Российская контрразведка отмечает 100-летний юбилей

6 мая 2022, 05:08

МОСКВА, 6 мая. /ТАСС/. Российская контрразведка отмечает столетие со дня образования в составе отечественных органов безопасности контрразведывательных подразделений. Об этом ТАСС сообщили в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ.

«6 мая 1922 года начала работу коллегия Государственного политического управления при НКВД РСФСР (ГПУ), принявшая решение сформировать централизованное, головное в системе органов государственной безопасности, подразделение контрразведки — контрразведывательный отдел (КРО) в составе секретно-оперативного управления (СОУ) ГПУ», — сообщили в ЦОС. На следующий день были утверждены его штат и структура, а первым начальником КРО стал Артур Христианович Артузов (Фраучи), с именем которого связаны разработка и проведение признанных классикой контрразведывательного искусства операций «Трест» и «Синдикат-2».

«Аббревиатура КРО пережила столетие и является в среде сотрудников и ветеранов ФСБ России узнаваемым символом надежности, профессионализма, глубокого осмысления оперативной обстановки, быстрой реакции на ее изменения, комбинаторного мышления, беззаветной преданности своему долгу, порядочности и честности, — отметили в ЦОС ФСБ. — И сегодня, как и много лет назад, контрразведка решает сложнейшие задачи по сковыванию усилий «коллективного Запада», направленных на нанесение ущерба безопасности нашей страны в военной, политической и экономической сферах».

Вековая история

Как и отечественные органы безопасности в целом, подразделения контрразведки неоднократно реорганизовывались. 10 сентября 1930 года «в целях объединения работы по всем видам шпионажа» КРО был влит в состав Особого отдела (ОО) ОГПУ в качестве 1-го отдела с задачами борьбы со шпионажем и наблюдения за иностранными посольствами, консульствами и их связями. В июле 1934 года Особый отдел вошел в состав Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР, но 28 ноября 1936 года был расформирован, а в составе ГУГБ НКВД СССР был создан самостоятельный Контрразведывательный отдел. По соображениям конспирации 25 декабря 1936 года подразделениям ГУГБ были присвоены номерные обозначения, и КРО получил условное наименование «3-й отдел ГУГБ НКВД СССР».

В рамках начатой зимой 1941 года реформы органов госбезопасности 3 февраля 1941 года на базе ГУГБ НКВД СССР был образован НКГБ СССР, в структуре которого создано 2-е (контрразведывательное) управление (затем до 1943 года НКГБ было вновь объединено с НКВД). Весной 1946 года НКГБ СССР стало Министерством госбезопасности СССР, а статус управления контрразведки был повышен до 2-го Главного управления МГБ СССР.

В марте 1953 года контрразведка стала Первым Главным управлением (разведка — Вторым Главным управлением) созданного МВД СССР, объединившего органы госбезопасности и внутренних дел. В образованном 13 марта 1954 года КГБ при Совете министров СССР номерные обозначения разведывательного и контрразведывательного подразделений были возвращены к первоначальному варианту, и контрразведка вновь стала Вторым Главным управлением КГБ вплоть до 1991 года.

В постсоветской России была предпринята попытка организации «контрразведки в чистом виде» в форме Федеральной службы контрразведки (ФСК), в состав которой при ее создании в декабре 1993 года не были включены ни следственные, ни пограничные органы, ни подразделения спецназначения.

«За свою вековую историю отечественная контрразведка, постоянно эволюционируя и совершенствуя формы и методы оперативной работы, превратилась в мощный инструмент эффективного противодействия шпионской и иной подрывной деятельности специальных служб и антироссийских центров иностранных государств», — отметили в ЦОС. В настоящее время контрразведка является основным, системообразующим элементом ФСБ России. Задачами контрразведки объединены все подразделения и органы безопасности.

Предшественники контрразведки

В ЦОС ФСБ отметили, что 100-летие образования контрразведывательных подразделений не означает, что до мая 1922 года против нашей страны не велось шпионажа, и со шпионами и изменниками никто не боролся.

