.Падение Иерусалима ударило по Европе, как ударная волна. Многие ученые, в том числе Вильгельм, архиепископ Тирский (1130-1186 гг. н.э.), считали Саладина формой божественного наказания, другие считали его бичом. Однако для мусульман это был долгожданный успех, принесенный им их султаном.
Крестоносцы вывели свою полевую армию из своих укреплений, и поскольку большая часть армии крестоносцев была уничтожена, ничто не стояло на пути мусульман. Тир, единственный бастион Креста на Святой земле, как отмечалось ранее, стал центром сопротивления. Вскоре часть оставшейся армии крестоносцев, которой не разрешили войти в Тир, осадила Акру (1189 г.-1191 г. н.э.). Это был этап прибытия армий Третьего крестового похода (1189-1192 гг. н.э.) под командованием Ричарда I из Англии (годы правления 1189-1199 н.э.) и Филиппа Августа из Франции (годы правления 1180-1223 н.э.). Хотя этой экспедицией были восстановлены части левантийского побережья, Иерусалим Саладина остался нетронутым.
Заключение
Битва при Хаттине и последующее завоевание Иерусалима в совокупности могут быть названы Саладином magnum opus . Он стремился всю свою жизнь, потратил все свое богатство и посвятил всю свою волю одной единственной цели: возрождению дела мусульман на Святой Земле и изгнанию крестоносцев. Хотя ему не удалось выполнить последнее, он нанес непоправимый ущерб делу крестоносцев.
Статуя Саладина в Дамаске
krebsmaus07 (CC BY)
Саладин почитается как самая важная мусульманская фигура в крестовых походах. Его решение пощадить христиан Иерусалима, резко контрастирующее с тем, что произошло 88 лет назад, вдохновило авторов и историков на создание легендарной посмертной репутации этого человека. Его действия, однако, имели и практическую причину: он не хотел создавать мучеников для мести за христианское дело. Тем не менее, его постоянно восхваляют не только мусульмане, но и европейские христиане. Рассказы о его подвигах и его личности известны и по сей день, и хотя эти басни являются произведениями художественной литературы, они подтверждают статус Саладина как одного из самых влиятельных людей в мировой истории.Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Иерусалим | История, карта, религия и факты
Последние новости
3 марта 2023 г., 20:41 по восточноевропейскому времени (AP)
Масло для коронации Карла III освящено в Иерусалиме
Два старших священнослужителя в Иерусалиме освятили святое масло который будет использован для помазания короля Карла III во время его коронации 6 мая, поскольку англиканская церковь стремится подчеркнуть долгую историю монархии и связи королевской семьи с Ближним Востоком
1 марта 2023 г. , 15:39 по восточноевропейскому времени (AP)
Столкновения израильских демонстрантов и полиции в Иерусалиме, Тель-Авиве драка с полицией возле частной резиденции премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Иерусалиме, поскольку недели антиправительственных протестов переросли в насилие
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Иерусалим , иврит Йерушалаим , арабский Байт аль-Мукаддас или Аль-Кудс , древний город на Ближнем Востоке, который с 1967 года полностью находится под властью Государства Израиль.
Священный город Иерусалим, долгое время являвшийся предметом почитания и конфликтов, управлялся, как провинциальным городом, так и национальной столицей, многочисленными династиями и государствами. В начале 20 века город, как и вся историческая Палестина, стал средоточием конкурирующих национальных устремлений сионистов и палестинских арабов. Эта борьба часто выливалась в насилие. Организация Объединенных Наций (ООН) попыталась объявить город corpus separatum (лат. «отдельная сущность») — и, таким образом, предотвратить дальнейший конфликт, — но первая арабо-израильская война в 1948 году оставила Иерусалим разделенным на израильский (западный Иерусалим) и иорданский (восточный Иерусалим) сектора. В следующем году Израиль объявил город своей столицей. Во время Шестидневной войны 1967 года еврейское государство оккупировало иорданский сектор и вскоре после этого расширило границы города, присоединив тем самым некоторые районы Западного берега, ранее принадлежавшие иорданцам, и распространило свою юрисдикцию на объединенный город. Хотя действия Израиля неоднократно осуждались ООН и другими органами, Израиль подтвердил статус Иерусалима как своей столицы, обнародовав специальный закон в 1919 г.80. Статус города оставался центральным вопросом в споре между Израилем и палестинскими арабами, которые претендуют на то, чтобы Восточный Иерусалим был столицей будущего палестинского государства. Площадь 49 квадратных миль (126 квадратных километров). Поп. (оценка 2016 г.) 936 425. (Для получения дополнительной информации о конфликте между Израилем и арабами, см. Израиль; Палестина; Западный берег; арабо-израильские войны.)
Характер города
Иерусалим играет центральную роль в духовной и эмоциональной перспективе три основные монотеистические религии. Для евреев всего мира это средоточие вековых чаяний, живое доказательство древнего величия и независимости и центр национального возрождения; для христиан это сцена агонии и триумфа Иисуса; для мусульман это цель мистического ночного путешествия пророка Мухаммеда и место, где находится одна из самых священных святынь ислама. Для всех трех конфессий это священный город, центр паломничества и объект поклонения.
Несмотря на быстро меняющуюся демографию, Иерусалим сохранил разнообразный и космополитический характер, особенно в обнесенном стеной Старом городе с его армянскими, христианскими, еврейскими и мусульманскими кварталами: арабы в традиционной и современной одежде; христиане, западные и восточные, в их бесконечном разнообразии светских облачений и монашеских облачений; евреи в повседневной и православной одежде; и множество туристов объединяются в красочные, калейдоскопические узоры.