Содержание

Журнал «АвиаСоюз»: Анонс номера журнала «АвиаСоюз» февраль-март 2021

Актуальная тема: беспилотная авиация

Отсутствие полноценной нормативной базы – главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России

Интервью с Андреем Ельчаниновым…………….4

«Беспилотное будущее» гражданской авиации

Интервью с Александром Нерадько……………..8

Владислав Берлев

Беспилотные воздушные суда – сертификация, обучение, консультации……..11

Александр Книвель

Как не превратить гражданские беспилотные летательные аппараты в беспилотное

летальное оружие против самих себя?……..12

МАИ: беспилотный гражданский вертолет…………………..14

Михаил Кизилов

Развитие технологий управления движением беспилотных воздушных судов в России и мире…………………..

……………………..15

Борис Елисеев

Пилотов для «беспилотников» готовят в МГТУ ГА……………………………18

Андрей Максименко

Беспилотная экосистема: единое небо для всех………………………………20

Владимир Воронов

Интеграция беспилотных авиационных систем в гражданскую авиацию………………….22

Павел Булат

Будущее беспилотной транспортной авиации……………………………………………………..24

Юрий Елисеев

Нужны ли России авиационные поршневые моторы?…………………………………..28

Борис Малышев

Инновационные разработки для пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов…………………31

Авиация и личность

Поздравление А.В. Нерадько……………………….7

Поздравление А.А. Иноземцеву. …………….42, 43

Александр Книвель

Легенда российского авиастроения…………….42

Командир «Экипажа»…………………………………73 

Авиатор с гуманитарным уклоном………………73

Ил-76МД-90А имени выдающегося авиаконструктора………………….74

Патриот отечественной авиации…………………75

Илья Вайсберг

Настоящий ильюшинец……………………………..75

Ветеран авиационной науки……………………….76

Заслуженный авиатор и общественный деятель…………………………….76

Юрий Дарымов

Прерванный полет……………………………………..77

К 80-летию ЛИИ им. М.М. Громова

Поздравление ЛИИ им. М.М. Громова………………………..32, 33

Евгений Пушкарский, Владислав Цыплаков, Константин Деев, Денис Лебедев

Летно-исследовательский центр мирового уровня. ………………………………….……34

Авиационные выставки

Валерий Смирнов

NAIS 2021: смотр гражданской авиации……..44

Событие

Александр Окулов, Николай Зубань

Славная история, надежная репутация……….46

Авиапоставщики

Олег Коваль

Курс на производство, а не только на процедуры!……………………….48

Мировая авиация

Роман Вдовенко

Меры по обеспечению воздушных перевозок вакцин от коронавируса……………..50

Airbus в эпоху пандемии

Интервью с

Жюльеном Франьяттом…………..52

Андрей Юргенсон

Беспилотники в мире: история и современность…………………………………………78

Вячеслав Коба

Гражданская авиация Украины сегодня. …….82

Андрей Юргенсон

Новости зарубежного авиастроения……………84

Экология

Михаил Картышев

Система мониторинга авиационного шума………….55

К 50-летию первого полета Ил-76

Николай Таликов

Полувековой полет…………………………………….56

Жорж Шишкин

Ил-76 в гражданской авиации…………………….64

Николай Таликов

Десантирование парашютно-грузовых систем из самолетов Ил-76ТД и Ил-76МД…………….76

Рафик Насыров

Первопроходцы………………………………………….72

Авиамедицина

Можно ли вылечить хронический цистит?………………………………….88

Журнал: «Транспортная стратегия XXI век» статья: Т-БАС: беспилотные грузоперевозки

Транспортные беспилотные авиационные системы (Т-БАС) – одно из наиболее перспективных направлений развития авиационной отрасли в ближайшее десятилетие. Есть много драйверов, ведущих рынок к использованию грузовых беспилотных авиаперевозок, – развитие технологий уже сделало эту задачу технически осуществимой, потребление растет, одновременно усиливается кооперация между странами, часть из них заинтересована в развитии своих периферийных регионов. Т-БАС – реальность завтрашнего дня или фантастика?

 

 

Преимущества Т-БАС

 

Сначала важно оценить техническую целесообразность. Так, Группа «Кронштадт» – ведущий российский разработчик и производитель беспилотных летательных аппаратов – совместно с Московским авиационным институтом проводят исследования с целью формирования облика перспективной транспортной беспилотной авиационной системы.