Уже в Соборном уложении 1649 года, принятом после Смутного времени, предусматривалось суровое наказание за государственную измену: «А будет кто царского величества недругу город сдаст изменою, или кто царского величества в городы примет из иных государств зарубежных людей для измены же, а сыщется про то допряма, и таких изменников казнити смертию же».

Согласно воинскому Артикулу 1715 года солдаты обязаны были доносить о вражеских шпионах, лазутчиках и изменниках «в надлежащем месте или офицерам своим».

В Третьем отделении собственной канцелярии Николая I функции контрразведки выполняла III экспедиция, затем в Департаменте (государственной) полиции контрразведкой занимался Особый отдел, а после его ликвидации в 1914 году — 9-е делопроизводство. Кроме того, контрразведывательной работой занимались подчиненные Департаменту полиции охранные отделения и дислоцированные на всей территории Российской империи подразделения Отдельного корпуса жандармов.

Первые подразделения контрразведки

20 января 1903 года было принято решение о создании при Главном штабе Русской императорской армии специального органа под названием «разведочное отделение»: «Деятельность сего органа должна заключаться в установлении негласного надзора за обыкновенными путями тайной военной разведки, имеющими исходной точкой иностранных военных агентов, конечными пунктами лиц, состоящих на нашей государственной службе и занимающихся преступной деятельностью, и связующими звеньями между ними — иногда целый ряд агентов, посредников в передаче сведений».

В 1911 году при Главном управлении Генштаба были созданы Петербургское городское контрразведывательное отделение и девять контрразведывательных отделений при штабах военных округов: Петербургское, Московское, Виленское, Варшавское, Киевское, Одесское, Тифлисское, Иркутское и Хабаровское. К июню 1915 года в систему органов по борьбе со шпионажем в Российской империи входили также контрразведывательные отделения штабов фронтов и армий. Кроме того, в крупных населенных пунктах на театре военных действий при необходимости учреждались контрразведывательные пункты. В сентябре 1915 года были образованы морские контрразведывательные отделения: Морского Генерального штаба, Финляндское, Балтийское, Черноморское, Беломорское и Тихоокеанское.

Разработанные органами безопасности царской России основные формы и методы оперативно-разыскной деятельности, а также накопленный опыт борьбы с иностранными разведками были взяты на вооружение при организации подразделений КРО, а затем существенно доработаны и усовершенствованы, отметили в ЦОС ФСБ России.

В новость внесена правка (13:58 мск ) — передается с уточнением названия ведомства во втором абзаце 

Теги:

Россия

Алтайское управление ФСБ отметило 100-летие органов безопасности БАРНАУЛ :: Официальный сайт города

Порядок приема и рассмотрения обращений

Все обращения поступают в отдел по работе с обращениями граждан организационно-контрольного комитета администрации города Барнаула и рассматриваются в соответствии с Федеральным Законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», законом Алтайского края от 29.12.2006 № 152-ЗС «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края», постановлением администрации города Барнаула от 21.08.2013 № 2875 «Об утверждении Порядка ведения делопроизводства по обращениям граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, организации их рассмотрения в администрации города, органах администрации города, иных органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, предприятиях».

Прием письменных обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц принимаются по адресу: 

656043, г.Барнаул, ул.Гоголя, 48, каб.114.

График приема документов: понедельник –четверг с 08.00 до 17.00пятница с 08.00 до 16.00, перерыв с 11.30 до 12.18. При приеме документов проводится проверка пунктов, предусмотренных ст.7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2.  В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3.  Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Ответ на электронное обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Итоги работы с обращениями граждан в администрации города Барнаула размещены на интернет-странице организационно-контрольного комитета.

В Музее прошла конференция, посвященная 100-летию нелегальной разведки

В Государственном музее политической истории России прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Деятельность российских иностранных разведок в XIX-XXI вв.», посвященная 100-летию нелегальная разведка в России.

