.
 
Главная Форум Галерея Контакты Правила Статистика RSS 2.0
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
     
   
«Чем больше удобств, тем меньше храбрости».
Суворов Александр Васильевич  
 
 

РЛС П-18 1РЛ131
Раздел: Вооружение РФ
 
РЛС П-18 1РЛ131РЛС П-18 1РЛ131 («Терек») мобильная радиолокационная станция для обнаружения воздушных объектов в метровом диапазоне волн.

История создания

Прототипом мобильной радиолокационной станции (РЛС) метрового диапазона волн П-18 1РЛ131 («Терек») является РЛС П-12НА, которая является модернизированным вариантом РЛС дальнего обнаружения самолетов П-12 («Енисей»). Последняя была разработана в 1954-1956 гг. в специальном конструкторском бюро СКБ-197 (впоследствии ОАО «Федеральный научно-производственный центр «Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники» - «ФНПЦ «ННИИРТ») под руководством главного конструктора Е.В. Буквалова. Станция была принята на вооружение в 1956 г. и серийно выпускалась ОАО «Нижегородский телевизионный завод им. В.И. Ленина» - ОАО «НИТЕЛ». При мощности в импульсе 180 кВт РЛС П-12 обеспечивала обнаружение самолетов на дальности около 200 км, летящих в диапазоне высот до 25 км.

Мобильная радиолокационная станция метрового диапазона волн П-18 («Терек», 1РЛ131) была создана на основе РЛС П-12МП путем перевода ее аппаратуры на новую элементную базу. Одновременно было проведено сопряжения РЛС с созданной к тому времени новой радиолокационной системой опознавания государственной принадлежности самолетов «Кремний-2М». После успешных испытаний новая РЛС П-18 1РЛ131 («Терек») в 1971 г. была принята на вооружение Советской армии.

Назначение и особенности

Назначение. Мобильная РЛС метрового диапазона волн П-18 1РЛ131 («Терек») предназначена для своевременного обнаружения и сопровождения воздушных объектов, в т.ч. выполненных по технологии «стелт», в пределах зоны видимости, определения государственной принадлежности и выдачи их координат (дальность, азимут) потребителям информации о воздушной обстановке.

Особенности. В отличие от прототипа (РЛС П-12), РЛС П-18 обеспечивает выдачу более точного целеуказания наземным средствам поражения воздушных целей, а также наведение истребительной авиации на самолеты противника. Кроме того, эта станция имеет улучшенную помехозащищенность от радиоэлектронных помех. В 1979 г. в комплект РЛС П-18 был введен новый запросчик, размещенный на самоходной отдельной автомобильной базе. Высокие технические характеристики, удобство эксплуатации, надежности и высокая мобильность обусловили большую известность РЛС П-18 и спрос на нее войсках России и за рубежом. Вся аппаратура РЛС размещена на самоходной базе двух автомобилей, на одном из которых размещается радиоэлектронная аппаратура с рабочими местами операторов, на втором - антенно-поворотное устройство (АМУ).

Основные характеристики РЛС П-18
 
Дальность обнаружения МиГ-21 (в помехах), км:  
-на высоте 500 м  до 60 (40)
-на высоте 10000 м  До 180 (90)
-на высоте 20000-27000 м  до 260 (170)
Точность определения координат:  
-по дальности, м  1400
-по азимуту, угл. мин.  47
Коэффициент подавления, дБ  
-активных шумовых помех .
-пассивных помех  20
Темп обновления данных, с .
Время развертывания, мин.  45
Потребляемая мощность, кВт  10
Расчет, чел.  4
Среднее время наработки на отказ, час.  140

Модернизация РЛС П-18

Для повышения тактико-технических и эксплуатационных характеристик РЛС П-18 (повышения точности измерения координат целей, улучшения помехозащищенности РЛС от активных и пассивных помех, надежности и продления ресурса) с целью соответствия современным требованиям и решения задач по предназначению в настоящее время разработаны варианты модернизации станции. Модернизация осуществляется путем замены существующего оборудования радиоэлектронной аппаратурой на новой элементной базе, которая устанавливается непосредственно в аппаратной кабине РЛС.

Общим для всех известных вариантов модернизации РЛС П-18 является то, что весь комплекс работ проводится на территории заказчика на основе использования монтажного комплекта. В результате создается практически новая современная РЛС разведки воздушных целей, способная эффективно контролировать воздушное пространство на требуемых рубежах в условиях активного радиоэлектронного противодействия со стороны противника. От своего прототипа модернизированная РЛС П-18, в первую очередь, отличается использованием новой элементной базы на основе твердотельной технологии, цифровой обработкой сигналов и радиолокационной информации, повышенной эффективностью средств защиты от радиоэлектронных помех в работе станции, автоматическим функциональным контролем и диагностикой работоспособности станции, современным оборудованием рабочих мест операторов, возможностью сопряжения с современными автоматизированными системами управления (АСУ), наличием средств документирования процесса боевой работы и радиолокационной информации.

