Российская контрразведка отмечает 100-летний юбилей
6 мая 2022, 05:08
МОСКВА, 6 мая. /ТАСС/. Российская контрразведка отмечает столетие со дня образования в составе отечественных органов безопасности контрразведывательных подразделений. Об этом ТАСС сообщили в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ.
«6 мая 1922 года начала работу коллегия Государственного политического управления при НКВД РСФСР (ГПУ), принявшая решение сформировать централизованное, головное в системе органов государственной безопасности, подразделение контрразведки — контрразведывательный отдел (КРО) в составе секретно-оперативного управления (СОУ) ГПУ», — сообщили в ЦОС. На следующий день были утверждены его штат и структура, а первым начальником КРО стал Артур Христианович Артузов (Фраучи), с именем которого связаны разработка и проведение признанных классикой контрразведывательного искусства операций «Трест» и «Синдикат-2».
«Аббревиатура КРО пережила столетие и является в среде сотрудников и ветеранов ФСБ России узнаваемым символом надежности, профессионализма, глубокого осмысления оперативной обстановки, быстрой реакции на ее изменения, комбинаторного мышления, беззаветной преданности своему долгу, порядочности и честности, — отметили в ЦОС ФСБ. — И сегодня, как и много лет назад, контрразведка решает сложнейшие задачи по сковыванию усилий «коллективного Запада», направленных на нанесение ущерба безопасности нашей страны в военной, политической и экономической сферах».
Вековая история
Как и отечественные органы безопасности в целом, подразделения контрразведки неоднократно реорганизовывались. 10 сентября 1930 года «в целях объединения работы по всем видам шпионажа» КРО был влит в состав Особого отдела (ОО) ОГПУ в качестве 1-го отдела с задачами борьбы со шпионажем и наблюдения за иностранными посольствами, консульствами и их связями. В июле 1934 года Особый отдел вошел в состав Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР, но 28 ноября 1936 года был расформирован, а в составе ГУГБ НКВД СССР был создан самостоятельный Контрразведывательный отдел. По соображениям конспирации 25 декабря 1936 года подразделениям ГУГБ были присвоены номерные обозначения, и КРО получил условное наименование «3-й отдел ГУГБ НКВД СССР».
В рамках начатой зимой 1941 года реформы органов госбезопасности 3 февраля 1941 года на базе ГУГБ НКВД СССР был образован НКГБ СССР, в структуре которого создано 2-е (контрразведывательное) управление (затем до 1943 года НКГБ было вновь объединено с НКВД). Весной 1946 года НКГБ СССР стало Министерством госбезопасности СССР, а статус управления контрразведки был повышен до 2-го Главного управления МГБ СССР.
В марте 1953 года контрразведка стала Первым Главным управлением (разведка — Вторым Главным управлением) созданного МВД СССР, объединившего органы госбезопасности и внутренних дел. В образованном 13 марта 1954 года КГБ при Совете министров СССР номерные обозначения разведывательного и контрразведывательного подразделений были возвращены к первоначальному варианту, и контрразведка вновь стала Вторым Главным управлением КГБ вплоть до 1991 года.
В постсоветской России была предпринята попытка организации «контрразведки в чистом виде» в форме Федеральной службы контрразведки (ФСК), в состав которой при ее создании в декабре 1993 года не были включены ни следственные, ни пограничные органы, ни подразделения спецназначения.
«За свою вековую историю отечественная контрразведка, постоянно эволюционируя и совершенствуя формы и методы оперативной работы, превратилась в мощный инструмент эффективного противодействия шпионской и иной подрывной деятельности специальных служб и антироссийских центров иностранных государств», — отметили в ЦОС. В настоящее время контрразведка является основным, системообразующим элементом ФСБ России. Задачами контрразведки объединены все подразделения и органы безопасности.
Предшественники контрразведки
В ЦОС ФСБ отметили, что 100-летие образования контрразведывательных подразделений не означает, что до мая 1922 года против нашей страны не велось шпионажа, и со шпионами и изменниками никто не боролся.
Уже в Соборном уложении 1649 года, принятом после Смутного времени, предусматривалось суровое наказание за государственную измену: «А будет кто царского величества недругу город сдаст изменою, или кто царского величества в городы примет из иных государств зарубежных людей для измены же, а сыщется про то допряма, и таких изменников казнити смертию же».
Согласно воинскому Артикулу 1715 года солдаты обязаны были доносить о вражеских шпионах, лазутчиках и изменниках «в надлежащем месте или офицерам своим».