Конференция продлилась два дня — 21 и 22 апреля. Историки и исследователи обсудили роль разведки в обеспечении безопасности России.

Темы включены:

— Операции советской внешней разведки и русская эмиграция.

— Борьба спецслужб России со шпионажем в 19-20 веках.

— Исторические портреты разведчиков-нелегалов.

— Актуальные проблемы историографии внешней разведки.

Конференция собрала 38 участников из семи городов и научных центров России от Петрозаводска до Хабаровска. В конференции приняли участие ученые и исследователи академических, архивных и образовательных учреждений, в том числе Института российской истории РАН; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Академия военно-исторических наук Российской Федерации; Санкт-Петербургский университет МВД России; Санкт-Петербургский государственный университет; Восточно-Сибирский институт МВД России; Институт востоковедения РАН; Кубанский государственный университет и другие.

Открывая конференцию, директор Государственного музея политической истории России Евгений Артемов отметил, что эта тема особенно актуальна сегодня: «В условиях геополитического и цивилизационного противостояния роль и место органов государственной безопасности иностранных разведок в России многократно возрастает, и их исторический опыт имеет практическое значение. На протяжении двух десятилетий историки, исследователи и работники органов безопасности, объединенные историческими чтениями на Гороховой, 2, профессионально и объективно критически рассматривают роль и место органов государственной безопасности Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. на основе исторических источников. Обращение к неисследованным темам позволяет всесторонне взглянуть на деятельность внешней разведки в XIX-XXI веках и проанализировать ее на современном научном уровне».

В этом году музей реализует комплексный проект, который включает, помимо конференции, издание иллюстрированного сборника научных статей «Политическая история России. 19-21 века. К 100-летию нелегальной разведки». Также в декабре в филиале музея «Гороховая, 2» откроется выставка «Без права на славу, во славу государства». «История отечественной нелегальной разведки будет представлена ​​на примерах судеб таких шпионов-нелегалов, как Яков Серебрянский, Дмитрий Быстролетов, Рудольф Абель, Ашот Акопян и других», — сказал начальник филиала «Гороховая, 2» Сергей Спиридонов.

Создание нелегальной разведки в России восходит к 1922 году. 28 июня 1922 года Коллегия Главного политического управления утвердила положение о так называемом Закордонском отделе Иностранного отдела, который занимался внешней разведкой. Это было оправдано политической изоляцией Советского государства: с большинством иностранных государств не были установлены дипломатические отношения, а потому там не было дипломатов и торговых представителей. Получить информацию о планах и намерениях иностранных государств можно было только с помощью нелегальной разведки.

Служба разведки и безопасности и принятия стратегических решений

Россия

Марк Галеотти

Май 2019 г., номер 030

Резюме

  • Разведывательные службы и спецслужбы обладают непропорциональным влиянием в путинской России не только благодаря своим институциональным ролям в системе, но и благодаря своему социальному и политическому авторитету.
  • У них есть некоторые общие представления о мире — в частности, что он по существу враждебен и в нем доминирует конкуренция с нулевой суммой, — но они также глубоко разделены по поколенческим, фракционным, личным и идеологическим линиям.
  • В общих чертах сила агентств способствует нескольким ключевым политическим тенденциям: сочетание стратегической осторожности и тактического риска, многовекторные подходы, основанные на индивидуальной и институциональной инициативе, и по существу изолированный и тайный механизм принятия решений, который делает его трудно рассматривать альтернативные взгляды.

Сообщества разведки и безопасности — в первую очередь Федеральная служба безопасности (ФСБ), Служба внешней разведки (СВР), военная разведка (до сих пор известная как ГРУ 1 ) и Федеральная служба охраны (ФСО 2 ) — особо могущественные структуры в России, с особенно сильными связями в Кремль и, таким образом, видимо, способными влиять на политику и стоящие за ней кодексы и культуру.