В ходе модернизации станции используются: модульный принцип построения аппаратуры, существенно повышающий ее надежность и ремонтопригодность, дублирование, специализированные ЭВМ для цифровой обработки информации в режиме реального времени, современная высокоэффективной аппаратура защиты от активных и пассивных помех, другие достижения современной науки техники. При этом в аппаратуре реализуются современные алгоритмы работы и методы обработки радиолокационной информации (квазиоптимальные алгоритмы внутрипериодной и межпериодной обработки эхо-сигналов, их обнаружения и измерения плоскостных координат; защита от местных предметов и гидрометеообразований, дипольных и шумовых активных помех, снижение уровня ложных тревог, пеленгация постановщиков помех и др.). Аппаратура трассовой обработки информации на базе современных ЭВМ обеспечивает автоматическое сопровождение воздушных объектов (ВО) с большой производительностью.

Современная аппаратура обеспечивает захват целей на сопровождение в автоматическом и ручном режимах с минимальным уровнем ложной информации, в том числе и в условиях воздействия помех при автоматическом опознавании государственной принадлежности цели. Одновременно производится документирование всей необходимой информации на жестком магнитном носителе с возможностью ее воспроизведения на видеомониторе ЭВМ. Автоматизированная система контроля работоспособности РЛС обеспечивает функциональный контроль по обобщенным параметрам с индикацией технического состояния с достоверностью не менее 0.95 и непрерывный контроль ее технического состояния, автоматизированный поиск неисправности и ее локализацию с точностью до 1-3 типовых сменных элементов. Модернизированная РЛС имеет встроенный имитатор-тренажер, обеспечивающий имитацию полета воздушных объектов различных классов, в т.ч. групповых и маневрирующих, действующих в различных условиях обстановки. При тренировке обеспечивается документирование информации и действий расчета.

Основой монтажного комплекта являются: твердотельное передающее и приемное устройства, аппаратура защиты от помех, цифровой обработки информации, автоматического съема и передачи информации, отображения, управления и контроля на базе персональной ЭВМ, сопряжения. Аппаратура монтажного комплекта устанавливается взамен существующей в аппаратной машине, что обеспечивает восстановление ресурса всей РЛС не менее чем на 80%, а при совмещении модернизации с восстановительным (капитальным) ремонтом немодернизированной части аппаратуры - ресурс РЛС восстанавливается не менее чем на 90%. При проведении ремонтно-восстановительных работ на ремонтных предприятиях потребителей поставляется монтажный комплект, оказывается техническая помощь в проведении модернизации, производится обучение персонала.

Модернизированная РЛС П-18М (вариант ННИИРТ) метрового диапазона волн предназначена для обнаружения самолетов, вертолетов и других воздушных объектов, определения их текущих координат и выдачи информации о них. Создан ОАО «ФНПЦ «ННИИРТ». При сохранении облика базовой РЛС П-18 создана путем ее модернизации на основе использования монтажного комплекта, имеющего ресурс не менее 20-25 тыс. часов и срок службы 12 лет. Монтажный комплект устанавливается в аппаратной кабине РЛС вместо старой аппаратуры, а небольшие габаритные размеры позволяют осуществлять модернизацию станции непосредственно на территории заказчика.

В ходе работ вместо устаревшей элементной базы устанавливается твердотельное передающее устройство, вводится ряд систем (обработки радиолокационных сигналов на цифровых процессорах, автокомпенсации активной шумовой помехи, вторичной обработки, контроля и диагностики аппаратуры, отображения информации и управления) на базе универсальной ЭВМ, обеспечивается сопряжение с современными АСУ. Кроме того, в состав антенной системы вводятся дополнительные антенны для адаптивного подавления активных помех (устанавливаются на двух отдельных мачтах). В результате модернизации уменьшается объем, занимаемый аппаратурой, увеличивается надежность функционирования станции, повышается ее помехозащищенность, улучшаются точностные и эксплуатационные характеристики.