В Третьем отделении собственной канцелярии Николая I функции контрразведки выполняла III экспедиция, затем в Департаменте (государственной) полиции контрразведкой занимался Особый отдел, а после его ликвидации в 1914 году — 9-е делопроизводство. Кроме того, контрразведывательной работой занимались подчиненные Департаменту полиции охранные отделения и дислоцированные на всей территории Российской империи подразделения Отдельного корпуса жандармов.
Первые подразделения контрразведки
20 января 1903 года было принято решение о создании при Главном штабе Русской императорской армии специального органа под названием «разведочное отделение»: «Деятельность сего органа должна заключаться в установлении негласного надзора за обыкновенными путями тайной военной разведки, имеющими исходной точкой иностранных военных агентов, конечными пунктами лиц, состоящих на нашей государственной службе и занимающихся преступной деятельностью, и связующими звеньями между ними — иногда целый ряд агентов, посредников в передаче сведений».
В 1911 году при Главном управлении Генштаба были созданы Петербургское городское контрразведывательное отделение и девять контрразведывательных отделений при штабах военных округов: Петербургское, Московское, Виленское, Варшавское, Киевское, Одесское, Тифлисское, Иркутское и Хабаровское. К июню 1915 года в систему органов по борьбе со шпионажем в Российской империи входили также контрразведывательные отделения штабов фронтов и армий. Кроме того, в крупных населенных пунктах на театре военных действий при необходимости учреждались контрразведывательные пункты. В сентябре 1915 года были образованы морские контрразведывательные отделения: Морского Генерального штаба, Финляндское, Балтийское, Черноморское, Беломорское и Тихоокеанское.
Разработанные органами безопасности царской России основные формы и методы оперативно-разыскной деятельности, а также накопленный опыт борьбы с иностранными разведками были взяты на вооружение при организации подразделений КРО, а затем существенно доработаны и усовершенствованы, отметили в ЦОС ФСБ России.
В новость внесена правка (13:58 мск ) — передается с уточнением названия ведомства во втором абзаце
Теги:
Россия
Алтайское управление ФСБ отметило 100-летие органов безопасности БАРНАУЛ :: Официальный сайт города
Порядок приема и рассмотрения обращений
Все обращения поступают в отдел по работе с обращениями граждан организационно-контрольного комитета администрации города Барнаула и рассматриваются в соответствии с Федеральным Законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», законом Алтайского края от 29.12.2006 № 152-ЗС «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края», постановлением администрации города Барнаула от 21.08.2013 № 2875 «Об утверждении Порядка ведения делопроизводства по обращениям граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, организации их рассмотрения в администрации города, органах администрации города, иных органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, предприятиях».
Прием письменных обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц принимаются по адресу:
График приема документов: понедельник –четверг с 08.00 до 17.00, пятница с 08.00 до 16.00, перерыв с 11.30 до 12.18. При приеме документов проводится проверка пунктов, предусмотренных ст.7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
Ответ на электронное обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Итоги работы с обращениями граждан в администрации города Барнаула размещены на интернет-странице организационно-контрольного комитета.
В Музее прошла конференция, посвященная 100-летию нелегальной разведки
В Государственном музее политической истории России прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Деятельность российских иностранных разведок в XIX-XXI вв.», посвященная 100-летию нелегальная разведка в России.
Конференция продлилась два дня — 21 и 22 апреля. Историки и исследователи обсудили роль разведки в обеспечении безопасности России.
Темы включены:
— Операции советской внешней разведки и русская эмиграция.
— Борьба спецслужб России со шпионажем в 19-20 веках.
— Исторические портреты разведчиков-нелегалов.
— Актуальные проблемы историографии внешней разведки.
Конференция собрала 38 участников из семи городов и научных центров России от Петрозаводска до Хабаровска. В конференции приняли участие ученые и исследователи академических, архивных и образовательных учреждений, в том числе Института российской истории РАН; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Академия военно-исторических наук Российской Федерации; Санкт-Петербургский университет МВД России; Санкт-Петербургский государственный университет; Восточно-Сибирский институт МВД России; Институт востоковедения РАН; Кубанский государственный университет и другие.