Их интересы

Службы не составляют единого однородного блока (нельзя доверять легким ссылкам на силовиков или «силовиков», как будто они составляли одно целое или культуру) и даже отдельные службы делятся по поколенческим, фракционным, личным и идеологическим признакам. 3  Тем не менее, в целом можно выделить круг интересов.

Конкуренты

Преднамеренное решение как разрешить дублирование служебных обязанностей, так и поощрять конкуренцию в духе «разделяй и властвуй» означает, что существует особенно острая конкуренция между службами, а также часто между подразделениями и отдельными лицами внутри служб . Конкуренция за президентское одобрение особенно сильна и привела к извращенной конкуренции за то, чтобы говорить боссу то, что, по их мнению, он хочет услышать, а не то, что ему нужно услышать.

Патриоты

Тем не менее, эту конкуренцию не следует преувеличивать, особенно сейчас, когда ведомства (и Кремль) по сути считают себя находящимися в состоянии войны с Западом. Политически опасно ставить под угрозу более широкое дело только из-за фракционных интересов. Дело также в том, что в основном сотрудники службы безопасности и разведки искренне считают себя патриотами; другие сервисы просто конкуренты, а не враги.

Клептократы

Абстрактная лояльность в повседневной жизни часто отходит на второй план по сравнению с личными интересами, поскольку недостаточно регулируемая и наделенная властью когорта сотрудников службы безопасности и разведки ищет способы обогатиться, независимо от того, продают ли сотрудники ФСБ информацию или помощь в расследовании междоусобиц (например, эти интересы проявились в арестах министра экономического развития Алексея Улюкаева в ноябре 2016 г. и американского предпринимателя Майкла Калви в феврале 2019 г.) или сотрудники СВР, использующие дипломатические каналы для контрабанды. 4  Это также означает, что элементы агентств могут быть подчинены, даже если только временно, экономическим интересам для продвижения своих собственных дел и дел. СВР, например, похоже, заняла особенно сильную позицию в поддержку режима Николаса Мадуро в Венесуэле, и есть предположения, что эта поддержка отражает влияние Игоря Сечина, главы нефтяного конгломерата «Роснефть». 5

Новое дворянство

Николай (не)известное описание Патрушевым членов разведывательного и силового сообщества как «нового дворянства» было корыстным и лестным, но в каждой службе и секторе также присутствует определенная степень esprit de corps. в целом. Часто это патологическое и проблематичное явление, ведущее к взаимному сокрытию и преступности, но оно также имеет и положительное измерение, когда элементы искренне стремятся делать хорошую работу и помогать строить лучшую Россию, как бы они ни определяли это.

Сообщества разведки и службы безопасности стратегически объединены и тактически разделены. Они, как правило, разделяют общее представление о мире и о том, как он устроен, и о его предполагаемой враждебности по отношению к России, а также о том, как Россия может и должна реагировать на это. Однако большую часть времени они слишком разделены и поглощены непосредственной борьбой, чтобы прийти к более глубокому консенсусу.

defence.gov

Министр обороны США Чак Хейгел встречается с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым в Пентагоне, 21 мая 2013 г.

Институциональный кодекс и культура

Ниже приведены некоторые из основных стратегических предположений, которых обычно придерживаются службы, которые они стремятся использовать в национальной политике, помимо своих собственных отраслевых интересов:

