Военная история России > Вооружение РФ > пр. 971 "Пантера"

пр. 971 "Пантера"


29-12-2009, 16:05. Разместил: admin
пр. 971 "Пантера"Многоцелевая атомная подводная лодка с ракетно-торпедным вооружением
 
История создания

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971 (класс «Барс») создана конструкторским бюро «Малахит» (г. Ленинград) по постановлению 1976 г. на базе АПЛ пр.945 с использованием существующего тактико-технического задания без эскизного проектирования. Согласно ТТЗ уровень шумности новой АПЛ пр.971 должен быть не менее чем в 5 раз меньше шумности самой совершенной отечественной торпедной лодки 2 поколения. Это предполагалось обеспечить за счет реализации имевшихся ранее разработок ОКБ «Малахит» и ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова. В последующем было установлено, что по уровню скрытности АПЛ пр.971 впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошла лучшую американскую многоцелевую АПЛ 3 поколения «Лос-Анджелес».

Технический проект новой АПЛ был утвержден в сентябре 1977 г. В последующем в него вносились изменения, обусловленные повышением требований к гидроакустическому и вооружению. Проект был завершен в 1980 г., а лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками и систему управления вооружением, обеспечивающую применение крылатых ракет типа «Гранат».

АПЛ пр.971 стала первой лодкой, серийно выпускаемой судостроительным заводом в г. Комсомольск-на-Амуре, что говорило о возросшем уровне развития кораблестроения на Дальнем Востоке. Головной атомоход пр.971 (К-284) был заложен в 1980 г. и вступил в строй ВМФ 30 декабря 1984 г.

Назначение

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971 предназначена для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и надводных кораблей, нанесения ударов по береговым объектам, ведения противолодочной обороны боевых кораблей и конвоев, борьбы на коммуникациях с целью сковывания перевозок противника и т.д.

Являются дальнейшим развитием наиболее многочисленных многоцелевых подводных лодок пр.671 ВМФ СССР.

Особенности и архитектура
АПЛ пр.971 имеет комплексную автоматизацию боевых и технических средств, а управление кораблем и его вооружением сосредоточено в едином центре - главном командном пункте. Комплексная автоматизация позволила сократить экипаж лодки до 73 человек, в т.ч. 31 офицер (экипаж американской АПЛ типа «Лос-Анджелес» 141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671РТМ на новой АПЛ улучшены и условия обитаемости. 

АПЛ пр.971 – двухкорпусная одновинтовая подводная лодка с высоким кормовым оперением, на котором размещен обтекатель для буксируемой антенны. Корпус, выполненный из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм2, имеет противогидроакустическое покрытие и разделен на 7 отсеков. Запас плавучести составляет 25%. В отличие от пр.671 увеличено расстояние между легким и прочным корпусом. Все основное оборудование, главный командный пункт (ГКП), боевые посты и рубки размещены в амортизированных отдельных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Развитая система двухкаскадной амортизации значительно снижает структурный шум, что обеспечивается установкой всех механизмов на амортизированных фундаментах и изоляцией каждого блока от корпуса АПЛ резинокордными пневматическими амортизаторами (второй каскад виброизоляции). Это существенно снизило уровень шумности корабля, обезопасило экипаж и оборудование от динамических перегрузок, возникающих при подводных взрывах.

Кроме того, блочная компоновка позволила осуществлять монтаж оборудования в цеху, а по его завершению устанавливать блок непосредственно в корпусе лодки с подсоединением его к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем.

в качестве двигательной установки используется одновальная однореакторная атомная энергетическая установка ВВР типа ОК-650Б. Большие скорости обеспечиваются главным турбозубчатым агрегатом ГТЗА, а молошумные при посике цели гребным электродвигателем.

Лодка оснащена всплывающей спасательной камерой, которая успешно прошла проверку на лодках пр.705.




Скрытность

Уровень шумности АПЛ пр.971, который был определен еще в ходе испытаний, определяет качественно более высокий уровень акустической скрытности. На К-284 он составляет 12-15 дБ (в 4-4,5 раза ниже шумности самой «тихой» предшествующей отечественной лодки - 671РТМ). В процессе серийного строительства этот показатель непрерывно совершенствовался, что позволило укрепить достигнутое положение и окончательно ликвидировать превосходство США.

Вооружение

АПЛ пр.971 отличается мощным ударным вооружением, которое по числу и калибру торпедных аппаратов, общему ракетно-торпедному боекомплекту значительно превосходит потенциалы аналогичных отечественных и зарубежных подводных лодок.

Носовой торпедно-ракетный комплекс включает четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом до 40 единиц: торпеды - 28 533-мм типа УСЭТ-80 и УГСТ, 12 650-мм типа 65-76А; противолодочные управляемые ракеты типа «Водопад»; крылатые ракеты морского базирования «Гранат»; противокорабельные ракеты «Бирюза».

Гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-540 «Скат-3» (развитая носовая антенна, 2 бортовые антенны большой протяженности, буксируемая протяженная антенна в контейнере на вертикальном оперении) с цифровой системой обработки информации отличается мощной системой шумопеленгования и гидролокации. Обеспечивает обнаружение целей на дальности в 3 раза большей, чем лодки 2 поколения при значительном сокращении времени определения параметров движения цели.

Кроме ГАК АПЛ пр.971 имеет высокоэффективную, не имеющую мировых аналогов систему обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу, аппаратура которой фиксирует такой след спустя многие часы после их прохождения.

На корабле установлен навигационный комплекс «Симфония-У», а также комплекс радиосвязи «Молния-МЦ» с системой космической связи «Цунами».

Интересные факты

По классификации НАТО АПЛ пр.971 обозначаются Аkula. Поэтому приказом Главкома ВМФ от 10.10.1990 г. лодке К-317 дано название «Пантера». В дальнейшем имена получили и другие АПЛ этого проекта. Лодка К-480 получила название «Барс», которое стало нарицательным для всех атомоходов пр.971. В декабре 1997 г. по ходатайству Татарстана «Барс» был переименован в «Ак-Барс». По словам главного конструктора проекта Г.Н. Чернышева (скончался в 1997 г.), «Барс» имеет большие модернизационные возможности, что позволяет, в частности, повысить поисковый потенциал атомохода примерно в 3 раза.

В 1996 г. в строй вступила крейсерская АПЛ (КАПЛ) «Вепрь», имевшая новые конструкцию прочного корпуса и внутреннее оборудование, сниженную шумность. По данным военно-морской разведки США, ее прочный корпус имеет вставку длиной 4 м. Это позволило, в частности, оснастить лодку «активными» системами снижения вибрации энергетической установки и практически полностью устранить ее воздействие на корпус корабля. По оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка пр.971 приближается к уровню американской многоцелевой АПЛ 4 поколения SSN-21 «Сивульф». Примерно равны они и по скоростным характеристикам, глубине погружения и вооружению, что позволяет усовершенствованную АПЛ пр.971 рассматривать как подводную лодку, близкую к 4 поколению.

В декабре 1995 - феврале 1996 гг. АПЛ «Волк» в ходе боевой службы в Средиземном море осуществляла дальнее противолодочное обеспечение ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». При этом было выполнено длительное слежение за несколькими субмаринами НАТО, в т. ч. за американской АПЛ типа «Лос-Анджелес». Высокая скрытность и боевая устойчивость АПЛ пр.971 позволяют им успешно преодолевать противолодочные рубежи со стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить ракетные и торпедные удары, бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.

Каждая лодка пр.971 способна создать угрожать и сковать значительную морскую группировку противника. Даже в самых благоприятных гидрологических условиях Баренцева моря в зимний период эти АПЛ могут быть обнаружены лодками типа «Лос-Анджелес» с ГАК АМ/ВQQ-5 на дальности не более 10 км, а в худших условиях обнаружить АПЛ класса «Барс» гидроакустическими средствами практически невозможно. По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда, американские корабли не в состоянии сопровождать эти лодки на скоростях менее 6-9 узлов. По его мнению, усовершенствованная АПЛ пр.971 по характеристикам шумности соответствует требованиям к лодкам 4-го поколения.

Появление в составе российского флота новых атомоходов стало причиной обсуждения этого вопроса в американском конгрессе (1991 г.). Американские законодатели обсуждали ряд предложений, направленных исправление сложившегося положения в пользу США. В частности, предполагалось потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения, установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ, оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции. К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация «Гринпис», активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками. С целью «исключения ядерных катастроф», «Гринпис» рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.

Однако темпы пополнения ВМФ новыми многоцелевыми подводными лодками к середине 90 гг. замедлились, что сняло для США остроту проблемы, хотя усилия «экологов», направленные против российского флота, продолжаются.

В серии АПЛ пр.971 с 1984 по 2002 гг. было построено 14 лодок. В конце 2002 г. в составе ВМФ России находилось 9 АПЛ этого проекта (К-152 «Нерпа», К-154 «Тигр», К-157 «Вепрь», К-295, К-328 «Леопард», К-331 «Нарвал», К-419 «Морж», К-461 «Волк», К-335 «Гепард»). Остальные АПЛ пр.971 состояли в резерве и на консервации, несколько – в стадии строительства.
 
Основной разработчик Конструкторское бюро "Малахит"
Водоизмещение, т: надводное 8140, подводное 12770
Главные размерения, м 110,3х13,5х9,6
Скорость хода максимальная, узлы  
в подводном положении 33
в надводном положении 11,8
Дальность плавания максимальная, мили .
экономическим ходом со скоростью 3 уз. .
в режиме РДП со скоростью 7 уз. .
Глубина погружения, м: .
Потребляемая мощность, кВт .
Напряжение бортовой сети, В .
перископная .
Автономность, сут. 100
Вооружение: 4х533-мм ТА, 4х650-мм ТА, до 40 ед., ПЛУР "Водопад", КРМБ "Гранат", ПКР "Бирюза"

Вернуться назад
.