Открывая конференцию, директор Государственного музея политической истории России Евгений Артемов отметил, что эта тема особенно актуальна сегодня: «В условиях геополитического и цивилизационного противостояния роль и место органов государственной безопасности иностранных разведок в России многократно возрастает, и их исторический опыт имеет практическое значение. На протяжении двух десятилетий историки, исследователи и работники органов безопасности, объединенные историческими чтениями на Гороховой, 2, профессионально и объективно критически рассматривают роль и место органов государственной безопасности Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. на основе исторических источников. Обращение к неисследованным темам позволяет всесторонне взглянуть на деятельность внешней разведки в XIX-XXI веках и проанализировать ее на современном научном уровне».
В этом году музей реализует комплексный проект, который включает, помимо конференции, издание иллюстрированного сборника научных статей «Политическая история России. 19-21 века. К 100-летию нелегальной разведки». Также в декабре в филиале музея «Гороховая, 2» откроется выставка «Без права на славу, во славу государства». «История отечественной нелегальной разведки будет представлена на примерах судеб таких шпионов-нелегалов, как Яков Серебрянский, Дмитрий Быстролетов, Рудольф Абель, Ашот Акопян и других», — сказал начальник филиала «Гороховая, 2» Сергей Спиридонов.
Создание нелегальной разведки в России восходит к 1922 году. 28 июня 1922 года Коллегия Главного политического управления утвердила положение о так называемом Закордонском отделе Иностранного отдела, который занимался внешней разведкой. Это было оправдано политической изоляцией Советского государства: с большинством иностранных государств не были установлены дипломатические отношения, а потому там не было дипломатов и торговых представителей. Получить информацию о планах и намерениях иностранных государств можно было только с помощью нелегальной разведки.
Служба разведки и безопасности и принятия стратегических решений
Россия
Марк Галеотти
Май 2019 г., номер 030
Резюме
- Разведывательные службы и спецслужбы обладают непропорциональным влиянием в путинской России не только благодаря своим институциональным ролям в системе, но и благодаря своему социальному и политическому авторитету.
- У них есть некоторые общие представления о мире — в частности, что он по существу враждебен и в нем доминирует конкуренция с нулевой суммой, — но они также глубоко разделены по поколенческим, фракционным, личным и идеологическим линиям.
- В общих чертах сила агентств способствует нескольким ключевым политическим тенденциям: сочетание стратегической осторожности и тактического риска, многовекторные подходы, основанные на индивидуальной и институциональной инициативе, и по существу изолированный и тайный механизм принятия решений, который делает его трудно рассматривать альтернативные взгляды.
Сообщества разведки и безопасности — в первую очередь Федеральная служба безопасности (ФСБ), Служба внешней разведки (СВР), военная разведка (до сих пор известная как ГРУ 1 ) и Федеральная служба охраны (ФСО 2 ) — особо могущественные структуры в России, с особенно сильными связями в Кремль и, таким образом, видимо, способными влиять на политику и стоящие за ней кодексы и культуру.
Их интересы
Службы не составляют единого однородного блока (нельзя доверять легким ссылкам на силовиков или «силовиков», как будто они составляли одно целое или культуру) и даже отдельные службы делятся по поколенческим, фракционным, личным и идеологическим признакам. 3 Тем не менее, в целом можно выделить круг интересов.
Конкуренты
Преднамеренное решение как разрешить дублирование служебных обязанностей, так и поощрять конкуренцию в духе «разделяй и властвуй» означает, что существует особенно острая конкуренция между службами, а также часто между подразделениями и отдельными лицами внутри служб . Конкуренция за президентское одобрение особенно сильна и привела к извращенной конкуренции за то, чтобы говорить боссу то, что, по их мнению, он хочет услышать, а не то, что ему нужно услышать.
Патриоты
Тем не менее, эту конкуренцию не следует преувеличивать, особенно сейчас, когда ведомства (и Кремль) по сути считают себя находящимися в состоянии войны с Западом. Политически опасно ставить под угрозу более широкое дело только из-за фракционных интересов. Дело также в том, что в основном сотрудники службы безопасности и разведки искренне считают себя патриотами; другие сервисы просто конкуренты, а не враги.