  • «Война — это вечный.» Службы унаследовали дух Комитета государственной безопасности (КГБ), который, по сути, заключается в том, что они всегда находятся в условиях военного времени.
  • «Активные меры являются центральным стратегическим активом». Следствием вышеизложенного является то, что активные мероприятия — тайные политические операции — не являются исключительным ответом, как это принято считать на Западе (по крайней мере, в мирное время), а вполне нормальным и уместным инструментом государственного управления.
  • «Как за границей, так и дома». Вся внешняя политика движима внутренними политическими интересами, и эта максима также распространяется на сверхсознание, граничащее с паранойей, в той мере, в какой беспорядки на самом деле отражают внешнее влияние. Утверждения России о том, что протесты Евромайдана 2013–2014 гг. на Украине или протесты на Болотной улице 2011–2012 гг. в России были спровоцированы, поощрялись и манипулировались Западом, особенно Соединенными Штатами, являются не просто удобным самооправданием, но отражают искреннее убеждение многие в разведывательном сообществе (и в Кремле в целом).
  • «Мы не уникальны». Службы предполагают, что Запад и другие державы разделяют те же убеждения, что и русские, в отношении природы мира с нулевой суммой, даже если западные державы маскируют такие убеждения лицемерной риторикой или, возможно, им нужно реже прибегать к активным мерам, потому что Вместо этого они могут полагаться на экономическую мощь и другие формы рычагов. Основное предположение состоит в том, что Родина должна справиться с тайной политической кампанией из-за рубежа, по крайней мере, такой же грозной, как и все, что могут придумать ее сыновья.

Результатом этих предположений является своего рода идеологический союз с другими интересами, стремящимися разыграть внешнюю угрозу и необходимость жесткого ответа, от министерства обороны до националистов, даже если такие союзы и согласованность службы ломаются над вопросами тактики и распределения ресурсов.

Тяга к выработке политики

Среди других ведомств, таких как министерство иностранных дел и даже министерство обороны, в Москве широко распространено мнение, что спецслужбы и службы безопасности обладают непропорциональной властью в сегодняшней России. Эта сила проявляется через следующие каналы:

  • Передача информации, анализа и политических рецептов непосредственно в Кремль:
    Члены разведывательного сообщества и службы безопасности занимают институционально привилегированное положение с точки зрения формирования мировоззрения Кремля, не в последнюю очередь благодаря тому, что они проводят Путину его первые утренние брифинги. У них также есть преимущество «мягкой силы», заключающееся в том, что Путин явно отдает предпочтение их взглядам. Хотя их формальная роль заключается в предоставлении информации и анализа, эта роль расширилась до адвокации различных политик, особенно с 2014 года9.0038
  • Работа через свои социальные сети: Есть несколько ветеранов службы, а также лица, лично или профессионально связанные со службами, занимающие влиятельные должности. Среди них есть известные личности, например, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев и Игорь Сечин. 7   Произошла также значительная «колонизация» таких институтов, как Администрация Президента, на руководящих должностях, т.
    е. людей с тягой к повседневному бумажному потоку и доступом к власти. У этих служб также есть союзники или клиенты в Думе и Совете Федерации, желающие и способные продвигать свою повестку дня и поднимать вопросы, которые они хотят поднять, особенно в связи с продвижением Сергея Нарышкина, бывшего спикера Думы, на пост главы СВР в октябре 2016 года9.0038
  • Использование своего тайника: Службы обладают социальной силой, порождаемой как уважением, так и страхом, а также их ценностью как потенциальных союзников. Эта сила особенно ярко выражена на местном уровне, и стоит отметить, что региональные элиты часто имеют право голоса в принятии стратегических решений, от лидеров Северного Кавказа, говорящих об опасности джихада, до губернаторов с крупными оборонными предприятиями в своих регионах, лоббирующих заказы. и рисование картины угрозы, чтобы оправдать их. На этом уровне у ФСБ есть преимущество в том, что ее региональная сеть офисов и роль внутренней безопасности открывают больше возможностей для создания таких союзов, но ФСО (обеспечивающая безопасность некоторых региональных руководителей и зданий) также может конкурировать в этой сфере.
    .
  • Использование своего веса в СМИ: Службы являются активными лоббистами через средства массовой информации, используя средства массовой информации с известными связями (например, общепризнанной связью между ФСБ и LifeNews) и применяя свои возможности для распространения и искажения историй.

Конечно, здесь тоже есть фундаментальный вопрос о курице и яйце. В какой степени службы формируют политику и какую пользу они получают, поскольку их интересы, предположения и предпочитаемые ответы совпадают с интересами Путина и его ближайших союзников?