Сравнительные характеристики РЛС П-18 и П-18М
 
  П-18  П-18М
Дальность обнаружения МиГ-21, км:    
-на высоте 3000 м 110 110
-на высоте 10000 м 180 180
-на высоте 20000 м   260 до 270
Дальность обнаружения МиГ-21 при воздействии АШП плотностью 200 Вт/Мгц, км:    
-на высоте 3000 м - 88
-на высоте 10000 м  152
-на высоте 20000 м - 170
Точность определения координат:     
-по дальности, м   1400 250
-по азимуту, мин   47 25
Коэффициент подавления АШПЗ, дБ - 25
Точность пеленгования постановщика АШПЗ, град. 4 1
Коэффициент подавления отражений от местных предметов, дБ 20 более 45
Производительность, трасс - 120
Среднее время наработки на отказ, час. 140 800
Выходная информация аналоговая электронная
Перестройка частоты электромеханическая электронная
Потребляемая мощность, кВт 10 10
Мощность импульсная/средняя, Вт   200000/500 4500/450
Ресурс монтажного комплекта, час   - 20000-25000
Срок службы монтажного комплекта, лет - не менее 12

АШПЗ – активно-шумовая прицельно-заградительная помеха

Модернизированная РЛС П-18-2 (вариант НИТЕЛ) предназначена для решения, тех же задач, что и предыдущий вариант. Создан ОАО «НИТЕЛ» (г. Нижний Новгород) и ЗАО «Центр технического сотрудничества радиоэлектронного комплекса» (г. Москва). Этот вариант предусматривает значительное повышение защищенности РЛС от активных и пассивных помех за счет установки цифровой аппаратуры, перевод наземного радиолокационного запросчика (НРЗ) на новую элементную базу и обеспечение его работы в международной системе опознавания, замену электронно-вакуумной аппаратуры на твердотельными приборами с улучшенными эксплуатационными характеристиками.

В результате модернизированная РЛС П-18-2 способна в автоматическом режиме обрабатывать сигналы и формировать трассы движения воздушных объектов, обнаруживать и сопровождать постановщики помех, определять высоту целей, собирать и обрабатывать данные о воздушной обстановке, документировать обмен данными. Модернизация РЛС П-18 по этому варианту существенно повышает ее возможности по обнаружению в сложной помеховой обстановке существующих и перспективных воздушных объектов, в том числе выполненных по технологии «стелт» и продлевает ее эксплуатационный ресурс на 15-20 лет. Доработки РЛС П-18 и ее модификаций могут осуществляться поэтапно непосредственно в местах эксплуатации.

Модернизированная РЛС П-18-2 способна обнаруживать воздушные цели в условиях воздействия АШЗП с суммарной спектральной плотностью 200 Вт/МГц (создаются четырьмя постановщиками помех с дальности 200 км и высоты 10000 м) на дальностях 84, 150 и 162 км при высоте их полета 3000, 10000 и 20000 м соответственно. Коэффициент подавления активных шумовых помех, при соотношении помеха/шум 25-40 дБ, коэффициент подавления активной шумовой помехи составляет 23 дБ, подавления отражений от местных предметов – не менее 26 дБ и несинхронных помех – не менее чем в 20 раз.

Сравнительные характеристики РЛС П-18 и П-18-2
 
  П-18 П-18-2
Дальность обнаружения МиГ-21 при воздействии АШП плотностью 200 Вт/Мгц, км:    
-на высоте 3000 м - 84
-на высоте 10000 м - 150
-на высоте 20000 м - 162
Количество подавляемых помеховых направлений - 4
Зона работы в пассивных помехах, км  0-15 0-350
Количество одновременно сопровождаемых целей   10-15 120
Темп обновления данных, с   120-240 10
Коэффициент подавления отражений от местных предметов, дБ   20 30
Ошибки определения координат, км:    
-по плоскостным координатам не менее 3 0,4
-по высоте не менее 2 0,8
-по скорости, м/с - 20


Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
 




Последние сообщения с форума

Название темы Автор Статистика Последнее сообщение
Танки второй мировой

Тема в разделе: СССР

Algol

Просмотров: 7572

Ответов: 1

Автор: vazonov11

16-06-2014, 14:55

Навигация
 
Опрос
 
Необходимо ли России совместное ПРО с НАТО?

Да, сама Россия создать ПРО не может
Да, это повысит доверие между нами
Нет, любые альянсы с потенциальным врагом опасны
Нет, мы сами в состоянии создать ПРО

Информер
 
Сейчас на сайте: 2
Гостей: 2
Пользователи: 
- отсутствуют
Роботы: 
- отсутствуют

 Последние посетители: 

Популярное
 
Помощь
 

Яндекс.Деньги

Картой

Поделиться
 
Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |   Статистика   |   Поддержка

WEB студия Site Master | All Rights Reserved. © warshistory.ru 2009-2015