Клептократы
Абстрактная лояльность в повседневной жизни часто отходит на второй план по сравнению с личными интересами, поскольку недостаточно регулируемая и наделенная властью когорта сотрудников службы безопасности и разведки ищет способы обогатиться, независимо от того, продают ли сотрудники ФСБ информацию или помощь в расследовании междоусобиц (например, эти интересы проявились в арестах министра экономического развития Алексея Улюкаева в ноябре 2016 г. и американского предпринимателя Майкла Калви в феврале 2019 г.) или сотрудники СВР, использующие дипломатические каналы для контрабанды. 4 Это также означает, что элементы агентств могут быть подчинены, даже если только временно, экономическим интересам для продвижения своих собственных дел и дел. СВР, например, похоже, заняла особенно сильную позицию в поддержку режима Николаса Мадуро в Венесуэле, и есть предположения, что эта поддержка отражает влияние Игоря Сечина, главы нефтяного конгломерата «Роснефть». 5
Новое дворянство
Николай (не)известное описание Патрушевым членов разведывательного и силового сообщества как «нового дворянства» было корыстным и лестным, но в каждой службе и секторе также присутствует определенная степень esprit de corps. в целом. 6 Часто это патологическое и проблематичное явление, ведущее к взаимному сокрытию и преступности, но оно также имеет и положительное измерение, когда элементы искренне стремятся делать хорошую работу и помогать строить лучшую Россию, как бы они ни определяли это.
Сообщества разведки и службы безопасности стратегически объединены и тактически разделены. Они, как правило, разделяют общее представление о мире и о том, как он устроен, и о его предполагаемой враждебности по отношению к России, а также о том, как Россия может и должна реагировать на это. Однако большую часть времени они слишком разделены и поглощены непосредственной борьбой, чтобы прийти к более глубокому консенсусу.
defence.gov
Министр обороны США Чак Хейгел встречается с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым в Пентагоне, 21 мая 2013 г.
Институциональный кодекс и культура
Ниже приведены некоторые из основных стратегических предположений, которых обычно придерживаются службы, которые они стремятся использовать в национальной политике, помимо своих собственных отраслевых интересов:
- «Война — это вечный.» Службы унаследовали дух Комитета государственной безопасности (КГБ), который, по сути, заключается в том, что они всегда находятся в условиях военного времени.
- «Активные меры являются центральным стратегическим активом». Следствием вышеизложенного является то, что активные мероприятия — тайные политические операции — не являются исключительным ответом, как это принято считать на Западе (по крайней мере, в мирное время), а вполне нормальным и уместным инструментом государственного управления.
- «Как за границей, так и дома». Вся внешняя политика движима внутренними политическими интересами, и эта максима также распространяется на сверхсознание, граничащее с паранойей, в той мере, в какой беспорядки на самом деле отражают внешнее влияние. Утверждения России о том, что протесты Евромайдана 2013–2014 гг. на Украине или протесты на Болотной улице 2011–2012 гг. в России были спровоцированы, поощрялись и манипулировались Западом, особенно Соединенными Штатами, являются не просто удобным самооправданием, но отражают искреннее убеждение многие в разведывательном сообществе (и в Кремле в целом).
- «Мы не уникальны». Службы предполагают, что Запад и другие державы разделяют те же убеждения, что и русские, в отношении природы мира с нулевой суммой, даже если западные державы маскируют такие убеждения лицемерной риторикой или, возможно, им нужно реже прибегать к активным мерам, потому что Вместо этого они могут полагаться на экономическую мощь и другие формы рычагов. Основное предположение состоит в том, что Родина должна справиться с тайной политической кампанией из-за рубежа, по крайней мере, такой же грозной, как и все, что могут придумать ее сыновья.
Результатом этих предположений является своего рода идеологический союз с другими интересами, стремящимися разыграть внешнюю угрозу и необходимость жесткого ответа, от министерства обороны до националистов, даже если такие союзы и согласованность службы ломаются над вопросами тактики и распределения ресурсов.
Тяга к выработке политики
Среди других ведомств, таких как министерство иностранных дел и даже министерство обороны, в Москве широко распространено мнение, что спецслужбы и службы безопасности обладают непропорциональной властью в сегодняшней России. Эта сила проявляется через следующие каналы:
- Передача информации, анализа и политических рецептов непосредственно в Кремль: Члены разведывательного сообщества и службы безопасности занимают институционально привилегированное положение с точки зрения формирования мировоззрения Кремля, не в последнюю очередь благодаря тому, что они проводят Путину его первые утренние брифинги. У них также есть преимущество «мягкой силы», заключающееся в том, что Путин явно отдает предпочтение их взглядам. Хотя их формальная роль заключается в предоставлении информации и анализа, эта роль расширилась до адвокации различных политик, особенно с 2014 года9.0038
- Работа через свои социальные сети: Есть несколько ветеранов службы, а также лица, лично или профессионально связанные со службами, занимающие влиятельные должности. Среди них есть известные личности, например, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев и Игорь Сечин. 7 Произошла также значительная «колонизация» таких институтов, как Администрация Президента, на руководящих должностях, т.