Воздействие на политику

Существует много конкретных областей, в которых можно указать на конкретные последствия участия агентств, включая (совсем недавно) поддержку Россией ливийского военачальника Халифы Хафтара, что, как принято считать, отражает действия ГРУ предпочтения. Воздействие ведомств на основы путинской стратегии и подход к принятию решений по международным делам включает следующее:

  • Неприятие стратегического риска: Цели Кремля, которые во многом основаны на картине угроз, предоставляемой спецслужбами и спецслужбами, состоят в том, чтобы максимизировать положение страны в мире и, в еще большей степени, защитить государство (приоритет, особенно усиленный ФСО и ФСБ). Произошло устойчивое смешение российского государства и нынешнего режима; поэтому приоритетом Кремля является сохранение статус-кво с Путиным во главе до тех пор, пока он этого хочет. Агентства могут и явно часто совершают серьезные ошибки в своих оценках серьезных рисков, не в последнюю очередь в их очевидном совете о том, что интервенция на юго-востоке Украины быстро заставит Киев капитулировать. Однако эти агентства поощряют определенную стратегическую осторожность: ни одна выигранная битва не стоит проигранной войны. Их очень манихейский и конфронтационный взгляд на мир склоняет их к мысли, что серьезные неудачи за границей будут безжалостно и катастрофически использованы врагами России.
  • Тактический риск: Как было отмечено в более общем плане, российский стратегический подход имеет тенденцию к эмерджентности, определяемой Дмитрием Горенбургом как «подход, который принимает неудачу как цену проверки конкретной гипотезы и быстро импровизирует для достижения успеха». 9  Спецслужбы особенно привержены этой готовности рисковать, пока они не считаются потенциально проигрышными в войне. Этот подход был особенно заметен в отношении ГРУ — в операциях во время президентской кампании в США в 2016 году, отравлении Сергея и Юлии Скрипалей в 2018 году и попытке вторжения Организации по запрещению химического оружия — но не ограничивается одной службой. Часто наглые операции СВР по оказанию влияния часто приводили к обратным результатам (даже спровоцировав обычно лежащую на полу Грецию на высылку четырех агентов в июле 2018 года), но почти не показывают признаков ослабления, вместо этого смещая акцент со стремления к прямому политическому выбору на максимизацию разногласий в существующих дебатах.
  • Многопрофильные операции: Службы разведки и безопасности усвоили зачастую конкурентный характер российской «адхократии», при которой многочисленные действующие лица и ведомства выдвигают свои собственные инициативы в надежде угодить Кремлю. 10  На Донбассе, например, у ФСБ и ГРУ есть свои союзники, клиенты и, предположительно, интересы. В Сирии остатки псевдонаемнической операции группы Вагнера теперь больше обязаны ФСБ, чем ГРУ. СВР, ГРУ и даже ФСБ управляют конкурирующими разведывательными сетями, которые больше конкурируют, чем сотрудничают. 11  В результате их институциональные интересы поддерживают существующую российскую тенденцию действовать по нескольким и иногда даже противоречивым направлениям, а не по безжалостно дисциплинированной модели, сформированной единой целенаправленной стратегией, как предполагают некоторые наблюдатели.
  • Тайное принятие решений: Агентства в настоящее время играют важную роль в формировании мировоззрения Путина и его окружения и имеют завидную возможность отвести большую часть вины, когда их советы оказываются плохими. В значительной степени такая позиция является результатом принципиально непрозрачного и деинституционального характера процесса принятия решений, что сводит к минимуму влияние структур с разными точками зрения, таких как министерство иностранных дел, и любые пережитки системы сдержек и противовесов. Хотя эти отношения исключают альтернативные точки зрения и способствуют групповому мышлению, они слишком уж в интересах ведомств — и других бенефициаров, таких как личные соратники Путина, — чтобы они были готовы увидеть изменение такой формы принятия судебных решений.