 

Результаты технической оценки: отсутствие людей на борту позволяет реализовать ряд преимуществ – оптимизировать конструкцию воздушного судна под требования грузовых перевозок и повысить коэффициент загрузки.  Смягчение требований к соблюдению комфортных режимов полета, отсутствие бортовых систем кондиционирования, жизнеобеспечения, средств спасания, иллюминаторов позволяет снизить массу оборудования, фюзеляжа при сохранении прочностных характеристик. Для грузов нет высоких требований к скорости доставки: возможно применение экономичных турбовинтовых двигателей с низким расходом топлива. Перевод грузового трафика из аэропортов, нагруженных трафиком пассажирским, в специализированные грузовые дронодромы с роботизированными операциями по погрузке-разгрузке позволит повысить оборачиваемость воздушных судов за счет ускорения этих операций.

 

Но качественные оценки нуждаются в серьезном научном обосновании, чем и занимаются сегодня МАИ и Группа «Кронштадт». По словам специалистов, за маркетинговым исследованием должна последовать комплексная научно-исследовательская работа, результатом которой станут предложения по дополнению действующей Программы развития авиационной промышленности на 2015–2025 годы.

 

 

Показатели рынка

В настоящее время авиаперевозки занимают только 1% мирового грузооборота, исчисляемого в тоннах, но стоимость грузов, входящих в этот один процент, составляет 33% стоимости всех перевозимых товаров. Это бытовая электроника, медикаменты, цветы, модные товары, скоропортящиеся продукты, автозапчасти, компьютеры и их комплектующие, косметика и другие товары, составляющие растущий рынок интернет-торговли. Динамика рынка таких перевозок определяется состоянием мировой экономики в целом. На период до 2035 года прогнозируется темп роста грузовых авиаперевозок в среднем 4,3% в год (в исчислении на тонно-километры).

 

 

Ряд крупных мировых компаний из бизнеса экспресс-доставки, такие как UPSи DHL, уже применяют дроны, но эти применения носят экспериментальный характер, ограниченный как действующим авиационным законодательством, так и характеристиками применяемых беспилотных воздушных судов (БВС).

 

Главная задача на сегодняшнем этапе – оценка рыночной ниши для БВС в структуре российских и мировых авиаперевозок, формирование требований, обоснование подходов к проектированию и эксплуатации транспортных беспилотных авиационных систем.

 

Активно развитием знаний и реализацией проектов по этой тематике в России сейчас занимается Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (АЭРОНЕТ), объединяющая ведущие предприятия беспилотной отрасли (Группа «Кронштадт» – член ассоциации). По мнению ее специалистов, в ближайшие 10–20 лет благодаря развитию технологий существенно расширится применение беспилотных авиационных систем, комплексных решений и услуг на их основе. Возникнет новый глобальный сетевой рынок информационных, логистических и иных услуг, предоставляемых флотом беспилотных аппаратов.  Оценки показывают, что объем мирового рынка беспилотных авиационных систем, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более 200 млрд долларов (в текущих ценах).

Изменится не только структура рынка, но и запросы потребителей, под которые придется адаптироваться новым лидерам в глобальной конкуренции. Доля России на этом развивающемся рынке может составить более 40 млрд долларов[2].

 

 

Требования России

 

Наиболее острая потребность в развитии грузовых авиаперевозок в Российской Федерации существует в регионах со слаборазвитой дорожно-транспортной инфраструктурой: Арктическая зона, Сибирь, Дальний Восток. По результатам предварительных исследований, целесообразным является осуществление грузовых авиаперевозок в Дальневосточном регионе воздушными судами, обладающими радиусом действия не менее 1500 км, грузоподъемностью от 1 до 3 тонн, способными использовать необслуживаемые грунтовые аэродромы. Низкая загруженность воздушного пространства нашей страны в ее восточных и северных областях создает особенно благоприятные условия для развертывания пилотных проектов по беспилотным грузовым авиаперевозкам.

 

«Наша компания обладает необходимыми компетенциями, технологиями, производственно-испытательной базой для создания демонстратора беспилотного воздушного судна для грузовых перевозок, которое может стать элементом перспективной роботизированной авиационной транспортной системы. Необходимо в ближайшее время выполнение комплексной научно-исследовательской работы с целью демонстрации возможности выполнения грузовых авиационных перевозок беспилотным воздушным судном в категории грузоподъемности от 1 до 3 тонн», – комментирует Николай Долженков, генеральный директор АО «Кронштадт». – «Территориальные, демографические и геополитические особенности Российской Федерации диктуют необходимость создания роботизированной авиационной транспортной системы. Наличие у предприятий страны соответствующих технологий и компетенций делает выполнение этой задачи реальным».

 

 

 

                            

 

 

 



[1]Boeing World Air Cargo Forecast 2016–2017.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На марафоне «Новое знание» посмотрели на «Мир глазами беспилотника»