- Использование своего тайника: Службы обладают социальной силой, порождаемой как уважением, так и страхом, а также их ценностью как потенциальных союзников. Эта сила особенно ярко выражена на местном уровне, и стоит отметить, что региональные элиты часто имеют право голоса в принятии стратегических решений, от лидеров Северного Кавказа, говорящих об опасности джихада, до губернаторов с крупными оборонными предприятиями в своих регионах, лоббирующих заказы. и рисование картины угрозы, чтобы оправдать их. На этом уровне у ФСБ есть преимущество в том, что ее региональная сеть офисов и роль внутренней безопасности открывают больше возможностей для создания таких союзов, но ФСО (обеспечивающая безопасность некоторых региональных руководителей и зданий) также может конкурировать в этой сфере. .
- Использование своего веса в СМИ: Службы являются активными лоббистами через средства массовой информации, используя средства массовой информации с известными связями (например, общепризнанной связью между ФСБ и LifeNews) и применяя свои возможности для распространения и искажения историй.
Конечно, здесь тоже есть фундаментальный вопрос о курице и яйце. В какой степени службы формируют политику и какую пользу они получают, поскольку их интересы, предположения и предпочитаемые ответы совпадают с интересами Путина и его ближайших союзников?
Воздействие на политику
Существует много конкретных областей, в которых можно указать на конкретные последствия участия агентств, включая (совсем недавно) поддержку Россией ливийского военачальника Халифы Хафтара, что, как принято считать, отражает действия ГРУ предпочтения. 8 Воздействие ведомств на основы путинской стратегии и подход к принятию решений по международным делам включает следующее:
- Неприятие стратегического риска: Цели Кремля, которые во многом основаны на картине угроз, предоставляемой спецслужбами и спецслужбами, состоят в том, чтобы максимизировать положение страны в мире и, в еще большей степени, защитить государство (приоритет, особенно усиленный ФСО и ФСБ). Произошло устойчивое смешение российского государства и нынешнего режима; поэтому приоритетом Кремля является сохранение статус-кво с Путиным во главе до тех пор, пока он этого хочет. Агентства могут и явно часто совершают серьезные ошибки в своих оценках серьезных рисков, не в последнюю очередь в их очевидном совете о том, что интервенция на юго-востоке Украины быстро заставит Киев капитулировать. Однако эти агентства поощряют определенную стратегическую осторожность: ни одна выигранная битва не стоит проигранной войны. Их очень манихейский и конфронтационный взгляд на мир склоняет их к мысли, что серьезные неудачи за границей будут безжалостно и катастрофически использованы врагами России.
- Тактический риск: Как было отмечено в более общем плане, российский стратегический подход имеет тенденцию к эмерджентности, определяемой Дмитрием Горенбургом как «подход, который принимает неудачу как цену проверки конкретной гипотезы и быстро импровизирует для достижения успеха». 9 Спецслужбы особенно привержены этой готовности рисковать, пока они не считаются потенциально проигрышными в войне. Этот подход был особенно заметен в отношении ГРУ — в операциях во время президентской кампании в США в 2016 году, отравлении Сергея и Юлии Скрипалей в 2018 году и попытке вторжения Организации по запрещению химического оружия — но не ограничивается одной службой. Часто наглые операции СВР по оказанию влияния часто приводили к обратным результатам (даже спровоцировав обычно лежащую на полу Грецию на высылку четырех агентов в июле 2018 года), но почти не показывают признаков ослабления, вместо этого смещая акцент со стремления к прямому политическому выбору на максимизацию разногласий в существующих дебатах.
- Многопрофильные операции: Службы разведки и безопасности усвоили зачастую конкурентный характер российской «адхократии», при которой многочисленные действующие лица и ведомства выдвигают свои собственные инициативы в надежде угодить Кремлю. 10 На Донбассе, например, у ФСБ и ГРУ есть свои союзники, клиенты и, предположительно, интересы. В Сирии остатки псевдонаемнической операции группы Вагнера теперь больше обязаны ФСБ, чем ГРУ. СВР, ГРУ и даже ФСБ управляют конкурирующими разведывательными сетями, которые больше конкурируют, чем сотрудничают. 11 В результате их институциональные интересы поддерживают существующую российскую тенденцию действовать по нескольким и иногда даже противоречивым направлениям, а не по безжалостно дисциплинированной модели, сформированной единой целенаправленной стратегией, как предполагают некоторые наблюдатели.