Для академического цитирования

Марк Галеотти, «Службы разведки и безопасности и принятие стратегических решений», Marshall Center Security Insight , no. 30 мая 2019 г., https://www.marshallcenter.org/en/publications/security-insights/intelligence-and-security-services-and-strategic-decision-making-0.

Примечания

1 Главное разведывательное управление Генерального штаба (ГРУ ГШ) в настоящее время известно просто как Главное управление (ГУ ГШ), но до сих пор широко используется прежняя аббревиатура. Путин, выступая на гала-вечере, посвященном 100-летию ГРУ в 2018 году, предположил, что ГРУ следует вернуть себе прежний титул; RT, «Путин предложил вернуть военной разведке название ГРУ [Путин предложил вернуть название ГРУ военной разведке]», 2 ноября 2018 г. , https://www.youtube.com/watch?v=QUiSbPA0GWg.

2 В эту организацию входит Служба безопасности президента (СБП).

3 Для получения дополнительной информации о культуре и структурах агентств см. Марк Галеотти, «Путинская гидра: внутри российских разведывательных служб», Лондон: Европейский совет по международным отношениям, май 2016 г., https://www.ecfr.eu /publications/summary/putins_hydra_inside_russias_intelligence_services.

4 Самый примечательный (но не уникальный) случай — обнаружение 400 килограммов кокаина на территории посольства России в Аргентине в феврале 2018 года. Подробнее об этом деле см., например, у Ханны Стрейндж, « В посольстве России в Аргентине изъято 400 кг кокаина», The Telegraph, 23 февраля 2018 г., https://www.telegraph.co.uk/news/2018/02/23/400kg-cocaine-seized-russian-embassy-argentina .

5 О роли и интересах Сечина см., например, Любовь Степушова, «Судьба Николаса Мадуро в руках Игоря Сечина», «Правда», 1 февраля 2019 г. , https://www.pravda.ru/world/1405777-sechin.

6 Комсомольская правда, «Директор Федеральной службы безопасности России Николай Патрушев: Если мы «сломались» И уходим с Кавказа – начнется развал страны [Директор ФСБ России Николай Патрушев: Если мы „сломались“ и уйти с Кавказа, начнется развал страны]», 19 декабря, 2009 г., https://www.kp.ru/daily/22458/7028.

Принято считать, что Сечин был офицером ГРУ в советское время.

8 См., например, Георгий Тадтаев, «Новый плацдарм: что известно о переброске российских военных в Ливию», РБК, 9 октября 2018 г. , https://www.rbc.ru/politics/09/10/2018/5bbc8efa9a7947544a676112.

9 Дмитрий Горенбург, «Российская стратегическая культура в условиях балтийского кризиса», Security Insight 25, Европейский центр исследований в области безопасности им. Джорджа К. Маршалла, март 2019 г..

10 Подробнее об адхократии в России см. Марк Галеотти, Нам нужно поговорить о Путине (Лондон: Penguin, 2019).

11 Помимо хакерской операции ГРУ во время президентских выборов в США в 2016 году, например, была еще одна операция, по-разному приписываемая ФСБ или СВР, которая работала полностью независимо и, вполне возможно, даже не знала о деятельности ГРУ .

Об авторе

Марк Галеотти — старший научный сотрудник RUSI, почетный профессор UCL SSEES и директор консультационной компании «Маяк Интеллект». Сферы его интересов — российская политика и вопросы безопасности, с особым акцентом на преступность, полицейскую деятельность, разведку и безопасность.

Стратегическая инициатива России (RSI)

Эта программа исследований, возглавляемая GCMC и финансируемая RSI (Усилия Министерства обороны США по улучшению понимания российского способа ведения войны с целью информирования стратегии и планирования), использует углубленные тематические исследования, чтобы лучше понять стратегическое поведение России, чтобы смягчить просчеты в отношениях.