- Тайное принятие решений: Агентства в настоящее время играют важную роль в формировании мировоззрения Путина и его окружения и имеют завидную возможность отвести большую часть вины, когда их советы оказываются плохими. В значительной степени такая позиция является результатом принципиально непрозрачного и деинституционального характера процесса принятия решений, что сводит к минимуму влияние структур с разными точками зрения, таких как министерство иностранных дел, и любые пережитки системы сдержек и противовесов. Хотя эти отношения исключают альтернативные точки зрения и способствуют групповому мышлению, они слишком уж в интересах ведомств — и других бенефициаров, таких как личные соратники Путина, — чтобы они были готовы увидеть изменение такой формы принятия судебных решений.
Для академического цитирования
Марк Галеотти, «Службы разведки и безопасности и принятие стратегических решений», Marshall Center Security Insight , no. 30 мая 2019 г., https://www.marshallcenter.org/en/publications/security-insights/intelligence-and-security-services-and-strategic-decision-making-0.
Примечания
1 Главное разведывательное управление Генерального штаба (ГРУ ГШ) в настоящее время известно просто как Главное управление (ГУ ГШ), но до сих пор широко используется прежняя аббревиатура. Путин, выступая на гала-вечере, посвященном 100-летию ГРУ в 2018 году, предположил, что ГРУ следует вернуть себе прежний титул; RT, «Путин предложил вернуть военной разведке название ГРУ [Путин предложил вернуть название ГРУ военной разведке]», 2 ноября 2018 г. , https://www.youtube.com/watch?v=QUiSbPA0GWg.
2 В эту организацию входит Служба безопасности президента (СБП).
3 Для получения дополнительной информации о культуре и структурах агентств см. Марк Галеотти, «Путинская гидра: внутри российских разведывательных служб», Лондон: Европейский совет по международным отношениям, май 2016 г., https://www.ecfr.eu /publications/summary/putins_hydra_inside_russias_intelligence_services.
4 Самый примечательный (но не уникальный) случай — обнаружение 400 килограммов кокаина на территории посольства России в Аргентине в феврале 2018 года. Подробнее об этом деле см., например, у Ханны Стрейндж, « В посольстве России в Аргентине изъято 400 кг кокаина», The Telegraph, 23 февраля 2018 г., https://www.telegraph.co.uk/news/2018/02/23/400kg-cocaine-seized-russian-embassy-argentina .
5 О роли и интересах Сечина см., например, Любовь Степушова, «Судьба Николаса Мадуро в руках Игоря Сечина», «Правда», 1 февраля 2019 г. , https://www.pravda.ru/world/1405777-sechin.
6 Комсомольская правда, «Директор Федеральной службы безопасности России Николай Патрушев: Если мы «сломались» И уходим с Кавказа – начнется развал страны [Директор ФСБ России Николай Патрушев: Если мы „сломались“ и уйти с Кавказа, начнется развал страны]», 19 декабря, 2009 г., https://www.kp.ru/daily/22458/7028.
7 Принято считать, что Сечин был офицером ГРУ в советское время.
8 См., например, Георгий Тадтаев, «Новый плацдарм: что известно о переброске российских военных в Ливию», РБК, 9 октября 2018 г. , https://www.rbc.ru/politics/09/10/2018/5bbc8efa9a7947544a676112.
9 Дмитрий Горенбург, «Российская стратегическая культура в условиях балтийского кризиса», Security Insight 25, Европейский центр исследований в области безопасности им. Джорджа К. Маршалла, март 2019 г..
10 Подробнее об адхократии в России см. Марк Галеотти, Нам нужно поговорить о Путине (Лондон: Penguin, 2019).
11 Помимо хакерской операции ГРУ во время президентских выборов в США в 2016 году, например, была еще одна операция, по-разному приписываемая ФСБ или СВР, которая работала полностью независимо и, вполне возможно, даже не знала о деятельности ГРУ .
Об авторе
Марк Галеотти — старший научный сотрудник RUSI, почетный профессор UCL SSEES и директор консультационной компании «Маяк Интеллект». Сферы его интересов — российская политика и вопросы безопасности, с особым акцентом на преступность, полицейскую деятельность, разведку и безопасность.
Стратегическая инициатива России (RSI)
Эта программа исследований, возглавляемая GCMC и финансируемая RSI (Усилия Министерства обороны США по улучшению понимания российского способа ведения войны с целью информирования стратегии и планирования), использует углубленные тематические исследования, чтобы лучше понять стратегическое поведение России, чтобы смягчить просчеты в отношениях.